Консультация артикуляционная гимнастика дома 2 младшая группа. Консультация для родителей: Артикуляционная гимнастика дома консультация (средняя группа) на тему. Требования к проведению артикуляционной гимнастики

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 93 комбинированного вида Невского района

Санкт-Петербурга

«Артикуляционная гимнастика»

Учитель – логопед:

Ситнова О.Б.

Консультация для родителей на тему:

«Артикуляционная гимнастика»

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков – фонем и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы. Статические упражнения направлены на то, чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную позу в течение 6-10 секунд. Динамические упражнения (ритмичное повторение движений по 6-8 раз) вырабатывают подвижность языка и губ, их координированность и переключаемость.

Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у ребенка навыки закреплялись.

Упражнения проводятся сидя перед зеркалом, не спеша, без перерывов и толчков,

легко, плавно, без подёргиваний.

Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

Упражнения проводятся в определенной последовательности – от простых к более

Артикуляционная гимнастика

1. упр. «Улыбка»

Растянуть губы в улыбку, зубы обнажены

Мы понравимся лягушкам,

Губы тянем прямо к ушкам.

2. упр. «Трубочка»

С напряжением вытянуть губы вперед (зубы сомкнуты).

В гости к нам пришел слоненок – Удивительный ребенок. На слоненка посмотри – Губы хоботом тяни!

3. упр. «Часики»

Губы в улыбке, язык движется влево, вправо.

Подбородок неподвижен.

Тик - так, тик – так, ходят часики вот так.

Влево - тик, вправо – так, ходят часики вот так!

4. упр. «Окошко»

Широко открыть рот – «жарко»

Закрыть рот – «холодно».

Рот открою я немножко

И получится - окошко.


5. упр. «Лопатка»

Открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу.

Язык широкий, гладкий,

Получается – лопатка!

6. упр. «Иголочка»

Губы в улыбке, рот открыт, узкий язык тянется вперед.

Улыбаюсь: вот шутник – Узким-узким стал язык. Меж зубами, как сучок, Вылез длинный язычок.

7. упр. «Лопатка – уголочка»

Чередование этих двух движений и переключение положения языка

с широкого на узкий. При этом рот открыт, губы не двигаются.

То – иголка, то-лопата Язычок у вас, ребята.


8. упр. «Футбол»

Рот закрыт, кончик языка с напряжением упирается в щеку.

Замечательный футбол

Забиваю в щеку – гол!

Оттого люблю игру,

что я многое могу!

9. упр. «Бантик»

Губы в улыбке, рот широко открыт, кончик языка загнут за верхние зубы

Мы закроем все вопросы.

Получился бантик косо?

Мы попробуем раз пять,

Будет ровно все у нас!

10. упр. «Мостик»

Губы в улыбке, рот открыт кончик языка упирается в нижние зубы,

язык выгибается.

Спинка язычка сейчас, Станет мостиком у нас. Ну-ка, мостик, поднимайся!

Долго крепким оставайся!

11. упр. «Месим тесто»

Улыбнуться, пошлепать языком между губами «пя-пя-пя-пя».

Мешу, мешу тесто,

Есть в печи место,

Пеку, пеку каравай!

12.упр. «Кусаем мышку за хвост»

Улыбнуться, укусить зубами язык «та-та-та-та».

Утащили мышки сыр, Закатили в норке пир, За столы уселись, Досыта наелись.

13.упр. «Чистим зубки»

Улыбнуться, открыть рот, кончиком языка с внешней стороны

«почистить» поочередно нижние и верхние зубы.

Снует зубная щетка, как по морю лодка,

Как по речке пароход, по зубам она идет,

Вверх и вниз, туда – обратно, чистить зуды нам приятно.

14.Упр. «Качели»

Губы в улыбку, рот открыт, кончик языка за верхние зубы

кончик языка за нижние зубы.

На качелях я лечу: Вверх – вниз, вверх – вниз. Я пою, лечу, кричу: Вверх – вниз, вверх – вниз.

15. упр. «Чашечка»

Улыбнуться, широко раскрыть рот, высунуть широкий язык и

придать ему форму «Чашечки».

Весела сегодня Лена, Просто необыкновенно! Ведь из этой чашки чайной Вкусен чай необычайно!

16. упр. «Лошадка»

Губы в большой улыбке, медленно «поцокать» языком,

будто едешь на лошадке.

17. упр. «Грибок»

Улыбнуться, поцокать языком, будто едешь на лошадке,

широкий язык присасывается к верхнему небу, остается наверху.

Боровик в лесу родился. Вздернул шляпу, Загордился. Чтоб свой нос не задирал, Гордеца грибник сорвал.

Цель консультации : Пропаганда среди родителей специальных знаний по логопедической помощи детям.
Задачи:
1. Расширить знания взрослых о значимости артикуляционной гимнастики для развития речевого аппарата и формирования произносительных навыков ребёнка.
2. Сформировать представление о разнообразии упражнений артикуляционной гимнастики

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Артикуляционная гимнастика дома

Цель консультации : Пропаганда среди родителей специальных знаний по логопедической помощи детям.
Задачи:
1. Расширить знания взрослых о значимости артикуляционной гимнастики для развития речевого аппарата и формирования произносительных навыков ребёнка.
2. Сформировать представление о разнообразии упражнений артикуляционной гимнастики

Правильное произношение звуков детьми обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляции. Выработать чёткие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика - это комплекс упражнений, одни из которых помогают улучшить подвижность органов артикуляции, другие - увеличить объём и силу движений, третьи вырабатывают точность позы губ, языка, необходимую для произнесения того или иного звука.

Артикуляционная гимнастика - упражнения для тренировки органов артикуляции необходимые для правильного звукопроизношения.

Бытует мнение, что артикуляционная гимнастика – это не столь важное, несерьёзное занятие, которым можно и не заниматься. Однако, это не так. Систематичное выполнение артикуляционных упражнений позволяет:

  1. Подготовить артикуляционный аппарат к самостоятельному становлению произношения звуков (т.е., чем раньше родители с ребенком начинают заниматься артикуляционной гимнастикой, тем быстрее у ребенка появляются звуки родного языка, даже таких трудных как Р, Л).
  2. Артикуляционные упражнения помогают детям со сложными речевыми нарушениями быстрее преодолеть речевые дефекты.
  3. Артикуляционная гимнастика очень полезна детям, про которых говорят «каша во рту» (т.е. у таких детей снижен тонус мышц щек, губ и языка).

Логопедические занятия по коррекции нарушений звукопроизношения проводятся два-три раза в неделю, в зависимости от сложности речевого нарушения. Однако этого недостаточно для коррекции речи. Заниматься с ребёнком необходимо и дома.

Как правильно проводить артикуляционную гимнастику дома?

Организация проведения артикуляционной гимнастики дома :

  • Заниматься следует ежедневно 7 – 10 минут.
  • Все упражнения проводятся перед зеркалом (лучший вариант – большое зеркало, где ребенок видит себя и взрослого, но можно и маленькое зеркальце).
  • Все упражнения проводятся в виде игры. Запрещено принуждать ребенка заставлять заниматься. Необходимо заинтересовать: «Давай поиграем с язычком…»
  • Сначала упражнение проводится медленно, не спеша, 4 – 5 упражнений в день, затем каждый день прибавляем по одному новому упражнению.

Теперь остановимся на том, какие артикуляционные упражнения бывают. Артикуляционные упражнения делятся на статические и динамические (презентация «Артикуляционная гимнастика дома»).

Статические упражнения – это упражнения, где ребенок выполняет определенный уклад, позу щек, губ, языка. Это такие упражнения:

  • «Заборчик»,
  • «Окошечко»,
  • «Трубочка»,
  • «Чашечка»,
  • «Блинчик»,
  • «Иголочка»,
  • «Мостик»,
  • «Парус»

Это некоторые основные упражнения, их намного больше. Здесь надо сказать, что особенно важные это первые два упражнения – «Заборчик», «Окошечко», так как именно от этих упражнений будут выполняться и другие. Например, чтобы выполнить упражнение «Парус», мы говорим ребенку: «Сделай «Заборчик» - «Окошечко» - «Парус». И так любое упражнение будет начинаться именно с этих двух.

Статические упражнение должны удерживаться ребенком в течение 7 – 10 секунд, то есть мало показать, главное уметь удержать позу. Например, говорим ребенку: «ты будешь выполнять упражнение, а я буду считать»

Динамические упражнения – это упражнения, где необходимо правильное движения щек, губ, языка. Это такие упражнения, как:

  • «Часики»;
  • «Качели»;
  • «Лошадка»;
  • «Чистим зубки»;
  • «Вкусное варенье»;
  • «Барабанщик»;
  • «Худышки – толстяки» и другие.

Эти упражнения тоже проводятся под счет, только при каждом счете ребенку необходимо поменять положение щек, губ или языка. В упражнение «Качели» можно считать, таким образом, ребенок поднимает – опускает язык вверх – вниз, а взрослый считает «кач – кач».

Если язык у ребенка дрожит, слишком напряжен, отклоняется в сторону, ребенок не может удержать позу даже короткое время, обязательно обратитесь к логопеду.

  1. Е. Пожиленко «Артикуляционная гимнастика»
  2. Т. Куликовская «Артикуляционная гимнастика в картинках и стихах»
  3. Т. Буденная «Логопедическая гимнастика»,
  4. Е. С. Анищенкова «Ариткуляционная гимнастика для развития речи дошкольников»,
  5. Е. Косинова «Артикуляционная гимнастика. Сказки, игры, упражнения для развития речи».

Данные пособия составлены так, что каждый родитель может без проблем проводить артикуляционную гимнастику со своим ребенком. В книги на каждой странице – одно упражнение, его цель, подробное описание, стишок, проблемы, которые могут возникнуть, и конечно, картинка с правильным выполнением.


Консультация для родителей на тему:

«Артикуляционная гимнастика с ребенком дома»

Воспитатель: Новикова Елена Юрьевна

Для правильного звукопроизношения необходимо, чтобы артикуляционный аппарат ребенка – язык, губы, челюсти – также работал правильно и четко.

В формировании и развитии движений органов артикуляционного аппарата важную роль играет артикуляционная гимнастика, которая состоит из специальных упражнений для развития подвижности, ловкости языка, губ, щек, уздечки.

Мы выполняем гимнастику для рук, ног, чтобы они стали сильными, ловкими. Такая же гимнастика необходима и для речевых органов, где язык (главная мышца) нуждается в достаточно хорошем развитии для выполнения тонких целенаправленных движений, необходимых для произношения требуемого звука.

Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет обрести целенаправленность движений языка. Помните, что в этом возрасте вы помогаете малышу достичь правильного звукопроизношения.

В начальный период артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что делает язык. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними или за нижними зубами). У нас автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь.

Дети пяти, шести, семи лет артикуляционная гимнастика поможет преодолеть уже сложившиеся нарушения.

Подобранные мною упражнения рекомендуется выполнять перед зеркалом, со временем переходя к более быстрому темпу. Каждое упражнение выполняется 6-8 раз по 10 секунд. Для лучшей надежности поначалу не стесняйтесь делать их вместе с ребенком, старательно все объясняя и показывая. Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза. Попробуйте повторять их вместе с ребенком. Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и у вас все получится. Вскоре ребенок научиться выполнять движения самостоятельно и без зеркала. Упражнение, которые, ребенок выполняет без затруднений, можно либо опустить, либо возвращаться к ним пару раз в неделю.

В том случае, если все-таки какое-то движение никак не получается, следует оказывать помощь. Например, для удержания широкого языка за верхними зубами (для произношения звука [ш] можно использовать плоскую узкую ручку чайной ложки, для выработки вибрации кончика языка (для звука [р]) – палец ребенка.

При выполнении артикуляционной гимнастики дома следует соблюдать следующие требования:

Каждое движение выполняйте перед зеркалом;

Движение проводите неторопливо, ритмично, четко;

Чаще сравнивайте образец (действия взрослого) с рабочим вариантом (действиями ребенка) ;

Выполняя движения для языка, используйте ладонь своей руки и руку ребенка, имитируя движения язычка.

Помните: гимнастика не должна ребенку надоедать. Следите, чтобы он от нее не уставал.

Перед тем, как приступить к выполнению артикуляционной гимнастики я рекомендую вам провести упражнения для расслабления органов артикуляции.

Сначала нужно превратить язычок в лопаточку (широкий язычок лежит на нижней губе) и выполнить следующие движения:

Язычок погладим ласково губами; (показ)

А затем постучим бережно губами; (показ)

Язычок погладим ласково зубами; (показ)

Нежно покусаем (похлопаем) мы его зубами; (показ)

И опять погладим ласково зубами; (показ)

А потом похлопаем бережно губами; (показ)

И в конце погладим ласково губами; (показ)

Ребенок должен сформировать две основные губные позы: открытую улыбочку, которая необходима для произношения звуков и, э, с, з, ц. и трубочку – вытягивание губ вперед, - необходимую для правильного артикулирования звуков: о, у, ш, ж, ч, щ.

Итак: «Улыбочка», «Трубочка», «Заборчик», «Бублик», «Хобот слоненка» (сопровождается показом).

Далее следуют упражнения, необходимые для правильного произнесения определенных звуков. Это может быть группа свистящих, группа шипящих звуков, звуков р, л. В зависимости от того, какая группа звуков у ребенка нарушена .

Значение артикуляционной гимнастики для детей дошкольного возраста

Хорошая речь – яркий показатель всестороннего развития ребенка и подготовленности его к обучению в школе.
Почти все дети дошкольного возраста (до 60% от всех детей дошкольного возраста) имеют речевые недостатки, неправильно произносят один или несколько звуков, большинство из которых носят временный, непостоянный характер. Исключение составляют дети до 4 лет с нормой возрастного или физиологического косноязычия, после 4 лет – наступает патология.
И, если не обращать внимания на речевые недостатки, они закрепляются и влияют в дальнейшем на обучение в д/с, школе; возникают сложные речевые нарушения, тяжело поддающиеся коррекции.
И только 40% детей, идущих в школу, имеют чистую, хорошо развитую речь.
На чистоту речи ребенка влияют такие факторы, как:
речевой слух,
речевое внимание,
речевое дыхание,
голосовой и речевой аппарат.
Поэтому с целью профилактики возникновения речевых нарушений, их коррекции, начиная с младшего дошкольного возраста, необходимо применять в работе игры и упражнения, направленные на развитие слуха, дыхания и речевого аппарата.
В последнее время воспитателям рекомендуется широко использовать в работе артикуляционную и дыхательную гимнастики. У многих возникают трудности, как правильно выполнять упражнения.
Сегодня я бы хотела вас познакомить с методикой проведения гимнастики, с основными требованиями.

Вопрос к воспитателям:
Что такое - артикуляционная гимнастика? Что относится к органам речи?
Артикуляционной гимнастикой называют комплекс упражнений, направленных на тренировку органов артикуляции, способствующих правильному звукопроизношению.
Артикуляционная гимнастика для дошкольников необходима для достижения нескольких целей:
Улучшения подвижности органов артикуляции;

Увеличения объема и силы движений;
Выработки навыков использования точных позиций губ и языка для правильного произнесения того или иного звука.
Важность занятий артикуляционной гимнастикой для малышей трудно переоценить. Помимо того, что ребенок учится правильно и четко произносить звуки и слова, подобные занятия способствуют:
Усилению кровообращения;
Развитию гибкости органов речевого аппарата;
Укреплению мышц лица.
Показания для занятий артикуляционной гимнастикой для малышей:
Как правило, выделяют ряд причин и показаний для проведения артикуляционной гимнастики для дошкольников:
Своевременные занятия артикуляционными упражнениями по развитию речевого слуха и артикуляционной гимнастикой способствуют тому, что многие дети могут самостоятельно научиться говорить чисто и правильно. Это позволяет впоследствии не прибегать к помощи специалиста-логопеда;
На фоне сложных нарушений звукопроизношения подобные занятия помогут подготовить мышцы для последующих занятий с логопедом, что ускорит процесс устранения дефектов речи;
При правильном, но вялом звукопроизношении артикуляционная гимнастика помогает быстрее выработать четкость произношения и выразительность речи, а также избавиться от «каши во рту».
Упражнения бывают статические (неподвижные), направленные на удержание определенного положения губ, языка: чашечка, трубочка… и динамические (подвижные): лошадка, часики, качели… - требуют ритмичного повтора движений, координации движений и переключаемости.
Все упражнения объединяются в комплексы, каждый из которых имеет определенную направленность:
1 группа упраж. – вырабатывают основные движения и положения ОАА,
2 группа упраж. – способствуют выработке движений и положений для произнесения определенных групп звуков (свистящих, шипящих, соноров, заднеязычных).
3 группа упраж. – специфические упр., направленные на постановку звуков, способствующие выработке определенных движений: подвижность кончика языка, мягкого нёба, для растягивания подъязычной связки.
Так, в младших группах берутся упраж. на развитие основных движений, в средних – на их совершенствование и отрабатывание групп звуков (свистящие и шипящие), в старших – для сонорных звуков.

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз – разбиваем комплекс на весь день.
Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления.
Комплекс упр. планируем на неделю. На следующей неделе хорошо выполняемое упр. заменяем другим, новым, и закрепляем его на протяжении всей второй неделе. Таким образом, дети каждую неделю знакомятся с новым упр. и отрабатывают его в артикуляционной гимнастике.
2. В комплексе должны присутствовать 2-3 упр. статических и 2-3 упр. динамических. Начинают гимнастику со статических упражнений, они выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении), далее переходят к динамическим.
3. На первых занятиях упражнение повторяется 2-3 раза в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы, в дальнейшем каждое упражнение выполняется до 10-15 раз.
4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.
Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. Каждое упр. имеет своё название, свой образ. Так ребенку легче запомнить движение. А, чтобы одно и то же движение дети не устали повторять длительное время, одному упражнению можно придумать несколько названий.
Например упр. «трубочка» - придумайте несколько названий. (хоботок, шея у жирафа, дудочка, труба…)
5. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
6. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому на логопункте ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. В группе ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), а воспитатель должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
Лучше всего проводить артикуляционную гимнастику для дошкольников в игровой форме, для чего используют стихи и картинки. Артикуляционная гимнастика для дошкольников в стихах не только значительно повышает интерес ребенка к упражнениям, но и определяет ритм их выполнения. Важно, чтобы за время стихотворения можно было повторить упражнение 3-5 раз. После этого необходимо дать ребенку время расслабиться и отдохнуть. Этой же цели служит артикуляционная гимнастика для дошкольников в картинках. Яркие картинки, на которых изображено правильное положение губ и языка для того или иного упражнения во многом упрощают задачу специалиста и делают сами занятия более увлекательными.
Знакомя ребенка с новым упр., необходимо дать детям сюжетную зарисовку. Например: как представить упр. «Вкусное варенье»? – сластена Карлсон, который любит варенье. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, можно намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ребенок. Можно использовать нетрадиционные формы – драже, вода, биоэнергопластика – сочетание движений органов речи и рук.
Игровых приемов великое множество. Любая история, предметы, картинка – это наглядность, с помощью которой сохраняется внимание ребенка, вследствие чего активизируется все процессы речи. Элементы соревнования, красочность, новизна атрибутов, занимательность сюжетов игр вызывает интерес и эмоциональную отдачу, тем самым решаются обучающие задачи, цели, поставленные на занятии.
Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение -
следит за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.
Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.
В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает неправильно, лучше его подбодрить.
Таким образом , уважаемые воспитатели, чем раньше мы с вами начнем развивать артикуляционный аппарат детей и привлекать к этому родителей, тем больше у нас в дальнейшем будет детей с правильным звукопроизношением и развитой речью.

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ЛЕНИНСКОГО

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад №6 «Золотой ключик»

Консультация для родителей

« Артикуляционная гимнастика для детей.

Зачем она нужна?»

учитель – логопед

г. Видное

Артикуляционная гимнастика для детей

Ребёнок говорит неправильно, а почему? Когда мы говорим, наш язык во рту в постоянном движении. Но эти движения не хаотичны, а строго чёткого порядка, при котором язык при произнесении звука занимает только определённое положение этого звука. Малейшее отклонение языка от правильного положения, и звучание становится нечистым, невнятным.

В силу чрезмерной подвижности языка или наоборот его вялости, движе-ния языка несовершенны, не упорядочены, поэтому ребёнок совершает множество замен одних звуков на другие. Ребёнок растёт, крепче становятся его мышцы. Язык растёт, становится эластичней, гибче и при помощи слуха находит правильное положение. Меньше возникает ошибок при звукопро-изношении, совершенствуются двигательные навыки языка, переходя в авто-матизм, и ребёнок говорит чисто. А там, где подвижность языка осталась вялой или напряжённой, языком закрепляются неверные положения. Поэто-

му для развития правильного звукопроизношения необходима артикуляци-онная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика – это специальные упражнения для разви-тия подвижности, ловкости языка, губ, щёк, уздечки.


Мы выполняем гимнастику для рук, ног, чтобы они стали сильными, ловкими. Такая же гимнастика необходима и для речевых органов, где язык нуждается в достаточно хорошем развитии для выполнения тонких целена –правленых движений.

При произнесении определённого звука язык занимает только определен-ное положение. При малейшем отклонении языка от этого места звук стано-вится нечистым.

Для детей 2-4х лет артикуляционная гимнастика поможет языку обрести целенаправленную ловкость движений. В этом возрасте взрослый помогает малышу достичь правильного звукопроизношения.

В начальный период обучения артикуляционную гимнастику необходимо выполнять только перед зеркалом. Ребёнок должен видеть то, что делает язык. Ведь мы, взрослые, не задумываемся, где находится язык в данный мо-мент (за верхними или нижними зубами). Это у нас происходит автоматически (автоматизированный навык), а ребёнку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь. Не огорчайтесь, если артикуляционные упражнения не будут получаться с первого раза даже у Вас. Попробуйте повторить их вместе с ребёнком, при-знаваясь ему: « Смотри, и у меня не получается пока, давай попробуем вмес-те». Будьте терпеливы, ласковы и спокойны. У Вас всё получится!

Артикуляционная гимнастика

(выполнять перед зеркалом).

«Трубочка» - вытянуть губы вперёд, удерживать в этом положении 10-15 сек. «Заборчик» - губы растянуть в широкую улыбку (все зубы видны, зубы вместе, сомкнуты), удерживать 10-15 сек. «Заборчик»- « Трубочка», чередовать упражнения. Повторить8-10 раз. «Лопатка» - рот открыт, высунуть вперёд широкий язык и положить на нижнюю губу. Подержать на счёт 1, 2…10. Спрятать язык вглубь рта, рот не закрывать (следить, чтобы язык не дрожал). Повторить 8-10 раз. «Иголочка» - рот открыт, высунуть вперёд узкий язык. Удерживать на счёт 1,2…10.Повторить 8-10раз. «Часики» - рот открыт, высунуть вперёд узкий язык, тянуть его в сторо-ны влево – вправо (« тик - так»). Повторить упражнение 8-10раз. «Качели» - рот открыт, высунуть вперёд узкий язык, попеременно тя-нуть вверх – вниз то к носу, то к подбородку(«кач – кач»). Повторить упражнение 8-10 раз. «Вкусное варенье» - широким языком облизать сверху – вниз верхнюю губу. Повторить 8-10 раз. Затем облизывать верхнюю губу, потом нижнюю губу (круговые движения по часовой стрелке и наоборот). «Маляры» - рот открыт, водить кончиком языка по «потолочку» (твёрдому нёбу) вперёд - назад, затем в стороны, влево - вправо. Пов-торить 8-10раз. «Лошадка» - рот открыт, щёлкать языком по твёрдому нёбу, « лошадка скачет». Останавливать «лошадку» губами: тпррру… « Грибок» - рот открыт, «присасывать» широкий язык к твёрдому нёбу и удерживать в этом положении. Нижнюю челюсть сильно оттянуть вниз. « Накажем непослушный язычок» - шлёпать широкий язык губами: бя-бя-бя… «Пожалеем, погладим язычок» - гладить губами широкий язычок, просовывая его между губами (движения вперёд – назад).

Каждое упражнение выполняется в медленном

темпе, чётко и повторяется 10-15 раз.