В какие игры для детей можно поиграть на пляже. Игры на пляже для детей: самые интересные занятия без хлопот Игры на пляже для младшего возраста

Дай ребенку волю - и он целый день не будет вылезать из воды. А что ему еще делать на пляже? Это для родителей кайф - лежать и отдыхать, а малышу хочется активности. Но в воде слишком долго сидеть нельзя. Приходится искать разумные компромиссы. Мы со Степкой договорились, что некоторое время он дает мне отдохнуть и играет самостоятельно, а потом подключаюсь и я. И хотя программа пляжных развлечений у нас довольно стандартная, нам она не надоедает.

Бумажный флот

Наша мама всегда берет с собой на пляж глянцевые журналы. И она уже знает, что странички с рекламой предназначены для нас, а точнее для нашего будущего флота. Из бумаги мы строим кораблики. И Степка, пока я отдыхаю, пускает их около берега.

Супер-брызгалка

Мне кажется, что это любимое развлечение всех мальчишек. Во всяком случае, я не знаю ни одного, которого бы не привлекали брызгалки. Сейчас, конечно, можно купить водяной пистолет. Но лично я в детстве делал брызгалки из пластиковых бутылок. Сейчас я делаю такие для Степки, и они ему нравятся гораздо больше пистолетиков.

На пляж мы обязательно берем несколько маленьких пластиковых бутылочек, в крышке которых проделаны небольшие дырочки. Набираешь воду в бутылку, нажимаешь на нее и из дырочки бьет струя.

  • можно просто обливать друг друга
  • в жаркий день рисовать водой фигуры на асфальте
  • стрелять водой по мишеням – пластиковых стаканчикам.

Замок из песка

Гвоздь пляжной программы – это, конечно, возведение песчаных замков. Я несколько раз наблюдал за мамами и папами, которые вместе с малышами возводят конструкции. Большинство родителей берут на себя роль главного дизайнера и архитектора, а малышам доверяют только подсобные работы.

У нас со Степкой все наоборот. Он придумывает план крепости, форта или замка и мы приступаем к строительству.

Очень важно изначально понять, что за конструкцию мы строим, потому что от этого зависят дополнительные элементы. Для возведения крепости мы набираем мелких камушков и ими обкладываем стены постройки. А когда строим с нашей подружкой Анечкой домик для принцессы, заранее запасаемся декоративными элементами – фантиками от конфет, косточками от черешни, цветочками (ведь замок красавицы не может быть аскетичным, как оборонительная крепость).

Сапер

Эту игру можно проводить не только на песочном пляже, но даже в обычной песочнице. Один игрок закапывает свою руку в песок – это будет "бомба". Второй игрок очень аккуратно раскапывает его руку. Задача: раскопать "бомбу" так осторожно, чтобы не задеть пальцы первого игрока, иначе "бомба" взорвется.

Если детей много, то можно одного игрока закопать полностью, оставив на поверхности только лицо. А затем вместе аккуратно раскапывать "бомбу".

"Бомба", почувствовав, что кто-то дотронулся до нее, должна взорваться - резко вытащить из песка ту часть тела, до которой дотронулись.

Крокодильчики

Это очень веселая игра для детей, которая устраивается в воде. Поэтому в нее с детьми должен обязательно играть хотя бы один взрослый и следить за тем, чтобы дети случайно не забрались на глубину.

Игра проводится на мелководье. Все опускаются на четвереньки, ноги навесу, а руки на дне. Нужно ходить на руках, наподобие того, как передвигаются крокодилы, и догонять друг друга.

А еще крокодильчики иногда начинают безобразничать и стучат хвостом по воде. Дети барахтают ногами, поднимая тучи брызг.

Берег и река

Известно, что если ребенка вовремя не вытащишь на берег, он будет плескаться в воде до посинения. Так вот, наша следующая игра для детей предназначена как раз для таких случаев, когда ребенок замерз и надо быстро согреться. Таких детей, думаю, найдется немало. С ними можно организовать подвижную игру.

На расстоянии примерно 1 метр друг от друга нужно начертить две линии. Представляем, что между ними находится река, а за чертами – берег. По команде ведущего «река» все участники прыгают в «реку», по команде «берег», все прыгают за черту. Ведущий говорит быстро, специально для того, чтобы запутать игроков. Тот, кто ошибся – выбывает.

От мини к макси

Не только интересная, но и полезная игра, потому что развивает мелкую моторику.

Сначала нужно пройти с малышом по пляжу и набрать камушки, главное, чтобы они были разного размера.

Теперь, все камушки мы раскладываем на одинаковые кучки. Каждый игрок садится спиной к своей кучке. Ведущий, или один из игроков, командует: «Раз, два, три». И все игроки, не оборачиваясь, начинают раскладывать камушки по порядку: сначала самый маленький, потом побольше, потом еще больше… То есть все нужно делать на ощупь.

Потом сверяют результаты: тому игроку, который точнее всех разложил свои камушки – приз. Например, конфета.

Каменная жемчужина

Нам снова понадобятся камушки. И еще фольга. Камушки заворачивают в фольгу и ведущий разбрасывает их на мелководье. По его команде дети бросаются в воду и собирают «жемчужины» - завернутые в фольгу камушки.

Побеждает тот, кто собрал больше всех жемчужин.

Природная сказка

Есть у меня в запасе еще парочка тихих игр для детей. Когда я устаю бегать и возиться, мы со Степкой ложимся и смотрим на траву. Там кипит жизнь – бегают муравьи, на цветок садятся шмели, а сами травинки похожи на причудливое царство со своими ходами, выходами, переходами… Совсем не сложно придумать историю о том, как шмель прилетел в гости к клеверу или о муравье, который бежит искать клад.

Сказку мы сочиняем со Степкой по очереди. Например, начинает он, продолжаю я, потом может присоединиться мама. Так сказка обрастает все новыми и новыми подробностями. Выходит очень интересно.

Облачная фантазия

Еще одна спокойная игра для детей. Она здорово развивает фантазию и воображение. Удобнее всего в нее играть, когда солнце заходит за тучку.

Мы ложимся на спину и смотрим на облака. На что они похожи? Может быть одно на слона, другое на домик, а третье на любимого дедушку?

Интересно, что облака меняют очертания и, например, дедушка может трансформироваться в бегемота или льва, а бабочка вдруг стать феей.

Вам хочется расслабиться и от души позагорать, но ваш ребенок требует к себе внимания и просит поиграть с ним. Как быть в этой ситуации? Все очень просто - существуют такие развлечения для детей, которые не потребуют от родителей больших моральных и энергетических затрат. Более того, взрослые смогут не только контролировать процесс игры, но и руководить даже с закрытыми глазами. Итак, предлагаем вам несколько вариантов игр на берегу моря. Хотим обратить ваше внимание, что это особенно полезно родителям тех малышей, которым еще не исполнилось пяти лет , и, в силу столь юного возраста, им трудно в своих играх обходиться без участия взрослых и без родительского внимания.

Игра 1. Ловкие руки

Игры на песке иногда наскучивают, и хочется поиграть в воде. Тогда просто переносим мишень с песка в воду. И ее роль будет выполнять маленькая, плавающая формочка. Ваша задача вместе с малышом попасть в нее заранее приготовленными камушками. Конечно, это активная игра, которая потребует участия взрослого, особенно во время занятий в воде.

Игра 2. Соревнование

Это очень азартная игра, которая потребует от малыша выносливости и проворства. Поэтому не перестарайтесь с условиями игры. На выбор предложите группе детей выстроить из песка нечто самое-самое. Пусть каждый из них работает в одиночку, соревнуясь с соседом и всеми остальными детьми. Это может быть самое глубокое метро, высокий дом, широкая пирамида, глубокий колодец, большая ракета, длинный канал... Ну а вы в это время спокойно позагораете, одновременно не забывая наблюдать за вашим сокровищем краем глаза.

Игра 3. Ищем клад

Принимать участие в игре могут одновременно несколько детей. Впрочем, родители тоже, но их мы пока условимся оставить в покое, чтобы они могли отдохнуть. Если подобралась компания из нескольких малышей, это самый подходящий вариант. Заранее ограничьте небольшую территорию, и предложите одному или двоим малышам закопать игрушку, ведерко или формочку в песок. Вторая группа должна отыскать «клад» как можно быстрее. Поиск на время - отличный стимул в игре. В следующей игре компании детей меняются местами, и теперь те, кто прятал клад, сам должен его отыскать. Только не перестарайтесь с размерами участка, иначе ваши дети просто перероют весь пляж.

Игра 4. Ищем с помощью сита

Надоела игра в поиск кладов? Что ж, ее можно несколько разнообразить. Для этого заранее запасаемся горстью вымытых монет. Но перед тем, как доверить их малышу, необходимо убедиться в том, что ребенок хорошо осведомлен о том, какой вред они наносят в случае попадания в рот. Собственно, игра заключается в следующем. Малыш должен отвернуться или закрыть глаза, а вы в это время быстро разбрасываете монеты по поверхности песка на заранее отведенном участке. С помощью сита малыш должен отыскать определенное количество монет. Поверьте, активности ребенка не будет конца. Но главное, это конечно, результат. В данном случае, определяем цель, ради которой велся поиск. Найденные монеты можно использовать для того, чтобы выложить из них изображение чего - либо: змейки, человечка, цветка, солнышка, домика, дерева и т.д.

Игра 5. Рисунки на песке

Кому-то они напоминают о быстротечности нашей жизни, ибо ничего более непостоянного, а для нас это отличный способ провести время с пользой для дела. Итак, не будем дожидаться, пока набежавшая волна смоет наши художества, и подготавливаем песчаный участок, смачивая его водой. Получился отличный "экран" для будущих гениальных творений. Ну а сюжетов для изображений существует огромное множество. а для того, чтобы их увидеть - просто обернитесь вокруг, и предложите сделать тоже самое вашему ребенку. В заключение можно украсить результат совместного творчества камешками и ракушками и найти благодарных зрителей.

Игра 6. Оставим после себя отпечатки

Если подумать, для чего годится песчаная площадка, можно вообразить, что для коллекции отпечатков - это самое подходящее место. А ваш малыш будет буквально зачарован процессом их создания. В ход пойдет все, что есть у вас под рукой: посуда, игрушки, собственные ладошки и даже тело самого малыша... Последнее обычно вызывает дикий восторг у любого ребенка. Ну а если посоветовать ему закончить изображение, добавив к нему волосы, глаза, нос и рот из камешков, нарядив в немыслимую одежду и яркие украшения из травы и водорослей, вы, тем самым, сильно поднимете настроение вашему малышу, и от души повеселитесь вместе с ним. В заключение можно сделать памятное фото рядом с "двойником".

Игра 7. Мячом в мишень!

Отличная идея пляжного отдыха вместе с ребенком. Теннисный или резиновый мячик в чемодане много места не займет. А на пляже, прямо в песке сделайте мишени. Дальше все предельно просто. Предложите ребенку закатить или закинуть мячик в мишень. Заведите счет на количество заработанных очков, записывая их прямо на песке.

Игра 8. Строим замки из песка.

Это традиционное развлечение на морском или речном берегу, где имеется песчаное покрытие пляжа. Если таковое предполагается, не забудьте взять с собой в поездку ведерко, разные формочки и совок для песка. Настоящий песок - неиссякаемый источник фантазии для вас и вашего ребенка. Вам достаточно дать малышу небольшой "толчок", показав, какие чудеса можно творить из мокрой песчаной массы, и поверьте, восторгу вашего малыша не будет предела. Он с радостью займется изготовлением чего угодно из этого благодарного материала. От вас требуется только вовремя подсказывать малышу сюжеты предстоящей работы, да и то, только в том случае, если с фантазией у вашего малыша возникнет "напряженка", ну, скажем, от жары... Сделайте вид, что вам ужасно хочется отведать пирогов с черникой, прокатиться на черепахе, машинке, самолете, поезде, укрыться от жары в волшебном домике феи. Подскажите, что постройки из песка можно украсить камушками, ракушками, веточками, травой и т.д. И главное, что и как бы ребенок не построил из песка, никогда не делайте недовольное выражение лица, даже, если у вас разболелась голова. Ни в коем случае не ругайте, не осуждайте ребенка, и любое его начинание, так же, как и результат работы, воспринимайте с радостью, с улыбкой на лице и обязательно с похвалой. Малыш должен чувствовать, что он трудится на радость взрослым, что его работа нужна и приносит положительные эмоции окружающим его людям.

Игра 9. Дружно покатаем мячик

Игра "Попади в цель" довольно распространена и уже наскучила малышу. А вот то, что еще неизвестно ребенку: катание мяча по канавке. Итак, отправляемся к самой кромке воды, или просто смачиваем песок водой. После этого выроем канавку, ограничивая ее края палками. Пробуем прокатить по ней мячик, запуская его с одной и той же стороны. Ну а если покатать его сразу с обеих сторон, то можно устроить наблюдение или даже соревнование - чей мячик быстрее закончит путь по канавке. Усложним задачу, сделав канавку по слегка изогнутой линии. Сам по себе процесс обустройства канавки увлекателен. К тому же, кроме катания мячика, по канавке вполне может проплыть корабль, заранее прихваченный из дома, если, разумеется, наполнить ее водой. Ну, а после этого, можно перейти к спокойным играм.

Игра 10. Юный исследователь

Ваш ребенок активно стремится к познанию окружающего и свойств предметов, которые он привык видеть вокруг себя. Помогите ему в этом. Набираем ведро воды, и, опуская туда всякие предметы, дайте малышу возможность самому исследовать, что из них тонет, а что остается плавать на поверхности. Объясните малышу на доступном для него уровне, почему это происходит. Хотя для этого вам самим придется вспомнить кое-что из школьного курса физики, а именно - раздел о плотности физических тел.

Игра 11. Рисуем на...камнях

Известно, что дети обладают удивительным воображением и способны замечать такие вещи, о которых взрослые и не догадываются! Так, к примеру, они могут видеть изображения животных в кроне деревьев, летящих облаках, в очертаниях крыш домов и многое-многое другое подсказывает им их неуемная фантазия. Поэтому вот такая игра им наверняка придется по душе. В небольшое ведерко набираем камушки разного размера и формы. Затем просим малыша разрисовать камушки при помощи фломастеров так, чтобы из простых камней получились сказочные персонажи, любимые мультяшные герои. Вряд ли малыш бросит столь увлекательное занятие, пока не доберется до последнего камушка в ведре. Ну а теперь самое время попросить его заняться его сказочными героями. Поселить их в роскошном отеле, вовремя покормить, посмотреть телевизор в просторном холле на широком диване, где уместятся все без исключения. Ну а вы в это время сможете принять отличный загар.

Игра 12. Накормим и маму, и папу

Напомните малышу, что игрушки тоже хотят кушать. Сделайте вид, что тоже умираете от голода. Подскажите ребенку, что в таких случаях нужно делать, а именно: сварить вам суп. А теперь, для того, чтобы вас ненароком не накормили чем-то несъедобным, начинаем подсказывать малышу, что нужно для супа, советуя заменить настоящие продукты камушками, ракушками и прочим, что есть под рукой. С богатым детским воображением, ваш малыш легко настроится на игру и к тому же быстро запомнит все ингредиенты настоящего супа. А его приготовление вы сможете "продублировать" вместе с малышом на настоящей кухне в своей квартире. Кстати, не забудьте о втором блюде и о компоте.

Игра 13. Рисуем на собственном теле

Если кожа вашего малыша не склонна к аллергии , эта игра вам вполне подойдет и доставит ребенку море удовольствия. Речь идет о рисовании на собственном теле. Только постарайтесь объяснить малышу, что разрешаете ему рисовать на себе в виде исключения, что бы это не переросло в привычку. Можно сфотографировать готовый результат, чтобы любоваться на свое творение зимой. Дети любят разрисовывать себе лицо, руки, особенно в подражание маме, глядя на то, как она наносит косметику, или, стремясь стать похожими на клоуна. Предложите малышу смывающиеся краски, специальную пену или фломастеры. Кстати, для того, чтобы смыть синюю краску и попробовать красную, можно легко уговорить ребенка, боящегося воды, наконец-то войти в море.

Игра 14. Льем и переливаем

Детям нравится возиться с водой. Они обожают мерить лужи, пускать в ванной кораблики и просто наблюдать за потоком воды, подставив руки под кран в ванной или на кухне. В жизни родителям это увлечение детей доставляет много хлопот. Это и мокрая одежда, и пролитая на пол вода... Оказавшись на пляже, ребенок наконец-то сможет от всей души реализовать свои желания, и лить и переливать воду сколько душе угодно. Для этого ему понадобятся бутылочки, стаканчики, пластмассовое ведро, наборы детской посуды... Такого комплекта ему вполне достаточно для начала. Он с удовольствием начнет выливать, переливать, доливать воду из одной емкости в другую. После того, как фантазия малыша иссякнет, попросите его налить воду в бутылку в помощью стаканчика, а затем с помощью блюдца. Это наглядно покажет малышу, что одно и то же количество воды можно набрать разными способами. Для удобства предложите ему воронку, объясните, что так наливать воду в узкое отверстие удобнее всего. После того, как заполните половину бутылки, перелейте часть ее содержимого в стаканчик. Спросите ребенка, почему уменьшился уровень воды. Такие упражнения помогают вашему ребенку освоить количественные понятия в самом раннем возрасте. Очень сложно малышам бывает освоить закон сохранения, гласящий о том, что при переливании объем жидкости не изменяется - меняется занимаемая им площадь, в зависимости от формы сосуда. Помогите ребенку прийти к осознанию этого закона прямо здесь, во время летнего отдыха, сидя вместе с ним на пляже.

Игра 15. Игра в кораблики

Пускать кораблики? Кто не занимался этим в детстве? Детям очень по душе это занятие, а еще больше они любят их мастерить. Что для этого нужно? Да все, что попадется под руку: бумага, широкие листья растений, кора, веточки. Пусть малыш даст волю фантазии. А вот отправиться к берегу, чтобы проверить кораблик в действии, вам придется вместе. Впрочем, есть альтернативный и более безопасный вариант - предложите ребенку вырыть свое "море", чтобы запускать кораблики, или делать это в ведре с водой.

Игра 16. Выдуваем мыльные пузыри

Кто не любит пускать мыльные пузыри? Заранее возьмите с собой мыльный раствор с соломинкой, приобретенный в магазине, и приготовленный самостоятельно. Пусть ваш малыш порадуется, глядя на радужные, переливающиеся на солнце пузыри. При этом следите за тем, чтобы он случайно не выпил мыльного раствора и не отдавал свою соломинку другим детям.

Игра 17. Отгадай и покажи

Сборник загадок на пляже? А почему бы и нет? Как хорошо загорать и одновременно загадывать малышу загадки. Он ищет ответ, и это превращается в увлекательную игру. Еще интереснее она будет, если детей много. Отгадки вполне можно изобразить на языке тела и жестов, или просто нарисовать на песке. Но даже если вы забыли дома книгу с загадками, не отчаивайтесь, просто осмотритесь вокруг себя. Ведь загадки можно придумать самим и обо всем на свете. Совсем не обязательно, чтобы они звучали стихами. А ваш малыш, увидев, как просто это делается, вслед за вами и сам начнет их сочинять.

Разнообразить эту игру можно, начиная описывать находящиеся рядом предметы или даже людей. Остальные участники должны назвать предмет по вашему описанию. Главное - поддерживать дружелюбный тон в игре. Это занятие отлично развивает речевые функции, внимание и наблюдательность ребенка.

Игра 18. Чудо-облака

Что может быть лучше, чем удобно расположиться между папой и мамой, и взглянуть в бесконечное небо. Оно полно невесомых облаков. Предложите малышу последить за тем, как уплывают облака, как они меняют свою форму, угадать, кого они напоминают. Это очень увлекательная игра, которую можно продолжить на бумаге. Просто нарисуйте на листе бумаги элементарную, произвольную форму, и предложите ребенку представить, что бы это могло быть, и закончить изображение согласно его фантазии. Ну а если фантазии не хватает - вы всегда придете на помощь своему малышу, не так ли?

Игра 19. Что спрятано в мешочке?

Эта игра способствует развитию воображения, мелкой мускулатуры пальцев рук и сенсорных ощущений ребенка. В небольшой мешочек складываем самые разные предметы маленького размера, из разных материалов. Запустив руку в мешок, на ощупь ваш малыш должен определить, что он в данный момент держит в руке. Не торопите малыша, пусть он подумает, прежде чем он скажет свою версию найденного предмета. И пока он его не достал, пусть ответит на ряд вопросов, связанных с его восприятием и ощущениями: теплый или холодный, гладкий или пушистый, толстый или тонкий, круглый или длинный и т.д. Обыграйте эту ситуацию следующим образом: пусть малыш самостоятельно наполнит мешочек, а вы на ощупь попытаетесь определить его содержимое. Притворитесь, будто не можете ничего определить и попросите малыша помочь вам в этом. Ребенок будет только рад, что его просит мама или папа, и он постарается справиться с заданием на "отлично"!

Скука – один из главных врагов человечества. Казалось бы, вот она, сбыча расхожей мечты: возлегаешь на бархатном пляже Азии, Европы или даже Доминиканы. Вокруг снуют аборигены, смиренно предлагая массажный и маникюрный сервисы. Морская лазурь нежит взор, а температура воды круглые сутки призывно манит погрузиться в нее, отдавшись соленым волнам, забыв обо всем на свете… Ан, нет! Даже осознание, что ты сейчас на одном из лучших среди райских островов Таиланда вскоре перестает радовать, и наступает смертельная пляжная скукота.

Когда отдых у моря происходит в сопровождении ребенка, курортная апатия порой умножается еще и на раздражение: мол, поваляться бы спокойно и вдоволь поскучать. Но неугомонное чадо требует внимания, дергает маму и папу, просит поиграть с ним.

И здесь придется перефразировать то ли Ильфа, то ли Петрова – шут теперь разберет, которые строчки кто из острословов сочинил – “Зачем Вам на пляж с ребенком, Шура? У Вас нет фантазии!”

Оглашу список своих предложений.

  1. Запускать змея.

Старого доброго, бумажного или тряпочного – какой найдется под рукой или удастся смастерить самому. В особенно сильный восторг это занятие приводит мальчишек-отцов и мальчишек-сыновей.
Сложность мне видится одна. На Отресе, где мы обычно выгуливаемся, вдоль кромки воды в изобилии произрастают казуарины – такие хвойные деревья. Змеи склонны запутываться в их ветвях, и доставать оттуда объекты веселья порой сложновато.

  1. Собирать ракушки, кораллы и прочие дары моря

Для начала можно ограничиться простым собирательством. Затем, если малыш солидного возраста лет от трех, можно вытворять разные интересные развивающие штуки:

  • учиться считать на ракушках
  • раскрашивать их
  • собирать всевозможные поделки – бусы, браслеты; выкладывать причудливые фигуры на мокром песке.
  1. Использовать пляж как гигантскую песочницу

Огромный плюс – здесь можно не бояться измазаться, набрать песка в обувь, волосы и прочие подобные места. Посему нет предела возможностям для творчества! Роем ямки, сооружаем дома, дороги, прокладываем каналы, творим озера и строим целые города. Самые азартные могут даже изобразить железную дорогу и запустить по ней поезд. Листья, ветки, ракушки, кораллы, камешки, плстиковые бутылки и жестяные банки – вокруг столько материалов для креатива!

Самым крохотным бутузам, впрочем, будет достаточно вручить лопатку, машинку-грузовик и форму для куличиков. На какое-то время малявки обычно с головой погружются в песочную медитацию. Взрослый тем временем может оторваться и всласть поскучать. Или залипнуть в Инстаграм. Или доверить наконец свои ноги и прочие участки организма манящей пляжной , как любят в Юго-Восточной Азии.

  1. Огромная доска для рисования

Мокрый песок – благодатный грунт для приступов изобразительного искусства. Берем ветку, ложку, китайскую палочку, соломинку, палец и отдаемся арт-порыву. Рисовать можно, что угодно: от тривиальных “мамапапая” до буков и цифр, от примитивного цветочка до замысловатой мандалы – у кого что болит, как говорится. Заодно и сеанс арт-терапии нам бесплатно…

  1. Играть в классики

Эта полузабытая советская игра, между делом, популярна была далеко не только в СССР. Современные камбоджийские школьники на переменах от души скачут из квадрата в квадрат. Особенно забава традиционно нравится нам, девочкам всего мира. Загадочный, простой и манящий hopscotch на все времена!

  1. Играть в мяч и прочие спортивные снаряды

Берем с собой мячики, ракетки-воланы, скакалки, бумеранги и прочие девайсы для организации подвижных игр. Жарко стало – ушли в воду. А т и вовсе прямо в море можно забавляться почти спортивным времяпрепровождением.

  1. Ловить рыбок и крабиков

Сейчас все гринписовцы выдохнули быстренько и перевели дух: никто не собирается мучить животных. Мы их изучать будем. Викторалексеич берет большой пластиковый стакан из-под тростникового сока, жирного камбоджийского айс-кофе или еще какого шейка. Сия хлипкая посудина вскоре становится временным домом для крабика. Или рыбки – на что хватит сегодня сыновьей ловкости. Морская животинка мирно барахтается в своей едкой соленой среде, и максимум, что ей грозит – легкий приступ клаустрофобии. Однако даже он не грозит, ибо у братьев меньших нет сознания, а посему и всяческие фобии и ипохондрии отсутствуют напрочь. Так что мы несколько минут тщательно и детально рассматриваем, где там у крабика лапки, животик, спинка и особенно радующие нас глазки на специальных отростках. После чего невинное существо бережно возвращется в море.

Ключевое слово – бережно. Викторалексеич воспитывается в строгости и буддобоязни: любое поползновение в сторону насилия над живыми существами – и по.опе, по.опе! пресекается на корню.

  1. Почитать вслух

Почему бы нет! Если ребенок любит слушать сказки или другие творения человеческих перьев, можно спокойно и дружно почитать ему вслух. Картинки попутно разглядывать. Можно даже с телефона или планшета – в благословенное время ведь живем, и гаджеты могут не только отдалять нас от детей, но и сближать с ними.

Я теперь обожаю читать сыну – возникает особое чувство единения. Когда хочу усложнить себе задачу для саморазвития, делаю это на английском языке. Да, не щажу я хрупкую юную психику своим ужасным германоподобным акцентом – часто меня принимаю за немку! – но ничего. Generation next как-нибудь после разберется, как правильно произносить англицизмы. Мне же языковая практика для работы сейчас особо требуется, и совмещать полезное с полезным и приятным никто нам не запретит.

Кстати о работе…

  1. Позаниматься йогой или просто зарядкой

Допустим, вы совсем в шоколаде и пляжик выдался пустынным. Допустим, отпрыск по каким-то причинам интересуется телесными практиками и с удовольствием норовит присоединиться к родительским собакаммордойвниз и триконасанам. Тогда не вижу причин противостоять этим благостным порывам юношей и девушек от 1 года и старше!

Я частенько практикую на закате или поутру у воды. Сын с удовольствием подражает своим маленьким тельцем и пытается тоже садиться в Лотос или прикидываться собачками с разнонаправленными мордами… Растет поколение людей, для которых йога – обычное дело их мам и пап!

Если же восточная философия далека от тебя, мой материалистичный друг, можно просто весело поприседать, попрыгать и поотжиматься вместе со своим потомством. Главное, не переусердствовать и помнить о повышенной опасности коварного теплового удара в непривычном климате.

10. Помузицировать

Внезапная и жизнеспособная идея. Например, наш муж и отец семейства решил освоить джембе – такой забойный африканский барабан с отпадными басами. И вообще громкий. Дома делать это несподручно, да и моя скисающая с каждым ударом по мембране физиономия ничуть не вдохновляет новоиспеченного драмера.

А на пляже – вольная воля. Берут мои мужички аутентичный барабан, едут на пляж и там на пару отрываются: даже когда народу много, аранжировка из рокота волн растворяет громкость басовитого инструмента. Всем хорошо, а в юном нашем потомке, вероятно, тем временем где-то глубоко внутри оживает Вивальди. Или Джимми Хендрикс, на худой конец. Надеюсь… Ладно, если никто не оживает, то хотя бы развивается моторика и чувство ритма. А также прекрасного.

Вариации с инструментами могут быть разными: губная гармошка, укулеле, блокфлейта и т.п. не очень крупногабаритные звукоизвлекатели.

Наконец, если совсем не хочется креативить и изгаляться в творчестве, можно еще вспомнить про банальные…

  1. Догонялки и прочие элементарные игры

Догоняем с энтузиазмом друг друга. Кидаемся песочными бомбочками. Плаваем и обучаем плавать малыша. Брызгаемся руками и водяными пистолетами. Чем не веселье!

12. Знакомиться и общаться с аборигенами

В азиатских странах обожают детей, а светлокожая малышня повсеместно вызывает особое умиление. Так что внимание и звездный час ребенку славянской внешности со стороны кхмеров, тайцев, вьетнамцев и прочих монголоидных друзей обеспечены. По-разному можно реагировать, но нам нравится общение с местными: они веселые, беззаботные, любят играть с сыном и присматривать за ним.

13. Валяться в гамаках

Если прихватить с собой мягкий легкий гамак и натянуть его в тени между двух деревьев, малыш может там предаться чудесному дневному сну. Главное, помнить о защите о песчаных блошек и прочих кровососущих.

Или можно вместе с ним поваляться и позаниматься нижеследующим – совсем уж примитивным, но имеющим право на жизнь видом досуга.

14. Смотреть кино или мультики

В самых запущенных случаях: достаем планшет, включаем что-то интересное и представляем, что вокруг не пляж, а обычный двор с песочницей. Или родная городская квартира.
Что поделать! Наш человек на отдыхе порой склонен скучать. И, страшно сказать, даже мечтать о скорейшем окончании отпуска и возвращении к накатанному графику: работа – дом.

Ибо смена обстановки – не только отдых, но и серьезный экзамен на умение проводить время с самим собой. И своими детьми…

Знаю, как много читательниц и читателей также являются опытными аниматорами себя и деток на пляжах Азиатчины. И буду рада вашим подсказкам и вариантам, как еще можно разнообразить родительско-детский совместный отдых на морях и океанах.

С пожеланиями самого яркого отдыха, от которого останутся только теплые воспоминания, искренне ваша, азиатская мама Marta и Mr. Victor, как его зовут местные экспаты. Сиануквиль, Камбоджа, апрель 2017-го.

Здравствуйте, дорогие подписчики!
Наступает время долгожданных отпусков, кто – то отправляется на морское побережье, а кто-то предпочитает отдыхать за городом, в деревне. И самым привлекательным развлечением становятся купания в море, озере или речке. Где бы вы ни оказались с семьей – всегда дети играют на пляже с большим удовольствием.

И чтобы время, проведенное у воды, было не просто интересным, но и полезным, вы можете организовать различные забавы. В этой статье вы узнаете, как можно использовать природные факторы не только для укрепления здоровья, но и всестороннего развития детей, какие игрушки взять с собой на пляж, и какие упражнения применить для улучшения речи и мелкой моторики.

Начнем с того, какие вещи хорошо иметь с собой на отдыхе у реки или озера. Они сделают пребывание за городом для детей и родителей занимательным и не скучным.

  • принадлежности для плавания: надувные круги, матрасы, нарукавники и жилеты – удержат на поверхности, чтобы начать осваивать плавательные навыки и обеспечат безопасность;
  • мячи: яркий легкий надувной для совсем крохи, резиновый или волейбольный для детишек постарше и подростков;
  • бадминтон;
  • для юных архитекторов отлично подойдет набор формочек для куличиков и лопаток;
  • небольшая леечка поможет и в строительстве сказочных замков и просто порадует карапузов, ведь это так весело – набирать и выливать воду;
  • для активной деятельности используются водяные пистолеты и различные брызгалки, которые можно изготовить своими руками;
  • в ветреную погоду великолепным развлечением могут стать яркие красивые вертушки или воздушные змеи

Мастерим своими руками

Многие игрушки, яркие и красочные можно купить в магазине, но самыми любимыми всегда становятся те, что созданы совместно с мамой и папой. Действия с природными материалами широко используются в логопедической практике и работе психологов. Свойства их снимать напряжение, успокаивать, гасить агрессию, известны давно и применяются в работе с тревожными, нервными, гиперактивными, излишне возбужденными ребятишками.

В коррекционно – развивающей работе у малышей с задержкой или нарушениями речи подобные занятия дают хороший эффект и способствуют положительной динамике. Для этого не надо никого усаживать за парту и мучить скучными уроками, освоение новых знаний и формирование необходимых навыков происходит у детей легко в доброжелательной обстановке, прямо во время игр на пляже.

Упражнения с водой

  • Переливание – действие увлекательное, можно делать это со стаканчиком, считая сколько их влезет в большую бутылку, ложечкой или через воронку.
  • Сравнение: налейте воду в различные емкости, попросите малыша показать, где больше, а где меньше. Путем переливания пусть он постарается выровнять уровень.
  • Погружая всевозможные предметы, расскажите о том, какие из них тяжелее, а какие легче.
  • Запуская бумажные кораблики можно побеседовать о том, что плавает, летает, ездит – это обогатит словарный запас и познания об окружающем мире.
  • Попробуйте переносить жидкость из одной емкости в другую поролоновой губкой – процесс впитывания приведет ваше чадо в восторг.
  • Рыбалка – опустите в воду шарики разного цвета и размера, с помощью сачка ребенок должен выловить например шары определенного цвета, или только маленькие, или только большие.
  • Компании сверстников младшего возраста понравятся сюжетно — ролевые игры, которые учат коммуникативным навыкам, межличностному взаимодействию. Это важный этап становления личности. Правда поначалу взрослым придется направлять сюжет, распределять роли, гасить возможные конфликтные ситуации.
  • Умой куклу – если вы захватили с собой куколку, то замечательной обучающей игрой может стать ее умывание – заодно хорошо изучать и закреплять названия частей тела: глазки, ушки, щечки, ручки и т.д.
  • Стирка – полоская кукольные наряды кроха освоит название предметов одежды: рубашка, брюки, платье и прочие.
  • Хорошо укрепляет кисти рук упражнение на вылавливание щепотью мелких вещиц, плавающих в воде.

Занятия с песком

Такие забавы оказывают самомассаж кистей и стоп, улучшают мелкую моторику, способствуют пространственному воображению, формируют творческий подход. Приятные тактильные ощущения от щекочущих сыплющихся струек насытят кинестетический голод, помогут снять эмоциональное напряжение, тревожность. Одновременно в ходе речевого общения улучшается звукопроизношение, расширяется понятийный словарь, формируется грамматически правильное построение словосочетаний и фраз.

  • Насыпание и пересыпание в мисочки, бутылочки, баночки.
  • Найди клад – заройте в нескольких местах несколько ракушек, шариков, машинок и т.д., и предложите стать кладоискателями. Командные поиски приведут детвору в восторг. Для раннего возраста зарывать фигурки лучше на ограниченном пространстве – вытаскивая, кроха должен назвать что это такое, охарактеризовать – какое, что делает, для чего и т.д.
  • Сортировка: вытаскивая зарытые фигурки нужно сортировать их по цвету, виду, тематике (например, в один стаканчик сложить только красные, в другой – синие или в один – шарики, в другой – кубики и т.д.)
  • Рисование на песке – кисточка здесь не нужна, рисовать и писать можно палочкой или пальцами. Замечательный способ – рисование водой, ведь она оставляет после себя четкий темный след. Используя лейку или брызгалку можно чертить дорожки, писать буквы и цифры, рисовать геометрические фигуры и настоящие картины.
  • С дошкольниками можно изучать слоги и состав слова, рисуя их на влажной поверхности. Для школьников отличной тренировкой послужит написание слов, предложений или примеров. Повторение пройденного в веселой игровой форме наверняка понравится даже не самым старательным ученикам.
  • Песок – прекрасный строительный материал, можно сооружать домики, железную дорогу, заборчики, гараж для машины и целые города. Предложите слепить фигурки животных, поговорите о том, какие звуки они издают, поупражняйтесь в их произнесении хором или по очереди.
  • Отремонтируй букву или цифру. Начертите часть изображения и пусть ваш сын или дочка дополнят его до полного. Можно рисовать зеркальные картинки и угадывать, где правильное.
  • Очень весело насыпать песчинки на лист белой бумаги и сдувать. Это упражнение хорошо тренирует дыхательную систему.
  • Оставляйте по очереди на влажном основании следы, сравните их, можно сделать целую тропинку и стараться наступать друг за другом.
  • «Гуси – гуси». Изобразите пальцами или ладошками следы гусей или других птиц.
  • Покажите как бежит лиса — вдавливайте ямки пальцами, второй рукой заметая дорожку.
  • «Зайки на лужайке» — двумя пальчиками совершайте прыгающие движения.
  • Змейка – ребром ладони нарисовать зигзагообразные линии.

Игры с камешками

Не всегда берег у пруда или реки песчаный, на некоторых бережках лежит галька – маленькие круглые камешки. Но пусть вас это не огорчает, с ними тоже можно придумать массу интересных занятий. Незамысловатое дело, такое как перебирать и раскидывать камни на самом деле отличная тренировка, помогающая формированию пространственной ориентации, объемным представлениям, укреплению внимания и памяти. Она дает возможность анализировать и обобщать, развивает глазомер, ловкость и точность, координацию и усидчивость.

  • Кидать камешки в воду любят все, соревнуясь, можно объяснять детворе отличие в размере камней, в тяжести, почему этот пролетел далеко, а второй плюхнулся рядом. Деток постарше научите запускать «блинчики» — когда запущенный горизонтально небольшой плоский камушек отскакивает от гладкой плоскости, эта забава займет их надолго.
  • Из камней удобно выкладывать цифры, буквы, геометрические фигуры.
  • Тир. Начертите на земле мишени и кидайте камушки, стараясь попасть в центр.
  • Сортировка камней по величине: большой, средний, маленький.
  • Строить из камушков можно как плоскостные (дорожку), так и объемные (пирамидка) вещи.
  • Произнося определенные слоги, выкладывайте гальку и подсчитывайте, сколько слогов в каком слове.
  • Организуйте «кафе» — варите вместе суп из травинок, листьев и гальки, лепите куличи и пироги для воображаемых гостей.
  • Вспоминайте забавные стишки, песенки и потешки про куличики, песочницу, лето, море и речку.

Активный отдых

Солнце, свежий воздух, теплый ветерок – лучшие помощники для оздоровления организма, ведь закаливающие процедуры можно проводить прямо в естественных условиях. Но для развивающих занятий нам нужны вода, камешки и песок. Купание, а тем более плавание, хорошо укрепляет мышцы, учит слаженности движений, совершенствует дыхательную и сердечно-сосудистую систему. А ходьба и бег по горячему песочку совершенствуют координацию, массажируют энергетические точки на ступнях. Однако все эти факторы с успехом используются для обучения и развития в процессе развлечения на отдыхе.

Обязательно чередуйте пассивную деятельность с энергичными движениями, бегом, прыжками, спортом, купанием. Тогда малыш не устанет и не утратит интереса к тому, что вы готовы ему предложить.

Проводя время на берегу и получая удовольствие от отдыха и общения, не забывайте о правилах безопасности. Не оставляйте крошек одних, не позволяйте старшим заплывать далеко, а младшим плескаться без присмотра. Не стоит разрешать брать в рот песок или камушки, облизывать грязные руки. Нельзя долго пребывать на открытом солнце, лучше находится в тени деревьев. Пользуйтесь средствами от загара, соблюдайте питьевой режим, тщательно досуха вытирайте юных пловцов полотенцем.

После такого увлекательного дня, насыщенного новыми впечатлениями, положительными эмоциями, смехом и радостью ваше чадо будет спокойно спать всю ночь, а утром проснется свежим, бодрым и готовым к новым открытиям.

Как видите, провести время с пользой можно в любом месте, используя самые обычные вещи, лежащие под ногами. Для этого не нужно специальных усилий или профессионального образования, достаточно желания, немного фантазии и любви. Будем рады, если вам понравились описанные приемы и методы и вы вспомните о них, проводя отпуск с семьей на природе. Подписывайтесь, читайте и делитесь с друзьями полученными знаниями.

Не секрет, что надолго чем-то заинтересовать карапуза весьма трудно. И чем младше возраст, тем это сделать сложнее. Когда ребенку 1 год, все сводится к 5-10 минутам, потом нужна смена игровой деятельности. Но, вы, очевидно, замечали, что ваш малыш длительное время может возиться в воде и песке. Так вот, пляж – это безмерное поле для творчества.

Я предлагаю 10 лучших игр для маленьких карапузов на берегу моря.

Возможно, предлагаемые сценарии покажутся на первый взгляд легкими и неинтересными. Но это лишь видимость. В отличие от взрослых, возможности ребенка весьма ограничены. То, что нам, родителям, кажется ерундой, для детей бывает непосильным занятием.

Эти игры помогут годовалому непоседе сформировать математические представления, развить мышление и координацию движений рук, постепенно приучаясь к самостоятельности, а также покажут, как радостно познавать окружающий мир.

Пирамидка из камней.

Цель игры : научить строить башню от «большого к маленькому», развить зрительные чувства.

Найдите для ребенка камешки разного диаметра, примерно 6-7 см и меньше. Сложите их в кучку. В этом возрасте это 2-3 шт. Большее количество использовать малышу еще сложно.

Покажите, как делать пирамидку. Снизу самый широкий камень, сверху меньшего размера. Складывайте, пока башня не завалится. Окрасьте эмоцией момент разрушения:

- Бабааааах!

И стройте снова.

Тук – Тук - Тук!

Цель игры : познать окружающий мир, уметь сравнивать предметы.

Вам понадобится всего два камня – большой (5-6 см в диаметре), чтоб помещался в ручке, и поменьше 3-5см.

Обращаясь к ребенку, проведите вначале своим пальцем, а затем пальчиком малыша по гладкой стороне камня, проговаривая:

- Смотри, какой гладкий камень!

То же самое проделайте с шершавой стороной камня.

Помогите сравнить два камешка по размеру:

- Смотри, это большой камень, он тяжелый!

Вложите в ручку ребенку, чтоб он почувствовал вес и размер своими пальчиками. Затем дайте маленький камешек:

- А этот маленький. Какой он легкий!

Затем можно спросить – где большой камень? А где маленький? Если вы видите, что ребенок теряется, покажите ему снова.

- А теперь давай постучим двумя камушками!

Покажите как можно ими стучать друг о дружку. Какой звук при этом исходит:

- Слышишь, как стучат камешки? Тук-тук, тук-тук!

Найди предмет!

Цель игры: развитие зрительной памяти, внимания.

Панамкой накройте ведерко с камешками и спросите у малыша:

- Где ведерко? Куда оно спряталось? Давай найдем?!

Если вы видите, что ребенку тяжело – помогите ему. Покажите, где прячется ведро. Дальше поиск будет осуществляться самостоятельно, без вашей помощи.

То же самое можно повторять с какой-нибудь другой игрушкой небольшого размера.

Не забывайте хвалить ребенка за достижения:

- Молодец, Ася, как ты быстро нашла ведерко!

Собери сокровища!

Цель игры : развить глазомер, научиться управлять своим телом.

Распределите на коврике камни всякого размера, 3-4 см в диаметре. (камней должно быть немного, чтоб ребенку было не тяжело держать их. Имейте в виду, что карапуз может захотеть в любую минуту вытряхнуть содержимое ведра).

Предложите малышу сложить их в ведерко. Обязательно продемонстрируйте как это сделать:

- Давай соберем камешки для уточки?! Как много камней мы собрали!

Бутылка с ракушками.

Цель игры : научиться подбирать предметы по размеру, развитие активности пальцев.

Возьмите пустую пластиковую бутылку с широким горлышком, и сложите кучку ракушек рядом. Покажите, как можно ракушки опускать в горлышко бутылки:

- Смотри, ракушка спряталась в бутылку. Бульк! Исчезла!

Потом закрутите крышкой и потрясите. Послушайте, какой шум издает бутылка. Акцентируйте внимание ребенка на этом.

А где?

Цель игры : развить память и мышление.

Надвиньте себе панамку или шляпу вперед так, чтоб ваших глаз ребенок не видел. Спросите у малыша:

- А где мама? Ищи маму. Дождитесь, пока малыш сам сдвинет или снимет ваш головной убор. Если сразу находит, похвалите:

- Вот мама! Молодец, Илюша! Нашел маму!

Если же ребенок затрудняется, сделайте это вместо него. Покажите, как нужно искать маму. Во второй раз он непременно вас найдет.

То же самое можно продолжить, поменявшись ролями. А затем привлечь кого-то еще из членов семьи.

Вода. Много – мало. Холодная - теплая.

Цель игры : познать окружающий мир, уметь сравнивать.

Наберите в детское ведерко морскую воду и произнесите:

- Настенька, смотри, какое у нас ведерко с водичкой. Здесь мало воды.

Потом обратите внимание ребенка к морю.

- А там море. Смотри, какое оно большое. Там много воды. Если карапуз не испытывает страха, можно подойти ближе к воде, постучать ножками, чтоб получились брызги.

Когда вода в ведре прогреется от солнца, опустите туда ручку малыша.

- Ой, какая теплая водичка в ведерке. А в море – холодная.

Цель игры : научиться аккуратно наливать воду из бутылки. Игра помогает формированию дыхательного аппарата.

Наберите в небольшую бутылку морской воды. Поставьте перед ребенком пустое ведерко и предложите наполнить его. Можете оторвать кусочек бумажки и сказать:

- Смотри, Дашенька, это кораблик. Он хочет плавать. Давай нальем для него полное ведро водички.

Затем кораблик опускается на воду.

- Давай подуем, чтоб появился ветер и наш кораблик поплыл.

Идем, Идем – Стоп!

Цель игры : научиться координировать свои движения, привить знания о значении слова – Стоп.

Возьмите ребенка за ручку. Предложите ему подойти к морю:

- Идем к морю, идем, идем, идем – СТОП! Замрите на месте.

Затем, продолжая движение, повторяйте, комментируя свои действия с замираниями, несколько раз.

Бабочка.

Цель игры : закрепить умение показывать части тела человека.

Посадите ребенка перед собой. Покажите, как летает бабочка. Для этого можно соединить большие пальцы рук и помахать кистями:

- Бабочка порхает, пляшет, крыльями тихонько машет.

- Полетела, полетела, на головку села. - Кладем две руки на голову.

- Полетела, полетела, на носик села. - Дотрагиваемся до носа.