Ребёнок в детском саду не разговаривает по-русски. Что делать. Проблемы и трудности на пути родителей двуязычных детей Политика: "Кишинев, ставший настоящей "банкой со сжирающими друг друга пауками", спасут уставшие от хаоса регионы"

Переезжая в Америку, я совершенно точно знала, что буду здесь работать. По-крайней мере, попытаюсь. Дома сидеть – не мое. А найти себе приложение в штатах – сложно, конечно, но можно – планы уже имеются. Понятно, что при таком раскладе наипервейшая задача – отыскать для ребенка приличный детский сад. Такой, чтобы не страшно было оставлять его на несколько часов.

С садами проблем здесь нет. Проблема есть с их оплатой 🙂 Вы бы отдали 1500 — 2200 долларов в месяц за пребывание ребенка в чужих стенах, руках и небольшом детском коллективе? Вообще, детские сады в Америке – это тема для десятка интереснейших статей. Разница с нашими дошкольными учреждениями впечатляющая.

Но сейчас мне о другом написать хочется. Я полагала, что наш Андрюша пойдет в американский детский сад – других вариантов просто нет. А выяснилось, что русские мамы в Сиэттле и его пригородах предпочитают отдавать детей в сады, организованные иммигрантами – туда, где говорят, пишут, поют песенки и рассказывают стихи по-русски. Не все, конечно, но многие. Вопрос – почему?

Ответ очень простой: чтобы у детей сохранилась русская речь. За две недели пребывания в Америке я успела выслушать кучу страшилок, как дети забывают русские слова, как разговаривают с родителями по-английски, как не понимают русских текстов и русской речи.

«Мой приоритет – сохранить язык, — говорит Ленка, моя приятельница. Поэтому только русский детский сад. Сколько бы он не стоил. По-английски они в школе успеют наговориться» . Таких, как Ленка, здесь много. И потому, в русские детские сады большие, иногда прямо огромные очереди.

Но есть и другое мнение. Мол, вина за то, что дети перестают говорить по-русски, лежит исключительно на родителях. Сами поощряют ребенка, когда он начинает вставлять в разговор английские словечки, сами не пытаются разговорить его на родном языке. Общались бы с детьми – качественно и по-русски, все было бы нормально.

Вот Яна Франк, переехавшая в Германию в возрасте 18 лет и вырастившая там сына, говорит: «Фигня все это!

Все, кто хотел, чтобы их дети разговаривали на их родном языке, и чтобы «был с ребенком общий родной язык», просто говорили с детьми на этом языке, и все. Просто надо проявлять настойчивость, и не пытаться говорить с детьми на «местном» языке.

В большинстве случаев, когда кто-то из приехавших сюда русских вырастили не говорящих по-русски детей, это произошло в первую очередь потому, что они сами начали говорить с детьми на немецком — на улицах и в общественных местах, когда у детей даже в мыслях еще не было ничего такого, как стеснение, смущение, или желание «быть как все», это желание одолело родителей.

Они предпочитали говорить что-то в коляску на «плохом местном» с жутким акцентом, им это почему-то было легче и приятнее, чем громко говорить со своим ребенком на своем языке. И в садике, и в школе — забирая своего ребенка, они вдруг обращаются к нему на немецком. Это им самим было неловко, стоя среди немецких детей, говорить что-то своему ребенку на непонятном языке.

Все они прикрываются тем, что хотят защитить ребенка от наездов и лишних вопросов. Но на самом деле это они сами стесняются, смущаются, и боятся выделиться из толпы.

Если на это не обращать внимания, и просто всегда и везде говорить с ребенком на родном языке, он его выучит.”

Кстати, – необыкновенная женщина, правда. Я ей верю. С другой стороны, может, она слишком категорична? Я видела детей, не умеющих говорить по-русски или говорящих с жутким акцентом. Некоторые из них не просто дети, а дети моих друзей и знакомых. Которые, насколько мне известно, являются не самыми плохими родителями. И общаются со своими детьми на русском, а не другом языке. В общем, вопрос: если ребенок перестал говорить по-русски, — всегда ли это вина родителей? И что надо сделать, чтобы язык сохранить? …

Нормативы — с одной стороны, спорная вещь, а, с другой, они объективно существуют, созданы на основе исследований, наблюдений за детьми. Здесь мы предложим данные Кафедры детской речи РГПУ им. А.И. Герцена.

3-6 месяцев — ребенок пробует артикуляционный аппарат в действии и произносит много звуков.

1 год — произносит первые слова «мама», «дай». В активном словарном запасе 1-10 слов, в пассивном — 30-60 слов.

2 года — конструирует простые фразы из 3-4 слов; словарный запас от 100 слов.

3 года — строит распространенные фразы, много и хорошо говорит, читает стихи наизусть.

4 года — использует для построения фраз грамматически верные конструкции, все части речи.

4-5 лет — речь приобретает форму короткого рассказа.

6 лет — речь сформирована.

В общем, когда , и он плохо говорит, повода для сильного волнения быть не должно. Даже наличие одного слова в этом возрасте уже считается нормой. Впрочем, каждый родитель имеет право проверить свои опасения, посетив врача.

К какому врачу обращаться?

Если родители видят отставание от норм их «молчуна», стоит начать с . Возможно, он порекомендует обратиться к неврологу , отоларингологу , сурдологу, психиатру . Назначить лечение (ноотропные препараты, физиопроцедуры, оперативное вмешательство) может только врач. Логопед — это педагог, а не доктор, и он не в силах установить причину проблем с развитием речи. К тому же весьма распространена практика, что логопеды занимаются с детками постарше. Случается, необходима совместная работа логопеда и медиков.

7 видов нарушений речи

1 Для исправления дислалии (неправильное произношение отдельных звуков), как правило, достаточно усилий логопеда. На занятиях педагог «научит» мышцы губ и языка правильному положению для создания звука.

2 При ринолалии (неправильное произношение всех звуков) речь невнятна, монотонна; скорее всего, нарушено строение артикуляционного аппарата, и нужна консультация ЛОРа.

3 Моторная алалия — это состояние, когда малыш все хорошо понимает, однако плохо произносит некоторые звуки, у него маленький для своего возраста словарный запас, ошибки в согласовании рода, числа, падежа. Причина — поражение некоторых центров головного мозга.

4 Из поражений речевых центров возможна и сенсорная алалия. В этом случае ребенок не понимает смысла обращенной к нему речи. Он повторяет слова, предложения и даже целые стихотворения, не понимая, однако, их смысла. Для диагностики обращаются к неврологу.

5 Афазия — редкое явление, когда до определенного возраста речь развивалась нормально, а потом в результате болезни или травмы начался регресс. Требуются экстренные меры диагностики у невролога.

6 Дизартрия — тяжелое нарушение, которое обычно сопутствует неврологическим заболеваниям и органическим поражениям головного мозга. Как правило, для ее исправления логопед и невролог объединяют свои усилия.

7 Реактивный мутизм — полная немота, возникшая у ребенка, владеющего речью. Отличить это невротическое проявление от психиатрического заболевания может только доктор.

Причины возникновения проблемы

Итак, среди наиболее распространенных причин можно назвать такие:

  1. Родовые травмы.
  2. Дефицит личного общения (начиная с внутриутробного развития).
  3. Медленное созревание нервной системы.
  4. Поражение слуха.
  5. Общее расстройство развития нервной системы.
  6. Отсутствие мотивации говорить.
  7. Педагогическая запущенность.
  8. Психологическая травма.

Как помочь ребенку заговорить?

1 Общаться. Это банально, но с малышом нужно говорить буквально с момента, когда ты узнала, что беременна. С новорожденным — тоже, но внятно, не спеша, с четкой артикуляцией, интонациями, повернувшись лицом к лицу с ребенком, чтобы он видел мимику, «считывал» положение головы и тела. Можно комментировать собственные действия, рассказывать о том, что вы оба видите в данный момент, рассматривать картинки и описывать их.

2 Слушать и понимать . Интонации грудничка часто окрашены смыслом (страх, просьба, нетерпение), и мама, которая разгадала их и озвучила, проговорила эмоцию, делает очень много для речевого развития малыша. Когда маленького человека слышат, это дает стимул «говорить» больше — сначала криком, потом лепетом, словами.

3 Читать вместе. В зависимости от возраста чтение может быть более или менее сложным. Важно, чтобы мама читала наизусть, глядя на ребенка, а не в книгу. Не исключено, что малыш ее захлопнет, если заметит, что внимание мамы направлено не на него.

! Притворное, демонстративное «непонимание» детских жестов, лепета или слов иногда работает, стимулирует речь, однако чаще приводит к слезам и истерикам. Будь осторожна с такими лукавыми трюками.

4 Стать интереснее гаджетов. Неверно думать, что слушая аудиосказки или просматривая мультфильмы, малыш заговорит в большем объеме, чище и лучше. Обучение происходит только тогда, когда он видит лицо говорящего человека, положение его тела, слышит интонацию — все это он подсознательно запоминает. Отбирать ли гаджеты, решай индивидуально, однако лучше стать для своего малыша интереснее гаджетов.

6 Создать доброжелательную атмосферу. Дети чувствительны, поэтому они наверняка поймут беспокойство мамы и папы по поводу плохой речи или ее отсутствия. Постарайся умерить тревогу, не обсуждать в присутствии ребенка его «недостаток», пресечь попытки родственников отнести сына или дочку в разряд «плохо говорящие дети».

Развивающие занятия для детей

Занятия, направленные на развитие речи ребенка, проходят в . Желательно сделать так, чтобы игра нравилась и взрослому. Так оба играют с удовольствием, и не создается ощущения, что вы «занимаетесь» специально. Играть можно с крупой и макаронами, веревочками (нанизывать бусины, завязать бантик), рисовать пальчиковыми красками. Можно учить скороговорки, стихи, предлагать маленькому продолжить фразу, начатую взрослым.

Пальчиковые игры . В современном мире ладошки малышей получают мало полезной работы. А именно на пальцах находятся окончания, отвечающие за речевые центры головного мозга. Поэтому развитие мелкой моторики улучшит речь. С самыми маленькими играем в «Ладушки», «Сороку-ворону», «Кулачок» (загибаем пальцы по одному, называя их). С детьми постарше изображать пальцами и ладонями цветы, домик, птиц, собачку, имитировать движения волн и так далее.

Лепка . Для малышей подойдет масса для моделирования - мягка и безопасная. В домашних условиях его заменит соленое тесто (по 1 стакану муки и соли, столовая ложка растительного масла и ½ стакана воды): не страшно, если кроха попробует его на зуб, а храниться оно в холодильнике и долго не портится.

Артикуляционная гимнастика . Пример упражнений ты найдешь в этом видео:

Здравствуйте! Сегодня мы с вами продолжаем разговор о воспитание билингвов . . В этой статье мы с вами поговорим о том, какие трудности возникают у родителей, которые растят двуязычных детей и попытаемся найти решения.

  1. Мой ребёнок не хочет говорить на русском языке. Знаете, сколько раз я слышала эту фразу от русских мам?! Чаще всего после более подробной беседы с мамой выясняется, что она сама нередко говорит с ребёнком на языке мужа или страны проживания, либо первые несколько лет жизни ребёнка не говорила с ним по-русски вообще, а теперь приняла решение, что русский им всё-таки нужен. Вполне естественно, что ребёнок выбирает лёгкий путь. Он знает, что мама поймёт его и даже ответит не по-русски. Всё зависит от вашей непреклонности. Говорите с ним по-русски, даже если он всё ещё продолжает отвечать вам на втором языке. Москва не сразу строилась!

Порой маме приходится говорить не по-русски под давлением мужа и/или его родственников. Об этом мы говорили в прошлой статье, и эту проблему кроме вас решить не может никто. Давайте допустим, что проблемы с родственниками не существует, вы говорите с ребёнком по-русски, а он отвечает и обращается к вам на другом языке. Как быть? Как себя вести? Во-первых, конечно, не кричать, не злиться, не давить. Мягко напоминать, что вы говорите по-русски и хотите, чтобы он тоже обращался к вам по-русски. Если же ребёнок забывает, продолжает обращаться к вам не на русском, например, говорит: «Give me an apple mom!», вы можете поступить двумя способами:

  • Самой перевести для него фразу. «Ты хочешь, чтобы я дала тебе яблоко? Да? Не мог бы ты попросить по-русски?».
  • Изобразить непонимание. «Я не поняла, переведи, пожалуйста» либо «Ты хочешь, чтобы я дала тебе грушу? Нет? Сливу? Не мог бы ты снова попросить, но только по-русски.
  1. Ребёнок стыдится того, что он билингв. К сожалению, бывает и такое. Дети могут чувствовать себя неуютно от того, что отличаются от своих друзей в школе, саду, особенно если в окружение нет других билингвов. Либо вы сами, того не понимая, передаёте ребёнку тревогу по поводу его двуязычия. В некоторых странах у жителей существует предубеждение против русских (учитель или воспитатель может высказать своё «фи» по поводу того, что вы говорите по-русски в присутствие ребёнка). Что можно сделать в этом случае:
  • Лучше болезнь предупредить, чем лечить. То есть с самого рождения ребёнка пытаться растить его так, чтобы он гордился тем, что он русский и говорит по-русски. Учить ребёнка не только языку, но и культуре, отмечать русские праздники. Рассказывать ребёнку о великих русских учёных, первооткрывателях, исследователях, путешественниках и т.п.
  • Попытаться создать ребёнку двуязычную среду. Даже если в вашем городе нет русской школы, центра, то скорей всего найдётся несколько таких же семей, как ваша. Интернет вам в помощь!
  • Если проблема с учителем, воспитателем, постарайтесь поговорить с ним (ней) цивилизованно один на один, объяснить важность владения ребёнка двумя языками для него и вашей семьи. Частенько помогает подключить мужа. Если же не помогает ничего – меняйте класс, или даже школу или садик.
  • При необходимости, если ситуация, действительно, тяжёлая, обратиться к детскому психологу.
  • Я же со своей стороны придумала для вас сказку , которую вы найдёте по ссылке . С её помощью вы можете показать ребёнка, как хорошо говорить на нескольких языках.
  • Я не перестаю повторять своим детям, что язык – это богатство! Тот, кто владеет двумя языками – богаче в два раза! Сделайте двуязычие предметом гордости.
  1. Дети говорят между собой не по-русски. Это вполне естественно. Дети в семье обычно говорят между собой на том языке, на котором общаются со сверстниками в школе, садике. Это происходит машинально, мозг сам переключается на другой язык. Надо просто быть к этому готовым. Конечно, бывают и исключения. Если вы проводите с детьми много времени, играете, побуждаете как можно чаще говорить дома по-русски, вполне вероятно, что и дома между собой дети будут говорить по-русски. Правда, когда окажутся в компании друзей, даже билингвов, они перейдут на свой второй язык.

Передо мной есть хороший пример детей-билингвов, говорящих между собой по-русски: это мои дети. При этом я не могу сказать, что из кожи вон лезу. Просто в их жизни много русского языка, и они ассоциируют друг друга с русским языком, как папу и бабушку с греческим, а школу с английским. Существует, конечно, вероятность, что они постепенно могут поменять язык на английский из-за того, что языком обучения является именно он. Я, конечно, постараюсь сделать всё возможное, чтобы этого не произошло, но не буду устраивать скандалы и закатывать истерики.

  1. Ребёнок путает языки. Нам нередко приходится слышать от наших детей-билингвов фразы типа «Я хочу red машинку» или «Мам, когда мы придём home, я буду смотреть cartoon». Особенно часто это происходит тогда, когда ребёнок устал (после садика, вечером перед сном, после активно проведённого дня) и не хочет напрягать свой мозг в поисках подходящего эквивалента на русском языке. Он, действительно, может не помнить нужного слова. С вашей стороны, вы просто должны повторить фразу, вставив нужное слова (можно даже немного развить): «Ты хочешь красную машинку. Вот, пожалуйста, возьми. Это красная машинка. А есть ещё синяя и жёлтая. Давай, я возьму жёлтую машинку, а ты красную». Кроме того, надо понаблюдать за собой, может вы тоже смешиваете языки, и используете в своей речи слова из другого языка. Например, существует ряд слов, которые русские мамы, живущие в Греции, почти всегда говорят по-гречески. Например: «Мы пойдём гулять на паралию (вместо набережную, «паралия» — набережная). У тебя есть с собой моромандила (влажные салфетки)?». Мы часто не замечаем этого за собой, хотя начинать следует прежде всего с себя.

Кстати, недавно читала в одной статье, что специалисты считают, что такое вот смешивание языков очень свойственно современному человеку. Это не является признаком того, что человек плохо знает язык, как раз наоборот, указывает на то, что он говорит на нескольких языках.

Как бы то ни было, мне кажется, что пока наши дети маленькие, и мы стараемся научить их говорить по-русски правильно, надо стараться по возможности избегать смешивания языков. Когда же дети вырастут, то сами смогут решить, на каком языке им говорить, и какие словечки вставлять в свою речь.

  1. Ребёнок склоняет/спрягает русские слова, используя правила второго языка и наоборот, неправильно ставит ударения. Чаще всего это бывает у детей, которые учатся говорить, и с возрастом проходит. С нашей стороны мы предпринимаем те же самые шаги, что и в случаях, описанных выше.
  1. Ребёнок говорит с акцентом. Часто ребёнок билингв говорит с акцентом на одном из языков, обычно на том, который не является доминантным. Вы прикладываете кучу усилий, но акцент, хоть и небольшой всё равно есть. В данном случае я бы советовала просто расслабиться и радоваться, что вашему ребёнку повезло: он владеет двумя (тремя) языками без дополнительных усилий. Иногда проблему можно устранить, обратясь к логопеду. Дело в том, что не все звуки русского языка есть в других языках. Например, у двуязычных греко-русских детей обычно проблема с шипящими, ведь в греческом языке их нет. Дети затрудняются произносить «ц», «ч», «щ», «ш», даже путают их на письме. Нам с Софией помогла однократная консультация по скайпу с логопедом Евгенией Ершовой. Она дала нам упражнения, выполняя которые мы за месяц решили свою проблему. Кстати, многие из моих знакомых детей хоть и говорят по-русски практически без акцента, но немного растягивают слово, как в греческом языке. Особой проблемы в этом я не вижу. Перфекционизм со стороны родителей в данном случае мне кажется лишним и только навредит ребёнку, может привить отвращение к русскому и испортить ваши отношения.

Надеюсь, что я ничего не пропустила, с удовольствием обсужу с вами в комментариях, с какими трудностями сталкиваетесь вы, когда растите своих двуязычных детей, и каким способом их решаете.

  1. Наоми Штейнер: «Иностранный как родной» издательство «МИФ».
  2. Оксана Баженова: «Билингвизм. Особенности двуязычного воспитания, или Как вырастить успешного ребёнка» издательство «Билингва». (книга в Лабиринте)
  3. Чиршева Г.: «Детский билингвизм. Одновременное усвоение двух языков» издательство «Златоуст».
  4. Елена Мадден: «Наши трёхъязычные дети» издательство Златоуст.

Желаю вам удачи и побольше приятных моментов вместе со своей семьёй!

Шкурина Мария,

А какие трудности были у вас и как вы их решали? Поделитесь пожалуйста своим опытом.

P.S. Данная статья авторская и всецело предназначена исключительно для частного использования, публикация и использование ее на других сайтах или форумах возможна только с письменного согласия автора. Использование в коммерческих целях категорически запрещено. Все права защищены.
, касающихся изучения родных языков, в национальных республиках продолжается обсуждение, чем обернётся правоприменение всех внесённых изменений. Корреспондент " Idel .Реалии" поговорил об этом с министром образования республики в 1998-2001 годах, общественным деятелем Риммой Катаевой. Катаева рассказала о функционировавшей с конца 1980-х системе обучения на родных языках, о том, что происходило в сфере национального образования в Марий Эл в 2000-е и что может быть позитивного в принятии поправок, касающихся обучения на родных языках.

"Амплитудные колебания продолжаются"

В 1950-е, когда я училась в пятом классе Большепаратской школы (Волжский район Марийской АССР) нас поделили: те, кто учится в марийском классе, и тех, кто без родного марийского языка. По желанию родителей меня записали учиться по русской программе. Прошёл пятый, шестой, седьмой класс, поступает команда сверху - больше не делить учеников по принципу языковых классов. И снова все в одном классе, изучаем марийский язык и марийскую литературу.

Эти амплитудные колебания продолжаются до сих пор.

В конце 1980-х в Российской Федерации (РСФСР в составе Союза Советских Социалистических Республик, СССР) было создано министерство образования (произошло слияние министерства просвещения РСФСР и Государственного комитета РСФСР по профтехобразованию), пришла новая команда, которая поставила задачу развить систему национального образования. При министре создали федеральный совет по проблемам национального образования. Представитель республики входил в этот совет. Всего было 120 таких консультантов-советников. Они получали зарплату напрямую из министерства образования России, местом их работы был регион, который они представляли. Этим консультантом была с 1988 года я. Кроме того, я входила в экспертную группу министерства образования по созданию учебно-методических пособий для обучения на родных языках. Я рассказываю об этом, так как тогда был создан механизм реализации задачи создания национального образования, обучения на родных языках. Сейчас, когда изменения в закон об образовании, касающиеся обучения на родных языках принят, будут применять возможно такую же или похожую схему.

- Почему эта проблема возникла сейчас?

Потому, что весь этот созданный в 1990-ые годы в России механизм был уничтожен. Он просуществовал примерно до 2000 года.

"Мы были уверены, что необходимо изучать и использовать марийский язык"

- Что происходило в Марий Эл с образованием на родных языках в 1990-е годы?

В 1992 году меня перевели из аппарата Минобразования России в аппарат правительства Марий Эл в службу заместителя главы правительства республики по социальной политике консультантом по вопросам образования и науки. Параллельно я совмещала обязанности консультанта по вопросам национального образования в службе госсекретаря. Затем, в 1997 году с должности руководителя службы замглавы правительства республики была переведена в аппарат Минобразования Марий Эл, назначена заместителем министра образования. Я курировала, в том числе и вопросы национального образования. В 1998 году стала министром образования. Я специально так подробно это всё рассказываю, чтобы показать, какой тогда была система подготовки кадров, какую большую подготовку проходили министры. Так было по всей стране.

В министерстве образования республики был отдел проблем национального образования. Тогда активно работал Институт национальных проблем образования, его филиалы были во всех регионах страны. Функционалом этого института были задачи обеспечения условий для обучения родным языкам и на родных языках, необходимо было формировать редакционные, авторские группы, объявлять конкурсы на написание учебников, решать вопросы их издания, обеспечения всеми учебниками по программе обучения и воспитания, по базисному учебному плану, утверждённому министерством образования России и Марий Эл. У нас была поддержка правительства.

Все образовательные организации республики были охвачены национальным образованием, это касалось каждой школы, детского сада, в том числе и в Йошкар-Оле. Помогал стандарт образования, базисный учебный план. В 2003-2005 годах трёхкомпонентный (федеральный, национально-региональный и местный) стандарт образования, утверждённый на федеральном уровне, давал возможность, хоть и небольшое число часов, но преподавать на государственных языках и родном языке (по Конституции Марий Эл, государственными являются русский, марийские луговой и горный языки).

В Законе "Об образовании" Республики Марий Эл (республика приняла его в числе первых трёх регионов в России) была предусмотрена статья об ответственности за неисполнение Закона "Об образовании".

В период работы первого президента Марий Эл мы сделали всё возможное для того, чтобы конституционное право граждан пользоваться родными языками, наряду с русским было реализовано, это было закреплено законодательно в Конституции республики (принята 24 июня 1995 года). Были разработаны более пятидесяти нормативно-правовых документов, в том числе концепция национального образования.

Вместе с Законом "Об образовании" мы приняли Закон "О языках". Конституция держится на законах о языках и образовании. Они и сегодня существуют. В Законе "О языках" сказано, что каждый имеет право использовать свой родной язык: говорить, читать, писать, думать, проводить мероприятия на родном языке. То есть, дело не совсем в одном Законе "Об образовании", как многим кажется. Он принят для исполнения, для организации исполнения Конституции и Закона "О языках". Чтобы защищать права и русскоязычных и любых граждан страны. Сейчас, когда обсуждают Закон "Об образовании", забывают о языковом законе.

Мы в Марий Эл знали и верили, что есть народ мари, есть носители языка, необходимо изучать и использовать марийский язык в жизни. А в 1993-1994 годах начинается отход в аппарате министерства образования Российской Федерации от этой линии организации национального образования. В регионах всё держалось ещё на "старой закваске". До 2003-2005 года национально-региональный компонент был в стандарте образования и сохранялся.

- Сколько было в 1990-ые годы часов обучения на марийском языке, на родных языках в школах Марий Эл?

Три - пять часов. До шести. Примерно то, что в Татарстане и сейчас. В 1998 году, по базисному учебному плану для общеобразовательных школ, марийский язык как государственный изучался с 1 по 11 класс два часа в неделю, ещё час отдавали истории и культуре народа мари. В марийских школах сохранялся родной нерусский язык обучения в 1-4 классах. Родной язык и литература преподавались шесть часов в неделю, ещё час - история и культура народа мари. В марийских школах с преподаванием на русском языке (1-11 классы) родной язык и литература преподавались 4 часа в неделю в 1-5 классах, три часа - в 6-9 классах и два часа в неделю в 10-11 классах. По девятый класс включительно изучали в этих школах историю и культуру народа мари. В татарских, чувашских и удмуртских школах на территории республики изучали 2-4 часа в неделю родные языки, по часу марийский (государственный) язык и историю и культуру мари.

В 1998-1999 учебном году из 125 тысяч школьников 70 тысяч изучали марийский язык, 41 тысяча изучала его как государственный. Родные языки - марийский, татарский, удмуртский, чувашский изучала в республике 31 тысяча детей.

- Когда произошло сокращение?

У нас после 2001 года. Стали преподавать 1-2 часа.

"Кончайте с марийским компонентом"

Что изменилось в 2000-е годы? Есть много утверждений и свидетельств, что при бывшем главе Марий Эл Леониде Маркелове система образования на марийском языке была серьёзно пересмотрена. Правда, недостаточно информации - как и почему это произошло.

Бардак начался, когда приняли ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт) без национально-регионального компонента. Это было уже при третьем президенте республики (на выборах в конце 2000 года победил Леонид Маркелов). В 2002 году национальное движение выразило Маркелову недоверие, тогда прошёл митинг общественности. В то время уже шла "оптимизация школ". На уровне Российской Федерации и Марий Эл пришли новые кадры, национально-региональный отдел в министерстве прекратил своё существование, Институт национальных проблем в образовании стал называться Институтом развития образования (их объединили). В Марий Эл филиал института ликвидировали, он был включён в состав Марийского института образования как лаборатория.

Недавно я общалась с одной из заведующих детским садиком о том времени. Она рассказала, как их собрали в управлении образования Йошкар-Олы и сказали: "Кончайте с марийским компонентом, хватит играть в национальности". И потихонечку в садиках перестали использовать марийский язык, убрали воспитателей под видом оптимизации.

Если в детском садике сократили ставку воспитателя, владеющего марийским языком, кто будет проводить мероприятия на родном языке? Негласно была дана команда проводить все занятия в садиках только на русском. Родители стали от воспитателей детских садов в городах и деревнях слышать: "Почему ваш ребёнок не говорит по-русски? Говорите дома по-русски". И в начальные школы стали приходить дети, говорящие только по-русски. Появилась проблема с набором классов, кадрами учителей, говорящих на марийском языке.

В 2018 году численность детей, изучающих марийский язык, серьёзно сократилась. По данным министерства образования (ответ на официальный запрос общественной организации "Марий Ушем"), марийскому языку как государственному обучают около 12 тысяч учащихся начальных классов и около 4 тысяч детей в дошкольных учреждениях. В детских садах это происходит в форме кружковой деятельности, в школах марийский государственный преподают 1-2 часа в неделю. Марийский как родной преподаётся для примерно 4,5 тысяч учащихся начальных классов. Изучают его 2-3 часа в неделю. В детских садах 2215 детей воспитываются на марийском языке.

Основная причина - изменение в политике российского министерства образования. А в регионах вольно или невольно стали этим пользоваться. В Татарстане, где наиболее активно работали по родным языкам, имели хорошие контакты с тюркоязычными регионами бывшего Советского Союза, работа оставалась на прежнем уровне. Финно-угорский компонент держался до последнего. Но происходили структурные институциональные преобразования, сокращались специалисты. В министерстве образования республики остался один специалист, ведающий проблемами национального образования, которого сейчас нет. За эту тему отвечает сотрудник отдела общего образования. На предложение общественности открыть отдел национальных проблем образования пришёл ответ - отказ.

До 2001 года у нас в Марий Эл была плеяда правительственных чиновников - носителей марийского языка, которые понимали необходимость развития, целесообразность обучения детей родному языку. Они прошли школу подготовки кадров на родном языке. Приведу такой пример: в 1990-ые годы совещания в правительстве республики проходили на марийском языке, их проводил госсекретарь Николай Фёдорович Рыбаков .

После того, как разрушилась структура на уровне Федерации, на уровне региона, перестала работать система, обеспечивающая национальное образование в районах. Сокращали как раз и педагогических работников, занимающихся национальным образованием.

К сожалению, у нас сейчас министр образования республики не владеет марийским языком, первый зам тоже не владеет. Мы обратились к Александру Евстифееву (глава Марий Эл с сентября 2017 года), когда общественность заговорила о восстановлении структуры национального образования, попросили назначить на должность замминистра, отвечающего за марийский язык, национальные языки в Марий Эл, специалиста, владеющего марийским языком, мари.

Сегодняшняя ситуация рождена самой историей развития нашего государства, произошли структурные изменения. Но они должны быть обратимы.

И всё же, причина сокращения часов преподавания на марийском, увольнения учителей - больше она административная или экономическая?

Прежде всего экономическая, затрагивающая весь социум. Что такое школа? Это численность детей, финансирование - подушевое. Всё зависит от управления. Управленцы определяют источник финансового и экономического обеспечения, считают, на ком сэкономить можно. У кого отнять? Тогда решили, у кого отнять - у школ. Сократить часы преподавания, количество педагогов…

Приведу пример по Йошкар-Оле: поступает команда - нужно сократить трёх человек. Кого сократить, когда управлению образования было сказано: "Кончайте вы с вашим марийским"? До 2000 года так не говорили. Конечно, сокращали учителей марийского языка, воспитателей. Порою верхи не знают, что творят, а страдают низы.

"Центр национализма"

Как все изменения, о которых вы говорили, коснулись системы подготовки кадров для национального образования?

Собираясь в общественной организации мы обсуждали злободневные вопросы и ругали и директоров школ. А ведь они, имея собственное мнение, вынуждены принимать тот диктат, который насаждается сверху. Вот тебе часы, это учебная нагрузка - раз в неделю и два раза в неделю. Для её выполнения в школе должны быть два учителя. Куда остальные уйдут - неинтересно. За несколько лет оптимизации были изгнаны настоящие преподаватели родных языков. Как вернуть их сейчас? Опытные ушли, а молодых ещё не успели подготовить. Высшая школа и средние специальные учебные заведения, на примере Марий Эл, они получали заказ на подготовку педагогов. Цифры идут снизу на "верха", заказчику - Минобразования России и Марий Эл. Раньше была система целевой подготовки, контрольная цифра приёма. Она сейчас утверждается на уровне Минобрнауки России, спускается для исполнения в "низы" - высшие и средние учебные заведения.

Так, наше Оршанское педучилище - там сейчас уже не готовят кадры для детских садиков. Нет заказа. Факультет начальных классов у нас был в пединституте. Где он? Это всё в республике уничтожено с 2001 по 2017 год. Почему не говорят по-марийски в садике? Министерство образования не даёт заявку на подготовку кадров. А зачем тогда факультет дошкольного образования, зачем факультет начальных классов? В результате оптимизации закрыли малокомплектные и начальные школы. Они были базой обучения на родных языках.

В 2007 году "убили" Марийский педагогический институт, объединили его с Марийским госуниверситетом. Меня, после ухода из министерства образования пригласили в пединститут в качестве проректора по социальным вопросам и воспитательной работе. Ректором был Валериан Александрович Егоров (бывший главный федеральный инспектор по Марий Эл, сейчас - судья Конституционного суда республики). Мы попытались возродить уровень педагогической подготовки и в национальном образовании. Появились авторы, которые писали учебно-методические пособия для школ, средних и высших учебных заведений. Их признало экспертами министерство образования России. Для того, чтобы поднять статус, значимость специалистов марийского языка, создали Институт финно-угроведения. Создали на общественных началах центр финского языка. Проблемы марийского языка, благодаря руководителям тогдашнего пединститута были подняты на финно-угорский уровень. В то же время вуз стали называть центром разжигания межнациональных страстей, сделали врагами властных структур того времени. Центр национализма - и финно-угров собирают, и конгрессы проводят и так далее… Эта проблема была создана искусственно, путём сталкивания мари с мари. Стали игнорировать "Марий Ушем", хотя все общественные организации работали и работают, дополняя друг друга.

Возврат в 1990-е

Когда возникло требование получать письменное согласие родителей для изучения ребёнком в школе родного языка? О такой практике рассказали представители минобразования Марий Эл в начале нынешнего года на "круглом столе", организованном "Марий Ушем" для обсуждения языкового вопроса.

Это прозвучало в тексте доклада от министра образования. Он был составлен в недрах министерства и министром было дано поручение руководителю отдела: "Читать будете вы" (30 января во время "круглого стола" "Марий Ушем" ответ на вопрос о том, как происходит изучение марийского, родных языков в школах республики, дала начальник управления общего и дошкольного образования Ольга Майкова , пришедшая вместо министра образования и науки Марий Эл Наталии Адамовой ). Порядок написания заявления при поступлении в школу, который сложился издавна, использован, чтобы объяснить ситуацию. Законные представители ребёнка - родители. Они пишут заявление перед его поступлением в первый класс: "Прошу принять моего ребёнка". О том, на каком языке предполагается обучение, в основном не указывается. Вот, этот факт используется сейчас, чтобы обосновать ответ. Наши папы и мамы пишут обычные заявления о приёме ребёнка в первый класс. И всё. Никаких других текстов заявлений для общественности не было. Сейчас эту форму пытаются использовать для объяснения после выступления Путина в Йошкар-Оле (В столице Марий Эл 20 июля 2017 года состоялось заседание Совета по межнациональным отношениям при президенте России. Выступивший на нём Владимир Путин сказал: "Изучать эти (родные) языки - гарантированное Конституцией право, право добровольное. Заставлять человека учить язык, который для него родным не является, также недопустимо, как и снижать уровень и время преподавания русского").

Этой зимой, 17 января я была в школе своей деревни, в которой живу, на педсовете. Родители попросили директора школы организовать обучение марийскому языку по облегчённой программе. Не нашлось ни у директора, ни у заместителей слов, чтобы сказать родителям - вы что писали, когда в первый класс отправляли ребёнка? А сейчас что надо было ответить? Учебный год начался, учебный план утверждён. Будем учиться до конца года по плану, как там записано, 1 или 2 часа. А на просьбу должен был ответить, каким образом школа решит просьбу родителей. Это всё мог объяснить и учитель марийского языка. То есть, с родителями не ведётся достаточной работы об использовании родного языка при его преподавании.

- Когда сложился сегодняшний объём преподавания родных языков в Марий Эл 1-2 часа в неделю?

После 2005 года, когда начали применять Федеральный государственный образовательный стандарт. В нём отсутствует позиция "национально-региональный компонент". Параллельно появился термин "интегрированный курс родного языка".

Вы говорите о том, что сейчас начинается возврат к созданной в 1990-ые годы системе. То есть, хорошо, что закон о родных языках принят?

Мы знаем, что ошибки в управлении привели к нынешнему положению. Когда эксперты начали разбираться, они пришли к выводу, что ничего лучше нет, как вернуться к старой схеме. По тем временам у нас в школах были созданы учебники национальных языков. После всех этих страстей, рассмотрения закона об образовании, они к чему пришли? Что надо заниматься учебно-методической базой. Как учить? Чему учить? А кто это должен делать? Следующий этап - подготовка кадров. Система подготовки национальных кадров разрушена. Она привела к тому, что в нашем национальном регионе на вопрос о национальности решили не обращать внимание. Поэтому этот протестный настрой, хоть и тихий бунт, он может привести к большому бунту. Вот чем это опасно. В структуре Минобразования России в первую очередь должна быть создана экспертная группа по концепции национального образования, которая в настоящее время должна разрабатываться. Известно, что планируется создать фонд. Всё это займёт какое-то время.

Федеральный государственный образовательный стандарт, который был принят в 2005 году, до сих пор не получил нужный механизм реализации. Для него не существует инфраструктуры. Только по пяти языкам из 120 создан учебно-методический комплекс. Марийского среди них нет. Филиалы Института национальных проблем образования, институты образования, работающие учителя, педагоги вузов, когда-то были создателями учебников и пособий на родном языке. У них был стимул. Сегодня такого материального стимулирования нет. Написание учебно-методических пособий исключено из аттестационного показателя у вузовских педагогов.

Сейчас функцией издания учебников наделён и институт образования. Но его функция - повышение квалификации учителей. Особая тема - книгоиздание. Нужно создавать учебники и методические материалы, но используя потенциал имеющихся специальных учреждений - Марийского книжного издательства, республиканских комитета печати, министерств образования и науки и культуры, печати и по делам национальностей.

О Римме Катаевой

Свою профессиональную деятельность Римма Катаева начала в 1965 году с работы учителем, позже директором сельской школы. В 1970-е находилась на партийно-комсомольской работе на должностях зампредседателя райисполкома, инструктора обкома КПСС, секретаря обкома ВЛКСМ, председателя республиканского совета пионерской организации.

В начале 1980-х годов Римма Катаева была заместителем председателя Марийского отделения общества охраны памятников. Она - один из инициаторов создания "Книги памяти" жертв политических репрессий в Марий Эл, общества "Мемориал", общественной организации "Марий Ушем", комплекса "Мендурское кладбище" (место массовых расстрелов мирных жителей в 1937-38 годах), придания статуса исторических городов Йошкар-Оле и Козьмодемьянску. С 1990 года была консультантом Министерства образования России, с 1992 - консультантом и руководителем службы в Правительстве Марий Эл. В 1997 году назначена первым заместителем министра образования республики. С 1998 по 2001 возглавляла министерство. В 2003-2008 годах была проректором Марийского государственного педагогического института, начальником центра довузовской подготовки и профориентационной работы МарГУ.

В статье сделана попытка обобщить опыт по адаптации учащихся-инофонов в русскоязычной школе. Наша задача - помочь каждому ребёнку найти своё достойное место среди детей, "мягко" включить школьника в учебный процесс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как «разговорить» ребёнка, не говорящего на русском языке?

Итак, в класс пришёл ребёнок, практически не говорящий на русском языке. Что делать? Первое – создать доброжелательную атмосферу, постараться подключить его к общению со сверстниками, не торопить, избегать ситуаций, когда к новичку будет привлечено чрезмерное внимание. Одним словом, дать ему оглядеться, освоиться. Задача учителя на этом этапе – развивать разговорную речь.

Основные приемы развития разговорной речи - поручение, беседа, используемые непосредственно в общении с детьми и в условиях специально организованной дидактической игры. Для того, чтобы ребенок научился понимать поручения, педагог включает в его словарь необходимую лексику. (Здесь нельзя недооценить возможности современных компьютерных технологий . Практика показывает, что определённая часть родителей готовы вместе с детьми изучать русский язык дистанционным путём.)

Первоначально для восприятия детям предлагаются простейшие поручения, требующие ответа действием. Затем поручения усложняются. Вводятся комбинированные поручения, требующие не только восприятия и ответа действием, но и ответа словом. В дальнейшем, наряду с простыми, вводятся усложненные инструкции, предлагаются поручения, для выполнения которых необходимо большее количество действий. В специально организованных играх дети дают поручения друг другу.

Особую роль при обучении разговорной речи занимает работа педагога по формированию у ребенка навыка обращаться с просьбой. Обучение осуществляется в естественной ситуации. При возникновении ситуации, когда ребенок в чем-то нуждается, ему предлагается образец речевого высказывания, который он повторяет . Вначале просьба состоит из одного-двух слов, затем она становится все более развернутой. Увеличивается и степень самостоятельности детей: появляются просьбы, затем - высказывания, осуществляемые без побуждения извне, т. е. инициативная речь.

Обучение ребёнка вопросно-ответной форме общения начинается с формирования умения понимать и использовать вопросы: «Кто?», «Что?», «Где?», требующие простых, т. е. односложных ответов. В дальнейшем детям предлагаются вопросы, на которые следует отвечать развернуто, однако педагогу следует помнить, что на первом этапе обучения ребенок еще не в состоянии решать сразу две задачи, поставленные перед ним вопросно-ответной формой общения: понять вопрос и ответить на него, поэтому такие упражнения следует по возможности расчленять. На следующем этапе обучения вопросы усложняются, становясь все более обобщенными. Развитие вопросно-ответной формы общения детей можно показать на примере игры «Угадайка». Если на первых этапах обучения в ходе игры «отгадывает» педагог, то потом вопросы задают дети, сначала с опорой на образец, затем - самостоятельно.

В целом, работа над развитием разговорной речи содержит два направления:

Усложнение речевого материала, т.е. овладение новыми грамматическими и синтаксическими конструкциями, увеличение объема словаря;

Повышение уровня самостоятельности ребенка при использовании речевых средств.

Дидактическая игра. Она имеет две цели: обучающую - для взрослого, и игровую - для ребенка. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение материала. Дидактическая игра - средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого материала, при решении любой коррекционной задачи. Она позволяет обеспечить нужное количество повторов на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию . Дидактическая игра помогает ребенку научиться связно излагать собственные мысли и достаточно полно понимать речь собеседника, т. е. вести содержательный диалог. Необходимо делать акцент не только на формировании языковых навыков в контексте учебных заданий, но и на развитии связной диалогической речи в естественном общении с партнерами (детьми или взрослыми), т. е. учить детей не только говорить, но и общаться.

Погружение в совместную деятельность . Большую помощь на начальных этапах ребёнку- инофону может оказать погружение в совместную деятельность со сверстниками. Различные групповые занятия дадут ему возможность поближе познакомиться со сверстниками и создадут естественную речевую среду. В ходе таких занятий можно выразиться в движении, рисунке, предметно-практической деятельности, одним словом – творчески выразить себя. Этот вид работы создает такую ситуацию, в которой общение будет необходимым условием выполнения задания, т. е. создает мотивацию общения, формирует стремление задать вопрос и получить ответ, актуализирует потребность в речевых высказываниях. Предметно-практическая деятельность способствует развитию полицепторности восприятия чувственного мира. Здесь у детей происходит подключение всех видов восприятия: зрительного, тактильно-двигательного, слухового. Чувственный опыт дети приобретают в процессе широкой ориентировочно-исследовательской деятельности.

Таким образом, в предметно-практической деятельности имеются предпосылки для развития тонкой моторики, фонематического восприятия, мышления, речи и неречевых психических функций. На занятиях дети занимаются лепкой, рисованием, конструированием из бумаги и т. д. Форма работы может быть индивидуальной или коллективной в зависимости от возможностей воспитанников и поставленной педагогом задачи.

В целом, при проведении занятий в классе с детьми-инофонами педагогу необходимо стремиться к соблюдению следующих рекомендаций :

  1. Педагогическая работа должна носить сопровождающий характер. Задача педагога – не учить ребёнка, а создать необходимую ситуацию для того, чтобы ребёнок учился самостоятельно.
  2. Максимальная индивидуализация обучения с целью опоры на личностные особенности учащегося и на его родную культуру.
  3. Обеспечение речевой среды ребёнку-билингву. Создание и использование реальной ситуации коммуникации: устная коммуникация – наиболее естественное условие для вовлечения в речевое общение.
  4. Развитие речи должно предполагаться не только на уроках русского языка, но и в другой обстановке: на других уроках, на прогулке, на внеклассных мероприятиях.
  5. Необходимость адаптации речевого поведения самого педагога к речевым возможностям учащегося-билингва, а именно: контроль за темпом собственной речи, построением доступных для понимания ребёнка синтаксических конструкций.
  6. Организация (по возможности) дополнительных занятий по освоению русского языка. Педагогическая работа на таких занятиях не должна носить исключительно дидактический характер. Главное – создание коммуникативных ситуаций, приближённых к реальной жизни, предоставление возможности ребёнку реализовать себя. Пути преодоления ошибок в общем виде представляют собой:

Демонстрацию правильного речевого образца: «Слушай, запоминай, повторяй»;

Подключение всех каналов восприятия речевой информации: «Слушай, говори, смотри, пиши»;

Предъявление новых слов в предложениях и ситуациях (наглядность, прозрачный контекст, синонимы или антонимы и т.д.)

И спользованная литература

  1. Лысакова И.П. Русский язык как неродной в петербургской школе. «Проблемы онтолингвистики - 2007» Материалы международной конференции (21-22.05.2007 – СПб)
  2. Протасова Е.Ю. Как формируются языки, когда их два. «Дети и языки»,М.
  3. Румега Н.А. Психолого-педагогическая поддержка детей-мигрантов в полиэтническом социуме//Воспитание толерантности в полукультурном социуме//Под ред. В.С. Кукушина. – Ростов н/Д:ГинГо, 2002.
  4. Румега Н.А. Специфика обучения детей-мигрантов русскому языку//Витагенная педагогика в образовательном этносе этнокультуры//Под ред. В.С. Кукушина. – Ростов н/Д: Гин Го, 2000.