Как проводят имитацию под золото. Как происходит процесс имитации золотом? Применение цинкового контакта

Золотое надувательство

Мой знакомый возвращался из Турции, страшно довольный дешевизной отдыха и "обновкой" -- толстой золотой цепью высокопробного лимонного цвета. На таможне его тормознули: потребовали не то чек, не то сертификат на сии вериги. Тут и выяснилось, что эти документы знакомый по простоте душевной выкинул в ведро. Таможенники обрадовались и потирали ручки в предвкушении штрафа, а то и изъятия цепуры. Но "преступник" заартачился и принялся качать права. Повели к эксперту -- взвешивать и удостоверять драгметалл. Вот тут-то и выяснилось, что на шее "контрабандист" таскал никакое не золото, а -- сплав цинка и меди характерного желтого цвета, сплошную, короче говоря, бижутерию. "Нет, ну ты представляешь? -- возмущался благополучно прошедший таможенный досмотр приятель. -- Я ж ее не в лавке какой покупал, а в большом магазине! И проба там стояла!"

Невинно заклейменные

В общем, ничего святого у этих златоторговцев -- и у заграничных, набеги на дешевый товар которых ежегодно совершают 2,5% наших граждан, отдыхающих за рубежом, и у наших, вполне официально занимающих площади под салоны, магазины и магазинчики со словом "Ювелирный" на вывеске.

Проба -- никакая не гарантия. Если российские стандарты еще известны -- звезда с серпом-молотом или женский профиль рядом с цифрами 375, 500, 585 и 750 плюс шифр территориальной инспекции пробирного надзора, поставившей клеймо на ваше украшение (его видно под лупой), то с иностранными пробами вообще черт ногу сломит. Знание того, что 14-каратное золото -- это 585-я, а 18-каратное -- 750-я пробы, мало облегчает дело. Цифирки цифирками, а в руках у вас может оказаться цепочка, у которой только 1/3 звеньев -- вожделенный металл, а все остальное -- абсолютно иной сплав. И хорошо еще, если электрон (золото и серебро в пропорциях 30-40% серебра к 70-60% золота), поликсен ("загрязненная" другими металлами природная платина), херагольд (низкопробный состав -- золото 375-500-й пробы) или просто позолоченное серебро, эти хоть какую-то ценность представляют. А то "налетите" на тот же томпак, (медь и алюминий) или выдаваемую за платину (хром, никель, но в основном -- железо) -- совсем обидно будет.

(Список наиболее распространенных сплавов, выдаваемых за золото или другие драгоценные металлы приведен в разделе " ").

Проверить сложно: не всякий ювелирный детектор среагирует. Если у вас с собой есть "определенно золотая" вещица, бросьте ее на стол вместе с "сомнительно золотой". Если их "звонкость" будет сопоставима, есть надежда. Возможен и чисто психологический марш-бросок: поковыряйте на глазах у продавца поверхность изделия. Особенно ничего не наковыряете, но реакцию отметите...

Основные проблемы начнутся даже не тогда, когда нежно-персиковая позолота сойдет, обнажив агрессивно-рыжую основу, а когда у вас порвутся звенья такой толстой на вид цепочки и вы понесете ее в ремонт. Вот тут-то и выяснится, что сплав такой хрупкий, что его и спаять-то по-человечески не удастся. Особенно велика вероятность приобрести фальшивое золото в Израиле, Италии, Китае, ОАЭ, Турции и др. Соответственно оттуда же поступает и псевдозолотая контрабанда. На золоте, продающемся у нас, пусть даже "нерусского" происхождения, обязательно должно стоять упомянутое выше клеймо нашей Пробирной палаты. Но очень может быть, что на экспертизу представляли только замок браслета или цепочки. Или, скажем, из всей партии колец "Закат на Босфоре" "удачно" проверили лишь одно. Оно было вполне качественным. А вот остальные... Эксперты -- "пробирщики" не долбят украшение насквозь. Сверху соскабливается слой сплава, который "химически анализируется". Но только сверху.

Бутики-обманщики

Вы непременно "лохонетесь", покупая золото с рук, из-под прилавка и даже в церкви! Трогательные рассказы коммивояжера в подземном переходе о том, что "сегодня наша ювелирная фирма устраивает льготную распродажу", закончатся выброшенными на ветер деньгами. Поэтому наша цель -- если не те бутики, что расположены на Вандомской площади в Париже, вроде "Шомэ", "Шопар" или "Булгари", то те ювелирные магазины, которые вы помните в своем родном городе еще с доперестроечных времен. Посудите сами: за последние 10 лет официальное производство "презренного металла" сократилось примерно в 3 раза. А "ювелирок", которых было около двух с половиной тысяч, стало почти в 5 раз больше. Откуда, спрашивается, там взяться настоящему золоту в таких-то количествах?

Так что, если вы серьезно озабочены проблемой вложения денег в драгметаллы, отдайте предпочтение золоту в слитках, а не в цепочках. Нет, конечно, это не значит, что теперь нам вообще не стоит и носа казать в ювелирные салоны. Просто соблюдайте несколько простых "правил изнанки". Перед тем как выложить свои кровные, непосильным трудом заработанные дензнаки перед кассиром, придирчиво и недоверчиво, как стоматолог районной поликлиники зубы отъезжающего в продолжительную загранкомандировку токаря, осмотрите оборотную сторону изделия. Чем лучше она выглядит, тем и вам лучше. Чем аккуратнее запаяны - припаяны камни в кольце или серьгах, тем живее надежда, что перед вами не "левак". Эту процедуру необходимо произвести, даже если ювелирный детектор "утверждает", что все в порядке. Недавно в одном из московских ломбардов даме едва не вернули со скандалом "всамделишные" серьги от "Тиффани". Несмотря на то что на изящных украшениях чинно стояли и проба, и фирменное клеймо фирмы, прибор определил, что перед ним "unknown alloy" (неизвестный сплав). Как говорится, и на старуху бывает проруха. А представляете, сколько раз детектор может соврать "обратную сторону"?..

Елена СЕМЕНОВА-АНДРИЕВСКАЯ

Пробу негде ставить

Фальшивкой в России никого не удивишь. Водка, майонез, фирменная одежда, компакт-диски, видеокассеты, американские доллары -- сейчас умеют подделывать все. Но ни одна подделка не обойдется потребителю так дорого (в буквальном смысле слова), как фальшивое ювелирное изделие. Статистика между тем неумолима: более половины продаваемых в России золотых украшений произведены нелегально. Может быть, и ваши тоже?

За качеством ювелирных изделий следит в России Государственная пробирная палата. И теоретически украшения из золота, на которых стоит ее проба, можно считать настоящими. На практике, однако, все гораздо сложнее. Дело в том, что большинство ювелирных изделий проходят в пробирной палате в буквальном смысле поверхностный контроль: делается только анализ слоя металла, соскобленного с поверхности изделия. Это гарантирует только то, что этот верхний слой украшения действительно золотой. А что находится под ним -- тайна.

Вы возразите: ведь известно, что ювелирные изделия разрезают и делают подробный химический анализ среза. Да, делают. Но лишь одного изделия из партии однотипных украшений. И если остальные будут отличаться от проверенного образца, пробирная палата за это ответственность не несет.

И еще. В настоящее время только половина всех ювелирных изделий в России имеет государственную пробу. А если принять во внимание специфику работы пробирной палаты, придется признать: по-настоящему качественных украшений еще меньше. И, по большому счету, ничего удивительного в этом нет: подделка ювелирных изделий -- необыкновенно выгодный бизнес. Они малы по размеру и обладают весьма высокой стоимостью в расчете на единицу объема. Они удобны при контрабанде, для их производства не нужно больших помещений, а сложные технологии используются, да и то не всегда, лишь для некоторых операций (например, при производстве цепей). Нет особой потребности и в механизации производственного процесса. Но даже если она и возникает (скажем, для получения заготовок при изготовлении крестиков), теневые ювелиры легко кооперируются с легальными предприятиями, а то и просто входят в их структуру. Короче говоря, теневая ювелирка - давний, хорошо работающий бизнес.

Откуда их везут

Большая часть фальшивых ювелирных изделий ввозится в Россию контрабандным путем. Из Турции, Объединенных Арабских Эмиратов, Армении, Китая, Израиля, Италии и некоторых других стран. Считается, что виноваты в этом челноки. Это не совсем так. Часть украшений изготавливается за границей (чаще всего в Турции и Китае) из нелегально добытого или ворованного, а затем нелегально вывезенного российского же золота. Поэтому поставки в Россию готовых ювелирных изделий являются звеном одной цепи и контролируются теми же теневиками, которые организуют нелегальную скупку и вывоз золота на переработку.

Бороться с контрабандой ювелирных изделий крайне сложно. Таможенники перехватывают контрабанду главным образом в аэропортах. Между тем подавляющая часть контрабанды попадает в Россию по автомагистралям или железной дороге.

Впрочем, в последнее время ситуация стала меняться в пользу “отечественных производителей”. Девальвация рубля привела к тому, что часто выгоднее подделывать украшения в России, чем импортировать. Но покупателям от этого не легче.

Спору нет, пока купленное по случаю возле метро новое колечко у вас на руке, никаких проблем нет. Но вот металл начал темнеть, и вы решаете его почистить. Почистили - и вот на нем уже проступают предательские белые блики. Это сошла позолота и обнаружилось истинное содержимое колечка - медь, алюминий, а то и вовсе железо. Это уже не украшение. Ясно также, что если вы решите заложить “драгоценность” в ломбард или продать, денег, которые были потрачены на ее покупку, вам, разумеется, уже не дадут. Так что придется смириться с тем, что деньги оказались попросту выброшенными на ветер.

Пробирные клейма

Для золотых изделий

Для серебряных изделий
Для платиновых изделий
Для палладиевых изделий

Как их подделывают

Не стоит долго возмущаться тем, что, дескать, на изделии стояла проба. Проба на украшении часто не соответствует его действительному составу, и это один из самых распространенных способов надувательства и обмана доверчивых покупателей.

Между тем соотношение золота и примесей в сплаве, из которого сделано украшение, определяет такие свойства изделия, как хрупкость и, следовательно, ремонтопригодность. К примеру, в России часто не берут в ремонт изделия из Турции: аккуратно спаять сломанную турецкую серьгу порой просто невозможно.

Существуют и “комбинированные” фальшивки: когда часть изделия представляет собой приличное золото, а часть -- сомнительный сплав. На таких изделиях может стоять подлинное государственное клеймо -- при поверхностном анализе в Пробирной палате такую подделку могут просто не заметить.

Или другой пример: в пробирную палату предъявлена для клеймения часть изделия -- например, замок к цепочке. А сама цепь -- сомнительного качества - присоединяется к замку позже. Из этого вовсе не обязательно следует, что нелегалы вступили в сговор с чиновниками. Ведь нет никаких инструкций о том, какое минимальное число звеньев должно быть в цепочке. К тому же палата ставит клеймо не на каждом звене, а только на замке.

Есть и другая возможность проставить подлинное клеймо на “левое” изделие. После распада СССР в бывших союзных республиках сохранились территориальные органы пробирного надзора со всем необходимым для клеймения оборудованием. Правда, эти клейма устаревшего советского образца: в России такими пользовались до 1994 года. Но, естественно, они до сих пор признаются подлинными, поскольку на рынке обращается масса изделий, заклейменных еще в те годы. Как утверждают специалисты, с недавних пор старые клейма союзных республик стали часто встречаться на откровенно “левой” продукции.

Впрочем, разные способы “разбавления” золота другими металлами покажутся вполне невинными на фоне откровенного мошенничества: нередко продаются украшения, в которых нет золота вовсе. А вместо него, например, сплав меди и цинка под названием “томпак” -- на глаз его не может отличить от золота даже опытный ювелир. Чтобы удостовериться, не обманывают ли вас, нужно бросить кольцо на стол: золото, в отличие от металла такого сплава, издает характерный хрустальный звон.

Как с этим быть

Приходится признать: сегодня покупатель украшений из золота не может на все 100% уверен, что купил подлинник. Можно лишь максимально снизить вероятность покупки фальшивки.

Прежде всего, надо понимать, что фальшивое золото чаще всего продают из-под полы: на рынках, в метро, в уличных ларьках. Здесь покупать украшения нельзя ни в коем случае. Но высока вероятность приобрести фальшивку и в обычном ювелирном магазине. Ведь сама по себе легальность деятельности продавца еще не дает никакой гарантии качества изделия: основная масса торговых точек существует за счет сбыта нелегальной ювелирной продукции и мало чем отличается от черного рынка.

Поэтому если уж покупать украшения из золота, то только в крупных магазинах и только изделия известных западных фирм, либо известных российских заводов. Да, цена таких изделий, продающихся в таких магазинах, высока, зато в этом случае, как полагают эксперты, вероятность купить подделку невелика.

Можно, конечно, проверить подлинность ювелирного изделия на специальном детекторе. Но и в этом случае гарантировать ничего нельзя. Бывало, например, что умный прибор объявлял “неизвестным сплавом” несомненно подлинное ювелирное изделие от Cartier. Одна из причин ненадежности этого способа состоит в том, что физические параметры украшения, на которые ориентируются подобные приборы (скажем, электрическое сопротивление), зависят не только от количества золота в сплаве, но и от состава и соотношения остальных компонентов.

Поэтому вернее положиться на государственную экспертизу, удостоверяемую клеймом. Это дает определенную гарантию. Но не потому, что клеймо трудно подделать (кстати, пробирная палата в будущем намерена перейти к так называемому лазерному клеймению, которое действительно сложно сымитировать). Просто нелегальные производители и торговцы стараются не связываться с подделкой клейм -- это грозит уголовной ответственностью. Тем не менее следует очень внимательно изучить клеймо с помощью лупы: на подлинном клейме должен быть указан шифр территориальной инспекции пробирного надзора, заклеймившей изделие (все существующие образцы клейм приведены на рис.).

Помимо государственного клейма на изделии может быть проставлено и клеймо производителя. Наличие оттиска известной ювелирной марки (например, Bulgari или Tiffany) -- хороший признак. В большинстве случаев он гарантирует не только соответствие пробе, но и высокое качество ювелирной работы. Кроме того, специалисты советуют проверять качество по его “изнанке”: чем более тщательно выполнены невидимые глазу крепления камней, тем выше класс производителя.

И все же вывод неутешителен. Российский рынок золотых ювелирных украшений заполнен фальшивыми изделиями, отличить которые от настоящих порой невозможно. А значит, украшения нельзя рассматривать как средство сбережения - слишком велика вероятность потерять большую часть денег.

Как имитируют золото

Для имитации драгметаллов в ювелирных украшениях используют самые разные сплавы. Вот основные из них.

    алюминиевая бронза (ауфир, аурал, ауфор) -- сплав золотисто-желтого цвета, состоящий из 90 частей меди, 10 частей алюминия;

    батбронза (bathbronze) -- сплав бронзы с 6% олова, пригодный для позолоты и используемый, как правило, для литья художественно-промышленных изделий;

    батметалл (bathmetall) -- сплав, лигированный цинком, используется в Англии для производства столовой посуды;

    бельгика (belgica) - - сплав “под платину” из 74,5% железа, 16,6% хрома и 8,9 % никеля;

    вермей (vermeil) -- французское наименование позолоченного на огне серебра;

    гамельтонметалл (hamiltonmetell) - сплав из 66,7% меди и 33,3% цинка золотисто-желтого цвета, хорошо подходит для золочения изделий;

    геразолото (heragold) -- немецкое торговое название для восьми-десятикратных сплавов золота;

    голдин (goldin) -- сплав меди и алюминия, используемый в Германии для изготовления дешевых ювелирных изделий;

    гранатовое золото -- сплав золота пробы 250/1000, который применялся в Чехии во второй половине ХIХ века для изготовления ювелирных изделий с гранатами;

    дукатное золото -- золото пробы 980/1000, которое использовалось для чеканки золотых дукатов;

    дюраметалл (durametall) - - в Германии сплав меди, цинка и алюминия золотисто-бронзового цвета;

    золотая фольга -- золото, выбитое в очень тонкие листы между листами пергамента, а затем между кожей бычьей слепой кишки; применяется для золочения изделий из металла и дерева, изготовления наборных картин, обрезов книг;

    золото musiv -- пластики сульфидного олова с золотым блеском, которые применяются для золочения; не разъедаются серой и сероводородом и не чернеют;

    золото pink -- английское наименование красного золота с очень бледным оттенком;

    мангеймское золото -- сплав из 83,6% меди, 9,4% цинка и 7% олова, окрашенный под золото; изготовленные из этого сплава изделия к тому же обычно еще и позолочены;

    мозаичное золото -- сплав из 66% меди и 34% цинка с оттенком самородного золота;

    накладное золото -- золоченый материал, основу которого образуют сплав меди с золотым покрытием по меньшей мере 8 микрон; слой золота прокатан и приварен;

    орайде (oreide) , или “французское золото”, -- сплав золотого цвета из 80% меди, 15% цинка и 5% олова (или 86,13% меди, 13% цинка, 0,4% олова и 0,6% железа) для литья ювелирных изделий;

    палау (palau) -- североамериканское торговое наименование “белого золота”; сплав золота и палладия в соотношении 8:2;

    палакарт (palacart) -- сплав, по цвету похожий на платину, из 75% палладия, 15% золота и 7% серебра;

    пинчбек (pinchbeek) , или английское золото, -- сплав меди и цинка (с 83-93% меди), созданный лондонским часовщиком Христофором Пинчбеком; применяется для изготовления общедоступных украшений, бижутерии, окладов;

    пистольное золото (от названия испанской золотой монеты пистоль) -- немецкое наименование золотого сплава пробы 895/1000;

    платинор -- сплав из 57% меди, 18% платины, 10% серебра, 9% никеля и 6 % цинка; красивый золотой цвет;

    поликсен - - так называют природную платину, смешанную с другими металлами;

    симилор -- сплав, похожий по окраске на золото, чаще позолоченный, и состоящий, как правило, из 83,7% меди, 9,3% цинка и 7% олова;

    сусальное золото -- материал, используемый для изготовления театральных украшений и канители (тонкие листы латуни);

    томпак -- сплав меди и цинка различных составов (чаще 90% меди и 10% цинка) с красивым золотым цветом; содержание меди делает его устойчивым к коррозии;

    электрон -- природный сплав золота и серебра различных соединений (иногда до 39% серебра); многие античные монеты изготовлены из электрона.

“Деньги ”

  • Осуждена ювелир, собравшая 25 млн руб., оставляя кредиторам под залог поддельные золотые цепочки
  • 150 тысяч ювелирных фальшивок продаются в специализированных магазинах по всей Испании

Как известно, чистое золото обладает целым рядом незаурядных физико-химических свойств, но при этом не отличается прочностью и износостойкостью. Издавна люди решают эту проблему путем добавления в сплавы золота других металлов (лигатуры).

Строго определенное содержание лигатуры в сплаве значительно улучшает качество благородного металла и увеличивает срок его эксплуатации не в ущерб его изначальному солнечному блеску и сиянию.
Какие металлы добавляют в качестве лигатуры к золоту и как при этом изменяются свойства самого благородного металла в сплаве?

Золото + Серебро

При добавлении серебра сплав становится более мягким и ковким, понижается температура плавления. Небольшое содержание серебра окрашивает цвет сплава в желто-зеленый, по мере увеличения доли серебра цвет сплава бледнеет и приобретает бледно-лимонный цвет. Если же сплав будет содержать 65% серебра, он станет белого цвета.

Золото + Медь

Медь, добавленная в сплав, при сохранении ковкости и тягучести сплава, увеличивает его твердость. Цвет сплава при этом приобретает привычный нам, благодаря отечественным украшениям, красноватый отлив, увеличение доли меди в сплаве только усиливает красный оттенок. Есть один существенный минус медной лигатуры - она снижает стойкость сплава к коррозии, поэтому ее используют в тандеме с серебром.

Золото + Палладий

Добавление палладия повышает температуру плавления золота, пластичность и ковкость при этом не изменяются. Палладий, также как и серебро заставляет сплав бледнеть, только при значительно меньшем процентном содержании — 10% палладия уже придают сплаву белый цвет. Редко применяется для изготовления ювелирных украшений, т.к. является тугоплавким сплавом.

Золото + Никель

Лигатура из никеля повышает ковкость, тягучесть сплава и значительно увеличивает его твердость. Сплав при этом приобретает бледно-желтый цвет.

Золото + Платина

Платина повышает температуру плавления сплава, увеличивается его упругость. Соединение в сплаве золота с платиной успешно препятствует процессу коррозии. Добавление платины в сплав золота придает ему беловатый оттенок, характерная желтизна золота сходит на нет уже при содержании 8,4% платины в сплаве.

Золото + Кадмий

Кадмий в качестве легирующей добавки сохраняет ковкость и пластичность сплава, но при этом ощутимо снижает его температуру плавления. Цвет сплава золота с кадмием варьируется от желтого до серого, все зависит от процентного содержания кадмия в сплаве. Полученный сплав обычно используют в качестве припоя. Вообще, в ювелирной промышленности такой сплав применяется достаточно редко, поскольку представляет из себя весьма хрупкий материал.

Золото + Цинк

Цинк снижает температуру плавления сплава, повышает его текучесть, привносит ощутимую хрупкость сплаву и зеленоватый оттенок.

На территории России количество золота в золотых сплавах контролируется государством, и, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 18 июня 1999 года № 643 "О порядке опробирования и клеймения изделий из драгоценных металлов", возможны следующие пробы золотых ювелирных сплавов: 375, 500, 585, 750, 958, 999. Другие не возможны, поэтому будьте внимательны - мошенников в данной области более чем достаточно.

Сплавы, имитирующие золото

Сегодня, помимо «законных» сплавов золота, существуют множество сплавов-иммитаторов, ведь подделка благородного металла очень выгодный бизнес, поэтому приобретение ювелирных украшений должно быть подкреплено не только тем, какой

Современные подпольные ювелиры достигли такого мастерства в изготовлении фальшивых украшений, что отличить подделки от настоящего золота сможет только специалист.

Так за драгоценный желтый металл часто выдаются следующие сплавы:

  • алюминиевая бронза (другие названия - ауфир, аурал, ауфор) - золотисто-желтый сплав. На 90 частей меди приходится 10 частей алюминия;
  • батбронза (bathbronze) - сплав бронзы и олова, в основном применяется в качестве позолоты и для литья художественно-промышленных изделий;
  • батметалл (bathmetall) - сплав, в котором добавляют лигатуру из цинка (используется в Англии для производства столовой посуды;
  • вермей (vermeil) - французский термин, обозначающий серебро, позолоченное на огне;
  • гамельтонметалл (hamiltonmetell) - сплав из 66,7 частей меди и 33,3 частей цинка золотисто-желтого цвета, часто применяется для позолоты в художественно-промышленных изделиях;
  • голдин (goldin) - сплав меди и алюминия. В Германии идет на изготовления дешевых ювелирных изделий;
  • дюраметалл (durametall) - сплав меди, цинка и алюминия золотисто-бронзового цвета;
  • мангеймское золото - сплав, состоящий из 83,6 частей меди, 9,4 частей цинка и 7 частей олова и имеющий цвет золота;
  • мозаичное золото - сплав из 66 меди и 34 цинка, по цвету напоминающий самородное золото; 

  • орайде (oreide),«французское золото» - сплав золотого цвета, в состав которого входят 80 частей меди, 15 частей цинка и 5 частей олова, применяют для литья недорогой бижутерии;
  • томпак (симилор, пинчбек) - «английское золото», сплав меди и цинка (подавляющая масса в сплаве — медь - 83-93%), придуманный лондонским часовщиком Христофором Пинчбеккером. Обладает высокой пластичностью и коррозионной стойкостью. Применяется для создания недорогих украшений, бижутерии, золочения и эмалирования;
  • платинор — сплав, в состав которого входят 57% меди, 18% платины, 10% серебра, 9% никеля и 6 % цинка; имеет красивый золотой цвет;
  • «сплав золота с титаном» - в состав этого сплава не входит и грамма золота, но сам сплав по цвету напоминает золото 585 пробы. Применяют для изготовления недорогих украшений.

Стать обладателем некачественного ювелирного украшения может практически каждый — поддельным золотом торгуют не только сомнительные лавочки в Турции, Италии, Израиле, Китае, но и некоторые отечественные ювелирные магазины.

К выбору ювелирного украшения из золота (и другого драгоценного металла) стоит подходить серьезно, знать основные аксиомы и правила, только тогда можно свести риск приобретения фальшивого золота к минимуму. Для того, чтобы иметь представление о том, как отличить настоящее золото от подделки, следует ознакомиться с материалом, ранее опубликованном на сайте.

С другими металлами в различных пропорциях.

Например: сплавы, которые состоят из 14 частей и 10 частей другого металла, являются 14 — каратным золотом, 18 частей золота и 6 частей другого металла, 18 – каратное и т.д.

Данное соотношение чаще всего выражают в виде пробы: 14/24 равна 585 пробе и 18/24 является .

Красное и розовое золото

Розовое золото является результатом сплава золота и меди , и широко используется для специализированных ювелирных изделий. Ювелирные изделия из розового стали популярны во всем мире только в начале 20 века, и сейчас из данного сплава делают в основном только обручальные кольца.

Красное или розовое также называют русским, потому что ещё в 18 веке оно было популярно в России, а на Западе о нём даже и не знали.

Основные формулы состава розового или красного золота:

18K Красное : 75% золота, 25% меди

18K Розовое золото: 75% золота, 22,25% меди, 2,75% серебра

18K Розовое : 75% золота, 20% меди, 5% серебра

Также зачастую добавляется до 15 процентов цинка – что добавляет сплаву желтовато-красный оттенок.

В древние времена из-за примесей в процессе плавки золото часто обращалось в красноватый цвет. Именно поэтому во многих греко-римских текстах и даже во многих произведениях средневековья описывают красным.

Зелёное золото

Зелёное получают путём соединения золота и серебра. Чисто зелёного золота не бывает, бывает лишь зеленовато-желтое .

Соотношение золота в данном сплаве — 75% золота и 25% серебра (или 73% золота и 27% серебра). Зелёное золото было известно ещё 860 году до нашей эры под названием электрума – природный сплав золота и .

Также зачастую в сплав добавляют – именно он добавляет зелёный оттенок сплаву и предаёт эффект прозрачности. Сплав – 75 процентов золота, 23 процента меди и 2 процента кадмия дает светло-зеленый оттенок, 75 процентов золота, 15 процентов серебра, 6 процентов меди и 4 процента кадмия дает темно-зеленый оттенок. Но стоит учитывать, что кадмий является токсичным металлом и долго носить украшение, содержащее кадмий, категорически запрещено.

Черное золото


Чёрное получают четырьмя способами:

1.Покрытие сплавом родия и рутения ,

2.Патинирование с применением серы и кислородных соединений.

3.Использование во время выделки аморфного углерода

4.Контролируемое окисление – чаще всего доведение до окисления в соотношении – 75 процентов золота и 25 процентов .

Голубое золото представляет собой сплав золота и индия . Он содержит 46% золота (около 12 карат) и 54% индия.

Стоит отметить и соединения, которые выдают за золото, но на самом, же деле в них практически нет золота, либо вообще нет, поэтому стоит обратить на данный список особое внимание.

ярко жёлтый сплав , содержащий 90 процентов и 10 процентов алюминия – наиболее часто выдают за золото, потому что является малозатратным способом, и невооружённым взглядом не отличим от оригинала.

На втором месте расположен сплав под названием батбронза, который был разработан в середине 20 века, как сплав для позолоты и для изготовления промышленных, сценических деталей.

Сплав, в который добавляют , но уже в большом количестве, называется батметалл. В основном используется в производстве столовой посуды.

Французы придумали термин «вермей», который используют для обозночения , покрытого золотом в малом количестве. Вермей изготавливают только на огне.

Также стоит отметить гамельтонметалл, который состоит из 66,7 процентов меди, 33,3 процента цинка. Сплав имеет желтоватый цвет, применяется для покрытия золотым цвет деталей промышленного предназначения.

Американцы же придумали слово «голдин» — сплав меди и алюминия , применяется для изготовления дешёвых, некачественных ювелирных изделий.

Дюраметалл – сплав цинка, алюминия и меди , который имеет золотисто-жёлтоватый оттенок.

Сплав, который содержит 83.6 процента меди, 9,34 процента цинка и 7 процентов , имеет золотистый оттенок, и полностью имитирует золото и называется мангеймское .

66 процентов меди и 34 процента цинка – сплав похож по цвету на самородное и его выдают за необработанное золото.

Французы также придумали выражение «oreide» — «французское золото». «Французское золото» применяют для изготовления недорогих .

Сплав, состоящий из меди и цинка, называется томпак. Томпак впервые применил лондонский часовщик Христофор Пинчбеккер в начале 19 века, идеально имитирует золото, потому что устойчив к коррозии и обладает высокой прочностью.

Сплав, содержащий 57 процентов меди, 18 процентов платина, 10 процентов серебра, 9 процентов и 6 процентов цинка – платинор. Платинор имеет красивый золотой цвет, но из-за высокой себестоимости очень редко применяется как заменитель золота.

Сплав, который применяют для изготовления недорогих украшений, носит название «сплав золота с », но на самом, же деле не содержит ни грамма золота, но в тоже время является 100 процентной копией золота 585 пробы.

Поэтому стоит тщательно проверять ювелирные изделия перед покупкой, а после покупки стоит обратиться к независимому и полностью проверить изделие на подлинность.


Хотя золото добывается в наше время в больших количествах, но в ювелирной промышленности нередко, на вполне законных основаниях, часто используют сплавы из разных металлов, которые невооруженным глазом от золота не отличишь. Однако, это привело к возникновению подделок под золото, чем нередко пользуются махинаторы и нечестные на руку бизнесмены.

Тайны трансмутации.

Во все века ученые, не только химики, но и физики, также как и средневековые алхимики, бились над вопросом, а возможно ли вообще научным путем получить другой металл, похожий на золото? Атомщики доказали, что на атомарном уровне один металл может приобрести свойства другого путем трансмутациихимическихэлементов, находящихся рядом в таблице Менделеева (например, ртуть и платина могут в результате реакции перейти в устойчивое золото).

Кстати, это один из самых первых и надежных способов получить золото из металла. Еще в средние века так жульничали алхимики перед королями и императорами. В ртути растворялся золотой порошок, потом ртуть выпаривалась и оставался золотой слиточек.

Все иные способы получить золото при помощи манипуляций с разными металлами (железом, оловом, свинцом) могут привести лишь к получению сплава, имеющего небольшую примесь золота. Чаще всего именно этого и добиваются мошенники, основная задача которых сделать подделку как можно более качественной.

Какой-то ученый даже в шутку подвел «научную» базу под похожесть бронзы на золото. Он сказал, что если сложить заряды ядер компонентов сплава (29 у меди и 50 у олова), то непременно получится «золото».

Однако, для того чтобы не попасть впросак при покупке настоящих золотых украшений, желательно знать какие сплавы образуют металл, похожий на золото. Хотя даже специалисты не всегда могут отличить подделку, особенно, если действительно в сплав добавлено золото. В таком случае говорят, что это золото очень низкой пробы.

Не все то золото, что блестит.

Итак, для получения металлов с золотым отливом, чаще всего используют сплавы меди, цинка, олова, иногда алюминия, серебра.

Ближе всего к оригиналу сплав под названием «Нюренбергское золото», где в составе соединены золото и серебро в пропорции 50х50.

К сплавам, полученным из меди, цинка и олова, взятых в различных пропорциях, принадлежат «Мангеймское золото», «золото Тальми» (84,4% : 12,2% : 1,7%), отличающееся необычайной стойкостью к коррозии; «симилор» (83,7: 9,3: 7); «орайде» (80: 15: 5). Все они имеют золотой блеск идентичный натуральному.

«Американское золото» отливают из меди (100 г) в которую добавлены: нашатырь (3,6 г), известь (1,8 г), винный камень (9 г) и магнезия (6 г). Чтобы получить «Французское золото» эту смесь плавят в течение часа, добавив дополнительно зерненный цинк (17 г). Эти сплавы отличить от золота можно только по удельному весу.

Из сплавов меди и цинка делают томпак и пинчбек (английское золото), соотношение частей меди и цинка практически одинаковое (9:1 или 8,3:1,7). Оба сплава имеют очень красивый золотой цвет, устойчивы к коррозии и служат для изготовления бижутерии, окладов для икон, других украшений. К этой группе также относится мозаичное золото (66:34), которое по цвету больше похоже на самородное.

Из меди и алюминия (90:10) получают алюминиевую бронзу - «ауфор». Бериллиевая бронза носит название «рандоль» (популярна в тюрьмах, где идет на зубные коронки).

С применением железа, цинка и меди делают «Сплав Айха» (1,8г: 38г: 60г). Также популярно изготовление сусального золота и металла Гамильтона, которые применяются для золочения. А латунь носит название принц-металл.

Грезы о золоте Креза.

Кроме сплавов различных металлов, полученных рукотворным способом, которые имитируют цвет золота, в природе встречаются минералы, издали пленяющие взгляд своим блеском. За ярко-золотистые блики народ обозвал «кошачьим золотом» кристаллы слюды, а куски пирита можно спутать с золотыми самородками из-за его приглушенного латунного блеска. Искрится золотым песком авантюрин. По всей вероятности, большая часть несметных богатств короля Креза, о которых слагали легенды, состояла из кристаллов пирита.

Не дают покоя старинные рецепты алхимиков и сегодняшним ученым. Так, в конце пошлого столетия канадские химики сумели получить кристаллы под цвет золота из… ртути (арсенофторид ртути)!

И древние алхимики порой совершали такие «чудеса», которые не могли разгадать на протяжении нескольких тысячелетий. Например, тайну медальона, который монах Венцель Зейлер еще в 1667 году на виду у императорской семьи превратил из серебряного в золотой и преподнес императору Леопольду I.

Тайна медальона.

250 лет бились над разгадкой этой тайны лучшие венские химики. С медали, которая и до сих пор хранится в Музее Истории искусства, многократно брали соскобы. Но все они показывали наличие золота, и цвет был вполне соответствующий. Причем часть медали, которую монах держал пальцами, осталась серебряной.

Последний эксперимент, поставивший точку в этой истории, был проделан в прошлом столетии. Посредством микроанализа было установлено, что медальон сделан из сплава серебра с золотом и медью (43:48:7), с небольшим добавлением железа, олова и цинка. А цвет металл поменял в результате реакции с 50% раствором азотной кислоты. Сегодня этот процесс активно используют современные ювелиры под названием «желтое кипячение».