Роль скороговорок в развитии речи детей. Скороговорки для развития речи Чем полезны скороговорки

В современном мире стремительного развития гаджетов и интерактивных игрушек, ребенок учится обращаться с компьютером уже с трех лет. Высокие технологии заменяют общение с родителями и сверстниками. Такая тенденция приводит к печальным последствиям – все больше детей сталкивается с проблемами дикции и нуждается в помощи логопеда.

При этом родители каждого малыша желают, чтобы ребенок к школе не имел проблем речи и обладал большим словарным запасом. Даже если вы воспользовались услугами логопеда, желательно делать упражнения дома, помочь детям в преодолении проблемы в произношении ряда звуков и научить говорить чисто и внятно. Для коротких и веселых домашних занятий неплохо подойдут скороговорки.

Ответ на данный вопрос будет казаться легким не только взрослым, но и многим детям. Скороговорка – безобидная и смешная игра в повторение на скорость трудных для произношения фраз и стихов. Так описывает её специалист по детскому фольклору В.П. Аникин.

Кажется несложным повторить «У двора на траве дрова», но скороговорка просто не дается. Трижды повторяющиеся сочетания согласных «дв», «тр», «др», как будто дразнят нас. Поэтому игра становится более интересной, т.к. это уже не просто труднопроизносимые звукосочетания, а ещё и путаница, которая заключается в перестановке звуков, чем-то похожих, и чем-то отличающихся друг от друга.

Текст каждой скороговорки представляется как уникальная игра речи. Они не похожи друг на друга, и в этом заключается секрет их очарования. Не просто так появилась в народе и такая скороговорка: «Всех скороговорок не переговоришь и не перевыговоришь».

В русском фольклоре есть скороговорки содержащие слово, состоящее из корней нескольких слов или включающих в себя не по одной приставке и суффиксу:

«Дровоколорубы

Рубили дубы.

Стволы белодубовые,

Гладкотесовыструганные.»

«Сшит колпак, да не по-колпаковски;

Вылит колокол, да не по-колоколовски.

Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать;

Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.»

Такая сложная скороговорка представляет собой не только грамматическое упражнение, которое служит тренировкой развития ребенка в обдуманном употреблении частей речи и набора слов, но также увлекательная игра в детское словотворчество, способствующее хорошей дикции.

Фольклорные скороговорки подойдут дошкольникам, из них можно подобрать подходящую для любого возраста. Литературные скороговорки более сложные, т. к. они более объемные и сложные по ритму, и содержат в себе путаницу в сочетании звуков и по смыслу. Примером такой словесной игры является перевертыш Д. Храмса «Иван Топорышкин». Такие упражнения подойдут развития для детей шести лет.

В чем поможет скороговорка

К помощи скороговорок в обучении прибегают опытные педагоги, логопеды, лингвисты и даже психологи.

Основными функциями скороговорок в развитие речи ребенка являются:

  • тренировка четкой дикции при произношении звуков;
  • решение проблемы косноязычия;
  • учит грамотно использовать слова;
  • увеличивает словарный запас;
  • развитие фонематического слуха, т. к. для детей важно правильно услышать скороговорку, прежде чем произнести.

Вышеперечисленный список основной, но не закрытый, к нему можно добавить ещё некоторые второстепенные.

Часто скороговорки используют для решения проблемы проглатывания звуков у детей, торопящихся при разговоре. Так как мало произнести скороговорку быстро, она должна быть понятна на слух. Такие упражнения научат ребенка говорить более четко, не теряя окончаний слов в речи.

Скороговорка предполагает развитие способности концентрироваться и улавливать смысл сказанного. Поэтому прослушивание будет хорошей подготовкой к школе, где нужно будет воспринимать много информации на слух.

Также скороговорка, являясь предметом русского фольклора, знакомит детей с историей и культурой.

Знакомство со звуками

Часто, при обнаружении дефектов дикции у ребенка, родители бессистемно пытаются учить сразу всем буквам, с которыми есть проблемы. Такой подход не может решить вопрос развития дикции.

Причиной этому является то, что постановка отдельных звуков строится на базе другого звука. Таким образом, звук «ж» получается из звука «ш», а звук «з» из «с».

Грамотно будет построить обучение правильному произношению звуков у детей в следующем порядке: ш-ж, с-з, щ, ц, ч, л-р.

  • воспроизведение звуков «с» и «з» требует сильного напора при выдохе воздуха;
  • из-за присутствия мягких вариантов «сь» и «зь», постановка требует больше этапов в процессе обучения.

Звуки «щ», «ц» и «ч» ставятся после вышеуказанных звуков, потому что требуют от ребенка умения произносить следующие звуки:

  • «ш» для «щ»;
  • «т» и «с» для «ц»;
  • «т» для «ч».

Звуки «л» и «р» будут самыми сложными, поэтому их ставят последними. Звук «Р» - достаточно проблематичный для большинства дошкольников, часто ставят уже в 6 лет.

Подготовим язычок к скороговорке

Прежде чем просить детей воспроизвести скороговорку нужно подготовить к воспроизведению звука, используемого в ней. Сделайте с ним гимнастику для язычка, произнесите изучаемый звук.

  • При постановке звуков «ш» и «ж» проследите, чтобы ребенок сомкнул зубы и округлил, вытянутые буквой «у», губы. Пусть он вдохнет и длительно выдыхает воздух.
  • Когда можно перейти к звукам «с» и «з», то покажите ребенку, как нужно вытянуть губы в улыбке, попросите прижать кончик язычка к нижним передним зубам. Теперь снова вдыхаем и резко выдыхаем воздух.
  • При изучении звука «щ» важно чтобы ребенок прижимал язычок к верхнему нёбу, плотно должны быть прижаты к верхним коренным зубам боковые края языка. Зубы нужно держать сомкнутыми при выдохе.
  • Для звука «ц» подойдет следующее упражнение: зажать кончик языка между зубами, потом резко разжать зубы и убрать язычок внутрь рта, одновременно с выдохом.
  • Упражнение, которое поможет в освоении звука «ч», следующее: приоткрыть рот, язык упереть наверх, зубы разжать на ширину пальца, выдыхаем. Важно, чтобы язык не касался верхних зубов.
  • В помощь для произношения звука «л» будет полезно упражнение «болтушка»: зубы приоткрыты на расстояние ширины пальца, нужно напрячь язычок, немного загнуть ковшиком и поочередно, быстро и медленно проводим по верхнему нёбу то назад, то вперед.
  • Когда будете ставить звук «р», полезным будет цоканье, прищёлкивание язычком. Это подготовит к вибрации языка при произношении «р».

Важно отметить, что это упражнения, которые помогут подготовить ребенка к правильной дикции, а не сама постановка звука. Теперь, сделав зарядку для язычка, приступим к скороговоркам.

Изучаем скороговорки

Чтобы изучение скороговорок происходило с отдачей для дикции, важно тщательно подготовиться и поэтапно осваивать:

  • Подберите подходящие, соответствующие возрасту ребенка, уровню развития и изучаемому звуку. Для детей трёх лет и младше лучше всего начинать с маленьких скороговорок в 1–2 строчки. Например, «Сшила Саша Саше шапку» или «Уже ужи в луже». И с возрастом увеличивать сложность скороговорок. Не берите сразу много, для детей хватит 2–4.
  • Медленно расскажите скороговорку ребенку и разберите с ним смысл. Она должна быть понятна.
  • Научите для начала произносить скороговорку медленно, тщательно проговаривая каждый слог. Ведь в первую очередь важна не скорость, а четкость речи.
  • Когда скороговорка выучена, можно поиграть с детьми в суфлера – пусть они четко шепотом подсказывают вам текст.
  • Постепенно начинайте произносить скороговорку всё быстрее и громче, соблюдая ритм.
  • Когда ребенок сможет произносить текст быстро и четко, чтобы разнообразить занятие, внесите в неё игровой элемент – попросите рассказать скороговорку разными голосами с разной эмоцией, или спеть.

Скороговорки нужно периодически менять, потому что детям надоедает постоянно говорить одно и то же. Для изучения выбранной группы скороговорок достаточно дней 10–15. Потом замените на новые.

  • Прежде чем, изучать скороговорку с ребенком, научитесь сами правильно её произносить. Ведь для дошкольников восприятие скороговорки происходит на слух, и вы должны правильно преподнести им информацию, иначе вы не сможете достичь развития.
  • Хорошей идеей будет представить занятие в виде игры. Вы бросаете друг другу мяч – скажите скороговорку и передайте мяч ребенку, теперь повторяет он.
  • Можно изучать скороговорку ненавязчиво – во время купания, когда одеваетесь на прогулку или в машине.
  • Повторяйте скороговорки ежедневно. Не пропускайте дни, ведь такое занятие не требует ни подручных средств, ни длительного времени.

Вот так, выполняя несложные упражнения, можно помочь детям приобрести хорошую дикцию и накопить обширный багаж словарного запаса к школе. Ведь скороговорка на протяжении веков показала себя эффективным и увлекательным средством для улучшения качества речи, как детей, так и взрослых.

СКОРОГОВОРКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ

Одним из эффективных способов коррекционной работы по устранению речевых недостатков считаются скороговорки, также называемые чистоговорками . Скороговорки или чистоговорки – это несложный, небольшой по объёму, ритмичный, часто шуточный текст, используемый для тренировки правильной артикуляции звуков, развития речевого дыхания, фонематического слуха, плавности речи и интонации.

Несмотря на простоту скороговорок, эффективность их использования в занятиях с ребенком может быть достигнута только при соблюдении строгого алгоритма:

1. Предварительный этап . Он предполагает соблюдение принципа отбора дидактического материала. Перед началом работы по заучиванию скороговорок, нужно отобрать тот речевой материал, который не содержит в себе дефектно произносимые ребенком звуки.

2. Этап заучивания скороговорки. Работу следует начинать с простых, коротких, рифмованных фраз. Лучше произносить скороговорки перед зеркалом, чтобы ребенок видел, как формируется звук. Затем, эта необходимость пропадает, поскольку малыш начнет делать это автоматически. Вначале, скороговорку следует произносить очень медленно и четко, разбивая на слоги. Необходимо объяснить ребенку смысл непонятных слов, проиллюстрировать сказанное. Очень важно на данном этапе не допустить неправильного произношения звуков, как гласных, так и согласных. В том случае, если ребенок не может запомнить текст скороговорки полезно использовать приемы мнемотехники. Мнемотехника – это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти, путем образования дополнительных ассоциаций. Большинству детей сложно запомнить слова с неизвестным, абстрактным значением. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память. Для прочного и легкого запоминания следует наполнить слово содержанием. Связать его с конкретными яркими зрительными, звуковыми образами, с сильными ощущениями. Мнемотаблица – эффективный помощник при заучивании скороговорок. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию скороговорок увлекает детей, превращает занятие в игру . Так, например, мнемотаблица скороговорки (рис.1) «Саша шишкой шишку сшиб», будет выглядеть следующим образом.

Рис. 1

Мнемотаблица для скороговорки (рис. 2) «На дворе – трава, на траве – дрова, не руби дрова на траве двора» может быть представлена в таком виде:


Рис. 2

3. Произнесение скороговорки беззвучно, артикулируя каждый звук . Работают только органы артикуляционного аппарата. Важно следить за тем, чтобы ребенок произносил скороговорку без голоса, а не шепотом или тихим голосом.

4. Произнесение скороговорки шепотом . Главная задача данного этапа, чтобы ребенок шепотом мог четко и понятно произнести всю фразу.

5. Произнесение скороговорки вслух, медленно . Затем, постепенно ускоряем темп произнесения.

6. Произнесение скороговорки шепотом, в быстром темпе .

7. Произнесение скороговорки с различной интонацией произношения: утвердительно, вопросительно, восклицательно, грустно и радостно .

Для детей дошкольного и младшего школьного возраста, полезно использовать пособия, в которых процесс заучивания скороговорки строится через игру: Т.А. Куликовская «Логопедические скороговорки и считалки», Е.В Лаптева «1000 русских скороговорок для развития речи», М.В. Смирнова «Скороговорки для развития речи», И.Г. Сухин «Весёлые скороговорки для «непослушных» звуков.

Благодаря систематически проводимым игровым упражнениям со скороговорками формируется правильность, четкость и выразительность речи. Текст скороговорок расширяет словарный запас детей. Работа со скороговорками способствует развитию памяти, внимания, несет положительный, эмоциональный заряд.


Роль скороговорок в развитии речи.

Скороговорка - это уникальное явление языковой культуры любого народа. Они созданы народом для забавы детям, и надо заметить, это очень полезная забава. Маленькие, коротенькие рифмованные фразы - великолепные упражнения для отработки правильной, чёткой и грамотной речи. Скороговорки имеют несложный, ритмичный, часто шуточный текст, построенный на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов, например: «на дворе трава, на траве дрова». Они развивают речевой слух и дикцию, обогащают словарный запас.

Конечно, серьёзные речевые дефекты - предмет сферы деятельности учителей-логопедов.

Но всё же чистое ясное произношение, лексически богатая, грамматически правильная и логически связная речь - прежде всего заслуга семейного воспитания.

Скороговорки - своеобразный тренажёр , они не только поднимают настроение, но и помогают пониманию некоторых слов и фраз, так как зачастую в скороговорках используются устаревшие и мало употребляемые слова, но содержащие необходимые звуки и звукосочетания. Знакомство с этими словами обогатит словарный запас всей семьи.

Скороговорки помогают избавится от так называемой "каши во рту". Но для этого надо заниматься постоянно, четко и ясно проговаривая каждый звук в скороговорке. Если ребенок не очень справляется, не ругайте его, а превратите это занятие в игру, что бы ему хотелось почаще их повторять. Сначала предложите наиболее простые, короткие и несложные в произношении скороговорки .

Но в то же время мы должны знать, когда и какие скороговорки из множества вариантов следует применять, чтобы эффективно влиять на развитие речи детей. Это будет зависеть от многих факторов, таких как возраст ребенка, уровень его речевого развития, а также от многих других психологических особенностей личности.
Здесь я хочу отметить важность совместного проговаривания скороговорок с детьми, которые имеют проблемы в речевом развитии. Не следует требовать от ребенка проговаривания скороговорок на скорость.
Начинать разучивание скороговорки следует с очень простых и коротких стихосложений. Не надо для этого специально выбирать время. Это будет интересно делать в то время, если ребенок сидит у вас на коленках или рядом с вами, например, когда вы накрываете на стол или идете в магазин и т.д.

При разучивании скороговорки важно ясно, медленно и четко рассказать ее, затем повторить это несколько раз с небольшим ускорением и потом показать ребенку, что можно проговорить ее быстро.

Скороговорки – это коротенькие стишки, которые помогают развивать память у детей. Также они направлены на развитие и тренировку речи ребенка, их очень хорошо применять для закрепления ряда поставленных звуков на логопедических занятиях.
Терапевтический эффект использования скороговорок может проявиться также и при воспитании детей с нарушением поведения.
Гиперактивные детки начинают прислушиваться к скороговоркам и пытаться повторить их. Но именно сложность повторения скороговорок за взрослым и невозможность сделать это с первой попытки заставляет их сконцентрироваться, остановиться и медленно повторять снова и снова. А смешные ошибки будут веселить их и, одновременно, выполнять свою поучительную функцию.
Интонация, с которой вы проговорите скороговорку, должна быть мягкой и мелодичной, так как само сочетание и стечение разных звуков в словах в некоторых скороговорках очень сложное.

Как работать со скороговорками?

Прочитайте ребёнку скороговорку и попросите его рассказать, о чём она.

Помогите ребёнку ответить на вопросы по её содержанию.

Попросите его объяснить сложные слова или объясните их значение сами.

Предложите ребёнку взять в руки мячик и, ритмично подбрасывая и ловя его двумя руками, проговорить скороговорку (подбрасывать и ловить мяч можно на каждое слово или на слог).

Предложите ребёнку проговорить скороговорку, перебрасывая мячик из одной руки в другую.

Скороговорку можно повторить, перебрасывая мяч друг другу.

Попросите малыша проговорить скороговорку, прохлопывая ритм ладошками. (Хлопать надо как бы «перекладывая» ладоши, как будто лепишь снежки). При этом надо хлопать и говорить сначала медленно, затем всё быстрее и быстрее.

Устройте соревнование (с мамой или друзьями) - кто быстрее проговорит скороговорку. Время замечать можно по секундной стрелке.

Предложите проговорить скороговорку 3 раза подряд и не сбиться.

Больше внимания уделяйте тем скороговоркам, в которых есть звуки, вызывающие затруднения произношения у вашего ребенка.

Вот некоторые очень простые и интересные, на мой взгляд, скороговорки. Попробуйте их на язык - они очень забавные и вкусные!

Мышка сушек насушила
Мышка мышек пригласила.
Мышки сушки кушать стали,
Зубки сразу же сломали.
***
Расскажите про покупки!
Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки,
Про покупочки мои.
***
Шла Саша по шоссе
И сосала сушку.
***
Попугай сказал попугаю:
- Хочешь, я тебя попугаю?
Попугай сказал попугаю:
- Попугай, попугай, попугай!
***
На дворе трава,
На траве дрова.
Не руби дрова
На траве двора.
***
Шит колпак не по - колпаковски.
Надо колпак переколпаковать,
Перевыколпаковать.
Некому колпак переколпаковать,
Перевыколпаковать.
А неперевыколпакованный колпак
Не переколпаковывается никак.
А недовыколпакованный колпак
Недовыколпаковывается никак.


Ладыгина Юлия Евгеньевна

Скороговорки для развития речи и дикции - это отличный способ избавиться от дефектов произношения звуков. Регулярные тренировки коротких стихов и предложений улучшают качество воспроизведения слов, повышают темп и четкость разговора. Результатом методики является уменьшение психоэмоционального дискомфорта при общении с другими людьми и значительное повышение самооценки.

Чистоговорки применяют не только в периоде реабилитации при логопедической патологии. Такие литературные приемы хорошо себя зарекомендовали среди преподавателей . Их используют для подготовки высококвалифицированных кадров, таких как политические деятели, дикторы телевидения, бизнес-консультанты.

Ежедневные упражнения отличаются своей простотой и доступностью. Материал всегда можно найти в магазинах, которые реализуют литературу, или на нашем сайте. Скороговорки, развивающие речь, подходят для всех возрастных категорий. Детям их подбирают в виде коротких стихов. Взрослым подойдут более сложные варианты. В зависимости от целей изучения, начинают с легких предложений, а затем расширяют объем и разнообразие. Главным условием для достижения эффекта является желание добиваться поставленной задачи и кропотливая работа над собой.

Скороговорка для развития речи - это фраза с определенным набором трудно произносимых слов, часто шуточного характера, которая служит для тренировки речи. Логопеды часто применяют такие на практических занятиях. С помощью произношения ребенок или взрослый учится нескольким вещам:

  • четко произносить звуки и фразы;
  • освоить правильное дыхание;
  • быстро улучшить артикуляцию.
  • повысить скорость чтения.

Виды словосочетаний

Существует большое количество скороговорок для развития речи у детей и взрослых. Они различаются по нескольким критериям:

  1. степени сложности;
  2. продолжительности;
  3. возрастной критерий.

Чаще всего в быту люди сталкиваются с короткими стихами народного происхождения. Русские скороговорки для развития речи широко распространены в стандартной литературе и легко запоминаются. Малышам для изучения обычно предлагают для изучения скороговорки сказочного содержания.

Они подходят и взрослым на начальном этапе занятий. можно найти в специальных методических пособиях. Их применяют при профессиональной подготовке. Отдельно разработаны словосочетания для тренировки отдельных звуков и скорости воспроизведения.

Подготовка к обучению

Для того чтобы научиться красиво говорить, не обязательна помощь специалиста. Можно заниматься самостоятельно, следуя таким советам:

  • Выбрать несколько вариантов стихов и повторять их от 3 до 5 раз в день в течение 10 минут.
  • Следует написать или напечатать любимые скороговорки крупным шрифтом - это помогает быстрее их запомнить.
  • Лучше разместить плакаты в местах, где чаще всего локализуется внимание.
  • Каждые 10 дней необходимо менять скороговорки для развития речи, чтобы избежать привыкания к ним речевого аппарата.

Важно! Главное условие хорошего результата - регулярные тренировки.

Быстрое развитие артикуляции зависит от соблюдения правил произношения скороговорок для развития речи взрослых и детей. Упражнения нужно проводить согласно следующим рекомендациям:

  1. Темп произношения наращивают постепенно, начиная с медленной скорости. По мере усовершенствования речи, предложения произносят быстрее.
  2. Четко выговаривают окончания каждого слова, активизируя согласные буквы.
  3. Стараются проговаривать чистоговорки на одном дыхании.
  4. Периодически меняют интонацию голоса, меняя детский, женский и мужской тон.
  5. Хороший результат дает сочетание произношения словосочетаний с физическими упражнениями, такими как бокс, танцевальные движения, приседание, бег на месте.
  6. Присоединение творческой составляющей - воспроизведение скороговорки, накладывая ее на какую-либо мелодию.

Процесс обучения не должен приносить дискомфорт. Занятия следует продолжать до появления небольшой усталости мышц лица.

Внимание! Нельзя допускать выраженного утомления мускулатуры челюстно-лицевой области.

Тренировки нужно продолжать до того момента, пока произношение не станет свободным. Только тогда можно продвигаться дальше и усложнять нагрузку.

Используйте на своих сайтах и блогах или на YouTube кликер для адсенс


Обучение взрослых

Для получения максимального результата лучше совмещать упражнения в домашних условиях с занятиями под контролем профессионального специалиста. Он сможет откорректировать произношение и устранить ошибки, которые возникают во время произношения слов.

Существуют , где не только обучают скороговоркам для развития речи и дикции взрослых, но и помогают избавиться от страха выступления перед большим количеством людей. Этот навык является незаменимым при выборе работы, связанной с публичной деятельностью.

Особенности детских занятий

Работа с ребенком требует большего усердия. Это связано с особенностями артикуляции у детей разного возраста. Для начала необходимо подобрать материал для работы. Следует помнить, что длительные однообразные занятия будут утомлять малыша. Поэтому лучше начинать с одного короткого предложения или стиха, постепенно усложняя скороговорки для развития речи и дикции детей. Можно предложить маленькому человеку самому выбрать словосочетание. Занятия проводят в игровой форме. Мама должна не только контролировать правильное произношение, но и сама учиться произношению. В этом случае упражнения будут более эффективными.

Внимание! Поэтапное увеличение речевой нагрузки способствует качественному результату.

Можно тренироваться воспроизводить скороговорки любого типа. Однако в некоторых случаях необходимы занятия для формирования правильной артикуляции определенных звуков. Для этого подбирают материал, в котором основную часть звуков составляют проблемные сочетания.


Чистоговорки для развития речи со звуком «ч»

Бороться с шепелявостью помогают стихи и предложения, в которых присутствует буква «ч». Для нее не существует парного звука, она глухая и мягкая. Во время произношения губы слегка вытягивают и округляют, а зубные ряды немного сближают. Язык широкой часть располагается у внутренней части верхних зубов, воздушный поток проходит через небольшую щель короткой струей. Можно предложить такие примеры:

  • У нас в печурочке золотые чурочки.
  • Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас.
  • Чудак под диванчик прячет чемоданчик.

Тренировка звука «ш»

Многие люди выговаривают букву не совсем точно. Необходима правильная установка языка. Он приближен к верхнему небу и слегка округлен в виде лодочки. Губы несколько выдвинуты вперед. Для применяют такие варианты словосочетаний:

  1. Саша шапкой по ошибке шишку сбил.
  2. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Особенности звука «щ»

Произношение этого звука очень похоже на артикуляцию при воспроизведении «ч». Однако в этом случае к небу приближен не кончик языка, а его середина. Можно назвать такие примеры для тренировки:

  • Кащея щами не угощают.
  • Щенок в чащу дощечку тащит.
  • В роще травы шевеля, мы нащиплем щавеля.

Занятия с «р»

Артикуляция во время требует определенного развития речевого аппарата. Дети учатся выговаривать его с 4 до 6 лет. Поэтому ранее этого срока будет сложно освоить такие скороговорки для развития речи для детей. Существует большое количество известных видов словосочетаний и стихов, которые помогают улучшить качество буквы при воспроизведении.

Сложные формы

Скороговорки для развития правильной речи и тренировки дикции у взрослых более сложные. Для того чтобы в полной мере овладеть ораторским искусством и произносить слова без запинки, существуют фразы из длинных слов. Они содержат сразу несколько звуков, которые тяжело выговаривать, в одном слове. Постепенно овладевая навыком произношения таких предложений, переходят к более запутанным фразам.

Люди, которые занимаются вокалом, тоже прибегают к скороговоркам для развития речи и тренировкам. Трудные словосочетания позволяют тренировать четкость произношения во время пения. Это является профессиональной необходимостью, учитывая, что воспроизведение мелодии и стиха одновременно усложняет артикуляцию, что необходимо для укрепления мышц челюстно-лицевого аппарата.

В заключение

Результат работы над собой не заставит себя ждать. Четкая правильная речь вызывает приятные ощущения и доверие у собеседника, помогает улучшить профессиональные качества и приобрести уверенность в себе.

Технологическая карта № 1

Раздел: Вариативный компонент « Мини музея»

Тема: «Ткани нашего музея»

Область: « Познание».

Цель : Познакомить детей с некоторыми видами одежды; научить различать распространенные натуральные и синтетические ткани; актуализировать знания детей о техниках выполнения изделий из ткани и пряжи, о видах ткани. Учить по пазлам определять ту или иную ткань к своей картинке.

Оборудование: образцы тканей, пазлы, д. игра « одень куклу на прогулку», картинки, различные рукотворные игрушки из разных тканей.

Словарная работа: шерсть, хлопок, ситец.

Бил-ыйкомпанент : мата- вата, одежда- киым.

Этапы

занятия

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Мотивационно-побудительный

Момент.

«Солнышко, солнце я тебя люблю!
Солнышко солнце я тебя прошу,
Дай ты мне солнышко света и тепла!
Дай ты мне солнышко мира и добра!»

Сообщает: Ребята, мы продолжаем наше удивительное путешествие по «мирам ткани». И к нам пришли сегодня наши гости из соседней группы.

Поздоровайтесь.

Стоя в кругу

Проговаривают слова, выполняют движения в соответствии с текстом

проявляют интерес.

Здороваются с детьми.

Организационно-

Поисковый момент.

Теперь гостям предложим протии за нами. А нашим детям подгруппе наблюдать затем второй подгруппе провести экскурсию в мир тканей.

Воспитатель в кругу просит детей рассказать куда и для чего пришли гости.

Деление на подгруппы:

1-ая подгруппа рассматривают ткани с ОльгоиПетровной а также находят к ним игрушки из этих же тканей.

2-ая подгруппа работает у доски рассматривают и рассказывают о видах тканей а также за столами выполняют работу с пазлами.

Просят послушать Женю и Веронику о видах тканей.

А также рассмотреть в кругу как и где их добывают люди.

Д.Игра « Одень куклу на прогулку».

Д. Игра « Из какого материала сделаны вещи и к какои картинке относиться»

Гости идут в круг к воспитателю. Наши дети садятся на стулья в виде зрителей. И несколько проводят экскурсию.

Эвилина, Женя и Давид знакомят детей с музеем.

Делятся и выполняют самостоятельно опираясь на образец.

Одевают куклу о сезона на прогулку и говорят с какого материала верхняя одежда куклы Даши.

Слушают детей и выполняют действие.

Рассматривают и выполняют.

Рефлексивно-

корригирующий

Рассказывают. Радуются и фотографируются.

Ожидаемый результат:

Воспроизводит: виды различных тканей, и с какого материала что можно сделать.

Понимает: представление как и с какого материала можно одеть куклу Дашу на пргулку.

Применяет: умениеслушать, рассуждать, сравнивать, находить закономерности, делать выводы.

Среда. Дата: 06.01.2016 г.

Технологическая карта №

Раздел: « Развитие речи»

Тема: « Зимой на прогулке»

Область: « Коммуникация».

Цель : Учить рассматривать картину, отвечать на вопросы воспитателя. (ср. гр)

Цель : Учить детей называть зимние явления.

Оборудование: иллюстрации, картинки, санки, кукла, д. игра.

Словарная работа: зимушка- зима.

Бил-ыйкомпанент : ак- белый, снег-кар.

Этапы

занятия

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Мотивационно-побудительный

Момент.

Д.игра: « Когда это бывает».

проявляют интерес.

Здороваются.

Отвечают на вопросы.

Организационно-

Поисковый момент.

Воспитатель просит детей рассмотреть картину.

Задаются вопросы по тексту.

Д.Игра: « Холодно-тепло»

Цель: Учить детей определять зимние явления.

Работа по тетрадям: Провести стрелки по сезонна.

Работа по карточкам.

Цель: Научить детей работать в паре самостоятельно.

Называют полным ответом.

Проводят стрелки.

Выполняют.

Выполняют в парах.

Рефлексивно-

корригирующий

Воспитатель просит в кругу сказать с чем они познакомились. Поблагодарить за участие и похвалить всех.

Рассказывают. Радуются

Ожидаемый результат:

Воспроизводит: Знать зимнюю одежду, уметь описывать погоду.

Понимает: представление о зимних явлениях

Применяет: умение слушать, рассуждать, сравнивать, находить закономерности, делать выводы.

Среда. Дата: 06.01.2016 г.

Технологическая карта №

Раздел: « Конструирование»

Тема: « Снежинка из салфетки»

Область: « Познание».

Цель : Учить делать игрушки из бумаги сложенной в четверо. (ср. гр)

Цель : Учить детей сгибать салфетку сложенную в двое.(2 младшая группа)

Оборудование: салфетки, образцы.

Словарная работа: зимушка- зима.

Бил-ыйкомпанент : оиыншык- игрушка.

Этапы

занятия

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Мотивационно-побудительный

Момент.

В гости приходит кукла и здороваются с детьми.

Говорит что у нее нет новогодней игрушки, и просит детей сделать ей игрушку.

проявляют интерес.

Здороваются с детьми.

Проявляют интерес.

Организационно-

Поисковый момент.

Воспитатель просит детей рассмотреть образец.

Задаются вопросы по образцу.

Знакомит детей с игрушкой.

Воспитатель знакомит детей с новым видам деятельности.

Физкультминутка: «Зимушка- зима».

Выполнение работы с детьми вмести в воздухе самостоятельно.

Просит выполнить самостая

тельнно по подгруппам.

Рассматривают и отвечают на вопросы.

Называют полным ответом.

Выполняют.

Выполняют в парах.

Рефлексивно-

корригирующий

Воспитатель просит в кругу сказать с чем они познакомились. Поблагодарить за участие и похвалить всех.

Рассказывают. Радуются

Ожидаемый результат:

Воспроизводит: Знать с помощью чего сделали новую игрушку.

Понимает: уметь выполнять используя двух и четверо сложенной бумаги.

Применяет: умение выполнять аккуратно, развивая моторику рук.

Пятница. Дата: 05.02.16г.

Технологическая карта №

Раздел: « Художественная литература»

Тема: А.Чайковского « Девочка чумазая»

Область: « Социум».

Цель : Учить рассуждать об окружающем мире, мире человеческих чувств и взаимоотношений.

Цель : 2мл.гр. Развивать и поддерживать интерес и внимание к окружающим деталям.

Оборудование: зубная паста, кукла,книга полотенце, расческа.

Словарная работа: девочка чумазая.

Бил-ыйкомпанент : грязная-кыр.

Этапы

занятия

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Мотивационно-побудительный

Момент.

Воспитатель просит детей

Обратить внимание на вещи.

Показывает детям детские грязные вещи.

проявляют интерес.

Рассматривают.

Организационно-

Поисковый момент.

Просит детей послушать рассказ о девочка чумазая.

Работа по иллюстрациям.

Цель: Научить детей по сюжету уметь рассказать.

Работа в парах за столами по карточкам: « собрать ее принадлежности»

Физкультминутка: « мы едим» Вопросы по тексту: Почему она такая была?

Рассматривают.

Рассказывают.

Выполняют.

Выполняют.

Рефлексивно-

корригирующий

В кругу рассказать что нового узнали по тексту.

Рассказывают.

Ожидаемый результат:

Воспроизводит: Знать содержимое текста.

Понимает: уметь работать по тексту в виде игры используя атрибуты.

Применяет: умение пересказать содержимое текста, и учить рассуждать поступки ребенка.

Алмагуль Альжанова
Интегрированное занятие в старшей группе по развитию речи. Рассказывание на тему «Что нам осень принесла?»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.

Тема: Рассказывание на тему «Что нам осень принесла? ». Аппликация «Овощи и фрукты»

Цель: расширять и обогащать знания детей об овощах и фруктах, учить различать их по вкусу, цвету, форме, подвести к пониманию обобщающих слов «овощи» и «фрукты», использовать эти слова в речи; продолжать знакомить с фольклором, упражнять в отгадывании загадок; формировать навыки работы в коллективе, чувство единства, положительную установку на участие в занятии, желание помогать ближнему. Предварительная работа: беседы, рассматривание иллюстраций, альбомов на тему: «Овощи» и «Фрукты», составление рассказов по картинкам, дидактические игры, чтение художественной литературы, отгадывание загадок. Материал: фрукты и овощи, игрушка заяц, подносы, вазы, картинки, схемы.

Интеграция полученных умений и навыков ребёнка через образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Физическая культура», «Здоровье», «Музыка», «Художественное творчество

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Какое сейчас время года? После, какого времени года наступает осень? Игра «Хорошо – плохо»

Что хорошего вы знаете об осени? (Можно любоваться красотой осеннего леса, увидеть, как меняют свою одежду деревья и кустарники и т. д.)

Что плохо осенью? (Услышать, как шуршат листья, часто льют дожди, солнце светит меньше, на улице много луж и грязи и т. д.) А ещё осенью созревают овощи и фрукты. Появляется внучка.

Внучка: Ребята, здравствуйте, меня зовут Танюша, сегодня мне позвонила бабушка и пригласила меня к себе в гости. Хотите отправиться к ней со мной? А отправимся мы в гости на автобусе, готовы.

Игра «Автобус» Чтобы занять место в автобусе нужно отгадать загадку. Поздним летом в огород

Собирается народ.

Зрел все лето урожай!

Что собрали? Отгадай!

Здесь весною было пусто

Летом выросла (капуста)

Собираем мы в лукошко

Очень крупную (картошку) .

От дождя земля намокла

Вылезай, толстушка – (свекла) .

А теперь пойдем мы в сад

Там созрел уж (виноград)

Очень сочны и красивы

Выросли на ветках (сливы) .

Из земли за чуб плутовку

Тянем сочную (морковку) .

Помогает деду внук,

Собирает с грядок (лук) .

Вот зеленый толстячок-

Крупный, гладкий (кабачок) .

Для Володи и Катюши

Соберем в корзину (груши) .

Не забудем для Алены

Очень кислые (лимоны) .

Для начинки в пироги

Набираем (яблоки) .

Вот и все! Хоть и устали,

Урожай мы весь собрали! Садятся в автобус.

Пока едут в автобусе проговаривают чистоговорку.

Развитие дикции, речи.

Отгадайте и повторите чистоговорки.

Ор-ор-ор - сорвали красный … помидор.

Ец-ец-ец – съели вкусный … огурец.

Жан-жан-жан – лежит на грядке… баклажан.

Бус-бус-бус – мы разрезали …. арбуз.

Звучит музыка. Приехали к бабушке. Бабушка: Здравствуй, внученька, моя дорогая! Как я соскучилась, а это кто?

Внучка: Бабушка, милая моя, это ребята из д/сада «Ромашка», они тоже захотели побывать у тебя в гостях и помочь тебе, если нужно.

Здравствуйте, детишки!

Девчонки, да мальчишки,

Шалуны, да шалунишки

Ой, да вы не с пустыми руками. Что это у вас?

Что мы собрали? (овощи и фрукты). Поднимите руку у кого овощи, у кого фрукты. Где растут овощи? (на огороде)

Где растут фрукты? (на деревьях) У бабушки есть огород рядом с домом и сад.

Взяв картинку нужно рассказать об овоще или фрукте: цвет, форма, где растёт. Поместить картинку или на грядку, или на дерево.

Бабушка: Помощникам я всегда рада, да. Кстати, я собралась обед для тебя приготовить. А теперь подумайте, какой суп если я его буду варить

Из свеклы - свекольный суп

Из картофеля – картофельный суп

Из капусты – капустный суп

Из гороха- гороховый суп

Какие вы сообразительные и умные, как моя внучка.

Внучка: Бабушка, мне пить очень хочется.

Бабушка: Ребята, поможете мне приготовить сок для Танюшки.

Внучка: Я люблю все соки.

Бабушка: Ребята, посмотрите на картинки и скажите, какой сок получится из этого фрукта или овоща?

Сок из моркови- морковный сок

Сок из свеклы- свекольный сок

Сок из яблока – яблочный сок

Сок из помидоров- томатный сок

Внучка: чтобы сварить суп и приготовить сок, давайте поможем бабушке Арине. Нужно из частей картинки сложить целое.

(дети складывают, получаются изображения овощей и фруктов)

Бабушка: Ой! Какие молодцы! Поднимите руку у кого получились овощи, поднимите руку у кого получились фрукты.

Каждый подойдёт и положит свой овощ в корзинку, а фрукты в вазу и назовёт ласково.

Что можно приготовить из овощей? А фруктов?

Игра «Чудесный Мешочек»

Работа с рисунком.

Что это? (геометрические фигуры)

Назовите их.

Таня заметила, что некоторые овощи похожи на геометрические фигуры. А вы согласны с этим? Докажите свое мнение. (дети прикладывают плоскостные изображения овощей к геометрическим фигурам). Воспитатель показывает овощ или фрукт, а дети геометрическую фигуру.

Сценка «ОГОРОД»

Прогуляюсь в огород,

Посмотрю, что там растет.

Все ли овощи дозрели.

Все ли овощи поспели?

Под веселую музыку выбегают, дети в костюмах овощей, и садятся спиной к зрителям.

Сценка «Огород».

В огороде у меня урожай не плох.

Посадила я морковку, и капусту, и горох.

Помидоры поспевают, огурцы растут,

И картошка подрастает, зеленеет лук.

Солнышко греет, дождик поливает,

Овощи на грядках быстро поспевают!

Осень берет лейку, поливает овощи. Овощи вырастают (дети поворачиваются лицом к зрителям) .

Я морковка всем на диво:

И румяна и красива.

Я – морковка гладкая,

Рыженькая, сладкая.

А я, сочная капуста,

Витаминами горжусь.

В голубцы, борщи, салаты

Я, конечно, пригожусь.

Ах, какие вкусные

Щи мои капустные!

Я зелененький мальчишка!

Я веселый хвастунишка!

Если только захочу,

Всех горошком угощу.

Очень важный я синьор,

Спелый, сладкий помидор.

Красный, сочный я и гладкий.

Угощаю всех, ребятки,

Кто мой сок томатный пьет,

Не болеет целый год.

Свеженький я и хрустящий.

Я – огурчик настоящий.

Был на грядке я зеленым,

Стану в банке я соленым.

Картошка:

Я, картошка, так скромна,

Слова не сказала.

Но картошка всем нужна:

И большим, и малым.

Я – лучок от всех болезней.

Я, ребята, всех полезней.

Хоть я горький, не беда.

Нужно есть меня всегда.

Все мы с огородной грядки,

Нас запомните, ребятки.

Витаминами богаты.

И нужны мы вам ребята.

Ведущая: Вот какой огород. Все, что хочешь, в нем растет!

Предлагаю поиграть - фрукты угадать.

Проводится игра «Узнай на вкус»

Ход игры: на столе стоит тарелка с фруктами. Ведущая берёт тарелку и подходит к первому ребёнку. Он закрывает глаза, и ведущая кладёт ему в рот кусочек фрукта. Ребёнок должен угадать, какой фрукт ему положили в рот.

Аппликация «Овощи и фрукты»

На доске ваза и блюдо. Нужно заполнить их овощами и фруктами.

Исполнение песни «Урожайная» (диск)

Бабушка: Ай да ребятки! Порадовали, удивили и огромное спасибо заслужили! Приходите еще с Танюшкой в гости, буду вам очень рада!

Не хотелось бы, чтобы вы домой без подарка возвращались, и я дарю вам корзинку с овощами, из которых ваши повара в детском саду приготовят вам много вкусных супов и салатов, а вам фрукты. Внучка: Ребята, нужно возвращаться в детский сад, но мы еще придем в гости, до свиданья бабушка!

Садятся в автобус. Говорят чистоговорку.

ДУ – ДУ – ДУ - мы работаем в саду ДЫ – ДЫ – ДЫ – фруктовые сады ТИ – ТИ - ТИ - будет яблонька расти АЙ–АЙ–АЙ – яблок вкусных урожай

Подведение итогов:

А какие задания оказались для вас самыми интересными?

Давайте вспомним, испытали ли вы какие-нибудь трудности?

Приложения

1. Чистоговорка:

Виноград

Ра-ра-ра, ра-ра-ра, мы купили виноград

Гро-гро-гро, гро-гро-гро, растёт он гроздъями всегда.

Со-со-со, со-со-со, виноградный пьём мы сок.

2. Физминутка.

«В ОГОРОДЕ»

Дети шли, шли, шли дети шагают на месте

В огород они зашли.

Капусту нашли, наклонились и собирают овощи

Огурцы нашли, помидоры все собрали,

Кабачки нашли,

Всё в корзинки положили

И домой пошли. шагают на месте

3. Игры по развитию речи:

«Кто больше назовет овощей. »

Каждая команда называет по одному овощу по очереди, не повторяясь. Чья команда назовет последнее слово, та и выиграет

«Кто больше назовет фруктов. »

Игра «Повар». А теперь вы превратитесь о воображаемых поваров и будете готовить из овощей.

Команда «Фрукты»:

«Что можно приготовить из картофеля? (картофельное пюре, запеканка, котлеты, начинку для пирожков, дранники, вареники)

А еще можно картошку запечь на костре, приготовить клецки, добавить в супы и салаты, испечь оладьи. Ведь не зря картошку называют вторым хлебом. В картофеле есть витамины и микроэлементы, например, калий, который помогает нормальной работе сердца.

А еще у картофеля есть опасный враг – короладский жук. Личинки жуков объедают листья, растение начинает болеть и плохо растет. Чтобы этого не произошло жуков и личинок надо уничтожать.

Команда «Овощи»: «Что можно приготовить из капусты. (щи, тушенная капуста, салат из капусты, квашенная капуста, пирожки из капусты)

Хорошо, а еще из капусты можно приготовить голубцы, шницель, вареники. А вы знаете, капусту на Руси любили с давних времен и заготовляли в больших количествах. Сложили даже поговорки: «Для чего и огород городить, коль капусту не садить».

«Подбери нужное слово». Надо придумать слово, которое отвечает на вопрос «что? », незабываем, что мы сегодня говорим об овощах и фруктах.

Большой (что) – арбуз, кабачок, картошка

Маленькая (что) – редиска, морковка

Круглый (что) – помидор, персик, горошек

Синяя – слива

Зеленый – огурец, помидор, кабачок

Сладкая – груша, морковка, слива.

Твердый, длинный, сочный, горький, вкусное, хрустящий.

Игра «Знатоки сказок».

Сейчас мы послушаем кто любит и знает сказки.

1. Скажите в названии каких произведений встречаются овощи и фрукты? «Репка», «Чипполино», «Петушок и бобовое зернышко», рассказ Н. Носова «Огурцы», «Принцесса на горошине», стих-е Тувим «Овощи», рассказы Сутеева «Яблоко», «Мешок яблок».

2. Узнай сказку по отрывку, потому что в них идет речь об овощах и фруктах:

- «Позвала внучка – жучку, тянут – потянут. »

- «Коровушка – матушка, меня бьют журят, хлеба не дают, плакать не велят. »

3. В каких произведениях фруктовые деревья помогают главным героям? «Гуси-лебеди» - яблонька

«Крошечка - хаврошечка» - яблонька

Рассказ «Мешок яблок» - яблоки помогли зайцу.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ С ПОМОЩЬЮ СКОРОГОВОРОК"

Как организовать «учебный» процесс?

Скороговорки для детей – это в первую очередь игра, а не обучение. Этот метод вот уже многие столетия оправдывает себя как нельзя лучше. Но вовсе не обязательно ждать, пока такая потребность возникнет у вашего ребенка. И даже если он не будет нуждаться в проговаривании скороговорок в обязательном порядке, то все равно такие тренировки будут ему крайне полезны и интересны.
Поэтому начинайте разучивать скороговорки с малышом, как только он научился говорить. Пускай он сначала больше слушает – ему это тоже будет очень нравиться, вот увидите. Только проговаривайте фразы медленно и четко. Потом детка подключится к проговариванию вместе с вами – ведь так трудно удержаться, чтобы не проверить свои возможности. А позже научится без труда произносить заковыристые предложения.
Начинайте с самых простых и легких скороговорок . При этом маленькие детки могут «отхлопывать» каждый слог или слово ладошками или «отстукивать» мячом. Все должно непременно проходить в форме игры, без натиска и нажима, только по доброй воле ребенка и обязательно под ваш совместный громкий хохот. Занятие будет полезным только в том случае, если все участники процесса будут получать от него настоящее удовольствие!
Развиваем речь с помощью скороговорок.
Вряд ли найдется родитель, который не захочет, чтобы его ребенок говорил, чисто, внятно, красиво. А ведь над этим нужно работать! Кто-то начинает говорить раньше, кто-то лучше, но на все можно повлиять и откорректировать.
Правильно поставленная речь очень важна для каждого человека! От того, как вы говорите, зависит порой даже больше, чем от того, что вы говорите. Так давайте учить своих детей правильной речи вместе. Ведь это так забавно и полезно не только малышу, но и родителям.
Что такое скороговорки?
Существует множество различных методик и способов для развития речи ребенка (да и не только). Но скороговорки, пожалуй, самый древний, самый интересный и занятный, самый доступный из них. Не нужно никаких вложений, кроме нескольких минут вашего совместного с малышом времени. Но что интересно, что изначально скороговорки были придуманы, скорее всего, не с этой целью, а исключительно для развлечения. Люди собирались на различные забавы, пели, танцевали, проговаривали скороговорки – весело было. Поэтому они относятся к народному фольклору и считаются особым шуточным жанром народного творчества.
Скороговорка – это фраза или стишок, построенные из труднопроизносимых слов, сочетаний звуков и слогов и предназначенные для проговаривания вслух.
Зоя – зайкина хозяйка.
Спит в тазу у Зои зайка.
Чем полезны скороговорки?
Скороговорки развивают речевой аппарат ребенка, делают его более совершенным и подвижным. Речь становится правильной, выразительной, четкой, понятной, а ребенок – успешной в будущем личностью. Это главная цель скороговорок, но не единственная.
Несмотря на то, что скороговорки читаются обязательно быстро, они учат ребенка, торопящегося в речи, произносить фразы более медленно, не «съедая» окончания, так, чтобы его понимали.
Разучивая скороговорку, ребенок учится осмысленно относиться к тому, что говорит, взвешивать каждое слово, если не слог, чувствовать связь между словосочетаниями, улавливать очень тонкие нюансы в интонации, смысле, значении.
Он также учится не только говорить, но и слушать. Это очень полезно и пригодится уже в школе, когда учитель выдает много различной информации. Дети любят переспрашивать, они рассеяны и невнимательны. Прослушивание скороговорок улучшает их способность концентрироваться на том, что они слушают. И не только слышать, но понимать смысл высказывания. Например, «Мама мыла мылом Милу». Ребенок вдумывается, чтобы понять, кто и что делает.
Кроме того, это самое настоящее развлечение. От души смеяться над собственными и чужими ошибками в произношении, когда одну, казалось бы, совсем простую фразу из нескольких слов каждый из вас крутит по двадцать раз и никак не выкрутит, - очень весело и полезно! Такую забаву можно устроить где угодно, и для этого не нужно иметь никаких подручных средств. Это отличная идея для семейного времяпрепровождения или для детского праздника.
Как проговаривать скороговорки с ребенком?
Скороговорки придуманы исключительно для проговаривания их вслух. Вначале вы демонстрируете ребенку это, а потом начинаете вместе разучивать стишок. Но при этом существует ряд правил, последовательность действий, которые необходимо соблюдать для того, чтобы добиться положительных результатов в развитии дикции.
Итак, проделывайте все пошагово:
1. Вначале произнесите скороговорку очень медленно и четко, разбивая на слоги. Цель первого шага – правильно выучить скороговорку. Обращайте внимание на произношение всех звуков: и гласных, и согласных. Очень важно на этом этапе не допустить неправильного произношения ни единого из них. Сейчас вы учите и слова, и произношение. Медленно, но уверенно, как говорится.
2. После того, как этот этап успешно пройден и ребенок выучил текст и может произносить его правильно, учитесь делать все то же, но в беззвучном режиме. Сейчас работает только артикуляционный аппарат – без голоса, лишь губы, язык и зубы.
3. Третий шаг – чтение скороговорки шепотом. Очень важно, чтобы именно шепотом, а не шипя или тихо, ребенок четко и понятно мог произнести всю фразу.
4. Теперь произносите текст вслух, но медленно. Слитно, всю фразу целиком, без ошибок, но не торопясь.
5. Поиграйте с интонацией произношения: утвердительно, вопросительно, восклицательно, грустно и радостно, задумчиво, агрессивно, напевая, разными голосами. Очень полезно и в смысле развития актерских способностей.
И вот настало время устроить конкурс на самый лучший результат: быстро и без ошибок произносите всю скороговорку целиком. Предложите ребенку повторить ее трижды.
Каждому звуку – своя скороговорка.
Существует неисчислимое множество различных скороговорок. Каждая отдельная скороговорка – это не случайный набор звуков и слов. Она тренирует определенные навыки, отчеканивает произношение конкретного «проблемного» звука.
-Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.
В процессе усовершенствования дикции ребенка необходимо разучивать скороговорки, отрабатывающие все звуки. Но особое внимание уделяйте тем, с которыми у малыша возникают трудности или проблемы.
Скороговорки.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Ткёт ткач ткани на платки Тане.
Осип охрип, Архип осип.
На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.
Ехал Гpека через реку,
Видит Гpека - в рeкe рак,
Сунул Гpека руку в pеку,
Рак за руку Гpеку цап.
Pыла свинья, тупopыла, белopыла,
Пoлдвopа рылом из-pыла,
Выpыла, пoдpыла, до нopы не дopыла.
На тo хавpoнье и pыло, чтoбы она pыла.
Кукушка кукушoнку купила капюшoн.
Надел кукушoнoк капюшoн,
Бeлый снег. Бeлый мел.
Бeлый сахар тожe бел.
А вoт белка не бeла.
Бeлой даже нe была.
Карл у Клары украл кораллы,
А Клара у Карла украла кларнет.
Расскажите про покупки
Про какие про покупки
Про покупки, про покупки, про покупочки мои.
Купили Валерику и Вареньке
Варежки и валенки.
Юлька-Юленька-юла,
Юлька юркая была,
Усидеть на месте Юлька
Ни минуты не могла.
Пусть ваш ребенок говорит красиво! Пусть он вырастет успешным!