Пантомима мимика жесты. Конспект урока на тему:" Мимика, жесты и пантомимика, их роль в общении". Незнакомые люди стараются избегать копирования поз друг друга. И, наоборот, если собеседники хотят установить дружеские, непринужденные отношения, они повтор

Мимика лица служит чрезвычайно содержательным каналом информации об эмоциональных состояниях и характере клиента. Чтение эмоций по выражению лица происходит во многом бессознательно, и способности к этому заложены в каждом из нас, но психологу стоило бы обращать на это особое внимание. Если психолог не уверен в своих выводах, он имеет право спросить: «Мне кажется, вы чем-то подавлены?» или «На вашем лице написано разочарование, я прав?».

Всем известно, как выражается на человеческом лице радость, злость или горе, поэтому мы не будем приводить банальных примеров. Важнее описать некоторые нетривиальные случаи.

Например, терапевт затрагивает какие-то эмоционально значимые для клиента вопросы, а на его лице не отражается никакой реакции, что может ставить в тупик. При этом клиент вовсе не аутист и не психотик. Оказывается, он с детства гордился тем, что непроницаем в смысле эмоций для других людей, он систематически тренировался, чтобы его эмоциональная реакция ни для кого не была доступна. Это говорит о сильном недоверии к людям, о закрытости, может быть, о родительском предписании «не доверяй», но это вовсе не патология. Следует обсудить с клиентом причины этого явления и помочь ему разблокировать свои эмоциональные реакции.

Эмоциональные реакции показывают важность для клиента тех или иных обсуждаемых тем. Если клиент избегает проявлять эмоции, то это может означать, что они как раз очень сильны и он боится их затрагивать. Терапевт следит за теми реакциями, которые сопровождают рассказ клиента или ответы на вопросы, и по задержке реакции или другим проявлениям, иногда мельчайшим, иногда сильным, судит об истинных переживаниях последнего. Особенно важны моменты неконгруэнт- ности смысла слов и сопровождающей их эмоциональной реакции. Например, клиент может с унылым видом говорить о том, как у него все хорошо. Слова лгут, непосредственные телесные реакции - никогда. Иногда бывает, что клиент подделывает свою первичную эмоциональную реакцию, выдавая вместо нее вторичную фальшивую. Это заметно, и его следует спросить, зачем он скрывает правду, если пришел к психологу решать свою проблему.

Пантомимика включает в себя целостное телесное поведение, позы и движения. Обычно студентам говорят о типичных проявлениях пантомимики на сеансе: закрытой позе (скрещенные руки и ноги, поворот боком к терапевту) и открытой позе. Также достаточно очевидны такие проявления пантомимики, как робость или решительность, мягкость или порывистость. Общая скованность, дисгармоничность движений могут говорить о депрессивном состоянии, застенчивости или чувстве вины.

Важнее другое. Когда между клиентом и терапевтом создается прочная доверительная связь, клиент невольно копирует позу терапевта, меняет ее непроизвольно при перемене позы терапевта. Когда клиент настроен против терапевта, не доверяет ему, он своей позой как бы противоречит терапевту, не реагирует синтонно на изменения его позы. Психологи научились подстраиваться к клиенту для нахождения общего языка с ним, они незаметно принимают позу, похожую на позу клиента, и даже стараются дышать в одном ритме с ним, что создает ощущение близости. Принятие позы клиента, копирование его жестов позволяют лучше понять его эмоциональное состояние, истинный смысл того, что он говорит, развивают способность проникновения в его внутренний мир. Поэтому основным подходом к анализу пантомимики является не формальный анализ тех или иных движений или поз, а внешнее или внутреннее подражание поведению или позе клиента, как бы моделирование движений или позы на себе.

Роль мимики и пантомимики в коммуникативном акте

В европейской культурной традиции принято больше фиксировать выражение лица собеседника, чем движения тела, но в пантомимическом поведении, как правило, нижняя часть тела человека более подконтрольна и может больше сказать о действительном намерении собеседника.

В деловом общении концентрация на лице более свойственна по той причине, что нижняя часть хозяина тела находится под столом и скрывает истинные эмоции от глаз окружающих.

Американские психологи приводят в пример игру в покер, когда верхняя часть человека выражает полное спокойствие и беспечность, а ноги, в это время, сильно напряжены и перекатываются с пятки на носок.

Отечественные же психологи любят приводить пример с затянувшимся президиумом, когда лица выражают вежливую заинтересованность, а ноги находятся в расслабленном состоянии.

Итак, при определенных обстоятельствах, когда человек хочет скрыть свои эмоции, лицо человека становится малоинформативным, а вот тело - главным источником информации для партнера.

Конечно, самое привлекающее наше внимание в облике другого человека - это лицо.

Лицо может рассказать нам очень многое о собеседнике. В.П. Зинченко, отечественный психолог, писал: "Я предпочитаю определять коэффициент интеллектуальности не с помощью тестов, а по выражению лица". Действительно, лицо бывает умным, одухотворенным, смешным, оно выражает эмоции.

Экман установил, что существует семь основных лицевых выражений: счастье, удивление, страх, страдание, гнев, презрение и интерес. Было утверждено, что все люди, независимо от национальности, культуры, в которой выросли, достаточно точно интерпретируют мимические реакции.

Установлено, что основную информационную нагрузку несут брови и область вокруг рта.

Испытуемым предъявлялись рисунки лиц, где варьировалось только положение бровей и губ. Согласованность оценок испытуемых была очень велика - опознание эмоций было почти стопроцентным. Например, сильно поднятые брови оценивались как выражение сильного недоверия к партнеру; наполовину поднятые - удивления, чуть-чуть нахмуренные - задумчивости, сосредоточенности; сильно нахмуренные - гнева.

Восприятие эмоционального состояния человека происходит настолько точно и быстро, что японские психологи предложили использовать схематические изображения лица при переживании различных эмоций и это оказалось самым быстрым и надежным способом информирования о состоянии системы-машины. Обсуждая вопрос об информации, которую можно прочесть с лица, нельзя не затронуть вопрос о роли направления взгляда. Трудно представить себе продуктивный разговор, когда собеседник постоянно отводит глаза. Но если на вас постоянно смотрят это тоже не особо приятно. Когда человек только формулирует мысль, он смотрит "в пространство", когда мысль сформулирована - на человека. Тот, кто говорит, меньше смотрит на партнера, ему нужно лишь проверить реакцию собеседника. Тот же, кто воспринимает информацию, глядит в сторону партнера, посылая обратную связь. Если партнер не смотрит в вашу сторону, это значит, что он к вам относится плохо, если же смотрит, не отрывая взгляда, это означает, что он пытается бросить вызов, либо он действительно очень хорошо к вам относится. Таким образом, не только лицевая экспрессия несет информацию о человеке, но и характер его взгляда.

Особое место занимает паралингвистические возможности человека, как способ влияния на собеседника. Самое простое свойство голоса - интенсивность или громкость - в конкретной коммуникативной ситуации тесно связано с манерой распоряжаться своим пространством. Люди, имеющие привычку говорить громко, нарушают правило этикета, заставляя силой себя слушать. Они заполняют акустическую среду, принадлежащую не только им. За таким поведением может скрываться желание захватить инициативу, привычка "вещать", ищущее выход внутреннее напряжение, увлеченность содержания своего рассказа и др. Паузы, в значительной степени, формируют ритмический рисунок речи. Ни один человек, находящийся в контакте с собеседником, не обходится без них и не только для предания выразительности своей речи, но и для ситуативных переключений. Использование пауз может быть довольно эффективным средством манипулирования собеседником: неожиданно предоставленная инициатива может заставить его суетиться или сильно напрячь. Отсутствие пауз и других структурирующих приемов ведет монотонности. Монотонная манера не эффективна. Но иногда опытные манипуляторы своей монотонностью усыпляю аудиторию, и "скармливают" ей ту информацию, которая могла бы вызвать нежелательную реакцию.

Темпоритмический рисунок общения также имеет коммуникативный смысл: кроме связи с темпераментом, скорость речи может указывать на функциональное состояние говорящего. Взволнованный человек говорит громче и быстрее, делает интонационные акценты. Голос обладает тембральными характеристиками. При попытках их описать люди часто обращаются к другим модальностям - говорят о "холодном", "легком", "светлом", "бархатном", "деревянном" голосе, говорят о музыкальных инструментах. Голос может быть "зажатым", нести в себе груз прошлых проблем, запечатленных в звуке. Анализ голосовых составляющих коммуникативного поведения - настоящая жила для работы по осознанию психологических особенностей и проблем.

О той информации, которую несут жесты, известно довольно много. Прежде всего, имеет значение количественный показатель. Количество и интенсивность жестикуляции растет вместе с ростом эмоциональной реакции, но может расти и при затруднениях в общении. В различных странах значение одного и того же жеста может интерпретироваться по-разному, однако во всех культурах существуют похожие жесты, выполняющие следующую функцию: указательные, подчеркивающие, выделяющие, иллюстративные. Гораздо меньшая определенность в интерпретации поз. Установлено, что "закрытые" позы воспринимаются как позы недоверия, несогласия, противодействия, критики или даже страха перед партнером. Открытые же позы воспринимаются как позы доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта.

Движения рук, закрывающие лицо или его часть: сильное чувство стыда или глубокая печаль, стремление погрузиться в себя. Скрыть, спрятать, утаить, часто при некорректной критике, исходящей от партнера. При задуманности и затруднении.

Стирающие движения по лбу: действительное стирание плохих мыслей, плохих представлений.

Совсем медленно и задумчиво - концентрация на размышлениях.

Раскрытой ладонью гладить что-нибудь приятное на ощупь - образ жизни, наполненный тонкими чувствами и наслаждениями, мягкий нрав.

Среди жестов "рука - лицо" можно выделить "жесты лжи". Наиболее часто встречаются у лжецов такие жесты, как: поглаживание подбородка, прикрытие рта, касание носа, потирание щеки, потирание или поглаживание волос на голове, потягивание за мочу уха, потирание или почесывание бровей, сжимание губ. Язык тела может рассказать о самоощущении человека. Сильное самоощущение, самосознание: хорошая непринужденная осанка, свободно опущенные плечи, полностью выпрямленная голова, посадка нога на ногу, четкое направление движений вверх, спокойствие, широкие движения, рукопожатие, твердый взгляд, оживленная быстрая речь, ритмичный речевой поток, ритмические колебания мелодии. Наивно-первичное самоощущение: однозначная расслабленность, истинная естественность, беспечность, непринужденность, свобода, непосредственная самоотдача. Переоценка себя, высокомерие: расправленные назад плечи, раздутая грудная клетка, слишком высокая посадка головы, при ходьбе и стоя покачивания вверх, полуприкрытые глаза, взгляд верху вниз, односторонние горизонтальные складки на лбу, временами совершенно закрытые глаза, иногда - отворачивание лица от собеседника, взгляд сбоку с поднятой одной бровью, оценивающий прямой взгляд, кривая улыбка, косая односторонняя улыбка, оттенок голоса. В литературе выделяют пять основных каналов: пространство, лицо, взгляд, голос, тело и его движения.

Построение ориентированной основы действия диагностики психических состояний по невербальному поведению. Для освобождения невербального аспекта коммуникации существует множество методов. Особую популярность в последнее время обрели группы социально-психологического тренинга. Отечественный психолог П.Я. Гальперин разработал теорию поэтапного формирования умственного действия. Задание должно не только содержать в себе указание на образец, но и сопровождаются такой разметкой, которая позволила бы правильно выполнить с ним заданное действие. Такая разметка и составляет ориентировочную основу действий. Поведенческие реакции являются внешними выразителями психологического состояния. Однако их интерпретация далеко не однозначна. Она зависит от контекста ситуации.

С.Л. Рубинштейн писал: "В изолированном выражении лица зря ищут раскрытие существа эмоции, но из того, что по изолированно взятому выражению лица, без знания ситуации не всегда удается определить эмоцию, напрасно заключают, что мы узнаем эмоцию не по выражению лица, а по ситуации, которая ее завязывает. В действительности из этого можно заключить то, что для распознания эмоций, особенно тонких и сложных, выражение служит не само по себе, не изолированно, а в соотношении со всеми конкретными взаимоотношениями человека с окружающим".

эмоциональный собеседник коммуникативный поведение

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

Пантомимика

Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Пантомимика

Движения выразительные индивида (изменения в походке, осанке, жестах), посредством коих передается сообщение о его психическом состоянии или переживаниях. Мало контролируется сознанием. Самым информативным средством пантомимики являются жесты, с помощью коих дополняется речевое сообщение.


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Пантомимика Этимология.

Происходит от греч. рantоmimоs - все воспроизводящий подражанием.

Категория.

Выразительные движения.

Специфика.

Изменения в походке, жестах, осанке и т.д. С ее помощью передается сообщение о психическом состоянии индивида, его переживаниях. Пантомимика мало контролируются сознанием. Наиболее информативным является жест (выразительное движение рук), с помощью которого дополняется сообщение речевой коммуникации.


Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

ПАНТОМИМИКА

(англ. pantomime ; от греч. pantomimos - все воспроизводящий путем подражания, всему подражающий).

1. Искусство пантомимы.

2. Один из видов выразительных движений человека, охватывающий те изменения в походке, осанке, жестах , которые передают его психическое состояние, переживания, отношение к тем или иным явлениям. Пантомимические изменения обычно возникают невольно, как внешнее проявление общего эмоционального состояния человека.

Наиболее важный компонент П. - - выразительное движение рук, служащее одним из средств уточнения речевой коммуникации. Жесты подразделяются на указательные (индикативные), иллюстративные , поясняющие и выделяющие к.-л. высказываемую мысль, и выразительные , выявляющие эмоционально-волевое состояние человека. Некоторые виды жестов приобрели в процессе общественно-исторической практики определенное символическое обобщенное значение. Жесты специально отрабатывают ораторы, актеры, танцовщики. См. .


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Синонимы :

Смотреть что такое "пантомимика" в других словарях:

    пантомимика - пантомимика … Орфографический словарь-справочник

    ПАНТОМИМИКА - (греч.). Искусство говорить жестами. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПАНТОМИМИКА греч.; этимологию см. Пантомима. Искусство говорить знаками. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в… … Словарь иностранных слов русского языка

    Пантомимика - выразительные движения индивида (изменения в походке, осанке, жестах), при помощи которых передается сообщение о его психическом состоянии, переживаниях. Мало контролируются сознанием. Наиболее информативным является жест (выразительное… … Психологический словарь

    пантомимика - сущ., кол во синонимов: 1 моторика (3) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    пантомимика - (панто + мимика) совокупность выразительных движений лица, головы, конечностей и туловища, сопровождающих речь и эмоции … Большой медицинский словарь

    Пантомимика - выразительные движения человеческого тела. Наряду с мимикой, жестом, интонацией речи П. является средством выражения психических состояний человека, его чувств. См. Выразительные движения и литература при этой статье … Большая советская энциклопедия

    Пантомимика - ж. Выразительные движения человеческого тела, служащие наряду с мимикой формой выражения внутренних переживаний. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    ПАНТОМИМИКА - Pantomīmus, Παντόμιμoς, искусство представлять на сцене целую роль или даже целую пьесу посредством танцев, игривых телодвижений и жестов, без слов, вроде наших балетов. Это искусство принадлежит всецело римлянам; образовалось оно… … Реальный словарь классических древностей

    Пантомимика - (пан(то) + греч. mimikos – подражательный). Совокупность выразительных движений лица, головы, конечностей и туловища, сопровождающих речь и эмоции. Ассоциативная связь П. с мышлением и аффективностью лежит и основе использования мимико жестовой… … Толковый словарь психиатрических терминов

    пантомимика - пантом имика, и … Русский орфографический словарь

Пантомимика связана с состоянием “мышечного панциря”, степенью напряжения различных мышц тела, отражающих эмоциональное состояние.

Полезно обратить внимание на осанку, которая выражает вялость (сутуловатая, сгорбленная, опущенные плечи). Волочат ноги, смотрят вниз, руки в карманах - угнетены. Осанка может выражать бодрость, уверен­ность (прямая спина, развёрнутые плечи).

Походка и рукопожатие. Идут быстро, размахивая руками - имеют ясную цель и собираются действовать. Руки в карманах - скрытны и критичны. Самодовольные - подбородок задран, руки интенсивно двигаются, ноги словно деревянные - походка авторитарного лидера организации.

Индикатором внимания, слушания является открытая поза (отсутствие перекреста рук я ног), наклон тела к клиенту («мы с тобой равны сейчас»), а также темп дыхания (слушаем, затаив дыха­ние), типичная поза слушания - рука у щеки, голова слегка склонена набок, сосредоточенный взгляд, поднятые плечи.

Справиться с сильными чувствами, которые по какой-то причине могут возникнуть у консультанта (гаев, обида), помогут скрещенные лодыжки, руки, вцепившиеся в подлокотники «замки».

Собеседник смущен, растерян и пытается ободрить себя, если он почесывает затылок, потирает разные части головы, повторных закручивает и раскручивает ручку или какой-то посторон­ний предмет, закусывает губу, ерзает на сту­ле, и т.п.

Мимику трудно контролировать. Полезно научиться снимать напряжение мышц лица, а лучшим способом здесь является улыбка.

Не следует забывать, что улыбка может быть не только приветли­вой и доброжелательной, но и неуверенной, ироничной, критичной, скептичной (искривление рта), осуждающей ухмылкой.

Очень мешают успешному ведению консультации невербальные знаки, которые выражают:

агрессивно-жестокое отношение к ситуации, когда взгляд направлен прямо в глаза партнера, губы твердо сжаты, брови нахмуре­ны, речь сквозь зубы;

отрицания собеседника, когда тело отклонено назад, руки сложены, голова вперед, взгляд исподлобья, касание носа и мочек ушей;

критики - корпус наклонен в сторону от собеседника, ладони подпирают подбородок, указательный палец направлен вверх вдоль щеки, почесывание подбородка;

недоверия, подозрения - сцепленные руки, если при этом боль­шие пальцы начинают двигаться, то это сигнализирует о потребности в усилении уверенности, о желании перестраховаться;

доминантиости - похлопывание по плечу, рукопожатие сверху;

скуки - постукивание по столу, по полу ногой, щелканье колпач­ком ручки, голова лежит в ладони, т.е. рука подпирает голову, глаза полуприкрыта или пустой взгляд, машинальное рисование на бумаге.

Если невербальная коммуникация расходится с вербальной, если мимика и жесты,интонация, не подтверждает слова, то верят больше лицу и интонации.

Разделы: Школьная психологическая служба

Цель урока: Сформировать у каждого ребенка знания и умение пользоваться жестами, мимикой и пантомимикой, навыки способствующие адаптации в социальной среде – в общении.

  • познакомить детей с языком жестов, движений, чувств;
  • развивать у детей подвижность, выразительность в движениях и жестах;
  • научить понимать эмоциональное состояние людей;
  • научить раскрывать эмоциональное состояние с помощью цвета;
  • прививать умение сдерживаться, научить контролировать себя (самоконтроль), и слушать.

Тип урока: комбинированный

Материально-техническое обеспечение: класс, в котором возможно быстро переставлять столы и стулья для рабочих групп, доска, мультимедиапроектор, листы бумаги А4, цветные карандаши, пиктограммы, таблицы со словами эмоции, чувства, мимика, чувства, презентация, заданиями с учетом индивидуальных особенностей учащихся, иллюстрация картин где передается эмоциональное состояние

Орг. момент. Учащиеся входят, я, у двери жестом приглашаю их войти в класс. Поздоровались. Жестом показываю сесть.

Постановка проблемы.

Скажите пожалуйста, как Вы поняли, что надо сесть.

Вы показали рукой.

А как можнопоказать движением тела или рукой, что болит голова.

А как называется эти движения рукой?

Да, это жесты.

Люди в повседневной жизни довольно часто жестикулирует, и иногда достаточно увидеть его несколько жестов, чтобы сделать выводы о воспитанности и культуре человека,

А теперь вспомним какими жестами в жизни пользуетесь Вы, и подумаем, почему человек делает различныежесты?

Чтобы лучше поняли,

А нельзя ли обойтись без них?

Нельзя, они идут (непроизвольно) независимо от человека.

действительно жесты дополняют нашу речь и являются очень хорошим средством общения.

Объяснение нового материала. Организация работы.

И оказывается как средство общения жесты и мимика возникли ещё в первобытный период, сначала возник язык жестов, не вербальное общение , а потом звуковой язык, т.е. вербальное общение.

А сейчас послушаем Иру. Она сообщит нам о некоторых жестах, которые были на Руси, а Аня с Димой покажут их нам, поэтому я прошу Вас очень внимательно слушать и смотреть, даже если Вам может быть будет и смешно.

Когда - то на Руси гостей приветствовали хлебом и солью, и при этом кланялись, разводя руки в разные стороны, этим самым показывали свое радушие.

Офицеры звонко щелкали каблуками и роняли словно подрубленную голову на грудь, когда здоровались с дамой, а дамы ь свою очередь приседали в глубоком реверансе.

В аристократических кругах существовал язык жестов, который осуществлялся с помощью веера,

Так же было и в Европе.

А как было в других странах нам сообщит Ира.

Китайцы в прежние времена встречая друга или знакового пожимали руку самому себе,

  • У японцев для приветствия используются 3вида поклона: самый низкий” средний и легкий.
  • Латиноамериканцы обнимаются.
  • Французы целуют друг друга.

Кристина расскажет о том, что не во всех странах одинакова культура жестов.

Если в нашей культуре, т.е. в России, хорошо, показывают большой палец вверх, то в Болгарии наоборот, так же движения головой при согласии в Болгарии так же наоборот.

Так же надо быть очень осторожными с жестами в Восточных странах, в Средней Азии и в Закавказье. Например, при выходе из автобуса, если незнакомый мужчина подаёт женщине руку, тем самым оказывая ей помощь, в перечисленных странах это воспринимается как неуважение к женщине,

А теперь пусть каждый из Вас подумает и вспомнит, приходилось ли Вам самим пользоваться жестами в жизни?

Здороваемся рукопожатием.

В транспорте если встречаемся и оказываемся в разных концах, здороваемся кивком головы.

После операции в ротовой полости очень долго больно говорить, и на помощь приходит мимика и жесты,

А нашей повседневной жизни, вспомним, где используют язык жестов?

Дирижеры, автоинспекторы в балете.

Люди глухонемые общаются жестами и этот язык называется дактиль,

Существуют спортивные жесты, и Костя нам их покажет.

А теперь покажем друг другу жестом до свидания.

Молодцы! У Вас очень хорошо получилось, а теперь попробуем сформулировать, что такое жест.

Движение рукой или другое телодвижение, что-то обозначающие, которое может выступать само по себе или сопровождать речь называется жестом.

Как мы выяснили, что все пользуются жестами, но тем не менее при пользовании жестами следует проявлять сдержанность, спокойствие, соблюдать дистанцию, уметь приносить извинения за неосторожное движение, ориентированность в выборе места.

А теперь каждый из Вас посмотрит на свою фотографию, которую Вы заранее подготовили к сегодняшнему уроку. И вспомнит свое настроениекоторое было во время фотографирования

Находимся на уроке математики я у Вас не получается решить задачу, покажите как Выдумаете над решением.

У Вас неприятности.

Вы получили плохую оценку.

Я даю на выбор ситуацию, а желающий поднимает руку.

1. Выразить удивление. (Увидели друга, которого давно не видели)

2. Я чувствую не вкусно, не приятно. (Соленый чай)

3. Выражение боли. (Болит живот)

4. Выражение радости. (Вам предлагают Ваши любимые конфеты)

А сейчас Стас с группой учащихся организует игру "Скульптор", а мы попробуем

определить эмоциональное состояние каждого из них.

Уч-ся поднимают руку и называют эмоциональное состояние одной фигуры.

А что такое эмоции?

Эмоции - внутренние, душевное переживание чувства.

А как Вы считаете по мимике можно понять мысли и чувства собеседника.

А как Вы определяете радость, грусть.

По глазам, губам, бровям, лбу и телодвижениям.

А что происходит с глазами, губами, бровями и лбом,

Они двигаются за счет мышц.

Правильно, а сейчас попробуем сформулировать, что же такое мимика?

Движение мышц лица (глаз, бровей, губ, лба) выражающие душевное состояние человека.

Душевное переживание, чувства - эмоции.

А отсюда Вам следует вспомнить, а жесты и мимика взаимосвязаны или нет, дополняют друг друга,

Действительна так.

Жесты идут параллельно с мимикой, они взаимосвязаны и дополняют друг друга, где участвуют группы мышц лица, которое регулируют движение глаз, губ, лба, бровей.

Работа с пиктограммами

Цель: выявить понимание детьми эмоциональных состояний людей, научить раскрывать эмоциональный образ с помощью цвета.

А сейчас каждый очень внимательно посмотрит в свои листочки, (весь материал заранее разложен на краю парт) где схематические рисунки эмоциональных состояний людей. Эти же состояния есть на плакате, который на доске (плакат можно вывести и с помощью мультимедиапроектора слад 1, 2, 3) но они черно-белые. Я специально подобрала в черно - белом цвете, а как Вы думаете почему не цветные плакаты?

По цвету лица тоже можно определить состояние человека.

Когда нам стыдно, мы краснеем, когда нам плохо, страшно, то бледнеем.

Эмоции связаны с изменениями в органах: в деятельности сердца, кровеносных сосудов, дыхания.

Возьмите цветные карандаши и раскрасьте схематические лица, а так же подпишем, что выражает каждое лицо напротив цифры. Например: 1-радость.

Все выполняем задание, а отвечать будут те, кого я вызову.

Если кто выполнил задание могут подойти ко мне и взять ещё задание (определить и подписать эмоциональное состояние по цветным иллюстрациям, слайды 4, 5, 6, 7)

После того как выполнили задание.

Итог урока.

А сейчас после всего что мы сегодня узнали на уроке попытаемся выяснить какую же функцию выполняют мимика, жесты и пантомимика.

1. Подаем окружающим определенные сигналы.

Значит выполняет – сигнальную функцию .

2. Обмениваемся сведениями (информацией) между собеседниками -

обещающими (индивидами)

По другому называется - коммуникативную.

3. Очень выразительное средство общения.

И называется - экспрессивно - выразительную .

В заключение урока я хотела бы узнать, что нового Вы узнали о мимики жестах и пантомимике.

Это тоже язык общения.

Не вербальный вид общения.

Надо чаще вглядываться в лица людей.

Пользоваться ими, и никого не обижать.

После сегодняшнего урока я думаю, что мы будем более внимательно присматриваться к своим близким, родителям, братьям, сестрам, подругам, друзьям и конечно же к учителям.

Мимика, жесты и пантомимика - это действительно форма общения.

Сегодня на уроке все работали очень замечательно и получают оценку “отлично”.

И вот домашние задание. Пронаблюдаете за мимикой и жестами своей мамы и своими близкими в течении недели, а так же в тетради отметьте положительные и отрицательное действие от использования мимики к жеста.

Использованная литература.

  1. М. И. Гамезо И. А. Домашенко. Атлас по психологии. Москва “Просвещение”1986.
  2. Р. В. Овчарова. Практическая психология в начальной школе. ТЦ “Сфера” 1986.
  3. Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов. СПб.: Питер, 1997.
  4. Пронников В.А., Ладанов И.Д. Язык мимики и жестов. М., 1998.