Почему казнь через отрубание головы считалась благородной. О чем думает отрубленная голова человека? Когда отрубают голову что чувствует

В результате медицинского исследования, проведенного в 1983 году, был сделан вывод, что независимо от того, насколько быстро проводится казнь, при потере человеком головы неизбежны несколько секунд боли. Даже при использовании гильотины, которая считается одним из самых «гуманных» средств обезглавливания, нельзя избежать сильной боли, которая будет продолжаться не менее 2–3 секунд.

Было много случаев, когда после удара палача голова казненного человека еще продолжала «жить». Например, в 1905 году был проведен ужасный эксперимент, когда французский врач назвал казненного мужчину по имени через несколько секунд после того, как тот был обезглавлен. В ответ на лице у отрубленной головы поднялись веки, зрачки сфокусировались на докторе, и через несколько секунд глаза закрылись вновь. Доктор заявил, что, когда он повторил имя казненного вновь, еще раз повторилось то же самое, и лишь на третий раз голова никак не отреагировала на его слова.

Конечно, от мастерства палача зависит то, насколько сильную боль будет испытывать казненный. При казни шотландской королевы Марии Стюарт в 1587 году палач нанес 3 удара, чтобы отрубить голову, и даже после этого ему пришлось завершить свою работу с помощью ножа.

Как работает «мозгопочта» - передача сообщений от мозга к мозгу через интернет

10 тайн мира, которые наука, наконец, раскрыла

10 главных вопросов о Вселенной, ответы на которые учёные ищут прямо сейчас

8 вещей, которые не может объяснить наука

2500-летняя научная тайна: почему мы зеваем

3 самых глупых аргумента, которыми противники Теории эволюции оправдывают своё невежество

Можно ли с помощью современных технологий реализовать способности супергероев?

Атом, люстр, нуктемерон, и ещё семь единиц времени, о которых вы не слышали

Согласно новой теории, параллельные вселенные могут существовать в действительности

Любые два предмета в вакууме будут падать с одинаковой скоростью

Продолжает ли мозг жить и воспринимать окружающий мир еще несколько минут после того, как голова мгновенно слетает с плеч, как, например, на гильотине?

В среду исполнилось 125 лет с момента последней казни через отрубание головы в Дании, и в связи с этим от читателя поступил жуткий вопрос: Умирает ли человек мгновенно, когда ему отрубают голову?

«Я просто однажды слышала, что мозг умирает от потери крови лишь через несколько минут после отрубания головы, то есть люди, казненные, например, на гильотине, в принципе могли „видеть" и „слышать" окружающую обстановку, хотя уже и были мертвы. Правда ли это?» — спрашивает Анетт.

Мысль о возможности увидеть собственное безголовое тело в ком угодно вызовет содрогание, и на самом деле этот вопрос возникал еще несколько сотен лет назад, когда в качестве гуманного способа казни после Французской революции стали применять гильотину.

Отрубленная голова покраснела

Революция была настоящей кровавой баней, в ходе которой с марта 1793 года по август 1794 отрубилио 14 тысяч голов.

И именно тогда впервые был поднят вопрос, заинтересовавший нашу читательницу, — это случилось в связи с казнью на гильотине приговоренной к смерти Шарлотты Кордэ (Charlotte Corday), женщины, убившей лидера революционеров Жана-Поля Марата.

После казни пошли слухи, что когда один из революционеров достал ее отрубленную голову из корзины и отвесил ей пощечину, то лицо исказилось от гнева. Были и такие, кто утверждал, что видели, как она покраснела от оскорбления.

Но могло ли такое произойти в действительности?

Мозг может немного прожить

«Покраснеть она в любом случае не могла, так как для этого нужно кровяное давление», — говорит профессор зоофизиологии Тобиас Ванг (Tobias Wang) из Орхусского университета, где он, среди прочего, изучает кровообращение и обмен веществ.

Тем не менее он не может решительно исключить, что после отрубания головы она еще некоторое время была в сознании.

«С нашим мозгом дело в том, что его масса составляет лишь 2% от всего тела, тогда как энергии он потребляет около 20%. У самого мозга нет запаса гликогена (энергетического депо — прим. Videnskab), поэтому как только кровоснабжение прекращается, он тут же оказывается в руках господа, если можно так выразиться».

Другими словами, вопрос заключается в том, на какое время мозгу хватает энергии, и профессор не был бы удивлен, если бы ее хватило по крайней мере на пару секунд.

Если обратиться к его вотчине — зоологии, то существует как минимум один вид животных, о которых известно, что их голова может продолжать жить без тела: это рептилии.

Отрубленные головы черепах могут жить еще несколько дней

На YouTube, например, можно найти устрашающие видео, где головы змей без тела быстро щелкают пастями, готовые впиться в жертву своими длинными ядовитыми зубами.

Это возможно потому, что у пресмыкающихся очень медленный обмен веществ, так что если голова не повреждена, то их мозг может продолжать жить.

«Черепахи особенно выделяются», — говорит Тобиас Ванг и рассказывает о коллеге, который должен был использовать мозги черепах для экспериментов и положил отрубленные головы в холодильник, предполагая, что они, конечно же, умрут там.

«Но они жили еще два-три дня», — рассказывает Тобиас Ванг и добавляет, что это, так же как и вопрос насчет гильотины, порождает этическую дилемму.

«С точки зрения этики обращения с животными то, что головы черепах не умирают сразу после того, как их отделили от тела, может быть проблемой».

«Когда нам нужен мозг черепахи, и при этом он не должен содержать никаких анестетиков, мы опускаем голову в жидкий азот, и тогда она умирает мгновенно», — поясняет ученый.

Лавуазье подмигнул из корзины

Возвращаясь к нам, людям, Тобиас Ванг рассказал известную историю о великом химике Антуане Лавуазье, которого казнили на гильотине 8 мая 1794 года.

«Будучи одним из величайших ученых в истории, он попросил своего хорошего друга, математика Лагранжа, посчитать, сколько раз он подмигнет после того, как его голова будет отрублена».

Таким образом Лавуазье собирался внести свой последний вклад в науку, попытавшись помочь дать ответ на вопрос, остается ли человек в сознании после отрубания головы.

Он собирался моргать один раз в секунду, и, по некоторым рассказам, моргнул 10 раз, а по другим — 30 раз, но все это, как говорит Тобиас Ванд, к сожалению, все-таки миф.

По словам историка науки Уильяма Дженсена (William B. Jensen) из Университета Цинцинатти в США, подмигивание не упоминается ни в одной из признанных биографий Лавуазье, в которых, однако, написано, что Лагранж присутствовал при казни, но находился в углу площади — слишком далеко, чтобы выполнить свою часть эксперимента.

Отрубленная голова смотрела на врача

Гильотина была введена как символ нового, гуманистического порядка в обществе. Поэтому слухи о Шарлотте Кордэ и других были совсем некстати и породили оживленные научные дебаты среди врачей Франции, Англии и Германии.

На вопрос так и не дали удовлетворительного ответа, и он поднимался снова и снова вплоть до 1905 года, когда был проведен один из самых убедительных экспериментов с человеческими головами.

Контекст

Почему в Северной Корее так любят жестокие казни

Foreign Policy 14.05.2015

Сирия: подопечные США казнили подростка

Aftenposten 21.07.2016

США подтвердили, что исламисты обезглавили репортера

Русская служба BBC 20.08.2014

Нужна ли смертная казнь?

Gezitter.org 27.01.2015 Описал этот эксперимент французский доктор Борьё (Beaurieux), который провел его с головой приговоренного к смерти Анри Лангиля (Henri Languille).

Как описывает Борьё, сразу после гильотинирования он отметил, что губы и глаза Лангиля спазматически двигались в течение 5-6 секунд, после чего движение прекратилось. А когда доктор Борьё через пару секунд громко крикнул «Лангиль!», то глаза раскрылись, зрачки сфокусировались и пристально посмотрели на врача, словно тот разбудил человека ото сна.

«Я видел несомненно живые глаза, которые смотрели на меня», — пишет Борьё.

После этого веки опустились, но врачу вновь удалось разбудить голову осужденного, выкрикнув его имя, и лишь при третьей попытке ничего не произошло.

Не минуты, но секунды

Этот рассказ не является научным отчетом в современном понимании, и Тобиас Ванг сомневается, что человек действительно может находиться в сознании так долго.

«Я полагаю, что пара секунд — это действительно возможно», — говорит он, и рассказывает, что могут оставаться рефлексы и сокращения мышц, но сам мозг страдает от колоссальной потери крови и впадает в кому, так что человек быстро теряет сознание.

Эту оценку поддерживает проверенное на практике правило, известное кардиологам, которое гласит, что при остановке сердца мозг остается в сознании до четырех секунд, если человек стоит, до восьми секунд, если он сидит, и до 12 секунд при положении лежа.

В результате мы так и не прояснили толком, может ли голова сохранять сознание после отрубания от тела: минуты, конечно, исключены, а вот версия о секундах не выглядит невероятной.

И если вы сосчитаете: раз, два, три — вы легко убедитесь, что этого достаточно, чтобы осознать окружающее, а значит, такой способ казни никакого отношения к гуманности не имеет.

Гильотина стала символом нового, гуманного общества

Французская гильотина имела большое символическое значение в новой республике после революции, где она была введена как новый, гуманный способ приведения в исполнение смертного приговора.

По словам датского историка Инги Флото (Inga Floto), написавшей книгу «История смертной казни в культуре» (2001), гильотина стала инструментом, который показывал, «как гуманное отношение нового режима к смертной казни контрастирует с варварством прежнего режима».

Не случайно гильотина предстает как грозный механизм с ясной и простой геометрией, от которой так и веет рациональностью и эффективностью.

Гильотина получила свое название в честь врача Жозефа Гильотена (J.I. Guillotin), который после Французской революции стал известен и превозносился за то, что предложил реформировать систему наказаний, сделав закон равным для всех, а преступников наказывать одинаково независимо от их статуса.


© flickr.com, Karl-Ludwig Poggemann Отрубленная голова Людовика XVI, казненного на гильотине

Кроме того, Гильотен утверждал, что казнь должна производиться гуманным путем, чтобы жертва испытывала минимальную боль, в отличие от жестокой практики тех времен, когда палачу с топором или мечом часто приходилось наносить несколько ударов, прежде чем ему удавалось отделить голову от тела.

Когда в 1791 году Национальное собрание Франции после долгих дебатов о том, не отменить ли смертную казнь вовсе, вместо этого решило, что «смертная казнь должна ограничиваться простым лишением жизни без каких-либо пыток осужденного», на вооружение были взяты идеи Гильотена.

Это привело к тому, что более ранние формы инструментов с «падающими лезвиями» были усовершенствованы до гильотины, которая таким образом стала знаменательным символом нового общественного порядка.

Гильотину отменили в 1981 году

Гильотина оставалась единственным инструментом казни во Франции вплоть до отмены смертной казни в 1981 году (!). Публичные казни во Франции отменили в 1939 году.

Последние казни в Дании

В 1882 году работник одной из ферм на острове Лолланн Андерс Нильсен Шеллэндер (Anders Nielsen Sjællænder) был приговорен к смерти за убийство.

22 ноября 1882 года единственный палач в стране Йенс Сейструп (Jens Sejstrup) взмахнул топором.

Казнь вызвала большой резонанс в прессе — в особенности из-за того, что Сейструпу пришлось ударить топором несколько раз, прежде чем голова отделилась от тела.

Андерс Шеллэндер стал последним, кто был публично казнен в Дании.

Следующая казнь прошла за закрытыми дверями тюрьмы Хорсенс. Смертная казнь в Дании был отменена в 1933 году.

Советские ученые трансплантировали головы собак

Если вы способны вынести еще немного ужасающих и вызывающих содрогание научных экспериментов, посмотрите видео, которое показывает советские эксперименты, моделирующие обратную ситуацию: в отрезанных головах собак поддерживают жизнь с помощью искусственного кровоснабжения.

Видео было представлено британским биологом Дж. Б. С. Холдейном (JBS Haldane), который рассказывал, что и сам провел несколько подобных экспериментов.

Возникали сомнения, не было ли видео пропагандой, преувеличивающей достижения советских ученых. Тем не менее то, что российские ученые были пионерами в области трансплантации органов и в том числе пересаживали головы собак, — общепризнанный факт.

Эти опыты вдохновили южноафриканского врача Кристиана Барнарда (Christiaan Barnard), который заслужил мировую известность, проведя первую в мире трансплантацию сердца.

Мы благодарим нашу читательницу за вопрос и отправляем ей в качестве награды футболку Videnskab.dk. Также мы благодарим нашего эксперта Тобиаса Ванга за то, что он помогал нам пролить свет на эту устрашающую тему. Если вы сами хотите задать вопрос науке, отправляйте его сюда: [email protected].

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

ШАНС ДЛЯ ГОЛОВЫ

Один палач, исполнявший смертные приговоры в отношении французских дворян в конце XVIII века, рассказывал: «Все палачи отлично знают, что головы после отсечения живут еще с полчаса: они так изгрызают дно корзины, в которую мы их бросаем, что корзину эту приходится менять по меньшей мере раз в месяц…

В известном сборнике начала нынешнего века «Из области таинственного», составленном Григорием Дьяченко, есть небольшая глава: «Жизнь по отсечении головы». Среди прочего в ней отмечается следующее: «Уже несколько раз было говорено о том, что человек, когда ему отрубают голову, не сразу прекращает жить, а что его мозг продолжает соображать и мускулы двигаться, пока, наконец, кровообращение совсем не остановится и он не умрет окончательно…» Действительно, отрезанная от туловища голова способна еще какое-то время жить. Мышцы ее лица подергиваются, она гримасничает в ответ на уколы острыми предметами или подсоединение к ней проводов с электротоком.

25 февраля 1803 года в Бреславле был казнен убийца по фамилии Троэр. Молодой врач Вендт, позднее ставший известным профессором, выпросил голову казненного для проведения с ней научных опытов. Тотчас после казни, получив голову из рук палача, он приложил цинковую пластинку гальванического аппарата к одному из передних перерезанных мускулов шеи. Последовало сильное сокращение мускульных волокон. Затем Вендт стал раздражать перерезанный спинной мозг - на лице казненного появилось выражение страдания. Тогда доктор Вендт сделал жест, как бы желая ткнуть пальцами в глаза казненного, - они тут же закрылись, словно заметив грозившую опасность. Затем он повернул отрубленную голову лицом к солнцу, и глаза снова закрылись. После этого было сделано испытание слуха. Вендт дважды громко крикнул в уши: «Троэр!» - и при каждом зове голова открывала глаза и направляла их в ту сторону, откуда исходил звук, причем она несколько раз открывала ро.т, будто желала что-то сказать. Наконец, ей клали в рот палец, и голова стискивала зубы так сильно, что клавший палец чувствовал боль. И только через две минуты сорок секунд глаза закрылись и жизнь окончательно угасла в голове.

После казни жизнь некоторое время теплится не только в отсеченной голове, но и в самом теле. Как свидетельствуют исторические хроники, порой обезглавленные трупы при большом скоплении народа проявляли настоящие чудеса эквилибристики!

В 1336 году король Людовик Баварский приговорил к смертной казни дворянина Дина фон Шаунбурга и четырех его ландскнехтов за то, что они посмели восстать против него и тем самым, как гласит летопись, «нарушили спокойствие страны». Смутьянам, по обычаю того времени, должны были отрубить головы.

Перед казнью, согласно рыцарской традиции, Людовик Баварский спросил у Дина фон Шаунбурга, каково будет его последнее желание. Желание государственного преступника оказалось несколько необычным. Дин.не потребовал, как это «практиковалось», ни вина, ни женщины, а попросил короля помиловать приговоренных ландскнехтов в случае, если он пробежит мимо них после… собственной казни. Причем, чтобы король нс заподозрил какой-либо подвох, фон Шаунбург уточнил, что приговоренные, в том числе и он сам, будут стоять в ряд на расстоянии восьми шагов друг от друга, помилованию же подлежат лишь те, мимо кого он, лишившись головы, сможет пробежать. Монарх громко рассмеялся, выслушав этот бред, но пообещал исполнить желание обреченного.

Опустился меч палача. Голова фон Шаунбурга скатилась с плеч, а тело… вскочило на ноги на глазах у онемевших от ужаса короля и придворных, присутствующих на казни, орошая землю потоком бешено хлещущей из обрубка шеи крови, стремительно помчалось мимо ландскнехтов. Миновав последнего, то есть сделав более сорока (!) шагов, оно остановилось, конвульсивно дернулось и рухнуло наземь.

Ошарашенный король немедленно сделал заключение, что здесь не обошлось без дьявола. Однако слово свое сдержал: ландскнехты были помилованы.

Почти двести лет спустя, в 1528 году, нечто подобное произошло в другом германском городе - Родштадте. Здесь приговорили к отсечению головы и сожжению тела на костре некоего монаха-смутьяна, который своими якобы богомерзкими проповедями смущал законопослушное население. Монах отрицал свою виновность и после своей смерти обещал тут же предоставить тому неопровержимые доказательства. И действительно, после того как палач отрубил проповеднику голову, тело его упало грудью на деревянный помост и пролежало так без движения минуты три. А затем… затем произошло невероятное: обезглавленное тело перевернулось на спину, положило правую ногу на левую, скрестило руки на груди и лишь после этого замерло уже окончательно. Естественно, что после такого чуда суд инквизиции вынес оправдательный приговор и монаха подобающим образом похоронили на городском кладбище…

Однако оставим в покое обезглавленные тела. Зададимся вопросом: происходят ли какие-либо мыслительные процессы в отрубленной человеческой голове? На этот довольно сложный вопрос пытался ответить в конце прошлого века журналист французской, газеты «Фигаро» Мишель Делин. Вот как он описывает интересный гипнотический эксперимент, проведенный знаменитым бельгийским художником Вирцем над головой одного гильотинированного разбойника. «Давно уже художника занимал вопрос: как долго длится процедура казни для самого преступника и какое чувство испытывает подсудимый в последние минуты жизни, что именно думает и чувствует голова, отделенная от туловища, и вообще, может ли она думать и чувствовать. Вирц был хорошо знаком с доктором брюссельской тюрьмы, друг которого, доктор Д., занимался гипнотизмом уже в течение тридцати лет. Художник сообщил ему свое сильное желание получить внушение, что он преступник, присужденный к гильотине. В день казни, за десять минут до того, как привели преступника, Вирц, доктор Д. и двое свидетелей поместились внизу эшафота так, чтобы их не было заметно публике и в виду корзины, в которую должна была упасть голова казненного. Доктор Д. усыпил своего медиума, внушив ему отождествиться с преступником, следить за всеми его мыслями и чувствами и громко высказывать размышления осужденного в ту минуту, когда топор коснется его шеи. Наконец, он приказал ему проникнуть в мозг казненного, как только голова отделится от туловища, и анализировать последние мысли умершего. Вирц тотчас же уснул. Минуту спустя раздались шаги: это палач вел преступника. Его положили на эшафот под топор гильотины. Тут Вирц, содрогаясь, начал умолять, чтобы его разбудили, так как испытываемый им ужас невыносим. Но уже поздно. Топор падает. „Что вы чувствуете, что вы видите?" - спрашивает доктор. Вирц корчится в конвульсиях и отвечает со стоном: „Удар молнии! Ах, ужасно! Она думает, она видит…" - „Кто думает, кто видит?" - „Голова… Она страшно страдает… Она чувствует, думает, она не понимает, что случилось… Она ищет свое туловище… ей кажется, что туловище за нею придет… Она ждет последнего удара - смерти, но смерть не приходит…" В то время как Вирц произносил эти страшные слова, свидетели описываемой сцены смотрели на голову казненного, с повисшими волосами, стиснутыми глазами и ртом. Артерии еще пульсировали в том месте, где их перерезал топор. Кровь заливала лицо.

Доктор продолжал спрашивать: «Что вы видите, где вы?» - «Я улетаю в неизмеримое пространство… Неужели я умер? Неужели все кончено? О, если бы я мог соединиться со своим телом! Люди, сжальтесь над моим телом! Люди, сжальтесь надо мною, отдайте мне мое тело! Тогда я буду жить… Я еще думаю, чувствую, я все помню… Вот стоят мои судьи в красных мантиях… Моя несчастная жена, бедный мой ребенок! Нет, нет, вы меня больше не любите, вы покидаете меня… Если б вы захотели соединить меня с туловищем, я мог бы еще жить среди вас… Нет, вы не хотите… Когда же это все кончится? Разве грешник осужден на вечную муку?» При этих словах Вирца присутствовавшим показалось, что глаза казненного широко раскрылись и взглянули на них с выражением невыразимой муки и мольбы. Художник продолжал: «Нет, нет! Страдание не может продолжаться вечно. Господь милосерден… Все земное уходит из моих глаз… Вдали я вижу звездочку, блестящую, как алмаз… Ах, как хорошо, должно быть, там, вверху! Какая-то волна охватывает все мое существо. Как крепко я теперь усну… О, какое блаженство!…» Это были последние слова гипнотика. Теперь он крепко спал и не отвечал больше на вопросы врача. Доктор Д. подошел к голове казненного и пощупал его лоб, виски, зубы… Все было холодно как лед, голова умерла».

В 1902 году известный русский физиолог профессор А. А. Кулябко, после удачного оживления сердца ребенка, попытался провести и оживление… головы. Правда, для начала всего лишь рыбьей. Через кровеносные сосуды в аккуратно отсеченную голову рыбы пропускалась специальная жидкость -заменитель крови. Результат превзошел самые смелые ожидания: рыбья голова двигала глазами и плавниками, открывала и закрывала рот, проявляя тем самым все признаки того, что жизнь в ней продолжается.

Опыты Кулябко позволили его последователям продвинуться в области оживления головы еще дальше. В 1928 году в Москве физиологи С. С. Брюхоненко и С. И. Чечулин демонстрировали уже живую собачью голову. Подключенная к аппарату искусственного кровообращения, она ничем не напоминала мертвое чучело. К-огда на язык этой головы клали ватку, смоченную кислотой, обнаруживались все признаки отрицательной реакции: гримасы, чавканье, была попытка выбросить ватку. При вкладывании в рот колбасы голова облизывалась. Если на глаз направляли струю воздуха, можно было наблюдать реакцию моргания.

В 1959 году успешные эксперименты с отрезанными собачьими головами неоднократно проводил и советский хирург В. П. Демихов, утверждая при этом, что вполне реально поддерживать жизнь и в человеческой голове.
(продолжение в комментариях)

Смертная казнь [История и виды высшей меры наказания от начала времен до наших дней] Монестье Мартин

Обезглавливание

Обезглавливание

Николай Мирликийский избавляет от смертной казни трех невинно осужденных. Картина Ильи Репина. 1888 г. D.R.

Обезглавливание заключается в перерубании шеи, то есть в отделении головы от туловища. Отсечение части тела - по сути, всего лишь членовредительство, но значение отсекаемого органа таково, что это увечье приводит к немедленной смерти.

С точки зрения разнообразия и жестокости методов наказания, обезглавливание всегда считалось «простой казнью». Оно существовало в Азии и на Востоке задолго до христианской эры. Можно даже утверждать, что этот способ возник еще в бронзовом веке одновременно с появлением холодного оружия. Суды в древности приговаривали к обезглавливанию, когда преступление не подпадало под наказание сожжением, удушением или забиванием камнями. Один из дошедших до нас барельефов свидетельствует, что в Египте обезглавливание было известно уже при Рамзесе II.

Обезглавленный ребенок. Китай. 1943 г. Фото «Кейстон».

По иудейскому Второзаконию (пятая книга Пятикнижия, краткое изложение Закона Божьего) обезглавливанием карали некоторые виды преступлений.

Когда правитель Иудеи Ирод Антипа пообещал своей племяннице Саломее, дочери тетрарха Галилеи Ирода Филиппа, любую награду за танец и она потребовала у него голову святого Иоанна Крестителя, того обезглавили по действовавшим в царстве установлениям.

В Риме «смерть от железа» почти сразу стала прерогативой аристократии. Христиан обычно отдавали на растерзание хищникам или распинали, за исключением римских граждан, которых обезглавливали.

Так, Цецилия, впоследствии причисленная к лику святых, и ее муж Валер были родом из знатных патрицианских семей, и им отрубили головы. Неумелый ликтор не смог с трех раз отрубить голову Цецилии. По закону запрещалось наносить больше трех ударов, и палач оставил ее истекать кровью. Молодая женщина умирала три дня.

Римская патрицианка святая Фелиция воспитала семерых сыновей в христианской вере. На нее донесли, она отказалась отречься и была приговорена к смерти вместе со всеми своими детьми: троих, как и ее саму, обезглавили.

Другой известный пример - история святых мучеников братьев Иоанна и Павла, которые служили в охране при дворе Констанции, дочери императора Константина. Когда Юлиан Отступник взошел на трон, они отошли от дел. Их осудили на смерть за христианскую веру, но они были римскими гражданами и потребовали, чтобы суд состоялся в Риме. Обоих обезглавили ночью: император боялся, что публичная казнь вызовет беспорядки в Риме.

Римляне отрубали головы плененным воинам вражеских армий. Гравюра. XVIII в. Частн. кол.

Были обезглавлены святой Плацид, святая Люция, святой Кристоф и десятки других христианских мучеников.

Даниэль-Ропс в «Истории Христианской церкви», цитируя одного древнего автора, рассказывает, как однажды число «праведников», то есть христиан, которым предстояло перерезать горло, ужаснуло палача, опасавшегося, что его рука и меч могут не выдержать. Палач выстроил мучеников в ряд, «чтобы в яростном порыве рубить головы жертв одну за другой. Он придумал эту систему, чтобы не делать пауз в своей кровавой работе, ведь если бы он наносил удары, не сходя с места, нагромождение трупов стало бы ему помехой».

В правление императоров-христиан обезглавливание стали применять чаще, заменив им распятие, оставленное в память о мучениях Христа.

Некоторые «отсекатели» вошли в историю своей приверженностью к этому виду казни. Так, Карл Великий, «обращая» саксонцев, обезглавил в Вердене более четырех тысяч человек.

Ричард Львиное Сердце в Святой Земле лишил голов две с половиной тысячи мусульман под тем предлогом, что выкуп за них заплатили недостаточно быстро.

В 1698 году Петр I приказал обезглавить несколько сот взбунтовавшихся стрельцов. Он и его приближенные собственноручно казнили десятки человек.

Во Франции герцог де Гиз, пленивший почти всех сторонников Годфруа де Ла Реноди, приказал обезглавить несколько десятков протестантов в Амбуазе.

Но «пальма первенства», если можно так выразиться, принадлежит китайскому императору Цинь Ши-хуанди, строителю Великой стены, который в 234 году до нашей эры приказал отрубить сто тысяч голов, дабы укрепить свою власть.

Практика усекновения голов существовала и в Африке. В XIX веке некий Эшар, которого цитирует Ролан Вильнев, был приглашен на коронацию короля Беганзина в Дагомее и оставил подробное описание действа: «Меня усадили на высоком помосте, напротив которого были выложены ряды человеческих голов. Вся земля на площади пропиталась кровью. Это были головы пленников, над которыми вволю поупражнялись заплечных дел мастера… Этим дело не кончилось! Принесли двадцать четыре большие корзины, в каждой сидел живой человек. Корзины поставили перед королем, а потом одну за другой сбросили с помоста вниз на площадь, где танцевала, пела и вопила жаждавшая крови толпа… Любой дагомеец, которому повезло схватить жертву и отрезать ей голову, мог тут же обменять ее на связку раковин… В конце церемонии привели еще три группы пленников: им отрезали головы зазубренными ножами, чтобы продлить мучения».

Семьсот казней в год

Напомним, что холодное оружие использовалось не только для быстрого и окончательного перерубания шеи. На Востоке и в Азии, главным образом в Индии, Китае и Персии, его применяли для предсмертных пыток.

Человеку сначала наносили довольно глубокие раны или «надрубали» шею, а умерщвляли, медленно отпиливая голову мечом. Острое лезвие совершало бесчисленное множество возвратно-поступательных движений, постепенно погружаясь в плоть под тяжестью собственного веса.

Казнь графа Эгмонта. Зачастую одного удара оказывалось недостаточно. Гравюра Берже. Частн. кол.

В Европе обезглавливание никогда не являлось пыткой и осуществлялось примерно одним и тем же способом. Все европейские летописи содержат многочисленные описания таких казней.

В Англии, России и многочисленных немецких княжествах головы рубили топором, во Франции, Италии, Испании - мечом. Арабы предпочитали саблю. В общем, можно сказать, что северные страны предпочитали топор, латинские - меч.

В Англии, в правление Генриха VIII, происходило более семисот казней в год, две трети совершались топором. Сам монарх не колеблясь отправил на плаху двух из шести своих жен - Анну Болейн и Катерину Говард.

В 1554 году по приказу Марии Тюдор топором отрубили головы семнадцатилетней принцессе Джейн Грей, ее мужу и отцу. В 1587 году топор лишил жизни Марию Стюарт, королеву Шотландии, обезглавленную в тюрьме по приказу своей кузины Елизаветы I. И опять-таки топором в 1649 году на площади перед Уйатхоллом казнили Карла I Стюарта.

Душа к работе не лежит

Казнь Якова Шотландского, герцога Монмауса, в 1685 году на Тауэрхилл была ужасна. «Первым ударом палач лишь ранил законного сына Карла II. Монмаус поднял голову и с упреком взглянул на палача Джона Кеча. Тот нанес три удара подряд, но судорожно бьющуюся голову так и не удалось отделить от туловища. В толпе раздались крики. Палач выругался и бросил топор со словами: «Сердце не лежит». Шериф приказал ему продолжать. Толпа угрожала подняться на эшафот и разобраться с Кечем. Он поднял топор, нанес еще два удара, но и этого оказалось недостаточно. Ему пришлось воспользоваться ножом, чтобы отделить наконец голову герцога».

К началу XVIII века обезглавливание в Великобритании постепенно уступило место повешению. В России отсечение головы отменила Екатерина Великая, а в Германии, в рейнских землях, топор применяли еще в начале XIX века. К нему вернулись при Третьем рейхе - нацисты использовали его наряду с гильотиной и повешением. Именно топором казнили, например, Ван Дер Люббе, обвиненного в поджоге Рейхстага. До 1945 года этим древним способом были казнены сотни осужденных.

В Малине (территория современной Бельгии), по свидетельству архивных документов, в период между 1370 и 1390 годами из шестисот семидесяти пяти казней двести семьдесят семь были осуществлены при помощи топора.

Во Франции топор тоже использовали, но, как и в Италии, там быстро провели грань между топором и мечом. Приговоренных дворянского сословия постепенно избавили от топора, применявшегося для казни простолюдинов, предоставив им право умирать от меча, благородного оружия. Со временем обезглавливание, к которому изначально приговаривали выходцев из всех слоев общества, стало привилегией дворянства, топор окончательно ушел в прошлое, а разночинцев стали отправлять на виселицу или колесовать.

В итоге обезглавливание применяли все реже, а в начале XVIII века исчез и призванный внушать ужас обычай, когда палач разрубал обезглавленное тело на четыре части, которые вывешивали у главных ворот, тогда как голову водружали на столб на месте казни.

Принять смерть не от клинка, а любым иным способом считалось в Европе унизительным. Брантом пишет, что Франциск I, недовольный поведением некоторых придворных, пообещал «безжалостно» вешать тех, кто бесчестит дам.

О «благородности» обезглавливания свидетельствует и дело Хорна. Граф Анри де Хорн, внук принца де Линя и кузен регента, завлек в ловушку биржевого игрока под предлогом покупки акций на сто тысяч экю. Хорн с сообщником убили и ограбили этого человека. Их арестовали. Когда убийство было доказано, попавшие в неловкое положение судьи решили проконсультироваться с регентом, но тот объявил: «Пусть свершится правосудие». Тот факт, что убитый был евреем, по мнению графа, оправдывал его. Судьи были убеждены, что регент помилует родственника, и приговорили обоих к колесованию: так тогда казнили за подобные преступления. Семьи осужденных быстро поняли, что на помилование рассчитывать не стоит, и потребовали, по крайней мере, приговора к обезглавливанию, поскольку колесование считалось самой позорной казнью и бесчестье ляжет пятном на семьи и даже на самого регента, ведь он тоже связан с графом Хорном. Регент возразил цитатой из Корнеля: «Постыдно преступление, а не эшафот».

Обезглаливание саблей. Картина Реньо. D.R.

Две бесценных головы

Любовь заставила двух знатных дам - герцогиню Неверскую и Маргариту Валуа - совершить весьма странный поступок.

Любовником первой был уроженец Пьемонта граф Аннибал Коконас, второй - сир де Ламоль.

Оба отличились прискорбным рвением в Варфоломеевскую ночь и поступили на службу к герцогу Алансонскому, младшему брату Карла IX. Они вступили в заговор с целью убить короля - тот сильно болел и вскоре умер, - с тем чтобы корона досталась герцогу, а не его брату Генриху III, незадолго до этого ставшему королем Польши.

Заговор раскрыли, Коконаса и Ламоля привели на эшафот в апреле 1574 года. Герцогиня Неверская и Маргарита Валуа получили после казни головы своих возлюбленных и приказали их забальзамировать, чтобы сохранить. Александр Дюма-отец сделал этих женщин героинями «Королевы Марго», а Стендаль вспомнил об эпизоде бальзамирования голов в романе «Красное и черное».

Успех процедуры обезглавливания зависел только от исполнителя. Все решала сноровка: голова могла отлететь с первого раза, но, если требовалось, наносили несколько ударов. Меч палача был тяжелым, с длинным широким заостренным клинком. Этот меч держали двумя руками. Чтобы управляться с таким орудием, от палача требовалась недюжинная сила.

Палач раскручивал меч над головой, чтобы придать удару большую силу, и обрушивал его на шею осужденного. Обезглавить человека не так легко, ведь шея куда крепче, чем кажется на первый взгляд. В многочисленных отчетах о казнях говорится о том, что меч палача нередко страдал во время процедуры. Так, в документе, датированном 1476 годом, сообщается, что парижскому палачу выделили шестьдесят су на «восстановление старого меча, который зазубрился во время свершения правосудия над мессиром Людовиком Люксембургским», обезглавленным по приказу Людовика XI. В 1792 году парижский палач напоминает министру, что «после казни меч становится непригодным для следующей процедуры, ибо зазубривается. Совершенно необходимо заново его обрабатывать и заострять, когда приходится казнить сразу несколько осужденных. Необходимо также отметить, что при подобных казнях мечи часто ломаются».

Обезглавливание маршала Бирона. Гравюра. Частн. кол.

Что касается обезглавливания топором, процедура осуществляется следующим образом: осужденный кладет голову на плаху, и палач наносит сильный удар по шее. Когда казнят мечом, задача остается неизменной - отделение головы от туловища, однако существует несколько различных приемов.

Способ первый: как и при обезглавливании топором, осужденный опускается на колени со связанными за спиной руками и кладет голову на деревянную плаху. В некоторых случаях осужденному позволяли остаться со свободными руками. Так было, например, с господами де Ту и Сен-Маром.

Способ второй: осужденный стоит на коленях либо сидит на корточках, склонив голову на грудь так, чтобы открыть шею палачу. В этом случае руки осужденному обычно связывали впереди.

Третий способ - казнь в полный рост. Самый редкий и трудный метод обезглавливания, рискованный как для палача, которому в таком положении сложнее нанести удар, так и для осужденного: если палач неудачно наносил удар, он мог попасть не по шее, а по голове или плечу.

Обезглавливание «стоя» требовало от палача немалой сноровки. Этот способ применяли главным образом в Китае: так казнили тех, кто имел счастье встречаться с императором, тогда как обычных осужденных при обезглавливании ставили на колени.

Обезглавливание стоя применялось также в нескольких государствах Персидского залива и было традиционным в Йемене. В 1962 году на главной площади Таиза таким образом публично обезглавили двух осужденных за покушение на имама Мансура.

Чудом уцелевшая на плахе

В одном из архивных документов департамента Кот-д’Ор, опубликованном в Дижоне в 1889 году за подписью Клемана Жанена, описывается случай - возможно, единственный в истории, - когда неловкость палача привела к помилованию осужденного, дворянки по имени Элен Жилле, приговоренной к обезглавливанию за детоубийство. При стечении огромной толпы палач Симон Гранжан, куда более привычный к колесованию и повешению, чем к усекновению, не смог убить несчастную. «Под свист толпы, который все усиливался, он нанес несколько ударов подряд, тяжело ранив двадцатидвухлетнюю девушку. Толпа распалялась все сильнее, палач бросил меч и убежал, спрятавшись в маленькой часовне у подножия эшафота. Его жена и помощница хотела закончить казнь. Она пыталась удушить осужденную веревкой под градом камней, которые летели из разбушевавшейся толпы. Не сумев убить жертву, женщина-палач взяла ножницы, которые принесла, чтобы отрезать осужденной волосы, и попыталась ими перерезать ей горло. Ей и это не удалось, и тогда она несколько раз ткнула ими в тело жертвы». Возмущенные зрители бросились на эшафот, схватили семейную пару палачей и растерзали их. Элен Жилле, каким бы невероятным это ни казалось, хирурги сумели спасти. Людовик XIII помиловал чудом уцелевшую женщину, и она окончила свои дни в монастыре Бург-ан-Брес.

Во Франции судебная история знает единичные случаи обезглавливания стоя. Самый известный из них - казнь шевалье де ла Барра. По одним источникам, он якобы не склонился перед церковной процессией, по другим - надругался над распятием, как бы то ни было, девятнадцатилетнего дворянина приговорили к сожжению за «безбожие, кощунство, отвратительное и ужасное святотатство».

Он хотел умереть стоя…

Приняв во внимание возраст и дворянское происхождение, костер заменили обезглавливанием. Приговор привели в исполнение в Аббевиле в 1766 году. После пятичасовой пытки осужденного повели на эшафот, на шею ему повесили дощечку, на которой указывалось его преступление. Когда процессия шла мимо церкви, де ла Барр отказался преклонить колени и публично покаяться. На эшафоте он провел пальцем по лезвию меча и попросил палача «показать свое искусство, поскольку страдание пугало его больше самой смерти». Ему завязали глаза. Обычно осужденному на обезглавливание дозволялось выбирать, завязывать ему глаза или нет. Однако в случаях «постыдного отягчения наказания» это особо оговаривалось приговором. Так было и на сей раз.

Когда палач велел ему встать на колени, он взбунтовался: «О нет! Я не преступник и приму смерть стоя».

Молодой неопытный палач понял, что спор лишь отнимет у него силы. Он нанес удар с такой силой и точностью, что голова, как указано в хронике, «еще несколько секунд продержалась на плечах и упала, только когда рухнуло тело».

О мастерстве палача острословы сочинили несколько куплетов и памфлетов, дошедших аж до Парижа. Речь в них шла о нетерпеливой жертве, которой палач отвечал: «Готово, месье, встряхнитесь!»

Успех казни зависел не только от мастерства палача, но и от доброй воли осужденного. Вспомним об опасениях, высказанных палачом Сансоном, когда в 1792 году Национальное собрание издало указ о применении обезглавливания ко всем осужденным. Сансон отреагировал знаменитым письмом, недвусмысленно выразив беспокойство:

«Чтобы казнь могла совершаться, как предписывает закон, необходимы не только покорность и твердость осужденного, но и умение палача, иначе опасных осложнений не избежать. Важно учесть и то, что в случае одновременной казни нескольких осужденных крови будет слишком много, что может внушить страх и трепет в души даже самых отважных из тех, кто будет ожидать своего смертного часа… Если осужденные утратят твердость духа, то казнь может превратиться в сражение и массовую бойню… Как совладать с человеком, который не захочет или не сможет держать себя в руках?»

На самом деле обезглавить топором или мечом осужденного, который не подчиняется палачу, практически невозможно. Маршал Бирон, казненный как заговорщик, до самого эшафота отказывался верить, что король желает его смерти. Чтобы обезглавить Бирона, палач ударил неожиданно, пока тот молился.

Чаевые палачей

Палачам почти всегда удавалось с первого удара отделить голову от туловища. Публика высоко ценила такое мастерство.

Примером образцового обезглавливания может служить казнь Болье де Монтиньи, в июле 1737 года проведенная палачом Прюдомом. Одним ударом палач отсек приговоренному голову и показал ее народу со всех сторон, после чего положил на землю и стал кланяться публике, как актер. «Толпа долго аплодировала его ловкости», - свидетельствует хроника.

Китайских палачей часто хвалили за невероятно ловкое владение саблей. Подтверждает эту репутацию и французский военный атташе, который работал в Китае в период между мировыми войнами и оставил описание публичного обезглавливания пятнадцати осужденных.

Турецкие солдаты отсекают головы македонским националистам. 1903 г. Фотография. Частн. кол.

«Осужденные стоят на коленях, в два ряда, со связанными за спиной руками. Перед каждым осужденным палач взмахивает саблей и наносит удар. Голова замирает будто в нерешительности, а потом катится по земле. Из перерубленных артерий фонтаном бьет кровь, а тело внезапно обмякает и медленно оседает в лужу крови. Только один осужденный не был обезглавлен сразу. Его голова скатилась с плеч лишь после пятого удара, жертва страшно кричала». По словам военного атташе, это произошло потому, что осужденный не заплатил «чаевых» палачу.

Обычно палачи демонстрировали должную сноровку, и все же судебные хроники пестрят описаниями немыслимых ужасов, вызванных не профессиональной недобросовестностью исполнителей, а их чудовищной неумелостью. Так, Анри де Талейран, граф Шале, обвиненный в заговоре и казненный в Нанте в 1626 году, получил тридцать два удара мечом. Застывшие от ужаса зрители еще на двадцатом ударе слышали, как приговоренный кричал «Иисус Мария».

Обезглавливание в Китае. 1938 г. Снесенная одним ударом голова сейчас покатится по земле. Кол. Монестье.

Будем справедливы к цеху палачей: в тот раз исполнителем был приговоренный к виселице солдат, который спас свою жизнь, согласившись взять в руки меч правосудия, - на деле такие мечи были на вооружении у швейцарской гвардии. Первым ударом этот горе-палач сломал молодому человеку плечо, следующим едва ранил. До двадцатого удара храбрый осужденный каждый раз занимал исходную позицию в надежде получить наконец спасительный удар. Последние двенадцать ударов он получил уже в лежачем положении.

Не менее ужасная бойня произошла в 1642 году в Лионе, когда господ де Ту и Сен-Мара обезглавливали грузчики: город в ту пору ждал назначения официального палача. Голова де Ту слетела с двенадцатого удара. Обезглавливание Сен-Мара запротоколировал секретарь лионского суда: «Первый удар по шее пришелся слишком высоко, чересчур близко к голове; шея была рассечена наполовину, тело завалилось навзничь слева от плахи, лицом к небу, ноги подергивались, руки шевелились… Палач нанес еще три или четыре удара по горлу и наконец отрубил голову».

Казнь топором в прусской тюрьме. Гравюра Дете. Частн. кол.

Один из очевидцев свидетельствовал: «Он закрыл глаза, сжал губы и стал ждать удара, палач нанес его медленно и плавно… Сен-Мар испустил крик, захлебываясь кровью. Он попытался приподняться, словно хотел встать, но снова упал. Голова едва держалась у него на плечах. Палач обошел его справа, встал за спиной и схватил за волосы. Правой рукой он разрезал трахею и кожу на шее, которые не удалось разрубить. После чего бросил голову на эшафот, она слегка повернулась и еще долго подергивалась». Оба свидетельства говорят об одном: казни Сен-Мара и де Ту были ужасны. «Промахи» были делом обычным даже для самых ловких и опытных палачей.

Казнь в Азии: осужденный сидит, наклонив голову вперед, в ожидании удара. Кол. Монестье.

Казнь «боксеров» на глазах у военных представителей западных держав. Кол. Монестье.

Обезглавливание мечом всегда было не самым удобным методом казни, ибо требовало не только мастерства исполнителя, но и доброй воли осужденного.

Нередко люди на плахе сопротивлялись со всей силой отчаяния, но многие с покорностью принимали свою участь. Некоторые даже превосходили всякие ожидания палача.

Так, госпожа Тике, очень красивая женщина двадцати восьми лет, супруга советника парижского парламента, страдая от бесконечных измен мужа, сама ему изменила, а потом решилась его извести, войдя в сговор с наемными убийцами. Но ее замысел раскрыли, ее арестовали, приговорили к смерти и через два дня отправили на казнь. Процессия уже почти добралась до Гревской площади, когда небо вдруг потемнело и хлынул ливень. Осужденная сидела на телеге между палачом Шарлем Сансоном и священником. В мгновение ока площадь опустела, люди побежали прятаться под навесами лавок и арками домов. Помощники палача и солдаты укрылись под эшафотом и телегой, в которой под проливным дождем по-прежнему сидели приговоренная, палач и священник. «Простите, мадам, - сказал Шарль Сансон мадам Тике, - но я не могу приступить к казни, из-за разгула стихии удар сорвется». Она поблагодарила, и все стали ждать окончания грозы. Прошел час. Потом дождь наконец утих, и толпа снова заполнила Гревскую площадь. Помощники и солдаты вышли из своих укрытий. «Пора!» - сказал палач. Осужденная сошла с повозки, чтобы взойти на эшафот.

Казнь руководителей восстания «боксеров» в Китае. 1901 г. Фото «Сигма». «Иллюстрасьон».

По некоторым свидетельствам, в знак «благодарности и смирения» мадам Тике поцеловала руку Сансону, когда он помог ей подняться по ступеням. Последний повернулся к сыну, который служил у него в помощниках, и шепнул: «Займи мое место». Несколько секунд молодой человек колебался, но его размышления прервал вопрос осужденной:

Господа, будьте добры, скажите, какую позу мне должно принять?

Встаньте на колени, голову держите прямо и освободите затылок, убрав волосы на лицо, - ответил старый палач. Его сын терял хладнокровие, пока осужденная занимала нужное положение.

Так хорошо? - спросила она.

Когда молодой палач поднял тяжелый меч и стал раскручивать его в воздухе, осужденная воскликнула:

Главное, не изуродуйте меня!

Первым ударом ей отсекло ухо и щеку. Брызнула кровь, в толпе послышались возмущенные крики. Осужденная упала на пол и забилась всем телом, как раненая лошадь. Подручный схватил ее за ноги, чтобы прижать к земле. Шарль Сансон, взявшись за волосы, обездвижил голову, чтобы сын смог ударить снова. Только с третьего удара тот сумел отсечь ей голову.

Одной из самых знаменитых «неудач» стала казнь Артура Тома Лалли-Толландаля, бывшего командующего Французскими силами в Индии. Он одержал несколько побед, но в Пондишери его осадили англичане, и после упорного сопротивления он сдался. Франция потеряла Индию. Лалли-Толландаля взяли в плен и отвезли в Лондон, где он узнал, что на родине общественное мнение жаждет его крови. Он попросил англичан освободить его под честное слово и, гордый и разгневанный, прибыл в Париж, чтобы очиститься от клеветы.

Судьи, проявив вопиющую пристрастность, приговорили его к смертной казни за измену. Его обезглавил на Гревской площади палач Сансон.

Отделение от туловища

Ошибочно употребляется как синоним к выражению «отсечение головы». Отделение от туловища - хирургическая операция, когда голову отделяют от ствола зародыша, если непреодолимые препятствия мешают его извлечению.

Усекновение головы

Данное действие состоит в разрубании шеи. Термин не является медицинским, а используется при описаниях казней святых, которым отрезали головы.

Обезглавливание

Действие, состоящее в отрезании головы. Термин употребляется при умерщвлении по постановлению суда.

Гильотирование

Обезглавливание посредством гильотины.

Голову одним ударом

1766 год. Тридцатью годами раньше, как-то раз дождливым вечером Лалли-Толландаль и двое его друзей попросили приюта в доме, чтобы переждать бурю.

Этот дом принадлежал Жану-Батисту Сансону - ему тогда было девятнадцать лет, и он в тот вечер давал бал по случаю своей женитьбы.

Молодые люди возвращались с пикника и сочли приятной идею провести вечер у богатого буржуа, рассчитывая развлечься за его счет. Поздно ночью, когда большинство гостей уже прощались с хозяином, Лалли-Толландаль сказал друзьям: «Давайте уедем, господа, но прежде узнаем, кого нам благодарить».

Выставление на обозрение голов казненных.

Жан-Батист Сансон ждал этого момента, чтобы отомстить незваным гостям за их бесцеремонность и высокомерие. «Я исполнитель судебных приговоров, господа, заплечных дел мастер Парижского виконтства». Молодые люди побледнели. Не стоит забывать, что в те времена палачи были париями.

Жан-Батист Сансон продолжил: «Моими приглашенные гостями были мои помощники, коллеги из провинции, дознаватели и королевские судебные приставы. Дамы - их супруги и сестры».

Молчание прервал Лалли-Толландаль: «Какой интересный человек, может, он позволит нам взглянуть на свой пыточный арсенал», - с вызовом бросил он. Жан-Батист Сансон не стал спорить с молодыми гуляками, задерживавшими его брачную ночь. Он показал им веревки, плахи, оковы, дубины и тяжелый меч.

Китай. 1925 г. Фото «Сигма».

Между собаками и людьми

Обезглавливание - умерщвление посредством рассечения костного мозга в области продолговатого отдела мозга или чуть ниже. Судя по наблюдениям, сделанным во время казни преступников и опытов по обезглавливанию собак в конце XIX века, смерть наступает по разным причинам. У собак летальный исход вызывали не рассечение костного мозга и не раздражение нервных центров, а кровотечение и удушье.

Человека быстрее приводит к смерти ингибиция, вызываемая воздействием на мозг, нежели повреждения сосудов. Знаменитый ученый Луаяль говорил, что человеческий мозг не успевает воспринять боль после рассечения шеи. Именно поэтому так разнятся посмертные маски обезглавленных людей и собак. Лицо обезглавленного человека выражает уныние и бесстрастность, тогда как на морде животного читаются боль и ужас.

С другой стороны, эксперименты по обезглавливанию собак доказали, что и у животных можно добиться такого же спокойного, как у человека, выражения, если провести отсечение головы на уровне продолговатого мозга и дыхательного центра. Посмертные движения обезглавленных преступников Луаяль характеризовал как рефлексы при утрате чувствительности.

За или против

Во Франции, как и везде, общественное мнение меняется в зависимости от текущих событий. Число сторонников смертной казни всегда растет после серийных преступлений.

- 1962: 34 % за смертную казнь.

- 1964: 51 %.

- 1972: 63 %.

- 1978: 60 %.

- 1979: 55 %.

- 1981: 62 %.

- 1982: 63 %.

- 1984: 65 %.

- 1988: 72 %.

- 1990: 74 %.

Лалли-Толландаль провел пальцем по лезвию. «С таким оружием, - сказал он, - можно быть уверенным, что снесешь голову одним ударом». Палач дерзко ответил: «Если когда-нибудь судьба мсье Сен-Мара постигнет вашу милость, то, поскольку я не смогу поручить отсечение головы дворянина своим помощникам, даю вам слово, что не заставлю вас ждать и десять попыток мне не понадобится».

Шутка произвела на Лалли-Толландаля скверное впечатление. К тому моменту, когда он достиг высокого положения, Жан-Батист Сансон, страдая паралитическими припадками, уже передал дело сыну Шарлю и уединился в своем доме в Бри-Комт-Робере.

Узнав о приговоре, вынесенном ночному посетителю, и отказе Людовика XV в помиловании, Жан-Батист Сансон вернулся в Париж, твердя одну-единственную фразу: «Я не хочу, чтобы он страдал, я ему обещал».

«Я буду на эшафоте, - сказал он своему сыну, - и буду давать тебе советы, чтобы он не мучился».

Конец истории напоминает античную трагедию. Робер Кристофф описал эти события в его «Истории Сансонов»:

«Трагическое воспоминание, ужасное стечение обстоятельств, печальный день настал. Прибыв на Гревскую площадь, Лалли-Толландаль взошел на эшафот, поддерживаемый двумя Сансонами, молодым Шарлем-Анри и его отцом Жаном-Батистом, который не был еще стариком, немощным его сделала болезнь. Мышцы утратили силу, ноги ослабели, болели почки. На эшафоте Лалли-Толландаль уставился на Жана-Батиста Сансона, как будто хотел ему сказать: «Вспомни о своем обещании». Пока слуга подносил палачу стул, тот, засучивая рукава, сказал осужденному: «В нашем возрасте, господин граф, убивать уже невозможно, можно лишь умирать. Вот мой сын, - добавил он, указывая на Шарля-Анри, - он сдержит слово, данное отцом».

Публичная казнь в Джедде через отсечение головы. Фотография сделана европейцем через ставни. Фото «Гамма».

Страны, практикующие обезглавливание саблей

Сейчас в мире осталось три страны, где продолжают проводить публичные обезглавливания преступников.

Это Саудовская Аравия, Катар и Северный Йемен, где также применяют расстрел.

Осужденный поблагодарил кивком головы. Но молодой Шарль-Анри Сансон еще ни разу не казнил дворянина и не умел управляться с тяжелым мечом. Два дня накануне казни он тренировался на манекенах. Для этого случая отец приказал изготовить более крепкий и острый по сравнению с прежним меч.

«А теперь рубите!» - закричал граф. Шарль-Анри поднял меч и, сделав три оборота в воздухе, обрушил его на шею старика. В этот миг его длинные седые волосы развязались, и лезвие меча скользнуло по ним, разбив осужденному челюсть. Лалли-Толландаль упал, но тотчас же поднялся и снова встал на колени. Огромная толпа взорвалась, посыпались оскорбления и угрозы. Один из слуг схватил осужденного за уши и приказал другим перепилить затылок зазубренным от предыдущего удара лезвием.

Шарль-Анри Сансон протянул оружие, и бесчеловечная операция началась. Море народа, окружавшее эшафот, всколыхнулось. Лучники встали на изготовку.

Тогда старый Жан-Батист Сансон, к которому возвратилась сила, которую он считал безвозвратно ушедшей, вскочил и подбежал к пилившему шею подручному и вырвал у него меч. В его исхудавших руках меч просвистел, и окровавленная голова графа Лалли-Толландаля покатилась на эшафот. Жан-Батист Сансон без сил рухнул рядом».

Во Франции обезглавливание мечом исчезло после революции, когда придумали новый способ лишать человека головы. Однако в некоторых немецких княжествах обезглавливание топором практиковали вплоть до первой половины XIX века, а потом снова обратились к этому методу при Третьем рейхе.

Мусульманское право…

В наше время в трех странах по-прежнему применяют обезглавливание саблей: Катар, Северный Йемен (здесь также расстреливают) и Саудовская Аравия. В последней не существует ни уголовного, ни процессуального кодекса, а действуют законы шариата. Если речь идет о преступлении, не описанном ни в одном из шести классических трудов ханбалитов, юристы обращаются к текстам других школ исламского права.

Дополнениями к закону служат издаваемые королем декреты и постановления. В Саудовской Аравии в период между 1981 и 1989 годами провели триста одиннадцать публичных казней. Они проходили в главных городах королевства: в Мекке, Рияде, Медине, Дамане, Хайяле, Табуке, чаще всего на площади напротив дворца губернатора провинции.

Секретная съемка

Иногда казни проводят в нескольких городах одновременно. Так, шестьдесят три человека, напавшие на главную мечеть Мекки, были разделены на восемь групп и казнены публично в один и тот же день в восьми городах королевства.

Напомним о публичной казни в Джедде в 1980 году одной из дочерей короля Халеда: ее приговорили к забиванию камнями за супружескую измену, одновременно на той же площади ее любовника обезглавили саблей.

Казнь сняли скрытой камерой и показали на одном из английских каналов, вызвав гнев королевских властей, так что английскому Министерству иностранных дел пришлось приносить официальные извинения. Как будто Саудовская Аравия не гордится своим «сабельным» правосудием.

Отрубленная голова укусила палача

Об отрубленных головах и обезглавленных туловищах есть много самых различных мистических историй. Что в них правда, а что выдумка, разобраться трудно. Во все времена эти истории привлекали большое внимание публики, ведь каждый умом понимал, что его голова без туловища (и наоборот) долго не проживет, однако так хотелось поверить в обратное… Жуткое происшествие во время казни.Тысячелетиями обезглавливание применялось как разновидность смертной казни. В средневековой Европе такая казнь считалась «почетной», голову отрубали в основном аристократам. Людей попроще ждала виселица или костер. По тем временам обезглавливание мечом, секирой или топором было относительно безболезненной и быстрой смертью, особенно при большом опыте палача и остроте его орудия.

Чтобы палач постарался, осужденный или его родственники платили ему немалые деньги, этому способствовали широко циркулирующие страшные истории о тупом мече и палаче-неумехе, который отрубил голову несчастному осужденному лишь с нескольких ударов… Например, документально известно, что в 1587 году при казни шотландской королевы Марии Стюарт палачу потребовалось три удара, чтобы лишить ее головы, да и то после этого пришлось прибегнуть к помощи ножа…

Еще страшней были случаи, когда за дело брались непрофессионалы. В 1682 году французскому графу де Саможу жутко не повезло - для его казни не сумели раздобыть настоящего палача. Его работу согласились за помилование исполнить два преступника. Они были так перепуганы столь ответственной работой и так волновались за свое будущее, что отрубили графскую голову только с 34-й попытки!

Жители средневековых городов нередко становились очевидцами обезглавливания, для них казнь была чем-то вроде бесплатного представления, поэтому многие старались заранее занять место поближе к эшафоту, чтобы в деталях видеть столь щекочущий нервы процесс. Потом такие любители острых ощущений, округлив глаза, шепотом рассказывали, как гримасничала отрубленная голова или как ее уста “успели прошептать последнее прости”.

Широко бытовало мнение, что отрубленная голова еще живет и видит около десяти секунд. Именно поэтому отсеченную голову палач поднимал и показывал собравшимся на городской площади, считалось, что казненный в свои последние секунды видит ликующую, улюлюкающую и смеющуюся над ним толпу.

Не знаю, верить этому или нет, но как-то в книге я прочитал о довольно жутком происшествии, случившимся во время одной из казней. Обычно палач поднимал голову для показа толпе за волосы, но в данном случае казненный был лыс или выбрит, в общем, растительность у его вместилища мозга полностью отсутствовала, поэтому палач решил поднять голову за верхнюю челюсть и, недолго думая, сунул пальцы в приоткрытый рот. Тут же палач вскрикнул и его лицо исказила гримаса боли, и немудрено, ведь челюсти отрубленной головы сжались… Уже казненному человеку удалось укусить своего палача!

Что чувствует отрубленная голова?

Французская революция поставила обезглавливание на поток, применив «малую механизацию» - изобретенную в те времена гильотину. Головы летели в таких количествах, что какой-то любознательный хирург для своих опытов легко выпросил у палача целую корзинку мужских и женских «сосудов разума». Он попытался пришивать человеческие головы к туловищам собак, но потерпел в этом «революционном» начинании полное фиаско.

В эти же времена ученых стал все больше мучить вопрос - что же чувствует отрубленная голова и сколько она живет после рокового удара лезвия гильотины? Только в 1983 году после специального медицинского исследования ученые смогли ответить на первую половину вопроса. Их вывод был таков: несмотря на остроту орудия казни, мастерство палача или молниеносность гильотины, голова человека (да и тело, наверное!) испытывает несколько секунд сильной боли.

У многих естествоиспытателей ХVIII-ХIХ веков не было сомнения в том, что отрубленная голова способна некоторое очень короткое время жить и в ряде случаев даже мыслить. Сейчас существует мнение, что окончательная смерть головы наступает максимум через 60 секунд после казни.

В 1803 году в Бреславле молодым врачом Вендтом, позднее ставшим профессором университета, был проведен довольно жуткий эксперимент. 25 февраля Вендт выпросил для научных целей голову казненного убийцы Троэра. Голову он получил из рук палача сразу же после казни. Первым делом Вендт провел опыты с популярным тогда электричеством: когда он приложил пластинку гальванического аппарата к перерезанному спинному мозгу, лицо казненного исказила гримаса страдания.

Любознательный доктор на этом не остановился, он сделал быстрое ложное движение, словно собираясь проткнуть пальцами глаза Троэра, они быстро закрылись, будто заметив грозящую им опасность. Далее Вендт пару раз громко крикнул в уши: «Троэр!» При каждом его вопле голова открывала глаза, явно реагируя на свое имя. Мало того, была зафиксирована попытка головы что-то сказать, она открывала рот и немного двигала губами. Не удивлюсь, если Троэр пытался послать куда подальше столь неуважительного к смерти молодого человека…

В заключительной части эксперимента голове засунули в рот палец, при этом она довольно сильно стиснула зубы, причиняя чувствительную боль. Целых две минуты и 40 секунд голова служила целям науки, после чего ее глаза окончательно закрылись и все признаки жизни угасли.

В 1905 году эксперимент Вендта частично повторил один французский врач. Он тоже кричал голове казненного мужчины его имя, при этом у отрубленной головы открылись глаза, а зрачки сфокусировались на докторе. Голова два раза таким образом реагировала на свое имя, а на третий раз ее жизненная энергия уже кончилась.

Туловище живет без головы!

Если голова какое-то короткое время может жить без тела, то и туловище способно кратковременно функционировать без своего «центра управления»! Из истории известен уникальный случай с Дицем фон Шаунбургом, казненным в 1336 году. Когда король Людвиг Баварский приговорил к смертной казни фон Шаунбурга с четырьмя его ландскнехтами за мятеж, монарх, согласно рыцарской традиции, спросил у осужденного о его последнем желании. К великому изумлению короля, Шаунбург попросил его помиловать тех своих товарищей, мимо которых он сумеет пробежать без головы после казни.

Посчитав данную просьбу сущим бредом, король все же обещал это сделать. Шаунбург сам расставил своих друзей в ряд на расстоянии восьми шагов друг от друга, после чего покорно встал на колени и опустил голову на плаху, стоящую с краю. Меч палача со свистом рассек воздух, голова буквально отскочила от туловища, и тут произошло чудо: обезглавленное тело Дица вскочило на ноги и… побежало. Оно смогло пробежать мимо всех четырех ландскнехтов, сделав более 32-х шагов, и только после этого остановилось и упало.

И осужденные, и приближенные короля на короткий миг застыли в ужасе, а затем глаза всех с немым вопросом обратились к монарху, все ждали его решения. Хотя ошеломленный Людвиг Баварский был уверен, что Дицу помогал бежать сам дьявол, он все же сдержал свое слово и помиловал друзей казненного.

Другой поразительный случай произошел в 1528 году в городе Родштадте. Несправедливо осужденный монах сказал, что после казни сумеет доказать свою невиновность, и попросил несколько минут не трогать его тело. Топор палача снес голову осужденного, а через три минуты обезглавленное тело перевернулось, улеглось на спину, аккуратно скрестив руки на груди. После этого монаха уже посмертно признали невиновным…

В начале XIX века во время колониальной войны в Индии командир роты «В» 1-го йоркширского линейного полка капитан Т. Малвен был убит при чрезвычайно необыкновенных обстоятельствах. При штурме форта Амары в ходе рукопашной схватки Малвен снес саблей голову вражескому солдату. Однако после этого обезглавленный противник сумел вскинуть винтовку и выстрелить прямо в сердце капитану. Документальное подтверждение этого случая в виде рапорта капрала Р. Крикшоу сохранилось в архиве британского военного министерства.

О шокирующем случае во время Великой Отечественной войны, очевидцем которого он был, сообщил в одну из газет житель города Тула И. С. Коблаткин: «Нас подняли в атаку под артобстрелом. Опередившему меня солдату перебило шею крупным осколком, да так, что голова буквально повисла у него за спиной, как жуткий капюшон… Тем не менее он, прежде чем упасть, продолжал бежать».

Феномен отсутствующего мозга

Если отсутствует мозг, что же тогда координирует движения тела, оставшегося без головы? В медицинской практике описаны многочисленные случаи, позволяющие поставить вопрос о некоем пересмотре роли головного мозга в жизни человека. Например, известному немецкому специалисту в области мозга Хуфланду пришлось основательно изменить свои прежние взгляды, когда он вскрыл черепную коробку больного, разбитого параличом. Вместо мозга в ней оказалось чуть более 300 грамм воды, но его пациент до этого сохранял все свои умственные способности и ничем не отличался от человека с наличием мозга!

В 1935 году в госпитале Святого Винсента в Нью-Йорке родился ребенок, по поведению он ничем не отличался от обычных младенцев, так же ел, плакал, реагировал на мать. Когда же через 27 дней он умер, при вскрытии выяснилось, что у малыша полностью отсутствовал мозг…

В 1940 году в клинику боливийского доктора Николы Ортиза поступил 14-летний мальчик, который жаловался на жуткие головные боли. Врачи подозревали опухоль мозга. Ему не удалось помочь, и через две недели он умер. Вскрытие показало, что всю его черепную коробку занимала гигантская опухоль, практически полностью уничтожившая его мозг. Получалось, что мальчик фактически жил без мозга, но до самой смерти он не только был в сознании, но и сохранял здравое мышление.

Не менее сенсационный факт был представлен в докладе врачей Яна Брюэля и Джорджа Олби в 1957 году перед Американской ассоциацией психологов. Они рассказали о своей операции, в ходе которой 39-летнему больному полностью удалили все правое полушарие мозга. Их пациент не только выжил, но и полностью сохранил свои умственные способности, причем они были выше среднего уровня.

Перечисление подобных случаев можно было бы продолжить. Многие люди после операций, травм головы, жутких ранений продолжали жить, двигаться и мыслить без значительной части мозга. Что же им помогает сохранить здравый ум и в некоторых случаях даже работоспособность?

Сравнительно недавно американские ученые заявили об открытии ими у человека «третьего мозга». Кроме головного и спинного, они обнаружили еще и так называемый «брюшной мозг», представленный скоплением нервной ткани на внутренней части пищевода и желудка. Согласно данным профессора исследовательского центра в Нью-Йорке Майкла Гершона, этот «брюшной мозг» насчитывает более 100 миллионов нейронов, а ведь это даже больше, чем в спинном мозге.

Американские исследователи считают, что именно «брюшной мозг» дает команду на выделение гормонов в случае опасности, подталкивает человека либо на борьбу, либо на бегство. Если верить ученым, этот третий «управленческий центр» запоминает информацию, способен накапливать жизненный опыт, влияет на наше настроение и самочувствие. Может, именно в «брюшном мозге» и кроется разгадка разумного поведения обезглавленных тел?

До сих пор рубят головы

Увы, никакой брюшной мозг все же не позволит жить без головы, а их до сих пор рубят, причем даже принцессам… Казалось бы, обезглавливание, как разновидность казни, давно кануло в лету, однако еще в первой половине 60-х гг. ХХ века оно применялось в ГДР, потом, в 1966 году, единственная гильотина сломалась и преступников стали расстреливать.

А вот на Ближнем Востоке можно до сих пор вполне официально лишиться головы.

В 1980 году буквально международный шок вызвал документальный фильм английского оператора Энтони Томаса, который назывался «Смерть принцессы». В нем было показано публичное обезглавливание саудовской принцессы и ее любовника. В 1995 году в Саудовской Аравии было обезглавлено рекордное количество осужденных - 192 человека. После этого количество подобных казней стало уменьшаться. В 1996 году в королевстве обезглавили 29 мужчин и одну женщину.

В 1997 году во всем мире были обезглавлены примерно 125 человек. По крайней мере, еще в 2005 году в Саудовской Аравии, Йемене и Катаре были законы, разрешающие обезглавливание. Достоверно известно, что в Саудовской Аравии специальный палач применял свои навыки уже и в новом тысячелетии.

Что же касается преступных акций, то иногда лишают людей головы исламские экстремисты. Отмечены случаи, когда этим же занимались и в криминальных бандах колумбийских наркобаронов. В 2003 году приобрел мировую известность некий экстравагантный британец-самоубийца, который лишил себя головы с помощью собственноручно сооруженной гильотины.