За обедом хлеб всему голова почему так. Что означает поговорка ” Хлеб всему голова”. Хлеб насущный зовет

Программное содержание: познакомить детей с профессией агронома, хлебороба, тракториста, комбайнера, пекаря; с предметами их деятельности. Формировать представления детей о том, как выращивают, пекут хлеб. Расширить представления, знания детей о том, как растет хлеб, о значении хлеба. Воспитывать интерес к труду взрослых и бережное отношение к хлебу.

Оборудование: стихи, пословицы, загадки о хлебе; настоящий хлеб на подносе; дидактическая игра "Профессии"; магнитофон; проектор; презентация.

Ход занятия

Ребята! Послушайте загадки:

"Рос сперва на воле в поле,
Летом цвел и колосился,
А когда обмолотили,
Он в зерно вдруг превратился,
Из зерна - в муку и тесто,
В магазине занял место".

"Мнут и катают, в печи закаляют,

А потом за столом нарезают ножом".

(Под русскую народную музыку выносится на подносе хлеб).

А вот и отгадка на загадки. Это хлеб. А почему, говорят, что хлеб - всему голова? Правильно, потому что без хлеба человеку трудно прожить; он не сможет полноценно завтракать, обедать, ужинать, если не будет хлеба. Как вы думаете, легко ли вырастить хлеб?

Выращивание хлеба очень сложный и трудоемкий труд, в нем участвуют люди разных профессий: агрономы, трактористы, комбайнеры, хлеборобы, пекари.

Агроном должен знать, какие зерновые культуры надо сеять на полях, в какие сроки начинать сев и уборку урожая, как удобрять землю. Он объясняет трактористу как боронить, сеять, пахать землю. А выращивают хлеб, ухаживают за ним хлеборобы.

Трактористы должны следить за техникой, во время ее починить, правильно эксплуатировать. Масса намолоченная комбайном содержит кусочки соломы, комочки земли. А в примесях содержится влага, от нее зерно может сгнить, т.е. может пропасть труд агронома, тракториста, комбайнера, хлебороба.

Чтобы этого не произошло, следующий этап работы - ток, где очищают зерно от примесей, просушивают. Далее зерно везут на элеватор, где оно хранится. По мере надобности зерно отправляют на мельницу, где из него получают муку. Оттуда мука поступает в хлебозаводы. Далее из муки делают тесто.

А как делают тесто? (ответы детей)

Его вымешивают с помощью машин, другие машины - автоматы делят тесто на порции, из которых выпекают булки, батоны, плюшки. В нашей стране хлеб выпекают в хлебозаводах. Затем отправляют хлеб в магазины.

Первая лепешка была получена из семян, которую человек растер в муку, смешав с водой, испек на раскаленных камнях.

Ребята! Как вы думаете, почему осенью, после того как убрали комбайны хлеб, на полях трактора пашут, боронят? Правильно, пашут и боронят землю потому, чтобы земля под снегом была мягкой, рыхлой, чтобы набрала она за зиму и весну как можно больше талой воды. А в это время колхозники готовят зерно к посеву, проветривают, просушивают.

(Проводится физкультминутка).

Ребята! А для чего нам нужен хлеб? Правильно, хлебом питаются люди, это самый главный и ценный продукт. Он составляет основу всего питания человека. Он проходит длинный путь: сев, уход, уборка урожая. Это огромный труд людей. Недаром говорят: "Хлеб - всему голова", "Хлеба ни куска, так и в тереме тоска".

А вы, ребята, какие знаете пословицы и поговорки о хлебе? (ответы детей)

А теперь послушайте и попробуйте объяснить значение этих поговорок:

"Худ обед, коли хлеба нет".

"Хочешь есть калачи, так не сиди на печи."

(ответы детей)

Проводится дидактическая игра "Профессии".

"Солнце чертит в небе полосы,
Птицы песню завели,
Созревай же колос к колосу,
Сладкий хлеб моей земли!"

Хлеб - это составная часть нашей пищи, без которой человек не сможет долго прожить. Поэтому к нему следует бережно относиться, т. е. не бросать на пол, не топтать.

Хлебу отводится особое место и в религиозных ритуалах разных народов. Для религиозных праздников готовят специальные виды хлеба: русский кулич, мексиканская фиеста, армянский лаваш. Хлебы, потребляемые в разных странах разные по своему составу, внешнему виду, способам приготовления. У некоторых - хлеб хрустящий, мягкий, у некоторых - ломкий, тонкий, но все люди мира знают, что "Хлеб - это наше богатство, достояние", и они с достоинством к нему относятся.

Я надеюсь, что и вы, ребята, тоже будете хорошо, бережно относиться к хлебу, беречь его, ценить, ведь недаром в народе хлеб звали уважительно и ласково "батюшка", "кормилец".

(Проводится физкультминутки).

На уроке рисования мы нарисуем рисунки "Откуда хлеб пришел". У нас получится целый альбом о хлебе, и выставим его, чтобы родители и гости могли увидеть, что мы знаем о хлебе, как к нему надо относиться, и не забывали, что "Хлеб - всему голова".

(Подводится итог занятия (закрепление материала)).

Вы теперь многое знаете о хлебе, о людях, которые его вырастили. Давайте сейчас попробуем хлеб, почувствуем его запах, вкус! (угощение детей хлебом).

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – Хотынецкая средняя общеобразовательная школа Хотынецкого района Орловской области

Исследовательский проект


ученица 2 г класса

Грибанова Арина

Научный руководитель:

Краснобородикова Н.С.

Хотынец

2016 год

Не напрасно народ
С давних пор и поныне
Хлеб насущный зовёт
Самой первой святыней.
Золотые слова
Забывать мы не вправе:
"Хлеб всему голова!" -
В поле, в доме, в державе!

I. Введение.

Есть в мире понятия, ценность которых ни в чём не измеряется. Это воздух, земля, вода, солнце. К ним можно отнести и хлеб, древний и вечно молодой продукт человеческого труда. «Хлеб – всему голова» - гласит народная мудрость. Без хлеба не обходится ни один скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол.

Актуальность моей работы в том, что в наш современный век, когда хлеб, сегодня всегда к нашим услугам: чёрный, белый, сдобный. Можно выбрать любой: круглый или формовой, ржаной или пшеничный. Изобилие хлеба, множество самых разных хлебобулочных изделий, а у нас нередко наблюдаешь картину, которая болью отзывается в сердце: брошенный хлеб, растоптанный в грязи ломоть, булочки в мусоросборнике. Это свидетельство безнравственного поступка. Следует помнить о том, что хлеб на нашем столе появляется благодаря нелёгкому труду людей 120 профессий.

Гипотеза исследования:

Если я узнаю, почему взрослые так ценят хлеб, то буду бережнее относиться к нему.

Цель исследования: узнать о значении хлеба в жизни человека.

Задачи исследования:

1. Изучить историю возникновения хлеба.

2. Узнать, почему хлеб называют хлебом.

3. Узнать, как хлеб приходит на наш стол.

4. Понять и оценить роль хлеба в годы Великой Отечественной войны.

5. Хлеб в литературных произведениях.

Ученые полагают, что впервые хлеб появился на земле свыше пятнадцати тысяч лет назад.

Слово «хлеб» имеет древнегреческое происхождение. Дело в том, что греки выпекали свой хлеб в специальных горшках, называемые «клибанос».

С древнейших времен выпечка хлеба на Руси считалась делом ответственным и почетным. Производство ржаного хлеба было большим искусством, оно основывалось на применении специальных заквасок, или квасов, секрет приготовления которых держался в строжайшей тайне и передавался из поколения в поколение.

На Руси выпечка хлеба считалась делом ответственным и почетным, а отношение к хлебу у русского народа во все времена было самое почтительное. «Хлеб - всему голова», «Хлеб на стол, так и стол престол, а хлеба ни куска - и стол – доска». В этих народных пословицах и поговорках отразилось любовное, бережное отношение русского человека к хлебу. Недаром его ласково называли: «Хлеб - батюшка», «Хлеб – кормилец». Его сравнивали с золотом, солнцем, самой жизнью. Хлеб берегли, в честь хлеба слагали гимны, хлебом встречали самых дорогих гостей. В качестве оберега хлеб клали в колыбель к новорожденному, брали с собой, отправляясь в дальнюю дорогу, чтобы он охранял в пути. От того, как обращаться с буханкой хлеба и каждым его куском, каждой крошечкой, считали на Руси, зависят здоровье,сила, удача и судьба человека.

Во все времена неуважение к хлебу приравнивалось к самому страшному оскорблению, какое можно нанести человеку. Детей учили ценить и беречь кусок хлеба как самое большое на земле богатство.

Хлеб наиболее сакральный (божественный) вид пищи, символ достатка, изобилия и материального благополучия. Осмысляется как живое существо или даже образ самого божества.

Сегодня в магазине можно купить хлеба, сколько хочешь, но было время, когда кусочек ржаного хлеба был дороже золота. Во время Великой Отечественной войны хлеб пекли из шелухи, травы, лебеды, отрубей, опилок. И вот такой хлебушек давали по маленькому кусочку 125г на весь день. Люди понимали, что хлеб – это их жизнь. Этот кусочек трудно было назвать хлебом, ведь в нем было всего лишь 5 граммов муки, остальное примеси.

В музее истории Санкт - Петербурга хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паёк для жителей осаждённого немцами города. А людям нужно было работать, нужно было жить, нужно было выжить – назло фашистам, назло бомбёжкам и обстрелу.

Живой – значит победа!

В дыму Ленинградское небо,

Но горше смертельных ран

Тяжёлого хлеба, блокадного хлеба

Сто двадцать пять грамм.

В годы тягот и лишений

Новый мир мужал и креп.

Шёл народ в огне сражений

За свободу и за хлеб.

Значит, правильны слова:

Хлеб - всей жизни голова!

Из словаря Ожегова я узнала, что хлеб - колосовые растения с мучнистыми зёрнами; пищевой продукт выпекаемый из муки; плоды, семена злаков, перемолотые в муку.

Откуда хлеб к нам пришёл?

Чтобы вырастить озимую пшеницу или рожь, в августе-сентябре в поле выходят тракторы. Они тянут за собой плуги, которые пашут землю.

Затем землю боронят, чтобы не было комочков.

В поле выходят тракторы с сеялкой, а за сеялкой тянутся по земле бороны.

Пройдет немного времени и над землей появятся маленькие зеленые всходы будущего хлеба.

Вскоре наступит зима и хлебное поле накроет пушистым снегом.

Весной снег растает, напоит почву влагой, и потянутся молодые всходы к солнышку.

На каждом стебельке появится колосок наполненный зернами.

Вот и созрел урожай. Начинается жатва. Выходят на поля комбайны.

После этого зерно везут на элеватор. Элеватор - это место для хранения зерна. По транспортерной ленте зерно отправляется на мельницу. Там его перерабатывают в муку.

С элеватора мука отправляется на хлебозаводы и пекарни, где из нее выпекают различные хлебобулочные изделия.

Обычный хлеб содержит в себе практически все питательные вещества, необходимые человеку. И что еще важно, хлеб обладает одним редким свойством – он никогда не приедается, никогда не может надоесть людям.

Заглянув в интернет я узнала, что выпекался хлеб обычно из традиционного сырья - ржаной муки (позже из пшеничной, ячменной), воды и соли, а в качестве закваски применялось спелое кислое тесто, содержащее молочнокислые бактерии.

Мама мне рассказала, что раньше хлеб пекли сами, а в магазинах его не продавали. Мне стало интересно: Как это сами?

И вот с мамы мы решили испечь хлеб в домашних условиях.

Приготовили муку, просеяли её через сито и положили в кастрюлю, добавили подогретую воду, дрожжи и замесили тесто. Поставили тесто в тёплое место, чтобы оно подошло. Когда тесто приготовилось, мы выложили его в форму для выпечки и поставили в духовку. Через 45 минут хлеб готов, да ещё какой вкусный!!! Оказывается это целое искусство испечь хлеб.

Но сейчас хлеб на любой вкус пекут тысячи хлебозаводов. У нас в поселке также есть завод по выпечке хлеба. Чтобы узнать как выпекают хлеб специалисты, мы отправились на хлебозавод на экскурсию. Технолог поэтапно рассказала мне процесс выпечки хлеба:

На первом этапе происходит приём сырья (муки, дрожжи, соль, сахар) . В лаборатории проводят анализ качества сырья.

Затем качественное сырьё поступает в производство.

Из сырья замешивают тесто в тестомесильной машине.

Потом тестоделитель делит тесто на куски.

Затем происходит процесс округления тестовых заготовок (тесто увеличивается в объёме и получается форма готового изделия).

Перед выпечкой происходит отделка продукта (например смазка, нарезка на батонах, делаются для того, чтобы вышел углекислый газ, чтобы корка была мягкой).

И наконец, процесс выпечки в огромных печах, где батоны выпекают - 23 минуты, а Дарницкий хлеб - 58 минут.

Затем по конвейеру хлеб поступает на участок упаковки, где каждое изделие в специальной машине заворачивается в пакет, но можно обойтись и без упаковки, тогда хлеб укладывают на поддоны и отправляют в магазины, где мы его и покупаем.

По телевизору из программы «Здоровье» я узнала, что хлеб полезен для здоровья и детей и взрослых. В нём нет консервантов, он натуральный на 100 процентов продукт.

Хлеб сочетается практически с любой пищей, закусками, напитками. Он содержит в себе все питательные вещества необходимые человеку: до 56 процентов углеводов, 5-8 процентов белков, минеральные вещества, клетчатку.

Хлеб - это не только пища человека, но и его духовная пища. Много народ сложил пословиц и загадок про хлеб.

Изучив художественную литературу, литературные источники народного творчества людей, я поняла какое огромное значение придают люди хлебу.

    Заповеди русского народа о хлебе:

    При молодом и стареющем месяце нельзя начинать посевов: «Добро сеять при полном месяце!» Хотя хлеб, посеянный в новолуние, растёт и зреет скоро, но колос не будет богат зерном. И наоборот, «полнолунный хлеб» растёт тихо и стеблем короток, но зато обилен полновесным зерном.

    Если солнышко закатилось – не починай новой ковриги, а то хлеб будет нехорош, да и всё хозяйство может прийти в упадок.

    Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, ещё большим – растоптать эту крошку ногами.

    Не из-за скупости подбираются все крошки за столом, а из-за почтительного отношения к бесценному продукту.

    Пословицы и поговорки о хлебе:

    В долгах - не деньги, в снопах – не хлеб.

    Без сохи и бороны и царь хлеба не найдёт.

    Без ножа хлеба не отрежешь.

    Был бы хлеб, а у хлеба люди будут. .

    Хлеб – батюшка, земля – матушка.

    Хлебушко - калачу дедушка.

    Без соли, без хлеба – половина обеда.

    И др.

    Загадки о хлебе:

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и чёрный, он и белый,

А бывает подгорелый. (Хлеб)

Бела беляна

По полю гуляла,

Домой пришла –

В сусек легла. (Мука)

Не море, а волнуется.

(Хлебное поле)

Ты не клюй меня, дружок,

В землю тёплую уйду,

К солнцу колосом взойду.

В нём тогда, таких как я,

Будет целая семья. (Зерно)

Вырос в поле дом.

Полон дом зерном.

Стены позолочены.

Ставни заколочены.

Ходит дом ходуном

На столбе золотом. (Колос)

    Фразеологические обороты:

    Не хлебом единым жив человек.

    Отбить хлеб.

    Хлеба и зрелищ.

    Хлебом не корми.

    Хлебная слёзка.

    Даром хлеб есть.

    Перебиваться с хлеба на квас.

    «Хлеб наш насущный даждь нам днесь» (хлеб,

нужный для существования, дай нам на сей день)

(из молитвы в Евангелии).

    Водить хлеб – соль.

    Алевтина Вунберова
    Сочинение «Хлеб всему голова»

    Теплый, золотистый.

    В каждый дом,

    На каждый стол –

    Он пожаловал – пришел.

    Здоровье, наша сила,

    Чудесное тепло.

    Сколько рук

    Его растило,

    Охраняло, берегло!

    Эту отгадку знают конечно же все : взрослые и дети. Давайте поговорим о хлебе .

    Хлеб -это продукт человеческого труда, это символ благополучия и достатка. Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будни, и в праздники. Без него не обходится ни один приём пищи.

    Откуда к нам пришел этот продукт?

    Ученые полагают, что впервые хлеб появился на земле свыше пятнадцати тысяч лет назад. С окончанием ледникового периода в мире произошли коренные изменения. Растения и животные распространились далеко на север. В благоприятных условиях быстро росло население. Рост населения и истощение охотничьих угодий приводили к большей зависимости сначала от сбора дикорастущих растений, а затем от специально выращенных.

    Древние люди заметили, что брошенное в землю зерно возвращает несколько зерен, что на рыхлой и влажной земле вырастает больше зерен. Исследования показывают, что первые культурные растения были совсем не похожи на своих современных потомков. Но древние земледельцы с самого начала занимались селекцией – отбором крупных и выносливых растений. Постепенно урожаи становились лучше, а земледелие более стабильным и надежным способом пропитания, чем охота и собирательство. Земледелие по сравнению с охотой и собирательством требовало больших усилий : вспашка земли, посев, прополка и сбор урожая на полях делались вручную и занимали все свободное время первых земледельцев. Когда древний человек с великим трудом взрыхлил землю, посеял зерно, собрал урожай и испек из него хлеб , тогда он обрел и родину.

    Долгое время люди употребляли в пищу зерна в сыром виде, затем научились растирать их между камнями, получая крупу, и варить ее. Так появились первые жернова, первая мука, первый хлеб .

    Первый хлеб имел вид жидкой каши. Она и является прародительницей хлеба . Ее в наше время еще употребляют в виде хлебной похлебки в некоторых странах Африки и Азии. У дикорастущей пшеницы зерна с трудом отделялись от колоса, и чтобы облегчить извлечение их, древние люди сделали еще одно открытие. К тому времени человек уже научился добывать огонь и применял его для приготовления пищи. Было подмечено, что подогретые зерна легче отделяются от колосьев. Собранные злаки начали нагревать на разогретых камнях, которые помещали в вырытые для этого ямы. Случайно человек обнаружил, что если перегревшиеся (или поджаренные) зерна, раздробить и смешать с водой, каша получается гораздо вкуснее той, которую он ел из сырых зерен. Это и было вторым открытием хлеба .

    Примерно шесть с половиной – пять тысяч лет назад человек научился возделывать и культивировать пшеницу и ячмень. В то время изобрели ручные мельницы, ступки, родился первый печеный хлеб . Археологи предполагают, что однажды во время приготовления зерновой каши часть ее вылилась и превратилась в румяную лепешку. Своим приятным запахом, аппетитным видом и вкусом она удивила человека. Тогда-то наши далекие предки из густой зерновой каши стали выпекать пресный хлеб в виде лепешки . Плотные не разрыхленные подгорелые куски бурой массы мало напоминали современный хлеб , но именно с того времени и возникло на земле хлебопечение .

    Путь его начинается ранней весной, когда на поля выходят машины. У человека, ведущего машину, много работы : нужно поле вспахать, разрыхлить землю – быстро подготовить ее для посева семян. Пословица гласит : «Весенний день – год кормит» . Через некоторое время на поле работают другие машины. Чтобы быстро засеять огромные поля используют сеялки.

    Прежде чем посеять пшеницу, зерно проверяют на всхожесть. Сортируют на специальных машинах, их называют сортировальными машинами. Для посева нужны средние, нормальные зернышки. Все злаки бывают яровые и озимые. Яровые сеют весной и убирают осенью. Озимые сеют в августе – сентябре, а убирают в июне – июле, они дают большой урожай.

    На поле зерна прорастают, появляются всходы. Летом все поле в колосьях. Когда приходит осень, колосья становятся золотыми. Хлеб созрел . Пришла пора собирать урожай. И снова в поле вышли машины. Это комбайны.

    А потом зерно на машинах везут на элеватор, где сохраняют его от холода, от сырости, от вредных жучков.

    Из пекарни на специальных машинах готовый хлеб везут в магазины .

    А из магазинов хлеб попадает к нам на стол в виде огромного многообразия хлебобулочных изделий (более 100 сортов хлеба , печенье, кексы, булочки, пирожки, праздничные куличи, сухарики и т. д.)

    Вот и не задумываемся мы, каким длительным был путь хлеба к нашему столу . Хлеб надо беречь , не оставлять недоеденные куски, не выбрасывать их. Сколько человеческого труда вложено в каждую буханку ржаного хлеба , в каждый каравай пшеничного. Уважайте труд сельчан! Без хлеба нет жизни на земле !

    Не напрасно народ

    С давних пор и поныне

    Хлеб насущный зовет

    Самой первой святыней.

    Золотые слова

    Забывать мы не вправе :

    Хлеб всему голова ! –

    В поле, в доме, в державе!

    В пословицах и поговорках часто слышна ирония. Однако есть такая их категория, в которой это кажется неуместным. Про серьезные вещи и говорят в народе серьезно. Про работу, про родину, про хлеб. Пословицы на такие темы воспитывают ответственность за себя, свою семью, свою землю.

    • Русский мужик хлеб-соль водит.
    • Хранят каравай для обеда, а мудрое слово - для ответа.
    • Если в поле не потопаешь - дома пирога не полопаешь.
    • До чего доплясались - без хлеба остались.
    • Если пахать не лениться, то хлеб родится.
    • В поле отвезешь навоз - жди обратно жита воз.
    • Голодный кум - только хлеб идет на ум.
    • Лучше есть хлеб с водой, чем мясной пирог с бедой.
    • Коли землю не уважать, она хлеб перестанет рожать.

    Люди мастеровые, которые зарабатывали ремеслом, сложили свои пословицы и поговорки про хлеб. В их устах он - символ достатка, зажиточности:

    • Ремесло хлеба не просит.
    • Есть ремесло в руках - есть краюха в зубах.
    • Науку освоишь - себя и семью прокормишь.
    • Не всяк пашет, да каждый свой хлебушко ест.
    • Москва хлеб не молотит, да больше всех его съедает.

    Пословицы про хлеб для детей

    Детки пока не могут понять, что такое остаться в блокаду без еды. И хорошо. Есть много пословиц, которые воспитывают уважение к хлебу. Прежде всего это труд, который положен на его создание. Тут и забота о посевах, и тяжелое время жатвы, и обмолот, и сохранение зерна в закромах.

    • Хлеб на землю не бросают.
    • Коли хлеб ногами топтать, то всему народу голодать.
    • Голодный рад и горбушке, а сытый и меду не рад.
    • Легко хлебушек съедается, да нелегко достается.
    • Землю потом поливать - хлебца досыта едать.
    • Для жизни главное - хлеб, все остальное - к нему дополнение.

    Сколько прошло времени с тех пор, как человек собрал первый урожай пшеницы и выпек первый каравай, а работа эта все продолжается. Лошадей заменил трактор, но все равно работа хлебороба остается тяжелой.

    Прибаутки, поговорки про хлеб

    Пока детки маленькие, они слышат много припевок от мамы и бабушки. Вместе отпускают на небо божью коровку, уговаривают малыша покушать и укладывают спать - все с поговорками и прибаутками. Есть среди них и про хлеб. Пословицы об окружающих его предметах маленький человек слышит с детства.

    • Божья коровка, улети на небо, принеси мне хлеба, черного и белого, только не горелого.
    • Каравай-каравай, кого хочешь выбирай.
    • Ой ты, аист-батюшка, принеси нам мальчика. Дам тебе оладушка, дам тебе калачика.
    • Мышка-норушка по полу спешила, хлебца краюшку в норку затащила.
    • Мы кусочек хлебца не дадим теленку, а дадим Ванюше, нашему дитенку. Ваня хлебец будет кушать, Ваня сказку будет слушать.
    • Спи скорее, мой сынок. Не ложись на левый бок. Придет Котенька-коток, принесет нам коробок. Хлеба там лежит кусок, он завернут в лоскуток. Будет Котя ночевать, Ване сказки сочинять. А за это мы ему набьем полную суму: дадим кринку молока да кусочек пирога.

    Так с молоком матери впитывается уважение к хлебушку, имеющему большое значение для людей.

    Приговорки

    Работая, наблюдая за погодой, размышляя о лучшем обустройстве дел, люди произносят разные приговорки. Про хлеб пословицы, про погоду приговорки - без этого нет родной речи.

    • Май холодный - год хлеборобный.
    • Безснежная зима - бесхлебное лето.
    • Сала шматок да хлеба кусок.
    • Хлеб да каша - пища наша.
    • Хлеба и зрелищ.
    • Хлебом не корми, дай поглумиться над людьми.
    • Где хлебный край, там и под кустом рай.
    • Ташкент - город хлебный.
    • С хлеба на квас перебиваемся.

    Хотя эти поговорки сложены давно, они не выходят из употребления. Их значение, прямое и переносное, прочно вошло в жизнь людей. Малыш подрастет и тоже начнет их употреблять. А как же - приговорки для него станут родными, домашними. Читайте деткам пословицы, и русский язык не обеднеет.

    Надежда Порошенко
    Занятие по социальному миру «Хлеб - всему голова»

    Тема : Хлеб – всему голова .

    Задачи : расширять знания детей о значении хлеба в жизни человека ; показать, каким трудом выращивается хлеб и появляется на столе; воспитывать у детей бережное отношение к хлебу и уважение к людям , которые вырастили хлеб .

    Дети : Хлеб .

    Воспитатель : Да, верно. Мы с вами поговорим о нём. Хлеб , хлебушко с румяной корочкой , мягкий и душистый. Он – самый главный на столе.

    Воспитатель : Посмотрите, как много хлебобулочных изделий ! Назовите их.

    Дети : Хлеб , батон, булка, бублики, пирожки, печенье, сухари, ватрушки и т. д.

    Воспитатель : Ребята, такое разнообразие хлебобулочных изделий было не всегда. Когда – то человек попробовал жевать зерна, они показались ему очень вкусными. Затем люди научились растирать зерна, они показались ему очень вкусными. Затем люди научились растирать зерна камнями и получать муку, из муки месить тесто. Хлеб был грубым и тяжелым, не таким вкусным, как сегодня. Затем стали печь хлеб из заквашенного теста.

    Без хлеба не обходилось ни одно застолье. Он всегда и везде пользуется почетом и уважением. Гостя на Руси встречали всегда хлебом и солью . Даже пословицы сложили. Всем знакомые слова : «Хлеб – всему голова , «Худой обед, коли хлеба нет » , «Будет хлеб . будет и обед» , «Хлеб на столе , так и стол – престол, а как хлеба ни куска , то и стол – доска».

    С давних пор уважение к хлебу выражалось в таких словах, как : «Хлебушко » , «Хлебец » . Отрезая ломоть, прижимали хлеб к груди . Оставшиеся крошечки никогда не выбрасывали, а собирали в кучку, делали мякиш и клали в рот.

    Сегодня в магазине можно купить хлеба , сколько хочешь, но надо с уважением относиться к каждому кусочку, не покупать лишнего и не выбрасывать хлеб . Ведь выращивать очень трудно, и долгий путь проходит маленькое зернышко, что бы попасть к нам на стол пышным караваем.

    Воспитатель : А как вы понимаете выражение «Хлеб – всему голова » .

    Воспитатель : Ребята, я предлагаю вам просмотреть презентацию «Хлеб – всему голова » , которая поможет вам ответить на этот вопрос.

    Ответы детей : даже если нет никакой пищи кроме хлеба , то голодным не останешься ; хлеб исконная еда россиян.

    Воспитатель : Теперь мы знаем, ребята, не только о том, как хлеб появился у нас на столе, но и люди каких профессий выращивают хлеб , какие машины помогают нам в этом. Давайте вспомним еще раз. Какие профессии вы узнали?

    Дети : Агроном, хлебороб , тракторист, пекарь, шофер.

    Воспитатель : Хорошо. Молодцы. А какие сельскохозяйственные машины вам теперь знакомы?

    Дети : Трактор, комбайн, сеялка, грузовик.

    Воспитатель : Замечательно. Со всеми вопросами вы справились. Давайте теперь немного отдохнем и проведем физкультминутку.

    Воспитатель : А сейчас давайте присядем и отдохнём. Послушаем стихотворение С. Михалкова «Булка» .

    Включается грустная музыка.

    Воспитатель : «Три паренька по переулку, играя, будто бы в футбол,

    Туда – сюда гоняли булку, и забивали ею гол.

    Шёл мимо незнакомый дядя, остановился и вздохнул,

    И на ребят почти не глядя, к той булке руку протянул.

    «Ты кто такой?» — спросили дети, забыв на время про футбол.

    «Я – пекарь!» — человек ответил и с булкой медленно ушёл.

    Даже не верится нам с тобою, что кто-то сорит чудом земли.

    Сердце за хлеб обливается болью , когда он лежит в придорожной пыли».

    Дети отвечают.

    Воспитатель : Да, хлеб надо беречь , он – наше богатство, бережно к нему относиться, не выкидывать хлеб , брать столько, сколько сможешь съесть, не крошить хлеб за столом . Хлеб выращивать очень трудно. И долгий путь проходит маленькое зернышко, чтобы попасть к нам на стол пышным караваем. Хлеб вкусный и полезный , в нем наше здоровье и сила.

    1. Дети читают наизусть стихи.

    Хлеб наш берегите ! (Настя)

    Хлебом не сорите !

    Хлеб наш уважайте !

    С хлебом не играйте !

    Хлеб выбрасывать нельзя !

    Берегите хлеб , друзья!

    2. С огурцами ли, с картошкой, (Настя)

    Надо хлеб съедать до крошки .

    Потому что много сил

    Тратит тот, кто хлеб растил .

    Хлеб растят с любовью-

    Ешьте на здоровье.

    3. Вот он – хлебушко душистый (Карина)

    С хрусткой корочкой витой,

    Вот он – теплый, золотистый!

    Словно солнцем залитой!

    В каждый дом, на каждый стол

    Он пожаловал-пришел.

    В нем – здоровье наше, сила,

    В нем – чудесное тепло;

    Сколько рук его растило,

    Охраняло, берегло!

    Ведь не сразу стали зерна

    Хлебом – тем , что на столе,

    Люди долго и упорно

    Потрудились на земле.

    В нем – земли родимой

    Солнца свет веселый в нем.

    Уплетай за обе щеки –

    Вырастай богатырем!

    4. Зёрна наших дней, светитесь (Женя)

    Позолотою резной!

    Говорим мы : «Берегите.

    Берегите Хлеб родной…

    Не мечтали мы о чуде.

    К нам с полей живая речь :

    «Берегите хлеб , вы – люди!

    Научитесь хлеб беречь ».

    5. В каждом зёрнышке пшеницы (Даша)

    Летом и зимой

    Сила солнышка хранится

    И земли родной.

    И расти под небом светлым,

    Строен и высок,

    Словно Родина бессмертный,

    Хлебный колосок .

    6. Слава миру на земле ! (Миша)

    Слава хлебу на столе !

    Слава тем, кто хлеб растил

    Не жалел трудов и сил!

    Слава им, привет от нас,

    В добрый день, счастливый час!

    Воспитатель : Посмотрите, ребята, еще раз на картинки и вспомните, какой длинный

    трудный путь проходит зернышко, прежде чем попадет к нам на стол хлебом .

    Как много людей трудятся, чтобы мы каждый день ели свежий хлеб . Вот

    почему, ребята, я всегда говорю вам : «Хлеб надо беречь Это настоящее

    богатство нашего народа, нашей страны. Хлеб всегда считался главным

    блюдом на столе : в старину без него и за стол не садились. Считалось, что

    если в доме есть хлеб , то голод не страшен .

    Воспитатель : Что нового вы сегодня узнали?

    Ответы детей

    Воспитатель : Хотите напоследок поиграть в игру? Вы должны быть очень внимательны.

    продукта, который делают из муки, хлопайте в ладоши. Если же он не из

    муки, стойте тихо.

    В булочной у нас баранки,

    Булки, бублики, буханки,

    Пирожки, батоны, плюшки,

    Ии плетенки, и ватрушки,

    Курабье, бисквит, печенье,

    Бутерброды, чай с вареньем,

    Много пряников, конфет,

    6Пастила есть и щербет,

    И пирог с начинкой сладкой,

    И полено, и помадка…

    Называйте, не стесняйтесь,

    Выбирайте, угощайтесь!

    Воспитатель : Вот теперь можно вволю насладиться хлебушком и всем тем , что пекари из

    муки испекли.

    Занятие заканчивается чаепитием.

    Классный час на тему «Хлеб — всему голова» разработан для учеников 2-3 классов. В сценарии содержится кроссворд о профессиях, связанных с выращиванием и приготовлением хлеба; история слова «Хлеб»; пословицы и поговорки о хлебе; традиции и приметы; видеоролик «Как пекут хлеб»

    Тема: «Хлеб — всему голова»

    Цель: Создать условия для формирования знаний о хлебе.

    Задачи: Образовательная: расширить знания о пользе хлеба, о его ценности, о тяжёлом труде хлебороба;

    Развивающая: расширять кругозор учащихся, их словарный запас;

    Воспитательная: воспитывать бережное отношение к хлебу.

    Ход занятия:

    Мальчишка примерно 13-ти лет

    Бежал и ногою подбрасывал хлеб.

    В него словно в мячик мальчишка играл,

    Забрасывал в лужи и снова пинал.

    О чем это стихотворение?

    Почему так нельзя обращаться с хлебом?

    Как вы поступаете с недоеденным хлебом?

    Что вы знаете о хлебе?

    Как вы думаете о чем будет наш урок?

    Давайте сегодня наш урок посвятим хлебу и узнаем почему люди так берегут и ценят хлеб? А в народе говорят «Хлеб — всему голова »

    А поможет нам в этом герой русской народной сказки, которую вы угадаете сами

    Формой он похож на мяч.
    Был когда-то он горяч.
    Спрыгнул со стола на пол
    И от бабушки ушел.
    У него румяный бок…
    Вы, узнали? …. (Колобок)

    Колобок много мог бы рассказать о хлебе, но он не умеет разговаривать, поэтому он будет направлять нас и помогать.

    Ребята, а вы знаете Как появился хлеб?

    Издавна кормит людей матушка-земля. Во времена, когда люди еще не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля сама для них припасла: ягоды, грибы, орехи. Но однажды человек принес в корзинке несколько зернышек. Долгое время люди употребляли зёрна в сыром виде, затем научились их растирать между камнями, получая крупу, и варить её. И вот однажды в одной из каменных пещер человек оставил горшок с пшеничной кашей у огня. Горшок не выдержал жара и лопнул. Грохот разбудил человека. Он подбежал к костру и увидел, что еда превратилась в камень. Когда же этот камень остыл, и человек очистил его, он вдруг почувствовал незнакомый запах. Отведав кусочек нового кушанья, человек зажмурился от удовольствия Ученые полагают, что хлебу свыше 15 тысяч лет,

    Почему хлеб стал называться именно так

    Слово «хлеб» произошло от старонемецкого языка и сохранилось слово «хлайб», специальный посуд для выпечки (Работа со словарем)

    1 задание Совтавьте цепочку как делали хлеб на Руси в более поздние времена

    Пахали землю

    Сеяли зерно

    Косили косой

    Молотили цепами

    Мелят на мельнице муку

    Пекут хлеб

    Заметьте, что все делалось руками, без помощи различной техники.

    Так как в изготовление хлеба было вложено много труда, в народе сложились разные традиции, связанные с хлебом Сегодня было д/з на опережение. И о традициях нам расскажет 1 группа

    Традиции

    Хлебом- солью встречали самых дорогих гостей

    Хлеб – символ достатка, изобилия и материального благополучия. Хлеб на столе символизирует достаток дома, постоянную готовность к приему гостя.

    Хлеб используют в качестве оберега: клали в колыбель,чтобы малыш рос здоровым и счастливым. брали с собой в дорогу, чтобы он охранял в пути,

    Хлеб выносили на улицу при приближении грозы, чтобы защитить посевы.

    Хлеб брали, когда отправлялись свататься, с хлебом и солью встречали гостя и молодоженов из церкви после венчания, угощали им весь двор в различных обрядовых ситуациях.

    Считалось самым большим грехом уронить хотя бы крошку хлеба, а еще страшнее растоптать ее.

    В день свадьбы невесту и жениха обсыпали хлебными зернами, чтобы жизнь их была богата..

    С хлебом было принято провожать на фронт и встречать солдат с войны.

    Роль хлеба в годы Великой Отечественной войны.

    Наше поколение живет в мирное время. Но еще живы те люди, кто испытал ужасы войны. что в голодающем городе люди в поисках хотя бы крошки хлеба вскрывали дощатые полы. Между хлебом и жизнью стоял знак равенства. В музее Ленинграда сохранился тоненький ломтик блокадного хлеба. Посмотрите на такой же ломтик. Его выдавали людям на весь день. это был не просто хлеб – это была сама жизнь

    В годы войны Муки не хватало, в тесто добавляли отруби, жмых, солод и даже обойная мука. кора деревьев семян лебеды в целях экономии.. Люди, пережившие войну, берегут каждую крошку и никогда даже маленький кусочек не выбрасывают.

    В дыму ленинградское небо.

    Но горше смертельных ран

    Тяжёлого хлеба,

    Блокадного хлеба

    В годы тягот и лишений

    Новый мир мужал и креп,

    Шёл народ в огне сражений

    За свободу и за хлеб.

    Значит, правильны слова:

    Хлеб – всей жизни голова!

    Видео О. Воронец Хлеб всему голова.

    знаете как хлеб называется у разных народов и об этом нам расскажет 2 группа Хала -Израиль, Симит (Турция) , Лаваш (Армения), Фокачча (Италия),Бриош багет(Франция), Пумперникель (Германия), Калач (Россия)

    Физкультминутка

    А вы знаете, как хлеб приходит к нам на стол?

    Забежишь в магазин и через минуту выходишь с хлебом. Мы каждый день его видим на столе. Без него мы даже не представляем обед или завтрак. А ведь и в наше время непросто приходит он к нам на стол.

    Хлебный каравай начинается с зернышка. На выпечку лишь одного батона уходит 1200 зерен.

    ИЗ каких злаков делают хлеб: пшеница Рожь, овес, ячмень, кукуруза. просо

    Как вы думаете сколько людей разных профессий вложили свой труд в одну буханку хлеба? Правильно, 120 профессий.

    Изготовление хлебе в наст время а основные профессии вы назовете сами. На столах у вас кроссворд. Разгадайте его самостоятельно.

    Ключевое слово хлебороб

    Кто такой хлебороб — крестьянин, земледелец, выращивающий хлеб

    Как пекут хлеб (видео)

    В настоящее время очень много споров

    Вреден или полезен хлеб? В мире очень много полных людей и считается, что от хлеба полнеют. Он вреден в больших количествах, и при малоподвижном образе жизни. В питании детей продукты из зерновых культур занимают очень важное место.

    Так, белки нам дают иммунитет, отвечают за рост организма;

    углеводы – энергию,

    а минеральные вещества берегут здоровье.

    Он еще содержит незаменимые аминокислоты, которые отвечают за работоспособность. В

    хлебе содержится фосфор, магний, железо, цинк.

    Даже если хлеб зачерствеет, он все равно пригоден для употребления в пищу. Хлеб никогда не приедается, не надоедает – таково его удивительное свойство.

    Ребята, а вы знаете, сколько тонн хлеба съедает человек за 60 лет?
    Человек за 60 лет съедает 30 тонн пищи, около половины её составляет хлеб.

    Хлеб воспевали многие поэты писатели музыканты, художники и об этом нам расскажет 3 группа

     Картины:

    Сказки и рассказы : Паустовский «Тяжелый хлеб»

    Сказка колобок

    К.Д.Ушинский «Хлеб»

    Белорусская сказка « Легкий хлеб»

    Стихи о хлебе

    Пословицы и поговорки про хлеб. Кроме традиций придуманных людьми есть очень много пословиц о хлебе. У вас на столах есть карточки надо собрать пословицу

    Многие пословицы о хлебе учат гостеприимству, добрососедству и

    взаимовыручке. Вот несколько из них.

    Земля – матушка, а хлеб – батюшка.

    Хлеб да вода – богатырская еда.

    Без хлеба и медом сыт не будешь.

    Сытый считает звезды на небе, а голодный думает о хлебе.

    Будет хлеб, будет и песня!

    Без хлеба куска везде тоска.

    Давайте вернемся к теме урока

    Объясните смысл пословицы Хлеб — всему голова Хлеб главный на столе, ни один стол, ни богатый ни бедный не обходится без хлеба. Люди выживали ради хлеба

    Что нового узнали на уроке?

    Проведенное исследование открыло для нас много нового. Мы узнали, как долог и труден путь хлеба к нашему столу. Узнали, что хлеб очень полезен, в нем содержатся почти все питательные вещества, необходимые человеку. И только благодаря кусочку хлеба многие люди смогли выжить в годы ВОВ. Мы поняли, почему люди с давних времен свято почитали и ценили хлеб.

    Давайте вспомним стихотворение, которое я прочитала в начале урока. А теперь скажите, чтобы вы сказали такому мальчику?

    Снимите очки и захлопните книжку!

    Я очень прошу – урезоньте мальчишку!

    Остановите! Ему объясните!

    Пусть он запомнит на тысячу лет,

    Что самое главное в жизни – хлеб!

    Если вам понравился урок – нарисуйте улыбку

    Если не очень- мордочку без эмоций

    Если было не интересно – грустный ротик

    Отправим наших колобков на полянку