Картотека логопедических игр с песком. Логопедические игры с песком

Логопедические игры с песком

В методической разработке представлена подборка игр с песком для детей дошкольного возраста.

Она объединяет упражнения, направленные на общую релаксацию, снятие двигательных стереотипов и судорожных движений, на повышение концентрации внимания, развитие логики и речи. В данной системе эти упражнения стабилизируют эмоциональное состояние детей, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, учат ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, что важно для развития речи, произвольного внимания и памяти. Ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа), учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации. Важно, что эти игры открывают потенциальные возможности ребенка, развивая его творческий потенциал и фантазию.

Данный материал может быть использован учителями-логопедами, учителями-дефектологами воспитателями и родителями при развитии звуковой стороны речи, лексико-грамматического строя и связной речи у детей с различными нарушениями речи.

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ с песком

Известно, что пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Массируя на кистях рук акупунктурные точки, можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь рук и мозга. Чем выше двигательная активность пальцев, тем лучше развита речь.

Известны работы В.М. Бехтерева об этой области. В развитии мелкой моторики, тактильных ощущений и мышления песок незаменим. Игра с песком развивает у детей диалогическую речь, они учатся правильно строить предложения, согласовывать существительные с прилагательными, числительными, подбирать уменьшительно-ласкательные формы, классифицировать предметы.

Опыт работы показывает, что использование песочной терапии дает положительные результаты:

· игры с песком положительно влияют на общее развитие ребенка,

·позволяют корректировать общие речевые нарушения у детей,

·усиливают личностную заинтересованность ребенка в происходящем.

· ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге, где всегда видны следы ошибок. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным.

· - значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям;

· - на занятиях нет места монотонности и скуке;

· - более легко проходит адаптационный период, напряжение и страх исчезают.

Развитие диафрагмального дыхания.

Перед началом игр по развитию дыхания необходимо обучить детей следующим правилам, применяя игровые моменты:

· Набирай воздух через нос, не поднимая плечи, и надувай живот «шариком».

· Выдыхай медленно и плавно.

· Старайся так дуть, чтобы воздушная струя была очень долгой;

«Выровняй дорогу»

От детской машинки логопед проводит неглубокую канавку в песке, ребенок воздушной струей выравнивает дорогу перед машинкой;

«Что под песком?»

Картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребенок открывает изображение;

«Ямка»

Ребенок, следуя правилам дыхания, через нос набирает воздух, надувая живот и медленно, плавно, долгой струёй выдувает ямку в песке;

«Помоги зайцу»

В песке делается три-четыре углубления - «следы», ведущие к игрушечному зайцу. Неподалеку располагается лиса. Необходимо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила зайца;

«Дорога к другу»

На песке расставляются две игрушки. Нужно длительной плавной струей образовать на песке дорожку от одной игрушки до другой;

«Секрет»

В песок неглубоко закапывается игрушка или небольшой предмет. Необходимо сдуванием песка обнаружить спрятанное;

«Добрый великан»

Из песка насыпается невысокая горка. Перед ней игрушка (слоник, черепашка и др.). Ребенок, дуя на песочную гору, разрушает её, помогая герою продолжить свой путь;

«Путешествие»

На песке легкие пластмассовые игрушки: ящерица, змейки, жуки. С помощью воздушной струи ребенок передвигает фигурки до заданного места;

«Буря»

Во влажном песке выкапывается углубление и заполняется водой. Ребенок длительной сильной воздушной струей вызывает «бурю»;

пропедевтика и коррекция фонетико - фонематических нарушений речи.

Артикуляционные упражнения.

«Лошадка»

Щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать по песку» или по воде.

«Индюки»

Языком быстро облизывать верхнюю губу со звуком «бл-бл-бл», пальцами в такт движениям языка двигать в толще песка или по воде.

«Качели»

Языком ритмично двигать вверх-вниз, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по песку или по воде в том же направлении.

«Часики»

Языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка в том же направлении по песку или по воде.

«Накажи непослушный язычок»

Губами ритмично шлепать по высунутому языку со звуком «п-п-п», ладонью ведущей руки легко похлопывать по песку или воде.

Автоматизация звуков.

«Сильный мотор»

Произносить звук р, проводя указательным пальцем дорожку по песку. Вариант этого упражнения - рисовать на песке или на воде букву Р, произнося одновременно звук Р. Аналогично можно работать с другими звуками, сочетая написание буквы с произнесением звука.

«Слабый моторчик»

Произносить звук Р (мягкий), проводя мизинцем дорожку по песку, воде.

«Горочка»

Набрать в руку песок и произносить звук С, насыпая горку. Вариант этого упражнения - выбрать из лежащих или наполовину закопанных в песке игрушек игрушку со звуком С и, набрав песок и произнося этот звук, засыпать ее.

«Дорожка»

Произносить заданные логопедом слоги, «прошагивая» их пальчиком или легко отшлепывая по песку или воде ладошками.

«Совпадение»

Логопед закапывает в песок игрушки со звуком Ш: мышку, мишку, матрешку, кошку так, чтобы игрушка на песке обозначалась невысоким холмиком. Затем предлагает ребенку вспомнить игрушки, в названии которых есть звук Ш. Ребенок, называет игрушку, и раскапывает песок. Если происходит совпадение выкопанной игрушки с названной ребенком, то он получает возможность поиграть с этой игрушкой.

Развитие фонематического слуха и восприятия.

«Спрячь ручки»

Прятать руки в песок, услышав заданный звук.

«Слоговые дорожки»

Рисовать круги на песке, проговаривая слоговые дорожки.

«Два города»

Под толстым слоем песка спрятаны предметы, игрушки или защищенные картинки с дифференцируемыми звуками. Ребенок откапывает их и раскладывает на две группы.

"Мой город".

Цель.

Развитие фонематического восприятия.

Оборудование:

Песочница, фигурки и конструктор для постройки города.

Ход игры.

Логопед дает задание выбрать фигурки, в названии которых есть заданный звук, и построить город, используя эти фигурки. Потом можно составить устный рассказ об этом городе и его жителях.

пропедевтика и коррекция лексико-грамматических Нарушений речи

«строители» (2-3 занятия)

Цель.

Учить правильно употреблять в речи грамматические категории:

· -предлоги ОТ, К, НАД, МЕЖДУ, В, ИЗ-ЗА, У, ПЕРЕД;

· -приставочные глаголы: ПОСТРОИЛИ, ПРИСТРОИЛИ, НАДСТРОИЛИ;

· -наречия: ДАЛЕКО, БЛИЗКО, БЫСТРО, МЕДЛЕННО, ГЛУБОКО.

Оборудование:

Песочница с песком, игрушки: фигурки людей, машины, домики.

Ход игры.

Логопед предлагает ребенку построить в песочнице город, затем расселить жителей, достроить дома, перестроить их, проговаривая свои действия, придумать и рассказать историю одного из жителей поход в гости).

«Чего не стало»

Цель.

Закрепление использования существительных в родительном падеже как единственного, так и множественного числа.

Оборудование:

Песочница с влажным песком.

Ход игры.

Логопед стирает часть предметов на песочной картинке, а затем просит ребенка рассказать, что изменилось в песочной картине.

«Подбери слово»

Ребенок обнаруживает спрятанные в песке различные предметы или игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (шарик - легкий, блюдце - пластмассовое).

«Родные слова»

Цель.

Развивать мелкую моторику руки. Упражнять в образовании и употреблении родственных слов.

Оборудование:

песочница с песком, песочные часы.

Ход игры.

В игре с песком при демонстрации отдельных действий образуются родственные слова:- песок, песочек, песочница, песочные (часы), а для детей 7 лет в пассивный словарь вводится идиоматическое выражение «пропесочить» кого-то.

«Я делал - я сделал»

Цель.

Развивать мелкую моторику руки. Упражнять в употреблении глаголов первого лица единственного числа настоящего и прошедшего времени (закапываю - закапывал, откапываю - откапывал).

Оборудование:

Песочница с мокрым песком, плоскостные фигурки.

Ход игры.

Логопед перед занятием прячет в песке фигурки и предлагает ребенку откапать, комментируя свои действия (я откапываю игрушку, я откапал игрушку, это слоник и т.п.)Затем логопед предлагает ребенку самому закопать игрушки в песок, проговаривая свои действия(я закапываю…, я откапываю … и т.п.)

«Зверюшки на дорожках»

Цель.

Учить детей пользоваться моделями - уметь соотносить картинки с определенными знаками. Развивать мелкую моторику руки. Упражнять в употреблении единственного и множественного числа имен существительных. Закреплять знания о диких животных и их детенышах.

Оборудование:

Песочница с мокрым песком, плоскостные фигурки деревьев, елочек, пней, игрушка лягушонок, цветные картонные кружки - модели, обозначающие диких животных: оранжевый - лиса, белый - заяц, серый - волк, коричневый - медведь и т. д.

Ход игры.

Логопед показывает игрушечного лягушонка, рассказывает, что он живет в болоте. Он очень любит путешествовать, но он еще совсем маленький и глупый. лягушонок заблудился и забрел в лес. Кто же встретился ему в лесу?

Логопед с детьми рассматривают цветные модели, определяют, какой цвет соответствует обитателям леса. Детям предлагается выбрать себе животных и спрятать их за деревьями. Логопед берет на себя роль лягушонка, который встречает разных лесных обитателей, вступает с ними в диалоги.

«Волшебный клад»

Цель.

Упражнять в ориентировке в пространстве, согласно словесным указаниям. Развивать умение работать в песке пальчиками и находить спрятанные игрушки. Добиваться четкого проговаривания окончаний слов. Воспитывать самостоятельность, уверенность в себе, сообразительность.

Оборудование:

Песочница с мокрым песком, «волшебный клад», набор игрушек из «киндер-сюрприза», плоскостные зрительные ориентиры, кукла-волшебница.

Ход игры.

В руках логопеда - кукла-волшебница из Страны Чудес. Логопед говорит, что волшебница очень любит делать сюрпризы. Пролетая над волшебным полем (песочницей), она заколдовала его, спрятав там много интересных сюрпризов. Но это еще не все. Где-то спрятан волшебный клад. Искать надо двумя пальчиками, строго по указаниям волшебницы. Победит тот, кто первым отыщет и сюрпризы, и клад. Дети ищут по одному, проговаривая вслух план поиска клада.

Связная речь

При рисовании песочной картины можно отрабатывать умение строить как простые, так и сложные предложения. На начальном этапе работы над сложными предложениями следует использовать сопряженную и отраженную речь.

«Дорисуй картинку и составь предложение»

Логопед рисует на песке мяч, скакалку, воздушный шар или другие предметы. Задача ребенка - дорисовать песочную картинку и составить по ней предложение («Таня держит в руках воздушный шар»). Фраза проговаривается в момент действия.

«Начни предложение»

Ребенок рисует на песке предмет и начинает предложение, логопед (или другой ребенок) заканчивает фразу. (и наоборот)

«Друзья»

При рисовании на песке ребенок составляет сложные предложения («У Тани воздушный шар, а у Миши резиновый мяч»).

«Что случилось?»

При создании картины на песке ребенок составляет сложноподчиненные предложения («Таня горько плачет, потому что ее шарик лопнул»;)

«Две игрушки»

На песке ребенок рисует два предмета (мяч и воздушный шар). Составляя диалог (меняя голос) от имени предметов, он сравнивает их, подрисовывая в процессе речи песочную картинку.

Воздушный шар. Я круглый.

Мяч. Я тоже

Шар. Если меня ветерок подхватит, я полечу

Мяч. А если по мне ударят - я высоко подскачу.

Шар. На мне нарисован красивый цветок.

Мяч. А я украшен разноцветными полосками

Шар. Меня надувают воздухом.

Мяч. И у меня внутри воздух.

пропедевтика и коррекция нарушений слоговой структуры слова

«Полоски»

Ребенок чертит на песке заданное количество полосок, а затем по их количеству придумывает слово.

«Исправь ошибку»

Логопед чертит на песке ошибочное количество полосок. Ребенок анализирует количество слогов в слове и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишнюю полоску.

«Раздели слово на слоги»

Ребенок печатает на песке заданное (или самостоятельно подобранное слово) и вертикальными полосками делит его на слоги.

пропедевтика и коррекция дисграфии и дислексии

подготовка к обучению грамоте

ЦВЕТЫ НА КЛУМБЕ

Цель.

Оборудование:

Песочница, игрушечные цветы или нарисованные цветы на подставках.

Ход игры.

Логопед: Дети, сегодня наша песочница по взмаху волшебной палочки превратится в цветочную клумбу.

(зачитывает стихотворную инструкцию).

На клумбе здесь растут цветы необычайной красоты.

Любуются все их цветеньем, вдыхают запах с наслажденьем.

На клумбе три бороздки проведем, названия цветов на слоги разобьем!

Один слог в верхнюю сажаем, два слога в центре оставляем.

Три слога - в третью грядку. Теперь сажаем по порядку.

Односложные слова: мак

Двухсложные слова: роза, тюльпан, пион, ирис, нарцисс, астра.

Трехсложные слова: ромашка, василек, лилия, гвоздика.

После выполнения задания ведущий задает детям следующие вопросы.

1. Опиши цветок по цвету, форме.

2. Где растет этот цветок?

3. Какие цветы больше всего нравятся тебе, маме, папе, бабушке?

Дети вместе сочиняют сказку о цветах.

"Построй ступеньки".

Цель.

Научить детей определять количество слогов в словах.

Оборудование:

Песочница, домики с 1,2 и 3 окошками, картинки с изображением предметов.

Ход игры.

На возвышенностях, сделанных из песка, мы располагаем домики с одним, двумя и тремя окнами. Дети должны выложить ступеньки из картинок,. Возле домика с одним окном выкладываются односложные слова; с двумя - двухсложные; с тремя окнами - трехсложные.

анализ слова и предложения

«НАЧЕРТИ НА ПЕСКЕ»

Логопед чертит на песке схемы предложений разной степени сложности. Дети придумывают соответствующие предложения и наоборот. Логопед произносит предложение, а дети чертят соответствующую схему.

«Напиши на песке»

Ребенок пишет заданные буквы, слоги и слова, и их читает. (или логопед пишет, а ребенок читает.) Логопед предлагает детям написать на песке слово (1,2-сложное), а затем превратить его в другое заменив один звук (букву) (РАК-МАК).

Логопед пишет на песке слово, пропустив первую, последнюю букву или букву в середине слова. Дети угадывают задуманное слово, дописывают буквы.

развития мелкой моторики пальцев и кистей рук

Регуляция мышечного тонуса, снятие напряжения с мышц пальцев рук, совершенствование мелкой моторики.

Положить ладони на песок или воду, почувствовать полное расслабление пальцев.

Погрузить пальцы в песок или в воду, сжимать и разжимать кулачки.

Погрузить пальцы в песок или в воду, сжимать и разжимать поочередно то мизинец, то большой палец на одной руке, на обеих руках одновременно.

Погрузить пальцы в песок, и легкими движениями создавать «волны».

Погрузить пальцы в песок и попеременно чередовать упражнения для пальцев («ушки-рожки», «один пальчик-все пальчики»).

При выполнении заданий пальцами ведущей руки вторая рука обязательно погружена в песок.

«Веселые соревнования»

Цель.

Упражнять в согласовании движений пальцев рук со словами. Развивать у детей дух соревнования, стремление добиваться поставленной цели. Воспитывать чувство сопереживания за своих товарищей, умение достойно побеждать и проигрывать.

Оборудование:

Песочница (или ящик) с сухим песком, таблички с надписями «Старт», «Финиш», разноцветные пластмассовые пробки (препятствия).

Ход игры.

Логопед предлагает детям разделиться на две команды, самостоятельно придумать названия. Воспитатель говорит, что для того, чтобы наши пальчики могли красиво рисовать, лепить, мастерить, их надо тренировать. Детям предлагается бегать наперегонки пальчиками. При этом произносить слова:

Побежали вдоль реки

Пальцы наперегонки.

Бежать пальчики должны от таблички «Старт» до таблички «Финиш». В конце игры команды получают медали.

«Нарисуй картинку пальцами»

Цель.

Развивать творчество, фантазию детей, умение пальцами изображать задуманное. Формировать умение абстрагироваться от второстепенных деталей, выделяя в рисунке основное. Развивать мелкую моторику руки. Формировать и совершенствовать речь.

Оборудование:

Песочница с мокрым песком, палочки, камушки, веточки для украшения «песочных» рисунков.

Ход игры.

Логопед предлагает детям вспомнить, на чем рисуют художники свои картины. Предлагает представить, что все мы художники по «песочным» картинам, а вместо кистей у нас - пальчики. Устраивается конкурс «песочных» картин. Педагог добивается проговаривания вслух действий детей. Украшают работы бросовым материалом. Вместе выбирают победителя. Вручается приз.

Используемая литература:

1. Грабенко Т.М., Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия.-СПб.:ИСП иП, 1998.

2. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. - СПб.: Детство-Пресс, 2002.

3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. - М.: Речь, 2003.

4. Игры в логопедической работе с детьми: Кн. для логопеда. Ред.- сост. В.И. Селиверстов.-.Просвещение, 1987.

5. Кондратьева С.Ю. Игры с песком и водой в работе по формированию пространственно-количественных представлений у дошкольников с задержкой психического развития//Дошкольная педагогика.-2006.-№1.

6. Новиковская О. А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005

Наталья Ткачева

Использование игровых упражнений с песком в индивидуальной логопедической работе с детьми , имеющими нарушения речи очень эффективно, так как все дети с большим удовольствием играют в песок . Поэтому перенос обучающих и развивающих заданий в песочницу дает уникальный эффект. С одной стороны, существенно повышается мотивация к занятиям, с другой – более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов. Использование песочницы в педагогической практике дает комплексный образовательно-терапевтический эффект.

Цель работы : коррекция всех компонентов речи, развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности, гармонизация психоэмоционального состояния.

Задачи :

Развивать тактильно – кинетическую чувствительность и мелкую моторику.

Стабилизировать эмоциональное состояние, поглощая негативную энергию.

Развивать творческие действия, находить нестандартные решения, приводящие к успешному результату.

Совершенствовать зрительно - пространственную ориентировку и речевые возможности.

Расширять словарный запас.

Осваивать навыки звукового анализа и синтеза.

Развивать фонематический слух и восприятие.

Развивать связную речь и лексико – грамматические представления.

Помогать в изучении букв, освоении навыков чтения и письма.

Преимущества песочной терапии сводятся к следующему :

во-первых, усиливается желание ребенка узнавать что то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

во-вторых, в песочнице развивается тактильная чувствительность, как основа "ручного интеллекта".

в-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции, а главное – речь и моторика.

в-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно – ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.

Опираясь на приемы работы в педагогической песочнице , педагог может сделать традиционную методику по расширению словарного запаса, развитию связной речи, формированию фонематического слуха и восприятия у детей дошкольного возраста более интересной, увлекательной, а самое главное более продуктивной.

Песочная терапия , как ведущий метод коррекционного воздействия.

Во многих случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия. В других случаях – в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развивать его сенсомоторные навыки.

Все игры , с использованием песочной терапии , делятся на три направления :

1. Обучающие игры , такие игры направлены на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. А главное ребенок говорит о своих ощущениях, тем самым спонтанно развивается его речь, словарный запас, восприятие различного темпа речи, высота и сила голоса, работаем над дыханием, развивается внимание, память и фонематический слух. Главное идет обучение письму и чтению.

2. Познавательные игры , с их помощью мы помогаем познавать многогранность нашего мира.

3. Проективные игры , с их помощью мы осуществляем психологическую диагностику, коррекцию и развитие ребенка.

Основные принципы игр на песке очень точно изложены в книге Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой и Т. М. Грабенко «Практикум по песочной терапии » .

Они считают, что для организации игр на песке необходимы следующие принципы :

1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность.

2. «Оживление» абстрактных символов : букв, цифр, геометрических фигур.

3. Реальное «проживание» , проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями. На основе этого принципа осуществляется взаимный переход Воображаемого в реальное и наоборот.

Моделирование игр-сказок на песке.

При моделировании игр-сказок на песке мы стараемся придерживаться тех же этапов игры , которые выделяет Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева.

Этапы игры :

1. Введение в игровую среду.

2. Знакомство с игрой и ее героями.

3. Моделирование конфликта, трудностей.

4. Выбор помощи.

5. Борьба и победа.

6. Утверждение победы.

7. Перспектива дальнейших приключений.

В начале игры даем установку на внимательное слушание и активное участие. Используем различные присказки, потешки. Затем дети слушают начало истории, сказки и строят в песочнице все , что требуется по сюжету игры . Ребенок строит и проговаривает. Таким образом, речь сопрягается с действием. Простая игра помогает решить немало образовательных и психологических задач. И главная из них – это развитие фонематического слуха, то есть умение слышать и вычленять отдельные звуки и звукосочетания в словах.

Мы можем использовать разные буквы : пластмассовые, вырезанные из наждачной бумаги, из картона. Можно не только писать буквы пальцем, но и лепить их из песка. На песке легко создавать, исправлять, восстанавливать слова. Писать можно чем угодно : пальцем, палочкой.

В конце каждой сказки происходит восстановление или преобразование сказочной страны . Такими незатейливыми сказками мы стремимся создать пространство , в котором каждый ребенок смог бы почувствовать себя успешным, смог бы решить какие-то свои невысказанные проблемы.

Обычно используются игры , которые предлагают Т. Д. Зинкевич-Евстегнеева и Т. М. Грабенко в «Практикуме по креативной терапии» :

Поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения.

Выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро;

«Пройтись» ладонями по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;

Создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, рёбрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка;

«Пройтись» по песку отдельно каждым пальцем правой и левой руки поочерёдно.

Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние. Нам неоднократно приходилось наблюдать, как возбужденные дети, приходившие на занятие, успокаивались, становились значительно добрее.

Логопедические игры , применяемые в развитии звуковой стороны речи.

На первом этапе логопедической работы при восстановлении пробелов в развитии звуковой стороны речи мы используем игры на развитие фонематического слуха :

Выбрать фигурки, в названиях которых есть звук (а) или другой гласный;

Выбрать фигурки, в названиях которых есть автоматизированный звук (с) или (ш) и т. д.

Затем задание можно конкретизировать : составить устно предложения, в которых слова со звуком (с) находятся в начале, середине, конце слова. Это простая игра помогает нам решить немало логопедических задач : закрепить навыки правильного произношения автоматизируемого звука, развить умение слышать и вычленять отдельные звуки и звукосочетания в слове и т. д.

Очень любят дети лепить буквы из песка, сгребая его рёбрами ладоней. Слова на песке можно писать печатными и письменными буквами, сначала пальчиками, потом палочкой, держа её как ручку. Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребёнка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге, где всегда видны следы ошибок. Это даёт возможность ребёнку ощущать себя успешным.

Тема «Деление слов на слоги» осваивается с помощью игры «Построй ступеньки» . На возвышенностях, сделанных из песка, мы располагаем домики с одним, двумя и тремя окнами. Дети должны выложить ступеньки из слов, напечатанных на карточках, определившись, по какому принципу они будут располагаться. Возле домика с одним окном выкладываются односложные слова; с двумя – двухсложные; с тремя окнами – трёхсложные.

Нравится детям игра «Мой город» . Даётся задание выбрать фигурки, в названии которых есть заданный звук, и построить город, используя эти фигурки. Потом можно составить устно рассказ об этом городе и его жителях.

Если дети не умеют сочетать речь с движениями рук в песке, они либо играют, либо говорят, необходимо обучать их этому. Для исправления звукопроизношения ребенка сначала учат сочетать движения языка и пальцев в песке при разучивании и отработке специальных артикуляционных упражнений, автоматизации изолированных звуков, проговаривание слогов и слов . Если звуко-произносительная сторона речи ребенка не страдает , нужно заставлять его рассказывать знакомые стихотворения, потешки с ритмичными движениями в песке.

Опыт работы показал, что использование песочной терапии даёт положительные результаты :

Значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям ;

Развивается мелкая моторика рук;

Развивается фонематический слух и восприятие;

Закрепляются навыки правильного произношения автоматизируемого звука;

Расширяется словарный запас;

Происходит освоение навыков звуко-слогового анализа и синтеза ;

Развивается связная речь, лексико-грамматические представления;

Происходит освоение навыков чтения и письма;

Сохраняется работоспособность на протяжении всего занятия.

Таким образом, игры на песке помогают стабилизировать эмоциональное состояние ребенка, развить не только тактильно-кинестетические ощущения, но и способствуют развитию звуко-буквенного анализа, речи, произвольного внимания и памяти.


Картотека игр с песком на логопедических занятиях

По статистическим данным министерства здравоохранения за последние годы значительно возросло количество детей, имеющих те или иные отклонения в развитии. Самую многочисленную группу (60% от всех дошкольников) составляют дети с нарушениями речи. Как известно, речевая патология не существует сама по себе, поэтому дети- логопаты имеют не только отставание в развитии психических процессов, но и общую соматическую ослабленность. В связи с этим, к коррекции речевых и сопутствующих им нарушений, необходимо осуществлять комплексный подход, заключающийся в использовании наряду с традиционными педагогическими методами нетрадиционных.

Одним из нетрадиционных методов терапии, ставшим довольно популярным в последнее время, и зарекомендовавшим себя как эффективное средство в работе с детьми, имеющими те или иные нарушения в развитии, является песочная терапия. В своей работе я успешно применяю её на различных этапах работы с детьми, имеющими речевую патологию. Предлагаю вашему вниманию картотеку игр и упражнений с использованием песочной терапии.

    Упражнения на дыхание.

    «Мы - археологи» - ребёнку предлагается найти зарытый в песке предмет. Т.к археологи должны быть очень аккуратны, чтобы не повредить зарытое в песке ископаемое, песок необходимо осторожно раздувать.

    «Найди клад» - данное упражнение способствует ещё и развитию у ребёнка пространственной ориентировки. Ребёнку даётся «карта», представляющая собой лист бумаги, на котором кружком или крестиком указано место нахождения клада (в верхнем левом углу, в центре и т.д). Ребёнок раздувает песок на этом месте, находя для себя подарок (небольшая наклейка, которую он затем вклеивает в свою тетрадку и др.). В игру могут играть два человека – каждому дается своя карта.

2. Артикуляционные упражнения

    Упражнения на автоматизацию изолированного произношения поставленного звука.

    • «Дорожки» - на песке устанавливается фигурка – символ звука (машина – для Р, кораблик для Л, змейка для Ш и т.д), ребёнку необходимо привести героя к дому (в гараж, в порт и т.д), установленному в противоположном конце короба. Ребёнок ведёт пальцем по песку, рисуя дорожку и произнося автоматизируемый звук.

      «Напиши букву» - вариантов несколько: можно просто пальцем писать на песке букву, обозначающую автоматизируемый звук, можно насыпать песок тонкой струйкой в виде нужной буквы, можно подложить под короб карточку с буквой, ребёнок её обводит.

      Автоматизация звука С – педагог рассказывает стихотворение:

Сыплется, сыплется, сыплется песок (дети набирают песок в ладони и тонкой струйкой высыпают обратно),

Ветер песню напевает: с-с -с- с-с (дети произнося звук с, пишут букву на песке),

И песочек раздувает: с-с-с-с.

(можно выполнять и под музыкальное сопровождение, используя презентацию Марии Сергеевны на сайте viki.rdf.ru)

    Упражнения на автоматизацию звука в слогах.

    «Подружи звуки» - на одном конце короба кладётся буква, обозначающая изолированный звук, на другом – буквы гласных звуков. Ребёнку необходимо подружить звуки – провести линию от одного к другому.(сначала один идёт в гости к другому, затем другой) – отработка в прямых и обратных словах.

    Развитие мелкой моторики пальцев рук

Пальчиковая игра «Пустыня»

По пустыне мы шагаем, на носочки наступаем («шагают» пальчиками по песку)

По барханам мы идём, от друзей не отстаём («шагают» высоко поднимая пальцы)

Змеи по песку ползут, за собою нас ведут (ставят ладони на ребро, выполняют скользящие движения)

Скрип, скрип, скрип песок (шагают пальчиками по песку)

Отряхнём его мы с ног (отряхивают руки от песка)

    Упражнения на дифференциацию поставленных звуков – дети пишут на песке буквы, обозначающие дифференцируемые звуки, затем проводячт аеализ артикуляции, изображая символы на песке. Например: Ш и С

Положение губ: на Ш – рисуют кружок, на с – улыбку

Положение языка: на ш – стрелка вверх, на с – стрелка вниз

Воздушная струя: на ш – рисуем волнистую линию(пар), на с - снежинка.

Песочная терапия - это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития.

Цели песочной терапии

Ø Эмоциональное благополучие ребенка,

Ø Самоактуализация,

Ø Коррекция речевых нарушений.

Терапевтические возможности

Ø Существенно усиливает желание ребенка узнать что то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

Ø В песочнице мощно развивается «тактильная» чувствительность, как основа развития» ручного интеллекта».

Ø В игре с песком более гармонично и интенсивно развиваются все высшие психические функции, а также речь и моторика.

Ø Совершенствуется развитие предметно игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.

Ø Песок способен «заземлять» отрицательную энергию, это его свойство особенно востребовано в работе с «особыми» детьми.

Ø Развитие диафрагмального дыхания

Ø Регуляция мышечного тонуса

Ø Автоматизация звуков

Ø Развитие фонематического слуха

Ø Формирование слоговой структуры слова

Ø Словарная работа

Ø Звуковой анализ слов

Ø Обучение грамоте

Ø Связная речь

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры с песком в логопедической работе

Песочная терапия - это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития.

Цели песочной терапии

  • Эмоциональное благополучие ребенка,
  • Самоактуализация,
  • Коррекция речевых нарушений.

Терапевтические возможности

  • Существенно усиливает желание ребенка узнать что то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
  • В песочнице мощно развивается «тактильная» чувствительность, как основа развития» ручного интеллекта».
  • В игре с песком более гармонично и интенсивно развиваются все высшие психические функции, а также речь и моторика.
  • Совершенствуется развитие предметно игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
  • Песок способен «заземлять» отрицательную энергию, это его свойство особенно востребовано в работе с «особыми» детьми.

Задачи, решаемые в логопедии с помощью игр с песком

  • Регуляция мышечного тонуса
  • Автоматизация звуков
  • Словарная работа
  • Звуковой анализ слов
  • Обучение грамоте
  • Связная речь

Все эти задачи решаем с помощью игровых методов.

Развитие диафрагмального дыхания

Перед началом работы по развитию дыхания необходимо обучить детей следующим правилам, применяя игровые моменты:

  • «Набирай воздух через нос, не поднимая плечи, и надувай живот «шариком» . Выдыхай медленно и плавно. Старайся так дуть, чтобы воздушная струя была очень долгой;
  • «Выровняй дорогу» - от детской машинки логопед проводит неглубокую канавку в песке, ребенок воздушной струей выравнивает дорогу перед машинкой;
  • «Что под песком?» - картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребенок открывает изображение;
  • «Ямка» - ребенок, следуя правилам дыхания, через нос набирает воздух, надувая живот и медленно, плавно, долгой струёй выдувает ямку в песке;
  • «Помоги зайцу» - в песке делается три-четыре углубления – «следы», ведущие к игрушечному зайцу. Неподалеку располагается лиса. Необходимо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила зайца;
  • «Дорога к другу» - на песке расставляются две игрушки. Нужно длительной плавной струей образовать на песке дорожку от одной игрушки до другой;
  • «Секрет» - в песок неглубоко закапывается игрушка или небольшой предмет. Необходимо сдуванием песка обнаружить спрятанное;
  • «Добрый великан» - из песка насыпается невысокая горка. Перед ней игрушка (слоник, черепашка и др.). Ребенок, дуя на песочную гору, разрушает её, помогая герою продолжить свой путь;
  • «Путешествие» - на песке легкие пластмассовые игрушки: ящерица, змейки, жуки. С помощью воздушной струи ребенок передвигает фигурки до заданного места;
  • «Буря» - во влажном песке выкапывается углубление и заполняется водой. Ребенок длительной сильной воздушной струей вызывает «бурю».

Регуляция мышечного тонуса, снятие напряжения с мышц пальцев рук, совершенствование мелкой моторики

  • положить ладони на песок, почувствовать полное расслабление пальцев.
  • погрузить пальцы в песок, сжимать и разжимать кулачки.
  • погрузить пальцы в песок или сжимать и разжимать поочередно то мизинец, то большой палец на одной руке, на обеих руках одновременно.
  • погрузить пальцы в песок, и легкими движениями создавать «волны».
  • погрузить пальцы в песок и попеременно чередовать упражнения для пальцев («ушки-рожки», «один пальчик-все пальчики»).

при выполнении заданий пальцами ведущей руки вторая рука обязательно погружена в песок.

  • «Песочный круг». Пальцами нарисуйте с ребёнком круги: самый большой, внутри поменьше, ещё меньше – и так до тех пор, пока в центре кругов у вас не образуется точка. Теперь предложите ребёнку украсить круги разными предметами: камешками, ракушками, пуговицами, монетками. Как и круги украшать можно что угодно: отпечатки пальцев, ладоней, игрушек и т. д.
  • Упражнение «Необыкновенные следы»:
  • «Идут медвежата» - ребёнок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок;
  • «Прыгают зайцы» - кончиками пальцев ребёнок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях;
  • «Ползут змейки» - ребёнок пальцами рук делает поверхность песка волнистой;
  • «Жучки – паучки» - ребёнок погружает руки в песок и двигает всеми пальцами, имитируя движения насекомых.

Артикуляционные упражнения

  • «Лошадка» - щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать по песку».
  • «Индюки» - языком быстро облизывать верхнюю губу со звуком «бл-бл-бл», пальцами в такт движениям языка двигать в толще песка.
  • «Качели» - языком ритмично двигать вверх-вниз, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по песку в том же направлении.
  • «Часики» - языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка в том же направлении по песку.
  • «Накажи непослушный язычок» - губами ритмично шлепать по высунутому языку со звуком «п-п-п», ладонью ведущей руки легко похлопывать по песку.

Автоматизация звуков

  • «Сильный мотор» - произносить звук р, проводя указательным пальцем дорожку по песку. Вариант этого упражнения: рисовать на песке букву Р, произнося его одновременно. Аналогично можно работать с другими звуками, сочетая написание буквы с произнесением звука.
  • «Слабый моторчик» - произносить звук Р (мягкий), проводя мизинцем дорожку по песку.
  • «Горочка» - набрать в руку песок и произносить звук С, насыпая горку. Вариант этого упражнения: выбрать из лежащих или наполовину закопанных в песке игрушек игрушку со звуком С и, набрав песок и произнося этот звук, засыпать ее.
  • «Дорожка» - произносить заданные логопедом слоги, «прошагивая» их пальчиком или легко отшлепывая по песку ладошками.
  • «Совпадение» - логопед закапывает в песок игрушки со звуком Ш: мышку, мишку, матрешку, кошку так, чтобы игрушка на песке обозначалась невысоким холмиком. Затем предлагает ребенку вспомнить игрушки, в названии которых есть звук Ш. Ребенок, называет игрушку, и раскапывает песок. Если происходит совпадение выкопанной игрушки с названной ребенком, то он получает возможность поиграть с этой игрушкой.

Развитие фонематического слуха

  • «Спрячь ручки» - прятать руки в песок, услышав заданный звук.
  • «Слоговые дорожки» - рисовать круги на песке, проговаривая слоговые дорожки.
  • «Водолаз» - со дна таза с пеком, ребенок достает, называет и откладывает разные игрушки, предметы с дифференцируемыми звуками.
  • «Два моря» - коробка с песком делится перегородкой на две части. Ребенок опускает предметы или игрушки с дифференцируемыми звуками в разные моря (например, «в море С» и «море Ш»).
  • «Два города» - под толстым слоем песка спрятаны предметы, игрушки или защищенные картинки с дифференцируемыми звуками. Ребенок откапывает их и раскладывает на две группы.
  • Игра «Два короля». Игра на дифференциацию твёрдых и мягких звуков. Предложить детям подарить подарки (игрушки, картинки) двум королям, которые правили королевствами твёрдых и мягких звуков.
  • «Спрячь ручки» - спрятать руки в песок, услышав заданный звук.
  • «Два замка». Под толстым слоем песка спрятаны предметы, игрушки, картинки с дифференцируемыми звуками. Ребёнок откапывает и раскладывает на две группы.
  • «Выложи узор». Дети выкладывают на песке бусы из цветных камешков (синие и зелёные) в зависимости от того, какой звук они услышали в слове.
  • «Клад». Логопед закапывает в песок зелёные, синие, красные камешки. Ребёнок достаёт камешек и в зависимости от цвета камешка называет слово на данный звук (гласный, согласный твёрдый, согласный мягкий).

Формирование слоговой структуры слова

  • «Полоски» - ребенок чертит на песке заданное количество полосок, а затем по их количеству придумывает слово.
  • «Исправь ошибку» - логопед чертит на песке ошибочное количество полосок. Ребенок анализирует количество слогов в слове и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишнюю полоску.
  • «Раздели слово на слоги» - ребенок печатает на песке заданное (или самостоятельно подобранное) слово и вертикальными полосками делит его на слоги.
  • «Художник» - логопед произносит слово, а ребенок рисует на песке столько кругов, (квадратов, треугольников и т.д.), сколько слогов в слове.

Словарная работа

  • «Я делал - я сделал» - глаголы первого лица единственного числа настоящего и прошедшего времени: закапываю в песок – закапывал, лью – лил и т.д.
  • «Кто больше назовёт?» Ребёнок подбирает прилагательные (слова-признаки), глаголы (слова-действия) и на каждое слово выкладывает ракушку, камешек, пуговку.
  • «Слова-родственники». Игра проводится аналогично предыдущей.

Совершенствование грамматического строя речи

  • «Лодочка» - в этом игровом упражнении с песком можно учить правильно употреблять в речи некоторые грамматические категории:
  • предлоги ОТ, К, НАД, МЕЖДУ, В, ИЗ-ЗА, У, ПЕРЕД;
  • приставочные глаголы: ПОСТРОИЛИ, ПРИСТРОИЛИ, НАДСТРОИЛИ;
  • наречия: ДАЛЕКО, БЛИЗКО, БЫСТРО, МЕДЛЕННО.
  • «Чего не стало» - игровое упражнение для закрепления использования существительных в родительном падеже как единственного, так и множественного числа. Это упражнение используется только при работе с песком, когда логопед стирает часть предметов на песочной картинке, а затем просит ребенка рассказать, что изменилось в песочной картине.
  • «Подбери слово» - ребенок обнаруживает спрятанные в песке различные предметы или игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (зайчик – ушастый, медведь – косолапый, и т.д.).
  • «Машинки». Игра на употребление в речи предлогов к, между, за, перед, из-за. Логопед расставляет машинки по песочному полю. Ребёнок рассказывает о местоположении машинки относительно других .

Звуковой анализ слова и предложения

На песке можно чертить схемы слов и предложений разной степени сложности.

Обучение грамоте

  • «Напиши на песке» – ребенок пишет заданные буквы, слоги и слова, а логопед их читает. Допускается и обратный вариант: логопед пишет, а ребенок читает.
  • «Буква потерялась» - детям можно предложить написать на песке короткое слово (с одним слогом), пропустив первую, последнюю букву или букву в середине слова. Логопед угадывает задуманное и написанное ребенком слово.
  • «Найди буквы и назови». Логопед прячет в песок пластмассовые буквы. Ребёнок должен найти и назвать все буквы.
  • Эту игру можно усложнить, давая инструкции типа: «в правом верхнем углу», «в левом нижнем углу».
  • «Назови слово». Ребёнок достаёт спрятанную логопедом букву и называет слово, начинающееся на этот звук.
  • «Прочитай слово». Логопед пишет слово на песке. Ребёнок читает. Затем меняются ролями

Связная речь

При рисовании песочной картины можно отрабатывать умение строить как простые, так и сложные предложения. На начальном этапе работы над сложными предложениями следует использовать сопряженную и отраженную речь.

  • «Дорисуй картинку и составь предложение» - логопед рисует на песке мяч, скакалку, воздушный шар или другие предметы. Задача ребенка – дорисовать песочную картинку и составить по ней предложение («Таня держит в руках воздушный шар»). Фраза проговаривается в момент действия.
  • «Начни предложение» - ребенок рисует на песке предмет и начинает предложение, логопед (или другой ребенок) заканчивает фразу.
  • «Друзья» - при рисовании на песке ребенок составляет сложные предложения («У Тани воздушный шар, а у Миши резиновый мяч»).
  • «Что случилось?» - при создании картины на песке ребенок составляет сложноподчиненные предложения («Таня горько плачет, потому что ее шарик лопнул»; «Кораблик перевернулся, потому что была сильная буря»).
  • «Мой клад». Ребёнок зарывает в песок предмет и описывает его, не называя. Тот, кто догадается, о каком предмете идёт речь, откапывает его в песке.
  • «Нарисуй и расскажи». Ребёнок создаёт картинку на песке и сопровождает свои действия речью.

Очень нравится детям пересказывать рассказы и сказки с демонстрацией действий, и используя игрушки. Часто в процессе пересказа дети начинают фантазировать, придумывая продолжение рассказа. Удачнее, чем по картинкам и предметам, проходят на песке занятия по составлению рассказов-сравнений, рассказов-описаний.

  • «Две игрушки» - на песке ребенок рисует два предмета (мяч и воздушный шар).

Воздушный шар. Я круглый.

Мяч. Я тоже

Шар . Если меня ветерок подхватит, я полечу

Мяч. А если по мне ударят – я высоко подскачу.

Шар. На мне нарисован красивый цветок.

Мяч. А я украшен разноцветными полосками

Шар. Меня надувают воздухом.

Мяч. И у меня внутри воздух.

Особенно любят дети сочинять небылицы, сказки.

В процессе рисования на песке и одновременного рассказывания дети дополнительно используют короткие веточки, шишки, косточки плодов, пуговки, счетные палочки, которые становятся пришельцами из космоса, сказочными драконами, волшебниками.

Результаты использования песочной терапии таковы

  • Налаживается эмоциональное общение детей со сверстниками и взрослыми.
  • Достигаются положительные эмоции, снижаются негативные проявления, уменьшается проявление отрицательных эмоций.
  • Совершенствуются гуманные чувства детей.
  • Развивается речь, мышление, познавательные процессы и творческие способности детей.
  • Приобретается первый опыт рефлексии, умение понимать себя и других.