На велосипеде в поход. Готовимся в велосипедный поход. Что брать и что не надо? Рюкзак-штаны или туристический заплечный рюкзак

Все про подготовку к велопоходу.

Планирование велопохода также интересно и увлекательно, как его осуществление. Особенно хорошо это получается зимой, в ожидании начала сезона. При отсутствии практики езды, эта ниша заполняется рассматриванием карт, составлением будущих маршрутов, изучением рельефа и другими вещами.

Обычно маршрут определяют в соответствии с тремя основными факторами.

1. Посещение достопримечательностей. Как правило именно это определяет основной маршрут. Можно конечно поставить перед собой цель проехать за время всего велопохода максимальное расстояние, которое впечатлит всех, кто будет читать о нём отчёт. Но глупо будет проезжать мимо интересных мест, в ущерб расстоянию.

2. Исключение из маршрута сложных высокогорных участков (не для всех), промышленных загрязнённых районов и дорог с большим количеством транспорта. В тоже время, если поездка одиночная, то необходимо избегать малонаселённых участков.

3. Где остановиться на ночлег. Планирование поездки с учётом расположения гостиниц и другого жилья на пути следования, цен на услуги и условиями проживания. Если ночёвки предусмотрены в палатках, то учитывается расположение турстоянок и кемпингов.

Организационные моменты при планировании велопохода

Как известно есть уже сложившийся годами список необходимого снаряжения для велопохода с некоторыми индивидуальными изменениями. Но, отдельные велотуристы умудряются взять с собой много совершенно ненужных вещей, которые добавляют вес и редко используются. А лишние килограммы в походе значат очень много. Нет необходимости брать то, без чего можно обойтись.

Список ненужных вещей в велопоходе:

— ноутбук. В велопоходе, особенно автономном, интернета как правило нет и с зарядкой аккумуляторов будет проблема, поэтому возить его с собой бесполезно. Тем более, что в плохую погоду можно его намочить или разбить. Хотя я беру (маленький на 10?) – в палатках я не ночую, снимаю скромное жильё, где как правило нет телевизора, поэтому скачав с десяток фильмов перед поездкой, вечером не скучаю. Плюс набросать статейку-другую можно;

— мангал. Даже в складном варианте (есть такие) лучше не возить – из подручных средств всегда можно соорудить что-то подобное;

— складные стульчики. Для велосипедистов предмет ненужный – можно сидеть на вещах, камнях, брёвнах, подстелив что-нибудь;.

— книги, журналы. Если вдруг очень захочется почитать после очередного изнурительного этапа, возьмите с собой маленькую книжку в мягком переплёте…

Требования к продуктам, которые туристы берут с собой в долговременный велопоход по малонаселенной местности.

В длительной поездке, где учитывают каждый грамм перевозимого багажа, запас продуктов в виде консервов не самое лучшее решение, так как вы будете везти лишний вес в виде воды и металла. Современные технологии позволяют изготавливать продукты лёгкими и долгого хранения.

Взамен мясных консервов лучше брать сублимированное мясо, которое также хорошо хранится и значительно легче, но и имеет более высокую цену. Вместо картошки подойдёт сухое картофельное пюре. В торговой сети огромный ассортимент сушёных фруктов и овощей. В кратковременный велопоход, когда список вещей намного короче можно себе позволить брать больше свежих продуктов.

Объем продуктов

Как известно, свободного места в рюкзаке не бывает. В самом начале велопохода, когда ещё ничего не съедено и объём велосумки максимальный этот вопрос особенно актуальный. Предпочтительней запастись продуктами, которые занимают меньший объем при том же весе, а также легко упаковываются. Вафли, печенье лучше покупать в виде пачек – в таком виде они занимают меньший объём и лучше хранятся. Те же сублимированные продукты не только мало весят, но и имеют небольшой объём.

Как соблюдать гигиену в велопоходе?Конечно, все мы привычные к чистоте – регулярно принимаем душ, чистим зубы. бреемся… Но, в велопоходе с поддержанием личной гигиены есть ограничения. Проведя целый день в седле и преодолев большие физические нагрузки под вечер мы не такие чистые и свежие, как хотелось бы.

Если большинство мужчин не так остро переживают по поводу чистоты, то для женщин этот вопрос намного более важен. Чтобы в велопоходе быть чистым необходимо только желание быть таким, всё остальное есть есть под рукой. Как сохранять в велопоходе чистоту?

1. Непосредственно перед самой поездкой нужно побриться, постричься и подстричь ногти. Последний момент особенно относится к девушкам, даже если жалко отрощенных ногтей. Длинные ногти при езде на велосипеде и в быту велопохода постоянно будут ломаться. Под них забивается грязь т. д.

2. Туристические стоянки в основном расположены возле ручьев, рек и других водоемов – там воды для мытья предостаточно. Если она очень холодная, то лучше её подогреть. Чтобы в спартанских условиях велопохода полностью помыться с мылом хватит 2-3 литра воды. В качестве ёмкости для душа лучше всего использовать пластиковые бутылки.

Чистая вода – самый важный продукт не только для велотуриста. Даже самое подходящее место для ночевки или отдыха не будет полноценным, если поблизости него не будет источника воды. Практически все туристические стоянки, обозначенные на картах находятся возле источников воды воды. Где запастись водой во время велопохода зависит от пролегания маршрута, но его всегда необходимо рассчитывать и корректировать, чтобы не остаться без запаса воды.

Самый банальный способ запастись водой в населенном пункте – это купить её в продуктовом магазине. Конечно, если постояно пользоваться таким способом, то в конце велопохода это выльется в определённую сумму, так что это крайняя мера. Покупную воду лучше использовать только для питья.

В населенных пунктах воду можно взять из колодца, если он конечно есть. Перед тем, как набрать лучше поинтересоваться у населения о качестве воды. Чтобы не настроить это самое население против себя не надо устраивать помывку возле колодца – набрали и уехали. Колодец в селе – это святое место.

Где нет населенных пунктов, воду берут из ручьёв, родников, речек и других пресноводных водоемов. Её конечно надо кипятить. Морскую солёную воду пить категорически запрещено. Ей можно только подсолить суп. Родник, который находится далеко от населённых пунктов почти всегда имеет чистую питьевую воду. В принципе её можно пить без кипячения. Но всё равно, по-возможности лучше кипятить.

В путешествии на велосипеде туристу приходится тащить с собой огромное количество вещей. Велосумка или рюкзак (а порой и то и другое) имеют большой вес. Как сделать так, чтобы туристическое снаряжение для велопохода имело оптимальный вес? В большинстве многодневных поездок комфорту уделяют больше внимания, чем весу.

В таких походах человек должен чувствовать себя как можно более комфортно в меру возможностей. Если не высыпаться, мёрзнуть, плохо питаться, мокнуть из-за отсутствия вещей, которые всё это предотвратят, то велопоход превратиться в борьбу на выживание. Надолго в таких условиях сил не хватит. В коротком трёхдневном велопоходе вещей используется меньше. Закономерность простая: чем продолжительней поездка, тем больше вещей приходится брать.

При поездках по асфальтированным дорогам с небольшими перепадами высот вес рюкзака большой роли не играет – 15 килограмм на багажнике или 30 – не критично. Просто разгонять велосипед прийдётся дольше, но и накат станет лучше. На пересечённой местности, где прийдётся преодолевать препятствия и иногда тащить велосипед на себе всё намного сложнее. Тем более, большой вес багажа на малых скоростях сильно мешает управлять велосипедом, особенно при езде по дорогам с мягким покрытием.

Человек должен получать удовольствие от езды на велосипеде. Симбиоз человека и велосипеда как одного целого. При езде ощущать равновесие и предсказывать траекторию движения, динамику ускорения и торможения, а также неповторимое чувство скорости. Всё это невозможно прочувствовать, если перевозишь большое количество груза на велосипеде.

Есть определённая закономерность – чем больше перевозится багажа, тем меньшее расстояние можно проехать за один световой день. При этом приходится увеличивать продолжительность велопохода, а это в свою очередь приводит к тому, что приходится брать ещё больше багажа.

Тот, кто не сильно ограничен в средствах, может позволить себе путешествовать налегке: ночевать в гостиницах или частном секторе и брать с собой только самое необходимое. То есть, кошелек может заменить велосумку. При этом не обязательно впадать в крайности, экономя каждый грамм, необходимо найти ту золотую середину.

Да, есть такие места, где населённых пунктов практически нет, поэтому воду и еду приходится брать с собой. В Крыму единственным таким местом является Арабатская стрелка. В Карпатах таких участков много. Но эти участки преодолеваются максимум за день – полтора. К тому-же хорошо подготовленному велосипедисту один день “недоедания” с приличной физической нагрузкой может принести только пользу.

Приветствую! Сегодня мы поговорим о том, что необходимо брать с собой, отправляясь в велопоход!

Конечно же, не все люди, которые увлекаются велосипедной жизнью путешествуют на дальние расстояния, но есть некий процент людей, которые только этим и занимаются. Возможно, и Вы задумываетесь над вопросом вело-походов, тогда я спешу Вас обрадовать, весь последующий материал будет для Вас крайне необходим!

Какие вещи взять с собой велопоход? Вопрос конечно не однозначный и дать чёткого ответа никто не сможет! Это связано с тем, что каждый велосипедный поход является уникальным, и потому Вам необходимо будет дополнять ниже приведённый список, исходя из своих предпочтений! Поэтому прежде чем собирать вещи в велосипедный поход, подумайте и определитесь с тем, действительно ли Вам потребуются данные вещи! Потому как бывает, что Вы можете взять много лишнего, и это всё придется тащить не одну сотню километров.

Из этой статьи вы узнаете:

1. Все «за» и «против» необходимости брать с собой в велопоход те либо иные вещи.

2. Запчасти, а также ремонтный набор для велосипеда.

3. Что необходимо брать из одежды?

4. Какие вещи необходимо брать с собой для ночлега?

5. Какую столовую посуду необходимо брать с собой в велопоход?

В среднем поход длится от двух до пяти дней, и именно для такого похода, мы будем определять список необходимых вещей. Помните, что Ваш список будет зависеть от экономических, климатических, социальных и экологических факторов.

И первое что Вам необходимо сделать – это взвесить все «за» и «против» необходимости брать с собой в поход те либо иные вещи. Аргументом «за», будет выступать тот факт, что Вам без такой вещи будет очень плохо. И тут все просто. А вот с аргументами «против» на порядок сложнее потому как их на порядок больше. Вот собственно и они:

1. Каков объем вещи? Помните что объемные вещи – это большая потеря нужного багажного пространства, которого и так не много. Кроме этого, большие объемные вещи создают большую парусность, а это в свою очередь негативно сказывается на безопасности движения! Кроме того Вам нужно будет прикладывать больше усилий что бы ехать.

2. Каков вес вещи? Если вещь весит достаточно много, то Вы рискуете дать на свой организм дополнительные нагрузки. А это негативно скажется на Вашем самочувствии! Вам придется больше потреблять воды и пищи, для того что бы восполнить организм энергией.

3. Может ли одна вещь, заменить функционал другой вещи? Не имеет никакого смысла брать две вещи, если можно обойтись и одной.

4. Возможен ли вариант покупки данной вещи в пути? Данный пункт наиболее касается , о также древесины, для приготовления пищи! Поэтому если Вы знаете, что Ваш маршрут будет полегать через населённые пункты и лесные массивы, то необходимость в большом запасе воды и особенно древесины – у Вас отпадает.

5. Вы уверенны, что будете точно пользоваться некоторыми вещами? Многие люди берут с собой несколько книг, побольше музыки, но впоследствии ничего не читают и не слушают. Я вообще не понимаю, зачем всё это в велопоходе?! Ведь самое главное это уединение с природой и наслаждение её.

Если Вы положительно отвечаете на данные вопросы, то это говорит о том, что с большой долей вероятности, данная вещь не должна быть взята в поход.

Запчасти, а также ремонтный набор для велосипеда

Вам необходимо подобрать только самые необходимые инструменты для велосипеда. Помните, что в арсенале у Вас должен присутствовать насос, запасная камера, клей, резиновые заплатки, также кусочек мелкой наждачной бумаги. В случае если у Вас пробьётся колесо, Вы сможете за 10-20 минут заклеить его, и впоследствии продолжить движение. Почему стоит брать ещё одну камеру, неужели не хватит заплаток? Всё дело в том, что камера может пригодиться тогда, когда произойдёт повреждение ниппеля, и тогда Вам никакая заплатка не поможет. Ну а если взять одну камеру без заплаток, то велика вероятность того что Вы пробьете колесо не один раз за весь маршрут. Для этого учитывайте, пожалуйста, по какому покрытию пролегает Ваш маршрут. Даже если Вы едете по асфальту, и в недалёкий маршрут, возьмите с собой данный набор, и Вы обезопасите себя от кучи неприятностей! Тем более что весит этот набор очень мало. Не забудьте взять с собой набор лопаток для снятия колеса с обода. В комплекте идут три лопатки, но как показывает практика, одной лопатки более чем достаточно. Тут главное опыт и сноровка.

Но одно дело, когда пробивается колесо, и совершенно другое когда, происходит поломка задней либо передней колеса. Вот тут начинается самое интересное, так как такая поломка требует серьёзного ремонта. При том, что у Вас будут необходимые инструменты и запасные части, то Вы на ремонт потратите не менее 4-х часов. Радует лишь то, что такая поломка случается крайне редко и поэтому Вам не нужно брать с собой такой багаж инструментов и запасных частей. В данном случае, намного эффективней будет добраться до первой железнодорожной остановки, и отправиться на поезде домой. Но если Ваш поход на 700 и более километров, та такой ремонтный комплект лучше возить с собой.

Что же включает в себя данный ремонтный комплект:

— Спицевой ключ;

— 8 запасных спиц;

— отвёртку;

— выжимку для цепи;

— разводной ключ;

— набор шестигранников;

— разные по диаметру гайки;

— набор лопаток для снятия шины с обода;

— смазочное цепное масло.

Что необходимо брать из одежды?

Помните, что погода может поменяться за считанные часы, и солнечное утро может закончиться дождливым, холодным вечером. Поэтому отправляясь в велопоход, обязательно стоит подстраховаться и взять форс-мажорную одежду. Стоит отметить, что самая плохая погода для велосипедиста, это когда начинается дождь, а вместе с ним приходит и холод. Такая обстановка в миг может испортить настроение. Поэтому первое, что должно быть у Вас из одежды – это дождевик. Но при езде в дождевике ощущения не супер. Так как он изготовлен из непромокаемого материала, то от этого, человек быстро начинает потеть. А вследствие этого, появляется возможность заболеть. Поэтому если Вы видите что дождь не затяжной – стоит переждать его, укрывшись под деревьями, либо заехав на автобусную остановку. Самое главное, что бы Вы имели возможность снять мокрые вещи, и одеть сухие. А когда будете на привале, не забудьте высушить над костром все мокрые вещи.

Отлично, идём дальше. Кроме дождевика, обязательно берите бейсболку, которая защитит Вас от солнца и от комаров. А комары, особенно в лесу — беспощадны. Не помешает взять с собой и косынку, которая также будет хорошим инструментом в борьбе с комарами и клещами.

Берите дополнительно две футболки, одну из которых можно будет использовать как тельняшку, когда будет прохладно. Если температура воздуха будет менее 20 градусов, то не лишним будет захватить с собой свитер. Свитер имеет свойство дышать, что в свою очередь позволяет испаряться поту, но при этом держит тепло.

Не забываете, что ноги тоже должны находиться в тепле, а потому берите с собой спортивные штаны, и не одну, а две пары, так как одни могут промокнуть. Если же на улице жарко – берите шорты. Многие спрашивают, можно ли брать вместо спортивных штанов – джинсы? Ответ – да, но джинсы на порядок сковывают движения.

Обязательно берите в поход трусы. Сколько? Одна пара на день. То есть если Вы едите на 2 дня, то берите 2 пары. Но главное не брать более 3-х пар. На ночлеге Вы сможете постирать и просушить трусы. Самые оптимальные трусы – «семейные», так ка они не натирают Вашу пятую точку.

То же самое дело обстоит и с носками! Одна пара на один день! Но не более 3 пар на весь велопоход. Дадим один маленький совет. Для того что бы утром не одевать мокрые и холодные носки, Вам следует положить их на ночь к себе в спальник. Не забывайте периодически стирать грязные и дурно пахнущие носки, так как если этого не делать, то такой неприятный запах пройдёт насквозь всего Вашего багажа.

Что касается обуви, то желательно брать с собой простые кеды. Это при том, что на улице тепло, а Ваша основная обувь – это качественные, анатомические кроссовки. Кеды в свою очередь Вы сможете одеть, когда приедете на ночлег, а кроссовки в свою очередь избавятся от пота, накопившегося за целый день поездок. Если же на улице холодно – надевайте резиновые сапоги. И помните, что Ваши ноги должны постоянно находиться в тепле. Та как неоднократно было замечен тот факт, что у человека, который не содержал ноги в тепле, появляется высокий процент риска заболеть. А это в велопоходе — ох как плохо.

И ещё одной важной вещью, является ветровка. Её стоит надевать, когда начинается сильный ветер. В таком случае Вы защитите себя от ветра, и не дадите телу замерзнуть.

А что же делать с головным убором. Летом, конечно же, можно надеть простую кепку, которая защитит Вас от солнца. Можно вместо кепки надевать вело-шлём. Это будет даже очень полезным, так как мы никогда не знаем, что ждёт нас за поворотом. , да и вообще в холодное время суток оптимальным вариантом головного убора будет шапка.

Какие вещи необходимо брать с собой для ночлега?

Тут всё зависит от того в какое время года, Вы совершаете велопоход. Допустим летом в тёплую пору года, можно взять с собой только спальник и этого будет вполне достаточно. Перевозить его на необходимо в скрученном виде. Очень часто его помещают в целлофановый пакет и крепят под седло велосипеда. Из-за этого он не забирает полезное место в бауле.

Теперь что касается палатки, то она пригодиться, если на улице будет идти дождь, будет холодно, а также палатка защитит от всяких насекомых. В среднем вес двухместной палатки колеблется от 1 до 3 килограмм. Кроме этого, время на расставление палатки составляет порядка 10-15 минут, что совсем не много.

Каремат: брать или не брать? Тут выбор каждого индивидуален, но стоит рассказать о плюсах и минусах каремата. Главным плюсом каремата является его способность сохранять тепло и сухость под человеком. Кроме того каремат весит около 500-700 грамм. Размеры карематов на рынке существуют разные — подбирайте по Вашем росту. Теперь что касается минусов то он один – это создание большой парусности, при перевозке его на велосипеде, так как в основном крепят его к верхней части баула.

Переходим к следующему вопросу, а именно, какую столовую посуду необходимо брать с собой в велопоход?

Самое первое, что Вам необходимо приобрести – это армейский котелок, ёмкостью 1-1,5 литра, в комплекте с крышкой. Такой котелок имеет небольшой вес, но при этом позволит Вам приготовить вкусную пищу. Кроме этого пищи хватит не на одного, а на двух-трех человек. Съемную крышку Вы можете использовать для того что бы разделить еду на порции, или же налить в ней любой горячий напиток.

Не зависимо от того куда и с кем Вы едете – берите такой котелок всегда с собой. Он позволит Вам быть независимым не от кого, в плане приготовления .

Кроме этого Вы можете готовить пищу в нём, не подвешивая его над костром, а просто поставив его в полу-перегоревший костер.

Следующая столовая утварь – это ложка. Ложка должна быть достаточно глубокой и в тоже время прочной. А потому не берите с собой ложки из алюминия, намного лучше взять ложку, изготовленную из нержавеющей стали. С помощью такой ложки, Вы сможете снимать горячий котелок с огня. Кроме того такая ложка по сравнению с алюминием не так быстро греется, а поэтому исчезает фактор обжечься. Не стоит возить больше одной ложки на одного человека. Если Вы готовите кашу, и в тоже время Вам необходимо перемешать сахар в чае – просто воспользуйтесь рукояткой ложки. Помните, что лишний вес никому не нужен.

Возьмите с собой один нож. Он должен быть складным, но с длинным и прочным лезвием. Немаловажным моментом является фиксация лезвия в разложенном состоянии. Потому что были случаи, когда нефиксированное лезвие ножа приводило к травмам. Самое главное, что бы нож был надёжным, острым, и фиксировался в открытом положении. Небольшой совет. Не кладите нож далеко в бауле, так как внезапно он может Вам понадобиться. Бывают разные случаи.

А на этом первая часть данной темы походит к концу. Скоро выйдет вторая! Спасибо что дочитали до конца. Я надеюсь, данная информацию была для Вас полезной. Также не забывайте подписываться на рассылку блога. Успешных Вам велопоходов.

Читайте продолжение статьи !

P.S. Посмотрите познавательное видео про то что взять с собой в велопоход!

С уважением, команда

Туристический поход - ответственное мероприятие, а велопоход - вдвойне. Давайте посмотрим как лучше всего подготовиться к велопоходу, чтобы в пути не мучаться, а получать удовольствие.

Начну с того, что давать всю информацию сразу в одной статье было бы очень и очень сложно, а информации было бы очень много. Поэтому по мере добавления конкретных тем, в эту статью будут добавляться ссылки.

Давайте возьмем за аксиому, что вы проверили, подходит ли ваш велосипед для похода. Решили, каким способом вы повезете груз. Если на багажнике, то изучили статью о . И решили, какую сумку предпочтете.

Подготовка велосипеда к походу

Перед любым велопоходом вам нужно обязательно провести ТО велосипеда, сейчас я перечислю необходимый минимум:
– протянуть все узлы,
– смазать цепь и суппорта,
– настроить скорости,
– проверить колодки и настроить тормоза,
– проверить покрышки и заменить при необходимости.

Перед сложным походом так же обязательно нужно разобрать и смазать все внутренние узлы велосипеда: каретку, втулки, рулевую, хотя если она у вас на промах, это далеко не всегда обязательно.

Отлично, дальше стоит позаботиться о велоремнаборе. Можно конечно махнуть рукой. Не вопрос. Я тоже махал рукой. В итоге один раз шел пешком 25 км, второй раз ловил машину, так как спешил на поезд. Неприятно, не правда ли. А теперь представим, что поход горный и вам до ближайшего населенного пункта далеко не 25 км.

Одежда

Тут важен баланс. Много одежды – большой вес и объем, мало – есть некий риск «попасть» с погодой. Давайте не будем мудрить и я расскажу о том, что беру я основываясь на многолетнем опыте.

Летом, когда тепло, я беру следующее:
Велоштаны 3\4 – 1 шт, в которых еду не зависимо от погоды,
Велофутболки (можно обычные х\б, чуть свободные – 2 шт, одна сохнет на бауле, во второй еду. Их главное назначение защищать кожу от солнца и выводить влагу и соль выделяемую с потом.
Бандану – 1 шт, вместо второй шлем в дороге.
Куртку-дождевик – 1 шт, на случай холодного ливня или пронизывающего ветра. Я использую для этой цели старенькую мембранную велокуртку.
Термуху – 1 шт, я вожу греющую термуху для посиделок у костра и холодных вечеров, так как термуха компактней свиторов.
Плавки – 1 шт, чтобы купаться в водоемах.
Штаны – 1 шт, использую у бивака.
Обувь – 1 пара, если это не обусловлено физическими или географическими особенностями, то это удобные шлепки с фиксацией на лодыжке. Так как почти все мои походы это оффроад, то по грязи в них лазить проще всего, а потом в луже помыл и все отлично. Контакты не самый удачный выбор, на мой взгляд.

В жаркий сезон мне хватает за глаза.

Весной и осенью одежды больше и она сложнее.
Велоштаны 3\4 или полноразмерные велоштаны – 1 шт, зависит от погоды. До +5-7 катаюсь в 3\4.
Футболка – 1 шт, если вдруг будет совсем жарко.
Термуха греющая – 3 шт, две попеременные, одна запас. Все разной толщины и греющих свойств для разных погодных условий.
Куртка-дождевик – 1 шт, та же самая, что и летом.
Штаны – 1 шт, те же самые, что и летом.
Флиска – 2 шт, когда потеплее катаю во флиске без рукавов, когда холоднее во флиске с рукавами. Если совсем холодно, можно натянуть одну на другую.
Обувь – 1 пара, так как весной и осенью не редки дожди, то я катаю до +5 все в тех же шлепках. Там нечему мерзнуть, а на здоровье не жалуюсь, по снегу босиком иногда гуляю. Тут уже можно и контакты, но они имеют свойство забиваться грязью или снегом, будьте аккуратны.

Бивак

Посуда, иначе говоря КЛМН. Кружка, ложка, миска, нож. Тут самое главное соблюсти вес. Никакой керамики или толстостеночной стали! Максимально легко! Лично я могу поставить посуду по весу в следующую иерархию:
Титан, алюминий, тонкая сталь, пластик.

Если вы только начинаете заниматься велопоходами, то вилку, ложку и миску можно смело брать в каком-нибудь ашане за 100 рублей за все. Вот только кружку советую брать понадежнее, чтобы при необходимости можно было разогреть чай на огне.

По той же причине стоит избегать термопосуды. Для серьезных походов это скорее зло, чем благо. Да, руки вы не обожжете, но все же велопоходы это на 99% теплое время года. А пить кипяток, когда в тени +25 возникнет не у каждого.

Так, КЛМН – кружка, миска, ложка, нож. Ну, нож должен быть хорошим и удобным. Как показывает практика качественного складного вполне достаточно, не возите тесаки, понтов и веса много, а смысла мало. Только если вы не собираетесь прорубаться сквозь джунгли, но вы точно уверены, что это будет велопоход?

А еще я вожу с собой открывашку для консервов, если, конечно использую консервы. Да, все это добавляет 50 грамм веса, зато несказанно облегчает готовку. Тут я готов пожертвовать весом.

Готовка

Костер или горелка. Несколько лет назад я для себя решил однозначно – горелка. Быстрее, надежнее, работает при любой погоде. Вес добавляет, но чистые каны снаружи, скорость готовки и независимость от природного топлива играют более весомую роль. Тем более у нас сейчас полно всяких заповедников, где костры нельзя разводить, а горелки – без вопросов.

Теперь о снаряжении для ночевок. Спальник по сезону и пенка. Помните, что если пенка и обычная, рулонная или складная вспененная, то возите в чехле, так как этот материал любит впитывать воду. Такой чехол без проблем можно сшить из куска трехсотой таффеты. Рулон привязывается снаружи, складной и самонадувающийся коврик лучше уложить внутрь.

Палатка

У нас уже вышло две статьи о том как выбрать палатку, подробнее можно ознакомится и .
По личному опыту, могу порекомендовать Novatour Ай-Петри или Normal байкер на двоих. Очень хорошая палатка для велотуризма.
Так же соло или когда требуется максимально облегчить вес, то вожу палатку Аскет фирмы Снаряжение.

Не смотря на туеву хучу недостатков, я натягиваю прямо над ней кусок трехсотой тафеты и нормально, не течет. Зато вес всего 1,5 кг для довольно просторной двушки.

А так, палатка – это групповое снаряжение, лучше взять одну 4-ку весом в 4-5 кг на четверых, чем 2 двушки по 3 кг. Хотя смотря с какими целями, вы едете в велопоход. Храпящим – точно отдельную палатку нужно ставить. Где-нибудь на Колыме.

Групповое снаряжение

Топорик или пила, если вы собираетесь готовить на костре, крайне желательны, да и я всегда на всякий случай вожу с собой .

Питание. Есть такое понятие БЖУ.

Сейчас объяснить все – это отдельная большая статья, а то и не одна. Сам начинал с книги Алексеева «Питание в туристическом походе». В сети она есть, читайте. Все весовые таблицы там вполне годны, так что вначале можно смело по ним считать.

Пить в велопоходе крайне важно. Я советую возить с собой сухой изотоник.

Кроме того в любом велопоходе настоятельно иметь с собой аптечку с минимум необходимого, исправный телефон и заряженный, мазь от комаров, велофары или фонари на каске.
А в длительных походах или незнакомой местности советую возить с собой компас и карту или навигатор.

Ну, вроде ничего не упустил.

Благодарю за внимание,
Евдокимов Алексей

Что взять в велопоход?

Этот вопрос задают удивительно часто! Часто не по абсолютной величине, а относительно сути вопроса - мне кажется, что для человека, собравшегося в поход, вопрос сбора вещей должен быть уже очевиден, иначе он сильно рискует.

На самом деле, не все в этом вопросе однозначно. В силу уникального для каждого похода сложения объективных причин и причин субъективных, универсального списка вещей, необходимых и достаточных во всяком походе, не существует. Именно по этой причине я категорически против того, чтобы вы нашли здесь этот список, набрали всякого барахла в соответствии с ним, а потом меня ругали. Вы должны подумать сами, а здесь я только поделюсь своими соображениями. Читая, подумайте, насколько это подходит вам. Попробуйте порассуждать.

Хочу сразу оговориться, что здесь речь пойдет о 2-5-дневном походе в условиях нашего региона - Ленинградская, Псковская, Новгородская области. Возможно, сведения будут приемнимы и к другим уголкам нашей Родины, но список барахла зависит от многих факторов, поэтому, прежде, чем примерять на себя написанное здесь, подумайте, насколько район вашего похода похож на перечисленные по климатическим, экологическим, экономическим и социальным факторам. В то же время сама методика выбора барахла для похода довольно универсальна.

Разумеется, все написанное является лишь моим личным опытом, в меньшей степени - опытом моих друзей, и уж никак не истиной в последней инстанции.

Но начнем мы с другого вопроса: не что брать, а куда все это класть. Ведь все необходимое надо будет еще и увезти с собой, не забывайте об этом!

Куда класть вещи в велопоходе?

Принципиально есть 4 места, куда можно засунуть вещи:

  • На элементах одежды - в карманах и в маленькие такие сумочки на пояс. Преимущество в быстрой доступности размещенных таким образом вещей и в том, что вещи, размещенные на тушке, практически всегда находятся под вашим контролем. А вот недостатков больше: даже маленький груз на тушке будет стеснять ваши движения; хрупкие вещи легко раздавить, прижавшись ненароком к велосипеду или иным твердым внешним объектам; слишком высокая уязвимость по отношению к дождю, если погода дождливая; сильно ограниченный объем. Поэтому на тушку я рекомендую крепить только деньги и документы, упрятанные предварительно в полиэтиленовый пакет.
  • В заплечный рюкзак. Преимуществ много: груз более защищен от внешних воздействий, оставаясь при этом легко доступным - рюкзак легко снять; рюкзак имеет довольно большую вместимость; рюкзак не раздалбывает велосипед при неровной дороге и не создает проблем, если приходится слезть с велосипеда и вести или нести его руками, например, по лесу; рюкзак довольно хорошо контролируется вами - с ним можно отойти от велосипеда, например, в магазин. Но есть и недостатки: тяжелый рюкзак сильно изматыват, от него начинает болеть спина и плечи, он может сдавливать вены шеи и нарушать отток крови от головы. По этой причине заплечные рюкзаки объемом более 40 л я считаю для велопоходов неприемлемыми. Наконец, рюкзак можно забыть в поезде - не кладите туда документы.
  • На багажник - чаще всего в рюкзак типа "штаны". Преимуществ я вижу только два: совершенно не нагружает плечи и обычно имеет большую вместимость, чем заплечный рюкзак. Это весомые в дальних походах преимущества, но в походах до 5 дней они перекрываются недостатками, перечисленными далее, поэтому для коротких походов я НЕ рекомендую грузить что-либо на багажник. Вот недостатки: вещи на багажнике легко могут быть украдены, даже если вы привязали велосипед, когда вы от него отходите; вещи на багажнике существенно ухудшают маневренность и управляемость велосипеда; увеличивается нагрузка на заднее колесо (напоминаю, что спицы сзади особенно трудно менять); "штаны" могут сильно увеличить парусность велосипеда; вещи на багажнике не контролируются вашими органами чувств и могут быть незаметно потеряны по дороге; совершенно непонятно, что делать с набранными на багажник вещами, если багажник сломается - "штаны" неудобно переносить за плечами; очень трудно переносить велосипед в руках по лесу и бездорожью, если у него нагружен багажник, да и влезая в электричку (что часто приходится делать велотуристам из больших городов) вы тоже неизбежно скажете пару крепких слов в адрес "штанов" и тех, кто их догадался взять с собой...
  • Крепить к велосипеду. Это место ограничено, но некоторые вещи, например спицы, можно привязать изолентой к раме, а спальник можно прявязать под седло. Очень удобно.

Конкретный набор вещей для велопохода

После того, как мы определились, с тем, куда мы все поместим, задумаемся о конкретном наборе вещей. Для удобства разделим все на группы по назначению, но есть один принцип, справедливый абсолютно для всех вещей, независимо от их принадлежности к группе. Этот принцип - взвешивание и поиск баланса. Взвешивать надо не сами вещи, я еще не сошел с ума окончательно, а всего лишь аргументы. Аргументы "за" и "против". Аргументом "за" то, чтобы взять вещь является то, насколько вам без нее будет плохо. Аргументов "против" больше. Вот они:

  • Насколько вещь тяжелая? - тяжесть багажа может с таким же успехом сорвать поход, как и отсутствие необходимых вещей.
  • Насколько вещь объемная? - даже легкие вещи большого объема не возьмешь с собой - нет места. На велосипеде добавляется еще одно: парусность. Большая парусность создает заметные трудности при движении на большой скорости.
  • Насколько вещь может быть заменена другими вещами? - нет смысла брать по сути одно и то же дважды.
  • Насколько вещь легко добыть в пути? - глупо брать воду на все время пути при путешествии вдоль реки или брать 10 буханок хлеба при путешествии по густонаселенной местности.
  • Воможно, я буду слишком занят, чтобы пользоватся этим? - можно взять кипу интересных книг, чтобы скрасить досуг, но вот практика показывает, что читать их всегда в походе некогда...

Положительный ответ на каждый из этих вопросов снижает вероятность того, что обсуждаемая вещь должна быть взята в поход.
Теперь рассмотрим все по группам и начнем с самого простого.

Ремонтный набор и запчасти для велосипеда

К изложенным выше соображениям о балансе необходимости и веса добавляются специфические факторы: вероятность поломки, время ремонта и его целесообразность. Поясню на примерах:

Прокол камеры - очень частый вид поломки. И он при наличии инструмента может быть вылечен очень быстро - за 5-15 минут. Поэтому я в обязательном порядке беру с собой насос, запасную камеру, резиновые заплатки и клей. Нельзя ограничиться только заплатками и клеем, т.к. такой вид поломки, как отрыв ниппеля лечится только заменой камеры. Нельзя ограничиться только камерой, так как в иной день бывает по несколько проколов и нужно иметь возможность их заклеить. А вот заплатки для покрышки, средства ее заштопывания или саму запасную покрышку в ближние походы брать нет смысла: покрышка помирает внезапно редко, надо ее просто своевременно осматривать и менять.

С другой стороны, такая поломка, как выход из строя задней втулки требует серьезного ремонта: съемка звездочек, переспицовка колеса. Это займет не менее 4 часов при благоприятных условиях, а вероятность внезапной поломки такого рода низка. Поэтому при путешествии на 2 дня по населенной местности лучше и не пытаться делать ремонт, а сразу эвакуироваться - поход все равно сорван. Вывод: запасные части и инструмент для разборки колес не берем

Думаю, теперь принцип ясен. Перечислю, что я еще беру из данной категории: универсальный разводной ключ (30 мм), отвертку, спицевой ключ, 6-8 запасных спиц (примотаны изолентой к вертикальной трубе рамы), выжимку для цепи, набор шестигранников (складной), несколько запасных гаек, жидкое масло для цепи (смазывать едва только цепь начнет "петь").

Одежда для велопохода

Самое плохое - когда в походе холодно и мокро. Это способно испортить настроение! С другой стороны, весь день сухим остаться не получиться, если дождь. Либо промокнешь от дождя, либо, если одеть непромокаемое, - промокнешь от пота. Важно другое - иметь возможность на привале вечером переодеться в сухое и теплое. Вот что я беру:

  • Бейсболку - от солнца и комаров.
  • Косынку - защита от комаров и клещей вечером в лесу.
  • 2 футболки (когда прохладно - одна из них - тельняшка).
  • Свитер - если только на улице не +25. Толщина свитера зависит от сезона. Свитер дышит - позволяет испаряться поту, но в то же время греет.
  • Тренировочные штаны (2 шт) или шорты - зависит от сезона. Когда холодно - джинсы, какие не жалко.
  • Трусы - по количеству дней путешествия минус 1, но не более 3 шт. Трусы типа "семейные" - они не натирают жопу. Трусы надо менять, потому как свежие трусы это - супер! По этой же причине сама идея велотрусов - полный отстой.
  • Носки - по количеству дней - 1. Чистые носки это так же суперски, как свежие трусы. Носки обычные, х/б. Чтобы утром не одевать холодные наски (неприятно это), запихните их на ночь к себе в спальник. Заодно искать не придется. Есть смысл заготавливать чистые носки, даже если их много. Для этого вечером использованные лучше выстирать и вывесить на улицу.
  • В качестве обуви я использую спортивные тапочки в количестве 2 пары. Одни на ногах, другие - сухие на смену. Использованные вечером сушим у костра. Резиновые сапоги имеют смысл только в переходные сезоны, когда холодно. В теплое время мокрые ноги опасны только на привале, а в движении - фиг с ними.
  • Еще вожу ветровку - на случай жестокого дождя. Будучи водонепроницаемой, она еще и не дает уходить теплу, если ее одеть поверх свитера.

Вещи для обеспечения ночлега в походе

Спать - приятно. Поэтому вожу спальник - в нем тепло. Возится он, кстати, будучи стянут, упакован в пакет для мусора (от дождя) и привязан под седло. Так он не мешается и не занимет полезного места. Часто вожу легкую палатку - защищает от комаров и дождя, если накрыть ее куском полиэтилена. Полиэтилен, кстати, черный и выполняет еще маскировочную функцию. Ночью палатка под ним не видна издали. Пенку ненавижу как класс - она имеет высокую парусность и не приностит в летнее время никакой пользы. Всегда можно положить лишнюю одежду под себя или лапник. На худой конец, лучше, если без пенки не можете, купить или сделать складывающуюся гармошкой, а не сворачиваемую в рулончик - рулон деть совсем некуда и он громоздкий.

Кухонная утварь для приготовления еды в велопоходе

Этот набор я таскаю с собой всегда, благо он легкий - поесть в походе очень важно, а особенно приятно поесть горячую пищу. Наличие индивидуальных инструментов для приготовления еды позволяет приобрести независимость от других членов группы в разных непредвиденных ситуациях.

  • Армейский котелок емкостью 1.3 литра с крышкой - очень полезная вещь. Он легкий, его объема хватает для приготовления еды на 2-3 человека вполне спокойно. Съемная крышка довольно вместительна и может служить как миска для еды или туда можно налить чай. Последнее время я отказался от мысли вешать котелок над костром - обычно я кладу в костер пару толстых веток паралельно друг другу и на них ставлю котелок - так он быстро закипает.
    В продаже еще есть армейские котелки импортного производства (шведские, кажется). В комплекте идет кожух с проволочными подставками, защищающий от ветра спиртовку или таблетки сухого спирта, сама спиртовка и бутылочка для спирта. Только вот практика показала, что на спирте готовить крайне неэффективно - для доведения до кипения полного котла воды требуется около 100 мл спирта - все равно приходится вешать котелок над костром. Немножко лучше, чем у отечественного, реализована ручка - имеется специальный крюк, на который удобно вешать (но лучше ставить на костер). В общем, единственная полезная вещь - кожух, который нужен не всегда. Поэтому в три раза более дорогую цену я считаю неоправданной.
  • Ложка. Универсальное средство для поедания чего угодно. Я вожу с собой столовую ложку из нержавейки. От алюминиевой пришлось отказаться, так как она легко гнется - ложка используется еще и для снимания горячего котла с огня, а в некоторых случаях рукоятка ложки удобна для разбортовки колес - я не вожу для этого специального инструмента.
  • Нож. Я использую складной нож с одним длинным, но прочным лезвием. Считаю важным, чтобы лезвие фиксировалось в открытом состоянии - это уберегает от травм (до того у меня была травма от случайно сложившегося ножа). Всякие навороты не нужны - важна надежность, а надежными являются только простые вещи. Нож применяется не только для нарезания продуктов, но и для вскрывания консервных банок, для срезания всевозможных веточек и палочек, для сбора грибов, наконец. Замечу, что по формальным признакам такой нож может быть отнесен к холодному оружию, ибо трактовка этого понятия очень расплывчата, поэтому не стоит им пользоваться в местах возможного появления ментов и общественном транспорте - зачем лишний геморрой? Все же, мои поездки проходят главным образом в лесах

Указанного набора вполне достаточно. Все остальное, что можно взять для приготовления еды, я считаю лишним грузом.

Костровые принадлежности для похода

Вот что необходимо:

  • Спички. Спичек я беру много и распихиваю, упакованными в полиэтиленовые пакеты, во всевозможные места: в пару карманов рюкзака, в разные карманы одежды и в поясную сумку - тоже. Так меньше вероятность их всех потерять или всех разом промочить. Просто из одних мест их удобнее доставать, в других - меньше вероятность промочить и потерять. Без спичек ехать грустно. Зажигалки использовать не рекомендую - ненадежны. На холоду вообще не работают - бесполезны. Полезная вещь - охотничьи спички - горят на ветру, дожде (хотя влаги боятся) и дают очень жаркое пламя, которым легко поджечь растопку.
  • Растопку. Вещь не обязательная, но сильно облегчает разведение костра в неблагоприятных условиях - под дождем и при отсыревших дровах. Для этого я использую куски велосипедных камер (старых), нарезанные по 10 см. Несколько таких штук всегда валяются у меня в рюкзаке. Они сохраняют горючесть даже после погружения в воду - достаточно ее только стряхнуть. Вопреки расхожему мнению, воняют только пока горят. Запах горелой резины исчезает уже через 2-3 минуты после того, как костер разгорится, и дальше уже не беспокоит

Больше я ничего не беру - ни топоров, ни пил. В наших лесах практически всегда можно наломать дров руками и ногами, а нарубить их ударами по крупным камням, стволам крупных деревьев или зажимая между стволами близкорастущих деревьев и пользуясь длинным концом бревна, как рычагом. В отдельных случаях, когда надо соблюдать тишину, чтобы не привлекать внимания (при стоянке ближе 1-2 км от деревень), или просто когда лениво делать резкие движения, стволы пережигаются пополам в огне.

Примечание: когда валите сухостой, будьте внимательны - верхушка будущей дровины может тоже переломиться и, падая, большо ударить по голове или спине.

Продукты и вода для похода

Это та категория вещей, количество которой сильно зависит от возможности закупки в пути. В целом запасы еды в наших краях возможно пополнять в магазинах ежедневно, поэтому берется еды на 1 или 1.5 дня. Брать меньше нет смысла, так как возникнет очень сильная зависимость от магазинов, да и времени покупки тоже отнимают много. Брать больше нет вообще никакого смысла, так как деньги возить легче. Кроме того, оказывается, что многие виды продуктов можно купить в деревенских магазинах дешевле.

Важно помнить, что бывают исключения. Так, на юге Ленинградской области, северо-востоке Псковской области, севере Карельского перешейка магазины - редкость. Часто они рано закрываются. Во многих местах ходят лишь автолавки. Это надо учитывать при планировании похода.

Теперь постараюсь перечислить, какие продукты имеет смысл брать

  • Крупа и/или макаронные изделия. Составляют, пожалуй, основной источник еды в походе. Проверены и используются греча, овсяные хлопья, а также всевозможные макаронные изделия из твердых (важно!) сортов пшеницы. Необходимо брать самые качественные крупы, какие найдете - гораздо проще готовить и гораздо вкуснее получается. Нельзя планировать питание в более, чем двухдневном походе, исходя из одного вида крупы или из макарон - достанет! Крупа и макаронные изделия покупаются обычно в целлофановых пакетах по 450-900 гр и в таком виде укладываются в рюкзак.
  • Мясные консервы. Я - поклонник свиной тушенки. Здесь в Питере нетрудно купить свиную тушенку Псковского производства (в желто-оранжевых банках), которая очень качественная. Если приходится покупать тушенку в глубинке или в других городах, важно смотреть на два момента: тушенка должна стандартизироваться по ГОСТу и тушенка НЕ должна содержать растительного белка. Не ленитесь перед покупкой попросить посмотреть этикетку. Надо ли говорить, что тушенка в стеклянных банках не пригодна для перевозки на велосипеде?
  • Хлеб. В принципе, не обязателен, но я всегда беру. Без хлеба в походе грустно как-то. Хлеб лучше брать нарезанным - не придется резать на коленке.
  • Сало. В нежаркое время года очень хорошо идет. В жаркое время быстро прогоркает и его лучше не брать.
  • Сахар. Беру обычно в виде сахарного песка. Основное применение - для подслащивания воды и чая, но также хорошо подсластить гречу. В некоторых случаях удобнее кусковой сахар-рафинад - он не просыпается.
  • Лимонная кислота. Вожу в баночке из под витаминов. Идет вместе с сахаром для приготовления питья. Кроме придания вкуса, хорошо снимает жесткость воды.
  • Соль. Тоже в баночке из под лекарства. Не вздумайте заниматься всякими расчетами количества соли (типа 10 г/человека в стуки) - полный бред! Соли идет мало и баночки из-под витаминов на 2-3 человека на 4 дня хватает с запасом. Не возите лишний груз.
  • Пряники. Покупаю пряники с начинкой. В принципе, можно брать и другие сладкие мучные вещи, именно потому, что они сладкие. Поедание пряников позволяет быстро восстановить запасы глюкозы в организме и придает сил. Это - стратегический продукт, который берется в любой мало-мальски сложный поход, предполагающий существенные физические нагрузки.
  • Сладкая сгущенка - если вы ее любите. Необходима только для приготовления каши.
  • Изюм, финики - как источник углеводов.
  • Чай, чтобы его заваривать. Частенько я не беру чай, а завариваю в летний период разные травы и ягоды - получается не хуже.

Перечисленного набора продуктов достаточно, чтобы не протянуть ноги. Чтобы как-то скрасить рацион, возьмите еще что-нибудь, но оно не должно быть скоропортящимся и не берите слишком много - помните, что все это надо тащить.

Хочу еще высказаться по поводу орехов. Широко распространено мнение, что хорошо брать с собой орехи, потому что они калорийные. Не буду спорить об их калорийности, но это очень тяжелая пища, которой трудно съесть много. Больше 100 гр съесть уже тяжело, поэтому источником энергии орехи не станут. В них мало глюкозы и они имеют малый объем - вы не почувствуете сытости, наевшись орехов (чувство сытости возникает от повышения уровня сахара в крови до нормальных цифр и/или от увеличения объема содержимого желудка), а вот чувство кирпича в желудке может появиться. И я уж не думаю, что в 100 гр орехов больше калорий, чем в 100 гр сахара! В общем, если руководитель похода составляет раскладку и говорит, чтобы все взяли орехов, мысленно пошлите его подальше и возьмите изюма.

Теперь о воде. Глубоко убежден, что питьевую воду надо заготавливать самим. Если покупать воду в магазинах, то вы очень легко можете потратить на нее больше денег, чем на еду, а такую ситуацию я считаю ненормальной. Кроме того, напитки, кроме простой воды, которые вы можете купить в магазине, очень плохо утоляют жажду - их идет много, чувство жажды остается, вся вода выходит в виде пота, вымывая вместе с собой соли. Получается, что это даже вредно.

Я всегда вожу воду в велофляжке (на раме велосипеда) и очень часто - в полуторалитровой пластиковой бутылке в рюкзаке. Питьевая вода заготавливается методом кипячения вечером или утром (обычно готовится сладкий чай с добавлением лимонной кислоты, но чай не должен быть очень крепким - будет "вязать" рот) и ее хватает до второй половины дня, когда устраивается обеденный привал, где снова можно закипятить воды. Кроме того, источником воды являются колонки в крупных поселках и небольших городах (такие населенные пункты можно узнать по наличию в них водонапорной башни) и колодцы. Отсюда воду можно использовать без кпиячения, но в некоторых районах часто такая вода оказывается невкусной из-за высокой жесткости. В редких случаях воду можно попросить у местных жителей, но это имеет определенные недостатки, в частности - как правило, выдает дальнейшие намерения жителям деревни, среди которых могут быть люмпены.

Другие полезные вещи в велопоходе

  • Компас. Не смейтесь! Иногда нужен даже при наличии карты, чтобы ее правильно сориентировать. Лучше его возить, чем не возить. Встречал мнение, что компас достаточно иметь только руководителю группы - ничего подобного! Вы и только вы сами отвечаете за свою безопасность и жизнь, а вовсе не руководитель (хотя часто он думает иначе), поэтому компас лучше положить в рюкзак. (Напоминаю, что ориентироваться надо, отойдя от велосипеда и других крупных металлических пердметов.)
  • Карта. Нужна по той же причине, что и компас. Вне зависимости от того, кто руководитель, надо тщательно и заранее (в крайнем случае - в электричке) изучить маршрут по карте.
  • Средства личной гигиены - мыло, зубная щетка, туалетная бумага.
  • Фонарик.
  • 30-литровые пакеты для мусора (продаются в хозмагах) - все, что может промокнуть, надо запихивать в такие пакеты перед помещением в рюкзак. Например, сухие свежие трусы - это нечто качественно другое, чем свежие трусы, но мокрые.
  • Светодиодный задний маячок. Помимо основного назначения позволяет не потерять свой рюкзак на вечернем привале. Очень полезное применение!
  • Замок для велосипеда.
  • Лишний кусок веревки (привязывать велосипед в электричке и на любой другой случай).
  • Йод и рулончик бинта. (За 17 лет еще ни разу не использовал для себя.)
  • Документы, деньги, расписание поездов, часы.

Вот, собственно, и все. Возможно, в зависимости от конкретных условий, вам потребуется что-то еще, но это можно будет понять, только обдумав, как вы будете использовать каждую вещь и будете ли. Так, первое время я думал, что надо брать радиоприемник - музыку слушать вечером или новости. Только вот практика показала, что не хочется этого делать вечером в лесу!

Путешествия на велосипеде - это увлекательный и захватывающий вид туризма. Успешный поход начинается с грамотной подготовки, ведь нужно позаботиться не только о себе, но и о своем «железном друге». Важное место здесь занимает выбор и приобретение необходимой амуниции и предметов первой необходимости.
Список полезных вещей может быть бесконечным, однако в дороге может случиться все что угодно, поэтому лучше действовать по принципу «предупрежден - значит вооружен».
Попытаемся проанализировать полезность и необходимость предметов экипировки велосипедиста в походе. При этом мы не будем останавливаться на длине маршрутов, опыте велосипедиста и поре года, а оценим предметы с точки зрения их универсальности.

Необходимая экипировка велосипедиста

Велосипед, конечно, - важная часть путешествия, но главное - это жизнь и здоровье туриста. Поэтому вначале рассмотрим предметы первой необходимости и полезную амуницию для велосипедистов.

1.Аптечка.

От неприятностей в пути не застрахован никто. Синяки и ссадины при падении с велосипеда, солнечные удары, проблемы с пищеварением, головная боль - это способно омрачить ваш велопоход. Правильно собранная аптечка станет надежной страховкой и, возможно, настоящим спасителем в пути. В составе аптечки обязательно должны быть:

  • средства для обработки ушибов и ссадин - йод, зеленка, вата, бинты (включая эластичные);
  • обеззараживающие средства и антисептики;
  • нашатырный спирт;
  • средства для нормализации пищеварения;
  • обезболивающие средства (например, аспирин);
  • предметы личной гигиены - мыло, зубная паста и щетка, сухие и влажные салфетки.

Всё это нужно положить в непромокаемый мешок или сумку, чтобы они всегда оставались в пригодном для применениясостоянии.

2. Рюкзак-штаны или туристический заплечный рюкзак.

Рюкзаки выбираются в зависимости от длины маршрута. Если планируется крутить педали много дней, то не обойтись без рюкзака-штанов, который крепится на багажник велосипеда. Главные плюсы - разгрузка спины от веса груза, большой полезный объем (лучше брать баулы на 40-50 л), удобное закрепление на велосипеде. Однако если планируется краткая поездка, то лучше взять обыкновенный туристический рюкзак с поясной фиксацией. Нельзя забывать, что оба варианта должны быть обшиты непромокаемой и легкоочищаемой тканью.

3. Фляга.

Для нормальной жизнедеятельности нужно выпивать не мене 2 л воды в день. А в походе на велосипеде это цифра только возрастает. Поэтому важно иметь с собой надежную емкость для хранения чистой питьевой воды. Фляга обязательно должна иметь защитный колпачок для предотвращения попадания грязи внутрь емкости. Объем фляги - вещь сугубо индивидуальная, но рекомендуется не менее 1,5-2 л. Также для фляги понадобится флягодержатель.
Можно также приобрести гидратор - емкость с пластиковой трубкой, помещаемая в рюкзак и позволяющая пить, не отрывая рук от руля. Однако полезность такого гаджета могут оценить только профессиональные спортсмены, для которых важно время и сосредоточенность на дороге. Обычным туристам вполне хватит обычной фляги, только не забывайте заполнять ее водой при любом удобном случае.

4. Экипировка велосипедиста: одежда, обувь, защита.

Требования к велоодежде достаточно просты: хороший теплообмен, эластичность, прочность, дышащий материал. Нужно добавить только, что штаны или шорты должны иметь вшитый уплотнитель в области ягодиц. Поверьте, если вы планируете ехать далеко, этот уплотнитель защитит от мозолей и потертостей в месте соприкосновения с креслом велосипеда.

Не забудьте про велоперчатки - они также не позволят появиться мозолям. Перчатки для холодной поры нужны закрытые, для лета - открытые (без пальцев) и эластичные.

В качестве обуви для лета идеально подойдут легкие кроссовки для бега из синтетических материалов с дышащей сеткой. Они легко отмываются при загрязнении и не дают запотевать ногам. При холодной погоде выбирайте осенний вариант кроссовок.

В первую очередь необходимо позаботиться о защитите головы при падениях. Шлем - единственный вариант для такой защиты.

Пыль, ветер, мошки, солнечные лучи - все это может повредить зрению. Для защиты глаз обязательно нужны специальные солнцезащитные очки в облегченной конструкции для активного спорта.

Если вы очень опасаетесь возможных травм и повреждений, то лучше приобрести комплект защиты для тела. Тогда любое падение окажется сущим пустяком, ведь позвоночник и все суставы окажутся под защитой.

5. Палатка, спальник и коврики.

Планируете ночевку? Без палатки не обойтись! Основное требование - легкая и компактная (для удобства перевозки), а также прочная. Непосредственно для сна лучше использовать спальный мешок, он защитит от сырости и холода. Если позволяет место и бюджет, можете взять и тент для защиты от солнечных лучей в месте стоянки: отдохнуть в прохладной тени всегда приятно.
Если планируете посидеть у костра, то возьмите пенку или самонадувающийся коврик. Это убережет от переохлаждения и простуды, ведь сидеть на земле даже летом может быть чревато.

6. Полезные мелочи.

Для хорошего похода на велосипеде важна каждая деталь. Например, вы полностью экипированы, велосипед «заряжен», но вы забыли обыкновенные спички - и вот поездка уже омрачена отсутствием костра и горячей пищи. Поэтому уделите внимание каждой детали, не забудьте:
. посуду (котелок, металлическую кружку);
. столовые приборы (ложку, ножик);
. специи (соль, сахар, перец);
. продукты с длительным сроком хранения (консервы, крупы, печенье).
И самое главное - возьмите 2-дневный запас питьевой воды. Сможете и попить, и умыться, если вдруг не найдете источника чистой воды.

Полезные инструменты и гаджеты для велосипеда

Итак, вы укомплектованы и готовы к любой ситуации. Теперь нужно позаботиться о велосипеде, если мы хотим благополучно вернуться из путешествия.

1. Ремонтный комплект для камеры.

Многие представляют, что в ремонтный комплект входит только велоаптечка, однако это не совсем так. Правильно собранный комплект для ремонта камеры велосипеда - это как баллонный ключ и домкрат для автомобилиста, без них на дорогу лучше не выезжать. В состав набора должны входить:

Велоаптечка (набор заплаток, клей, шкурка для зачистки места пореза);
. монтажки для съема покрышки (возьмите несколько штук, обязательно металлических, они прослужат гораздо дольше пластиковых);
. запасные ниппели и спицы (самая часто заменяемая часть велосипеда, поэтому нужно взять штук 10);

Насос обязательно берите из металла. Это незначительно скажется на весе и удобстве перевозки, однако прослужит такое изделие гораздо дольше своего пластикового собрата.

2. Наборы ключей.

Велосипед - достаточно сложный агрегат, многие из его узлов могут потребовать осмотра, ремонта либо замены прямо в пути. К сожалению, ни один велосипед не рассчитан на сборку-разборку с помощью только одного ключа, потребуется как минимум несколько. Поэтому рекомендуется иметь в дороге следующие комплекты.

Универсальный набор, или multitools. Похож на широкий перочинный нож, только вместо лезвий огромное количество шестигранных и рожковых ключей. Зачастую его хватает для любой нештатной ситуации.
. Набор шести- и восьмигранных ключей. Прихватите на случай, если затеряется multitools.
. Спицевый ключ. Замену спиц приходится делать довольно часто, особенно при езде по пересеченной местности, поэтому этот ключ обязательно должен быть с вами.
Если есть какие-то особые ключи, необходимые для вашего велосипеда, берите обязательно и езжайте спокойно!

3. Фонари и сигналы.

Зачастую приходится ездить на велосипеде в темноте, да еще и по трассе с оживленным движением. Чтобы обозначить себя, помочь другим участникам движения заметить вас и просто разглядеть дорогу впереди, обязательно купите передние и задние фонари для велосипеда. Желательно себя обозначить при помощи фликеров либо других светоотражающих элементов.
Сигнал будет не так полезен в походе, скорее он понадобится в городе, но лишним не будет.

4. Велосипедная электроника.

Чтобы не заплутать в незнакомой местности и не везти с собой ворох карт (которые еще надо найти!), приобретите GPS-навигатор. Большую часть времени он не понадобится, но выручит, когда собьетесь с маршрута или наступят сумерки.
Если являетесь поклонником современных технологий, не проходите мимо велосипедного компьютера. Он важен не только как дань моде, компьютер выдает важную информацию о пройденном пути. Вот только некоторые его функции:
. текущая, средняя и максимальная скорость;
. общее пройденное расстояние;
. текущее время и время в пути;
. температура наружного воздуха;
. датчик пульса, наклона дороги и многое другое.
Следует заметить, что навесная электроника не является залогом успешной поездки, при ограниченном бюджете не стоит тратить на нее деньги.

5. Полезные аксессуары для велосипеда.

Собираясь в длительную поездку, установите на велосипед несколько полезных приспособлений:
. крылья - при поездке в дождь грязь из луж не окажется на спине;
. защита и смазка цепи - защитит от попадания инородных предметов (грязи, песка, камней, элементов одежды) в цепной механизм и подшипники;
. рога - облегчат управление велосипедом на асфальтированной дороге;
. велозамок - защита от воров.
Остается только пожелать, чтобы ваши поездки были только удачными и наполненными приятными впечатлениями!