Дом,в котором я учился. Зал первой женской гимназии

спецпроект Читинского городского портала

Учителям

Мы чисто физически не можем принести букет всем учителям, которым безмерно благодарны. Часто не можем даже просто позвонить и сказать "спасибо" - в наших гаджетах есть полмира, и нет номеров ваших телефонов. Но именно благодаря вам, наши учителя, мы можем многое, в том числе делать проекты, подобные этому. Мы усвоили ваши уроки, мы продолжаем учиться сами и учить тех, кто приходит за уроками уже к нам. Этим спецпроектом мы обнимаем всех, кто не побоялся невероятной ответственности - быть Учителем.

редакция "Чита.Ру"

некоторые вехи в становлении читинской системы образования

Эта небольшая статья не претендует на научность - показать полную картину истории образования Читы могут лишь учёные специалисты. Тем не менее, мы собрали некоторые факты, чтобы убедиться - учительско-преподавательское сообщество города может гордиться большим пройденным путём и богатым наследием читинского просвещения.

Историю читинского образования можно отсчитывать с конца XVII века, когда рядом с плотбищем на устье реки Читы появилась Читинская слобода. Дети первых читинцев обучались основам грамоты дома - в этом смысле ситуация с образованием принципиально не менялась до середины XIX века, хотя большой вклад в общий уровень образованности читинских детей внесли декабристы, особенно проживший здесь до 1863 года Дмитрий Завалишин.

Чита в 1878 году

Настоящая планомерная работа по созданию в Чите системы образовательных учреждений началась после придания ей в 1851 году статуса города. Сложно было привлечь чиновников, да и вообще взрослых семейных людей на работу в город без гимназий и училищ. Первое образовательное учреждение в Чите появилось в 1859 году - им стал Мариинский женский детский приют, который сначала выполнял функции начальной школы для девочек и мальчиков.

В 1865 году открыто Михаило-Архангельское приходское училище, проработавшее в разных статусах вплоть до 1917 года.

Фрагмент панорамы Читы 1878 года

В том же 1865 году военный губернатор Забайкальской области Николай Дитмар по сути самовольно, не имея высочайшего утверждения, открыл в Чите мужской пансион для мальчиков всех сословий - в пансион пришли обучаться почти 250 читинских мальчишек. А уже в следующем году губернатор открыл женское училище, преобразованное в 1871 году в 5-классную прогимназию. Училище также было открыто неофициально и поначалу существовало не на государственные, а на попечительские деньги. Средних учебных заведений в Чите по-прежнему не было, хотя даже Забайкальское казачье войско нуждалось в 328 офицерах, которых негде было выучить.

Мужская классическая гимназия открылась в Чите 30 августа 1884 года, она заняла двухэтажное здание на улице Большой (Ленина). Почти сразу власти города приступили к строительству капитального каменного здания под нужды гимназии. В 1891 году гимназия переехала в новое здание на улице Бульварной (Бабушкина) - сегодня в нём расположен один из корпусов медакадемии. Дети дворян, чиновников, казаков, мещан, крестьян изучали в гимназии латынь, греческий, немецкий, французский языки, математику, историю, географию, русский язык, Закон Божий и другие науки.

Читинская мужская гимназия на ул. Бульварной

Воспитанники Читинской мужской гимназии

В 1893 году уже упоминавшаяся нами женская прогимназия получила статус женской гимназии. Но переехать в новое просторное каменное здание - туда, где сегодня расположены современные исторический и филологический факультеты ЗабГУ на перекрёстке Софийской (Бутина) и Уссурийской (Чкалова), - ей было суждено только в 1909 году. А деревянное здание на Иркутской (Полины Осипенко) заняла уже 2-я читинская женская гимназия. Ещё две гимназии были открыты в Чите в начале ХХ века в частном порядке.

Читинская женская гимназия на Уссурийской

Здание женской гимназии на ул. Иркутской

Систему среднего образования до революции дополняли епархиальные училища, в которых готовили духовенство. В частности, женское епархиальное училище находилось в здании современной школы №32 на улице Троицкосавской (Балябина). Выпускницы гимназий и епархиальных училищ помимо прочего имели право преподавать на дому и в начальных школах.

Женское епархиальное училище на ул. Троицкосавской

Миссионерское училище на Новособорной площади (ныне Спасо-Преображенский храм на Чайковского)

Медицинское образование в Чите начало развиваться с появлением в 1872 году Читинской войсковой военно-фельдшерской школы при лазарете, а также повивальной школы с годичными курсами для акушерок - особенно востребованными медики стали с началом I Мировой войны.

Строительство же Транссибирской магистрали повлияло буквально на все сферы жизни города, в том числе и на образование. Благодаря ему на Чите-I в конце XIX века появились не только ремонтные мастерские с обучением слесарным и другим техническим профессиям, но и открыта 2-классная школа, прямой наследницей которой сегодня остаётся средняя школа №45 на улице Горбунова.

Группа рабочих и служащих у здания железнодорожных мастерских в Чите; в центре - министр путей сообщения М.И.Хилков. Май, 1904 год.

22 октября 1900 года Чита сделала огромный рывок в сфере образования - город получил свою собственную учительскую семинарию. На тот момент она стала единственным заведением профессиональной подготовки учителей от Байкала до Владивостока. И одной из двух семинарий империи, где изучался местный национальный язык - бурятский. Кроме читинской национальный язык учили только в Закавказской семинарии. В 1902 году семинария въехала в каменное здание на перекрёстке Албазинской (Курнатовского) и Песчанской (Подгорбунского) - современное здание школы №3 возле Пионерского парка. За 20 лет учреждение выпустило несколько сотен педагогов, бесценно повлиявших на общий уровень грамотности в регионе. Первых обученных в Чите профессиональных учителей.

Учительская семинария на Албазинской

Количество читинских школ начало стремительно расти. На Острове, в здании, занимаемом сегодня школой №13, в 1914 году открылось сразу две школы: №7 и №13. Уже работали минимум 5 церковно-приходских школ, 1-классные и 2-классные начальные школы, в том числе в Антипихе и Черновских копях.

Школа на Черновских копях, 1915 год

Центром профессионального образования до революции было Читинское ремесленное училище Императора Николая II - главный его корпус сегодня можно найти по адресу Профсоюзная, 18, а здание администрации училища - на Петровской, 36. Училище имело собственные слесарно-механическую и столярно-токарную мастерские, кабинеты физики, химии, геодезии, механики, механической и химической технологий, естествознания, сельскохозяйственного, строительного и горного дел, рисования, черчения, фундаментальную и ученическую библиотеки. На базе училища была построена первая в Чите электростанция.

Кроме него в городе работало землемерное училище.

Главный корпус Читинского ремесленного училища, вид с ул. Амурской

Педагоги и ученики Читинского ремесленного училища, 1897 год

Столярная мастерская Читинского ремесленного училища

С установлением в стране власти Советов система образования начинает унифицироваться. На смену различным типам начальных школ приходят школы 1-й ступени с пятилетним обучением. Гимназии, реальные и епархиальные училища, семинария тоже ушли в прошлое, уступив системе единой трудовой школы, включавшей в себя все городские школы 2-й ступени. В 1929 году в Чите было введено обязательное 7-летнее образование, а в 1934 - единый для всей страны тип образовательных школ. Новые школы, в том числе школу №1, помогали строить комсомольцы.

Городской актив пионерработников Читы-II, 1930 год

В 1917 году было создано политехническое училище, из которого естественным образом вырастут политехнический (лесотехнический) и горный техникумы, а в 1927-м открыт медицинский техникум, ставший прообразом будущего Читинского медучилища.

В это же время в школах начинают обращать внимание на физическую подготовку учеников. А с началом Великой Отечественной войны вводятся уроки по агротехнике, вождению, механике сельскохозяйственных машин. В 1943 году школы вновь были разделены на мужские и женские, возврат к общеобразовательным школам произойдёт только в 1954 году.

Пионеры в Горсаду, 1957 год

Первые попытки создания высшего учебного заведения предпринимались ещё в период Дальневосточной республики, столицей которой была Чита. В октябре 1921 года власти республики учредили Государственный институт народного образования, начавший стремительно развиваться. В институте работала своя философская ассоциация, издавалась собственная газета и сборники научных статей. В марте 1923 года институту был придан статус Читинского государственного университета, а в октябре того же года вуз перевели во Владивосток. Следующей точкой отсчёта станет 1938 год, когда в городе открылся Читинский государственный педагогический институт с тремя факультетами: историческим, русского языка и литературы и физико-математическим. Отучиться полноценных 4 года у первых выпускников ЧГПИ не получилось - .

Первый выпуск ЧГПИ

Работников начального образования после революции готовили в Читинском педагогическом техникуме, основанном в 1937 году, но имеющем гораздо более глубокие корни - вырос он из педагогических курсов, созданных областным земством ещё в 1919-м.

Знакомая нам современная система образования в Чите формировалась в послевоенное время. В 1940-х годах школы начали получать пристройки для занятий физкультурой, трудами и начальной военной подготовкой. С 1958 года начался переход ко всеобщему 8-летнему обучению. В конце 1960-х начало развиваться кабинетное обучение, при котором кабинеты в школах из универсальных переоборудовались в предметные, с большим количеством наглядных и методических материалов. В этот же период срок начального обучения был сокращён с 4 до 3 лет.

С 1953 года начинает работу Читинский государственный медицинский институт - тогда у вуза ещё не было собственных корпусов, общежитий, а 200 студентов учились в зданиях Областной партийной школы и мужской средней школы №3. Но к началу 60-х у института будет уже - спрос на медицинское образование оказался стабильно высоким.

Корпус ЧГМИ на ул. Бабушкина, 1956 год

Студенты ЧГМИ в операционной

В 1951 году на базе школы десятников организован Читинский строительный техникум, давший толчок началу интенсивной застройки города. А возросшая потребность в инженерно-технических кадрах стала причиной открытия в Чите общетехнического факультета Иркутского политехнического института - в 1974 году он станет Читинским политехническим институтом, после чего Чита впервые перестанет нуждаться в приезжих инженерных кадрах, хотя именно в 60-х и 70-х Читу накрывает миграционная волна - в быстро растущий город едут из разных уголков СССР.

Корпус политехнического института на Кастринской

К началу 80-х в Чите действовали 43 средние, одна начальная и три восьмилетние школы. В 90-х годах вновь возникают гимназии, частные школы, лицейские классы при вузах.

Урок в кабинете литературы школы №49, начало 80-х

Хор школы №42, 1980-е годы

В наше время в систему городского образования включены 43 средних и две начальных школы, две многопрофильных гимназии, школа с углублённым изучением немецкого языка, школа с углублённым изучением английского языка, краевая кадетская школа-интернат, лицей-интернат для одаренных детей. Работают шесть вузов (ЗабГУ, ЧГМА, ЧИ БГУ, ЗабИЖТ, ЗИП СУПК, ЗабАИ), четыре техникума (сельскохозяйственный, горный, железнодорожный, отраслевых технологий и бизнеса), семь колледжей (горный, политехнический, педагогический, компьютерный, медицинский, торгово-экономический и Забайкальский государственный), а также училище искусств, училище культуры и Читинское Суворовское военное училище МВД России.

ФИЛОСОФИЯ

никаких старост в классе

Мама всегда говорила ей, что учитель - хорошая профессия. И она даже не рассматривала другие варианты, впитав совет как мечту детства - после девятого класса сразу пошла в педколледж, а оттуда в свои 19 - преподавать.

Мне уже в ноябре будет 20, - говорит Вероника Бурцева, чтобы не казаться такой юной. Вечером, когда в школе нет почти ни души, она ждёт нас в фойе - легко можно перепутать с десятиклассницей.

На ближайшие 4 года жизнь Вероники Сергеевны Бурцевой в начальной школе расписана. В первую неделю сентября она подумывала сбежать от класса "И".

Надо было как-то завладеть вниманием 26 человек. Я помню, как было страшно перед первым уроком. Я их первая учительница, мне было важно, как они отреагируют, понравится ли им школа, интересно ли им на уроках. Но они оказались открытыми, дружелюбными.

Вероника Бурцева

Теперь среди толпы дружелюбных она к каждому ищет отдельный подход. До сих пор она, кажется, даже не понимает, что будет расти вместе с ними. Учиться, ошибаться, исправлять, набираться опыта. Выпустит класс, возьмёт другой, и снова будет учиться, ошибаться, исправлять.

Родителей "её детей" не смущает возраст - на первые уроки некоторые приходили, но "все вопросы сразу отпали". Помимо русских, математик и окружающих миров, Вероника преподаёт им не менее ценные уроки. Дети настолько быстро доверились ей, что девочки уже не могут без неё решить сложные вопросы с причинами подёргивания косичек, мальчики учатся быть более терпеливыми. Она тоже быстро и бестрепетно прониклась ими, хотя изначально думала, что никого даже не обнимет. Но детям нужно учительское тепло. Недавно ученик позвал Веронику Сергеевну на важный для него хоккейный матч, и она обязательно пойдёт.

Несмотря на море нежности и радости, по которому первые школьные годы плывут, она готовится принимать период, когда "её дети" не захотят идти в школу, и вообще окончательно войдут во время самоосознания. Маленькие личности нужно чаще хвалить, говорит она. Хотя сама сумела сохранить правильную дистанцию - небольшая разница в возрасте не заметна школьникам. Строгость и навыки отлаживания дисциплины сделали своё дело, хотя опыт у Бурцевой не большой - две студенческие практики и работа в продлёнке. Она ориентируется на интуицию, наблюдениями за коллегами, полученные в колледже знания. На старте выходит хорошо. Директор каждый день спрашивает, как дела, старшие коллеги помогают, а в соседнем кабинете сидит такая же юная одногруппница - поддержки хоть отбавляй.

В классе Вероники больше мальчиков, это сложнее, потому что за дисциплину обычно отвечают девочки.

Мальчики хулиганят, они привыкли играть после детского сада, всё всегда знают, яростно тянут руки. Лучше, когда девочек больше. Но мы справляемся.

После уроков Вероника часто выходит вымотанная, у неё две работы - после обеда ждут дети на уроках письма в учебном центре. Пока нет семьи, она может позволить себе так жить. Правда, про любимые танцы живота пришлось пока забыть. Но это задача не нерешаемая.

В школу Бурцева возвращается довольная. Дети тянутся и к ним невозможно не притянуться в ответ. Никаких принципиальных открытий в них она для себя не сделала.

Поколения меняются, да, но я вижу, что дети такими же и остаются. Мои дети вообще не пользуются телефонами - они на перемене играют в классики, кошки-мышки, ручейки, сами что-то придумывают. Мой класс и поколение, которое сейчас, такие же, как и мы.

С родителями Вероника "сотрудничает" - иногда детей оставляет после уроков, если видит, что они не понимают чего-то. Ей важно, чтобы все шли ровно. И это ровно - оно не только о знаниях. В её классе нет старост или лидеров.

Такого никогда не будет. Я не приемлю, когда одного ребёнка в таком возрасте возвышают над другими. Мы учимся всё решать вместе.

Вечером она вернётся домой, будет готовиться к следующему дню, в котором придётся снова вставать в 6.00. Её не пугает график, зарплата и трудности воспитания. Потому что призвание - это тоже не история прошлых поколений.

сотрудники "Чита.Ру" вспоминают себя за партой

Последний звонок журналистов филологического факультета ЗабГГПУ, 2006 год

Я вся - как из кусочков, даже если внешне так и не скажешь. Меня сделали учителя.

Школьный учитель музыки научил меня не бояться и тому, что слова - самое главное. Он подбирал нам такие песни, которых, я уверена сейчас, вообще нет в школьной программе. Я подозреваю, что и программы никакой не было, просто он заходил с аккордеоном в кабинет и сначала пел нам сам - так, что чесалось в горле, а потом вместе с нами. А потом вызывал к доске - с кем хочешь выходи, по желанию. И ты стоишь в валенках в шеренге девчуль и: "В суровый бой идёт ледовая дружина, мы верим в мужество отчаянных парней". Или: "Люди мира, на минуту встаньте, слушайте, слушайте, гудит со всех сторон…" Или ещё: "Мальчишки слёзы катятся, Чапай идёт на дно". Уехал куда-то потом на запад, и всё.

Или Слан-Тольна, тоже в школе. Она отвечала за многое сразу: внутренний стержень, сарказм и умение признавать ошибки. Хотя по расписанию - за русский и литературу. То, что мне сейчас ничего не стоит прийти и сказать - слушайте, я первый раз неправильно сказала, на самом деле вот так - это всё она. Я до сих пор - а с 11 класса прошло 16 лет - когда её вижу, завидую, как длиннющие ноги могут так гармонично сочетаться с орфографией и пунктуацией.

А Левашов? Виктор Степанович читал нам в университете курс советской литературы. Но по факту - принципы и достоинство. Если бы мне можно было вернуться в студенчество на чуть, то я бы выбрала туда, в 16-ю аудиторию, на вторую пару, к деревенской прозе, Маяковскому и "Жизни Клима Самгина". Сидит на столе, качает ногой, хоть и интеллигент. С первого раза и не разберёшь, что на экзамене - реви, не реви - а "Что-то, я вижу, вы не очень потрудились прочитать эту книгу. Это хорошая, кстати, книга". Когда несколько лет назад его можно было спасти переливанием крови, мы ходили, но у меня не взяли. Так вышло, что он во мне есть, а меня в нём не было.

Я уж не говорю про Агафонову. Стилистика стилистикой, а было это, оказывается, про смелость вообще и смелость быть таким, какой ты есть. И про то, что всем нужно тепло, даже если ты… Ну такой вот, какой есть. Я не знаю, что думают мои одногруппники, когда в повседневной жизни раз в несколько лет натыкаются на Эренбурга или Андроникова, а у меня что-то дёргается внутри стрункой и откликается зимней солнечной улицей Кайдаловской, куда мы однажды притащили ей письмо, чтобы она не болела и приходила снова нас мучать синекдохами.

У меня много такого: женская логика, непереносимость мудаков, категоричность, дружба с мужчинами, крутить ручку особенным способом, не снижать планок, спрашивать по-настоящему, чувствовать благодарность.

- Екатерина Шайтанова , главный редактор

Кира Деревцова (справа), 11-й класс

В средней и старшей школе у нас была классная руководительница Людмила Петровна. Мы безбоязненно прозвали её Людмилка. Были ещё прозвища, конечно, но за них стыдно. Иногда оно (и другие прозвища) вырывалось во время уроков - она вела биологию, и, наверное, все по одному разу проговорились за эти 5 лет.

Выпустив наш класс, она через год уехала к дочери, научилась водить машину, и, кажется, прыгнула с парашютом. Новая жизнь - даже как-то странно было поначалу, но были "Одноклассники", мы поддерживали связь, хотя и недолго. Как-то она отправила мне свой стих про инопланетян. Тогда я думала, что она привычно намекает. Но оказалось, конечно, что просто мало о ней знаю, несмотря на то, что она доверяла нам гулять со своим пекинесом Алисой и висеть на домашнем турнике. Она тоже не прилетела с другой планеты. Просто писала стихи, а я не знала. Просто любила активный отдых, но я не знала. Мы с ней по-другому были близки - так, как бывают близки наставники и ученики. С той лишь разницей, что у наставника учеников много, а у ученика - всего один.

Она была и есть, конечно, очень внимательной, навязчивой и неравнодушной, умело совмещая всё со школьным формализмом. Как сейчас говорят, типичной классной руководительницей. А ещё она никогда не врала нам. Её за это многие подростки не любили - за то, как ей было не всё равно, что с ними происходит. И за то, как она без обиняков говорила, что. Я благодарна ей за сбитую с меня вовремя спесь, за иронию и сарказм (она была очень хороша в этом), за прямой взгляд, за умение вызвать удушающий стыд, за способность научить гордиться собой, за редкие учительские улыбки (после уроков зато можно было увидеть чаще), за то, какими мы с ней стали. На кого-то она - это неизбежно - не повлияла. Но со мной вышла другая история - она всегда знала, что я и кто я. Это пугало. Потому что даже я не знала. В итоге, она во многом оказалась права. Я желаю детям таких учителей - прямых и честных, вовлечённых. И родителям таких помощников - спокойных, адекватных, авторитетных. И учителям желаю детей, которые обязательно оценят. Пусть и через несколько лет.

- Кира Деревцова , журналист

В городе молокане стремились учить своих детей в гимназиях (мужской и женской), которые, наряду с точными науками, давали солидную гуманитарную и языковую подготовку. Программа полного курса Благовещенской мужской гимназии, рассчитанная на 8 лет, предусматривала изучение Закона Божьего, истории (разные разделы: древнего мира, отечественная, всеобщая), русского языка (все годы обучения), арифметики (1 - 3-й классы), алгебры, геометрии (с 4-го класса), физики (с 6-го класса), тригонометрии (7-й класс), космографии (8-й класс). С 1-го по 4-й классы гимназисты изучали географию. Со 2-го класса учащиеся начинали заниматься немецким и французским языками, с 3-го класса - латинским языком, с 5-го класса - древнегреческим языком. В 7-м классе были психология и законоведение, в 8-м классе - логика .

В списке лиц, бывших учениками Благовещенской мужской прогимназии и. гимназии с 1877 по 1 января 1899 г., много молоканских фамилий: Семен, Иван, Александр, Дмитрий, еще один Александр Буяновы; Степан, Иван, Владимир, Миней Ефремовы; два Федора и два Александра Исаевых; два Ивана, Ефим, Михаил, Василий Кондрашевы; Федор Конфедератов; Павел, два Петра, три Ивана, три Василия, Антон, два Андрея, Семен, Григорий, Степан, Михаил, Александр, два Федора Косицыных; Михаил, два Ивана и два Федора Кувши-новых, Федор, Сергей, Иннокентий Кузнецовы, Михаил и Тимофей Лештаевы; Федор, Павел, Владимир, Василий, Лукьяновы; Иван, Василий, Филипп Метел-кины; Митрофан, Николай, Авраам, три Алексея, Максим, три Александра, Василий, Владимир, Федор, Семен, Виктор Поповы; Василий, Яков, Владимир, Евфимий, Григорий, Иосиф Селезневы; два Александра, два Василия, два Ивана, три Евграфа, Михаил, два Николая, Федор, Владимир, два Иннокентия, Павел Семеровы; Павел Тулупов; два Степана, Иван, два Петра, три Михаила, два Василия, два Александра, Иннокентий, Андрей, Федор Хворовы .

В алфавитном списке учеников Благовещенской мужской гимназии, обучавшихся с 1 января 1899 г. по 1 августа 1902 г, числятся: Михаил, Виктор, Дмитрий, Василий Алексеевы; Григорий, два Александра, Иван Буяновы; Александр Вобликов; Владимир и Павел Ефимовы; Михаил Жариков; Степан Коротаев; Семен и Михаил Кондрашевы; два Ивана, два Павла, Николай, Василий, Владимир, два Александра, три Михаила, Семен, Петр, Евграф, Степан, Андрей, Григорий, Федор, Василий Косицыны; Иван Ланкин; Михаил Платонов; Александр, Дасий, Алексей, Вячеслав, два Виктора, Владимир, Герман, Семен Поповы; Евграф, Александр, Николай, Павел Семеровы . Возможно, не все из перечисленных лиц принадлежали к молоканской общине (это касается таких распространенных фамилий как Алексеевы, Кузнецовы, Поповы). Некоторые из Семеровых в начале XX в. уклонились в баптизм, но относится ли это замечание ко всем детям Семеровых, учившихся в указанное время в Благовещенской мужской гимназии, сказать трудно. По поводу упомянутых дважды и трижды имен можно предположить, что либо это были разные люди (учитывая многочисленность молоканских родов), либо те, кто по разным причинам прерывал учебу, а через несколько лет продолжал ее.

При невозможности обучать детей в гимназии молокане отдавали их в учебные заведения рангом ниже. Так, в 1910/1911 учебном году в ремесленном училище имени графа Муравьева-Амурского было 92 православных ученика и 29 сектантов .
Благовещенская мужская прогимназия была открыта 01 июля 1877 года. В указе об её учреждении говорилось: "Учредить в Благовещенске четырёхклассуню мужскую прогимназию" . В ознаменование она была преобразована в полную гимназию.

Первоначально мужская гимназия располагалась в деревянном здании на углу улиц Большой и Графской (ныне Ленина и Калинина). В период с 1911 по 1913 года мужская гимназия переместилась в новое каменное здание, построенное по проекту военного инженера Э.И. Шеффера. Здание трёхэтажное, кирпичное. Устройство водяного отопления, водопровода, вентиляции и канализации произвела техническая контора .

В 1920-е годы в здании гимназии размещалась губернская совпартшкола первой ступени имени Ленина. С 1930-х годов здесь стал работать Благовещенский государственнй педагогический институт. После пожара 1960 года был достроен четвёртый этаж.
Сегодня это здание - главный корпус БГПУ. С 1988 года является памятником архитектуры и охраняется законом.
Трёхмерную панораму здания можно посмотреть по ссылке . Панорама взята с сайта Управления культуры города Благовещенска .

Примечания:
01. Зубакин, И.С. Программа полного курса Благовещенской мужской гимназии. - Благовещенск, 1909.-С. 3-55.
02. Историческая записка о состоянии Благовещенской мужской гимназии с 1877 по 1899 год. Составил по поручению педагогического совета преподаватель ПК. Войницкий. - Благовещенск, 1899.-С. 128, 130, 131, 132, 133, 134, 136, 137, 139, 140.
03. Историческая записка о состоянии Благовещенской мужской гимназии за время с июля 1899 по 1 августа 1902 года. Составил по поручению педагогического совета преподаватель Г.К. Войницкий. - Благовещенск, 1902.-С. 102, 103, 131, 104, 105, 107, 108.
04. Начальное народное образование в г. Благовещенске. Доклад СЕ. Матвеева, прочитанный на публичном заседании Амурского отдела общества изучения Сибири и улучшения ее быта 9 марта 1914 г. - Благовещенск, 1914. - С. 32.

В конце XIX века читинцы задумались о «необходимости для города иметь свой собственный дом для помещения женской гимназии». Гимназистки в то время сбивали снег с каблучка на углу Амурской, где стоял деревянный дом, принадлежавший некогда купцу Алексею Юдину. Затем здание, как один из корпусов учебного заведения, перекочевало на Иркутскую (Полины Осипенко). Однако с ростом населения и тягой читинских девиц к знаниям гимназия не справлялась. В начале XX века для решения вопроса был создан Попечительский совет.

Редакция ИА «Чита.Ру» продолжает знакомиться с историей Читы и знакомить с нею своих читателей. В ленте городского портала уже появлялись серии лёгких «Городских мелочей» и «Прогулок по городу», а также более глубоких . Очередная серия текстов «Исчезающая Чита» несколько расширит первые два проекта, акцентировав внимание на историко-архитектурных памятниках столицы Забайкалья, которые находятся на грани жизни и смерти. Помимо просветительской, главная задача проекта — социальная, обратить на них внимание власти и общественности, чтобы не потерять пока ещё живые кусочки истории нашего города. Аналогичный проект уже не один месяц успешно реализовывает иркутская команда компании «Чита.Ру» на «ИрСити» .

К лету 1902 года архитектор Гавриил Власьевич Никитин подготовил предварительный проект здания гимназии. Спустя год - в 1903-м - городская дума удовлетворила ходатайство Попечительского совета и отдала под строительство участок на углу улиц Уссурийской и Софийской. Ещё четыре года потребовалось, чтобы начать строительство. В 1909 гимназистки справили новоселье.

Здание имеет два этажа с высокими арочными окнами, пять из которых одновременно служат балконными дверями, и три купольных чердака. Центральная часть фасада здания украшена шестью ложными колоннами, над которыми в годы существования учебного заведения располагалась лепная надпись «Первая женская гимназия». В центре здания на втором этаже была устроена домовая церковь Святой великомученицы царицы Александры.

Проработала гимназия в новом здании совсем недолго. Революционная суматоха закидывала в здание казачий штаб, затем выкидывала казаков из страны. Избавившейся от царизма, а заодно и от тысяч эмигрантов, стране нужны были специалисты. В 1921 году в Москве появляется институт красной профессуры и институт Маркса и Энгельса, а в Чите в это же время появляется Забайкальский университет с медицинским и экономическим факультетами. Квартировал он в здании на углу Иркутской и Софийской ещё меньше, чем гимназия. В 1923-м университет перекинули во Владивосток, а здание отдали индустриальному техникуму.

С 1937 года в СССР начали появляться первые доктора наук и профессора - в этом году подписано постановление об учёных степенях и званиях. Это было кстати, так как среди прочих вузов в стране советов появляется Читинской педагогический институт.

Летом 41-го студенты и преподаватели в военкоматы прямо из корпуса историко-филологического факультета.

«Когда я пошла в понедельник на экзамен – парни ходили поникшие. Сдал — не сдал – пошли в военкомат. Во вторник мы ребят почти уже не видели», — вспоминала Болеслава Жещинская, окончившая в начале войны третий курс филфака.

В опустевшее здание уже в августе переехал хирургический эвакогоспиталь №1479. Его операционная находилась в актовом зале. Студентам, кроме учёбы, приходилось помогать раненым, заниматься заготовкой дров. В годы войны отсюда выходило больше излеченных бойцов, чем дипломированных педагогов. Выпускной курс в 1943 году состоял из 12 человек.

После войны студенты вновь вернулись в здание и уходили из него чтобы стать учёными, секретарями райкомов, депутатами, губернаторами и сенаторами.

Актовый склад

Здание является одним из наиболее выразительных памятников гражданской архитектуры Читы с выразительным силуэтом, сформированным куполами, парапетными стенками и металлическими коваными решётками. Ценность объекта повышается сохранившимися интерьерами вестибюля с балюстрадой ограждения, лепным декором и двусветным актовым залом. Профилированные тяги на потолке и стенах дополнены лепными поясами и декоративными элементами растительного рисунка. В центре каждой части лепные розетки, в середине зала историческая люстра. Проёмы входа и второго уровня зала с арками «тюдор» обрамлены профилированными наличниками с картушем по оси. Над флангами проёмов выполнены лепные элементы растительного рисунка.

«Когда я пришёл работать деканом истфака, в зале было ужасно, — вспоминает проректор вуза Виктор Кузнецов. — Но в начале 2000-х к 65-летию вуза мы сделали ремонт. Государство нам давало деньги. Сейчас там видно паркет 1909 года, а тогда он был скрыт под десятью слоями краски. Мы сняли трёхсантиметровый слой, вплоть до слоя зелёнки, оставшейся со времени ВОВ. Пол циклевали, покрыли лаком - шикарно было. Но, к сожалению, всё это угробили. Можно назвать это бесхозяйственностью, но с другой стороны - мы были федеральным бюджетным учреждением, и денег на ремонт никто не давал».

Когда крыша здания начала протекать, было ещё полбеды. Беда пришла, когда строители сняли кровлю и дождь застучал по дубовому ровеснику века. После этого в зал пришли чиновники и велели закрыть его и забыть о массовых мероприятиях.

«Перед этим мы обследовали балки, некоторые заменили, а некоторые - ещё нас с вами переживут. На них, кстати, крепится подъёмный механизм люстры. И когда зал закрывали, я показывал комиссии их прочность и прыгал на них. Но зал всё равно закрыли», — говорит Кузнецов.

Сейчас огромные двери зала отгорожены фальшстеной. Попасть в него можно только через дверь, некогда выходившую к сцене. На ней табличка - техническое помещение. И зала как будто нет. Спроси первокурсника - и вряд ли ответит, что там за этой дверью.

А за дверью не то склад, то не дантовский ад. Старинная люстра сброшена на пол в пыль и осколки штукатурки. Паркет местами напоминает цинготный рот. Гипсовые писатели смотрят с отвращением и никак не могут подобрать слов, чтоб всё это описать.

Ремонт зала - дело чести

«Будущее зависит только от денег, — уверен Кузнецов. — То что зал нужно сохранить - никто не сомневается. Там замечательная акустика, танцоры Андрей и Марина Ожеговы некогда говорили, что в Забайкалье есть два зала такого уровня - в ОДОРА и у нас. Сейчас ректор Сергей Иванов говорит, что ремонт зала - это дело чести. В прошлом году мы искали спонсоров, но начались финансовые проблемы, и мы приостановили поиски».

По словам проректора, забрасывать зал и тем более превращать его в склад никто не собирается. Фальшстену поставили пять лет назад, чтобы скрыть от посторонних обваливающийся потолок, а бюсты, пианино и сейфы поставили на временное хранение. Сцену, которая, кстати, появилась в 60-70 годы пришлось разобрать, чтобы оценить ущерб от дождя.

Суммы, необходимые для ремонта, по данным Кузнецова, меняются год от года и от специалиста к специалисту. Супруги-архитекторы Бунтовские говорили о сотнях тысяч рублей, их коллеги через несколько лет упоминали уже 2,5-3 миллиона. В 2012-м проректор Андрей Симатов и вовсе оценивал работу в 20 миллионов.

Проректор по административно-хозяйственной работе Эвклид Порфиров и не называет цифр пока не готова смета: «Мы в прошлом году нашли строителей, они начали оценивать, а в Центре охраны памятников сказали - для этого зала нужны специалисты с лицензией. Мы нашли таких людей, но им до Нового года было некогда. Сейчас снова будем связываться с ними, договариваться о смете. Проблема ещё в том, что нужен архитектор, который в процессе работы будет подсказывать - здесь такая лепка, здесь такое украшение».

О том будут ли деньги главный хозяйственник ЗабГУ сначала смиренно отвечает - будем искать - а потом на несколько секунд вспыхивает: «Министерство образования денег не выделяет. Я третий или четвёртый год подряд составляю сметы по корпусам на 200-300 миллионов. И не разу не давали денег. Каждый год ремонт за счёт собственных средств. На 2015 год приготовили сметы на 200 с лишним миллионов. Ждём».

Виктор Кузнецов к вопросу относится более оптимистично, хотя помнит о настигших страну финансовых трудностях.

Очевидно, что в этом году отремонтированного зала нам не увидеть, если уж по университету вот-вот пройдёт сокращение. Хорошо, что ректорат - его ведь фальшстеной не прикроешь.

В тексте использованы материалы «Энциклопедии Забайкалья», книги Валерия Немерова «Чита - история, памятные места, судьбы», сайта Забайкалье в геополитике России.

И под его началом ссыльный Аввакум . На рубеже XVII-XVIII вв. в окрестностях Читы вдоль восточного склона Яблонового хребта расселялись буряты , перекочевавшие из Хоринских степей (долина реки Уда). В начале 1820-х гг. в Чите насчитывалось 26 домов. В 1827-30 отбывали каторгу декабристы . В 1851 с присвоением статуса областного города Чита становится центром Забайкальского казачьего войска . С 1850-х гг. из Читы отправлялись Амурские экспедиции . В городе находилась тюрьма, выполнявшая функции пересыльной. В годы Русско-японской войны Чита являлась тыловым городом, где размещались крупные военные склады, госпи­тали. Работали 3 банка, лесопильный, пивоваренный, кирпичный заводы. На рубеже 1905-06 власть в Чите в ходе революционных со­бытий фактически перешла к советам рабочих, солдатских и казачьих депутатов - существовала так называемая Читинская республика . В годы Первой мировой войны в городе и на ближайших станциях находились военнопленные германской, австро-венгерской и турецкой армий. После Февральчкой революции в Чите сложилось двоевластие; в феврале установилась советская власть. С августа 1918 в Чите действовала Забайкальская белая государственность во главе с атаманом Г.М. Семеновым . В 1920-22 Чита - столица Дальневосточной республики . В 1939 госпитали Читы принимали раненых в боях с японцами на реке Халхин-Гол в Монголии. С сентябре 1941 в Чите находился штаб Забай­кальского фронта , созданного на базе Забайкальского военного округа . В августе 1945 Чита объявлена прифронтовым городом. На военном курорте Молоковка, близ Читы, располагалась ставка Главного командования на Дальнем Востоке во главе с мар­шалом А.М. Василевским . До 1949 в Чите находились японские военнопленные, занятые на строительных работах. С 1998 Чита - центр Сибирского военного округа.

С конца XIX - начала XX в. Чита становится крупнейшим транспортным центром Забайкалья . В связи с сооружением Забайкальской железной дороги в 1895 началось строительство станции Чита-1, в 1899 - железнодорожного вокзала и станции Чита-2. Первый поезд при­был в Читу с востока в декабре 1899. В 1930-е гг. построены мелькомбинат, хлебо- и крупозаводы, городские хладо- и мясокомбинаты, элеватор и мельница, летное поле аэро­порта. В 1934 - первая радиовещательная станция, в 1933 открыта первая воздушная линия Чита-Харбин-Владивосток- Токио. Экономика современной Читы представлена машиностроительным, станкостроительным заводами, железобетонных изделий, торгового оборудования, мебельным деревообрабатывающим и пищевым комбинатами, ТЭЦ-1, ТЭЦ-2 и другими предприятиями.

В 1862 устроена первая сельскохозяйственная выставка, открыто Читин­ское миссионерское училище. В 1864-65 открыты мужской и женский пансионы, приходское училище, впоследствии преобразован­ное в городское, начато издание газеты «Забайкальские областные ведомости». В 1884 открыта мужская гимназия, в 1888 - казенная палата, в 1890 - метеорологическая станция, в 1893 -первая женская гимназия, в 1894 - ремесленное училище, в 1894 - отделение Приамурского отдела Русского географического общества (РГО), в 1895 краеведческий музей, городская библиотека, позже - учительская семинария и 2-я женская гимназия. В 1886 построен Богородицкий (Покровский) монастырь, в 1895 женское епархиальное училище. С 1894 Чита - центр Забай­кальской и Нерчинской епархии. В 1911 действовало 18 православных храмов, 4 часовни, костел (с 1870-х гг.), мечеть, синагога. В 1913 построен Александро-Невский кафедральный собор, в 1917 - молельный дом баптис­тов. Облик Читы существенно изменился благодаря архитектурным строениям, выполненным по заказу городских административных и частных лиц (усадьба В.Н. Коновалова, здание музея РГО, пассаж Второва , жилой дом Ф.Е. Пономарева, Шумовых братьев дворец ). В 1940-50 открыты техникум механизации и электрификации сельского хозяйства , железнодорожного транспорта , кооперативный, строительный, лесотехнический техникумы, возобновил работу горный техникум, медицинский институт. С 1963 в Чите действует местное телевидение . Социально-культурная сфера включает 61 общеобразовательную школу, дошкольные учреждения, 22 больницы, 10 высших учебных заведений, в том числе Читинский государственный университет, Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет, Забайкальский институт предпринимательства Сибирского университета потребительской кооперации , Забайкальский аграрный институт Иркутской государственной сельскохозяйственной академии, Читинский институт Байкальского государственного университета эко­номики и права, 12 средних специальных учебных заведений, 10 профессиональных училищ, 5 НИИ. В городе 24 музея разного профиля, 3 профессиональных театра, областная филармония, цирк-шапито, 25 библиотек, ледовый Дворец спорта, комплекс зимних видов спорта «Высокогорье», стадион, центр биатлона и др. В 1994 Чита стала центром . Действуют Казанский кафедральный собор, католический приход, представительство Агинского дацана , синагога, мечеть и др. В Чите свыше 400 объектов культурного наследия (памятников истории, археологии, архитектуры и градостроительства, монументального искусства). Археологическое наследие города представлено памятниками Титовская Сопка и Сухотино. Основная группа памятников архитектуры и градостроительства Читы относится к началу XX в.: усадьба Зазовских, доходный дом Д.В. Полутова , здание почты и телеграфа, комплек­сы застройки ул. Амурской, Анохина, Девятого Января, Чкалова, здания первой женской гимназии, мечети, миссионерского училища и др. В городе выделена особо охраняемая территория - Старое кладбище с памятником воинам- халхингольцам; братской могилой комсомольцев - участников пешего перехода Ленинград-Хабаровск; могилой немецких, австрийских, венгерских и турецких солдат; могилой японских солдат, погибших в годы Гражданской войны в Забайкалье. Чита имеет 5 официальных городов-побратимов, является членом Ассоциации сибирских и дальневосточных городов (1998), Конгресса муниципальных образований РФ (2002), Российского союза исторических городов и регионов (2003).

Герб утвержден в 1913 императором Ни­колаем II и восстановлен решением главы администрации Читы в 1994. За основу был взят герб Забайкальской области 1859. В золотом поле (символ золотых промыслов) червленый с зеленью восьмиконечный палисад (напоми­нание о 8 русских острогах XVII в.; двухцветная финифть палисада на­поминает расцветку пограничного столба, т. к. область имеет внешние границы с Монголией и Китаем). В верхней части щита - червленая голова буйвола (символ развитости скотоводства) с серебряными глазами и языком (указывают на Да­урские серебряные промыслы). Щит увенчан золотой башенною короною с 3 зубцами (символ областного города) и окружен 2 золотыми колосьями (указывают на занятие населения зем­леделием), соединенными алой Александровской лентой (местонахождение органов военного управления).

Современный герб утвержден в 2007: в золотом поле восьмиконечный палисад, червленый с зеленью, сопровождае­мый вверху червленой головой буйво­ла с серебряными глазами и языком. Щит увенчан золотой башенною короною о 5 зубцах, окруженной по обручу золотым лавровым венком, и обвит лентой ордена Октябрьской Революции.

Лит.: Попов А.И. Город Чита. Описание, путеводитель и справочник. Чита, 1907; Вся Чита и Забайкалье: Торгово-про­мышленный справ. Чита, 1923; Чите - 125: Рекомендательный указатель литературы к 125-летию Читы как областного центра. Чита, 1976; Дворниченко Н.Е. Путеводитель по Чите: Достоприме­чательности, памятники и памятные места. Иркутск, 1981; Города Сибири : Энциклопедия. Новосибирск, 1994; Немеров В. Чита. История. Памятные места. Судьбы. Чита, 1994; Чита. Город во времени. Чита, 2001; Вся Россия. Города и населенные пункты: Энциклопедия. М., 2001; Лобанов В.Г. Старая Чита. Чита, 2001; Чита. 350 лет: Атлас города. Омск , 2003.

В.И. Дибирдеев, Т.И. Жеребцова, А.В. Константинов, В.С. Кулаков, А.И. Лыцусь

Читинская мужская гимназия

Читинская мужская гимназия была утверждена 17 января 1884 г. Открытие гимназии состоялось 30 августа 1884 г., а в октябре 1884 г. при ней был открыт пансион. Гимназия состояла из приготовительного класса и двух начальных с пансионом на 40 человек.

К 1891 г. гимназия имела полный состав – 8 классов и один приготовительный. Специально для гимназии было построено каменное двухэтажное здание, которое вместило в себя 175 человек. Освящение здания состоялось 18 июня, в день, когда в Чите пребывал Цесаревич Николай Александрович, будущий император. Он прибыл в гимназию на торжественное открытие нового здания, присутствовал на водосвятном молебне, после которого были освящены все комнаты гимназии при личном присутствии Цесаревича. Николай Александрович осмотрел новый физический кабинет, где были собраны породы и руды минералов, а также образцы минеральных вод Забайкалья.

В 1894 г. учащихся было уже 185 человек и распределялись они следующим образом:

  • по сословиям – дети дворян и чиновников (в 1891 г – 87 ч.); дети лиц духовного звания (3); городских сословия (60); сельских сословий (35) (из которых детей казаков – 20, детей инородцев – 15);
  • по вероисповеданиям – православных – 161, католиков – 3, протестантов – 3, иудеев – 12, буддистов – 6 (с каждым годом количество детей разных вероисповеданий увеличивалось).

Возраст детей: в приготовительный класс принимались дети от 8 до 10 лет; в первый класс – от 10 до 12 лет и т.д. Но дети инородцев (бурят, орочон, тунгусов и проч.) могли быть приняты в первый класс до 15-летнего возраста включительно.

Плата за обучение составляла 25 руб. с ученика в год. Бедные ученики в числе 10% от общего числа учащихся освобождались от взноса платы за обучение, но для этого им необходимо было предоставить свидетельство о материальном положении родителей. Кроме того, от платы за обучение освобождались дети служащих или служивших в образовательных учреждениях, находящихся в ведомстве Министерства Народного просвещения.

Приемные экзамены проводились с 7 по 15 августа. В пансион принимались иногородние ученики всех классов на полное содержание (были обеспечены постелью, одеждой, обувью, питанием, книгами, учебными пособиями и проч.). Плата за пансион составляла 330 руб. в год.

При гимназии имелось несколько видов стипендий:

  • 16 казенных стипендий для детей гражданских чиновников, отличающихся усердием и способностями;
  • 6 таких же стипендий для детей лиц, служащих в Амурской и Приморской областях и прошедших курс Владивостокской шестиклассной прогимназии;
  • 4 стипендии имени Его Императорского Высочества князя Алексея Александровича для бедных детей казачьего сословия;
  • 2 стипендии имени супругов Ильяшевич для бедных детей инородцев Агинского ведомства;
  • Одна стипендия имени Генерал-Адъютанта барона Андрея Николаевича Корфа для бедных инородческих детей Агинского ведомства;
  • Одна стипендия Генерал-Лейтенанта Ивана Константиновича Педашенко для сирот гражданского ведомства из числа жителей Забайкальской области;
  • Одна стипендия Кяхтинского купечества для лиц почетного сословия Забайкальской области. Всего в гимназии насчитывалось 31 стипендия.

Преподавательский состав включал в себя 11 лиц с университетским образованием, 8 – со средним, 2 – с низшим.

Предметы, которые изучали учащиеся – Закон Божий, древние языки, русский язык, математику, французский и немецкий языки, литературу, историю, географию, рисование, пение, гимнастику, законоведение, чистописание, ручной труд, столярное и переплетное ремесло. В старших классах добавлялись физика, химия и др. предметы.

В 1915 г. в гимназии обучалось уже 525 учеников, педагогический состав увеличился до 31 человека.

Директорами гимназии были статские советники Карл Фридрихович Бирман, Николай Михайлович Ганзен, Алексей Сергеевич Еленев, Иван Иванович Чтецов, коллежский советник Михаил Иванович Цветнев и др.

Законоучителями состояли священники Иван Васильевич Корелин, Константин Соболев, протоиерей Николай Петрович Тяжелов и др.

В 1919-20-м годах в Читинской мужской гимназии размещалась часть Читинского военного училища атамана Семенова (сотня, инженерная рота и рабочая команда). В марте 1920 года, когда пришли каппелевцы, в нижнем этаже была размещена Челябинская кавалерийская школа до ухода на Сретенский фронт (Еленевский А. Военные училища в Сибири (1918-1922) // Военная быль. 1963. № 61-64)

13 января 1921 г. в рамках исполнения Положения о реформе единой трудовой школы РСФСР Решением правительства ДВР гимназия была закрыта (По данным ГАЗК).

Наталья Волнина