Как правильно заниматься самообучением. С чего начать самообразование? Первые шаги. Окружаем себя единомышленниками

Темы для будущих статей находят авторов сами — для этого бывает достаточно прожить день активно и пообщаться с другими людьми. Сегодня, беседуя с милым бухгалтером Татьяной из соседнего кабинета, мы затронули тему самообразования, что это такое, и во что может вылиться страсть к самообучению. Решили мы с Татьяной, что возможности самообразования сегодня огромные))

Понятно, что мы с ней не первые эту истину открыли, но придя домой, и открыв свою почту, я прочитала и увидела крик души, который для полной ясности привожу в оригинале:

Если подумать, сейчас столько возможностей для самообразования! Можно выучить самостоятельно любой язык, историю любой страны, географию, физику, химию — да что угодно. Все учебники есть онлайн, публикуются сборники научный статей с самыми передовыми разработками и открытиями, есть онлайн аудио-материалы — книги на оригинальных языках, радио-трансляции… Учись — не хочу! И почему-то действительно в основной массе не хотят. Странно.

Правильно говорят, что краткость — сестра таланта, в нескольких фразах раскрыта вся тема статьи. Казалось бы о чем еще писать? Поверьте, что мы настолько легкомысленно относимся к тем возможностям, которые есть в нашей жизни, а лучше сказать — пробегают мимо нашей жизни, так как мы на них не обращаем никакого внимания, — что впору уже задумываться об упущенных нами возможностях, и через какое-то время сожалеть об этом.

Посмотрите, сегодня практически у каждого есть компьютер с выходом в Интернет, но мы не используем и десятой доли тех возможностей, с помощью которых мы смогли бы улучшить свою жизнь. Вокруг все кажется обманом, лохотроном, недостойным того, чтобы этим занимались мы лично. Так ведь считает большинство?

Зато мы очень хорошо намотали на ус, и знаем, как нужно жаловаться на низкую зарплату, как поточить лясы в комментариях к статье о происходящих событиях в стране, как провести вечер, а то и день в шатаниях по социальным сетям и бессмысленному время провождению. Те возможности и перспективы, которые предоставляет нам сегодня Интернет, в связи с получением доступа к неограниченному потоку информации и сведений, могут помочь в повышении уровня собственного развития, и получении новых знаний и умений. Только не всем это по душе.

Скучно, кто-то обязательно скажет… А кто-то уже использует по максимуму то, что другим кажется занудством. И так как мы все очень разные, каждый по своему будет прав, и будет отстаивать именно свою точку зрения.

И все же, если я смогу хоть какое-либо маленькое зернышко посадить в «благодатную почву», я уверена в том, что изменения обязательно произойдут в каждом из нас, причем в лучшую сторону.

Возможности самообразования были всегда

Возможности для самообразования были всегда: вспомните, в школе нам всегда задавали домашние задания, студентам приходилось и приходится добывать дополнительные знания по ходу теоретического обучения в учебных заведениях, давным-давно совершенно нормальным было записаться в какой-нибудь кружок или секцию, и раскрывать свои таланты один за другим. Все это было бесплатно, или требовало не таких больших денег, как сегодня.

Да, сегодня труднее и сложнее, чем раньше… А знаете ли вы, что трудности закаляют и делают наш характер тверже? С чего вдруг нужно считать, что заплатив деньги, и отдав себя или своего ребенка в музыкальную школу, мы обязательно должны в ней учиться до самой пенсии? А если это не то, что нам казалось призванием всей нашей жизни? Как быть?

Пробовать и идти дальше. Но для начала нужно постараться определить свои сильные и слабые стороны, хороший способ я описала в статье , для того, чтобы путешествие не затянулось по времени, и не стало затратным по деньгам. После определения своих сильных сторон, возьмите две-три сферы, в которых вам интересно и уютно. И начинайте изучать.

То есть, самостоятельно можно осваивать, как новые для себя направления, так и те, которые подзабыты вами со временем, или если вы понимаете, что на рабочем месте карьерного роста не видать, можно развивать себя в рамках своей профессии. Поэтому давайте вместе подумаем, чему можно научить себя самостоятельно:

Здоровье и здоровый образ жизни

Так как современный человек должен сегодня обладать целым рядом определенных достоинств, навыков и умений, то можно начать с самого себя, тем самым улучшив мнение окружающих о себе и подкрепив свою уверенность в своих силах. Можно увеличить количество своих знаний о здоровом образе жизни, заняться спортом, найти единомышленников в сети, и вместе с ними обсуждать достигнутые результаты. Огромное количество дельных советов можно найти о том, как уметь стильно одеваться и красиво выглядеть. Найдите такую информацию, если вы поймете, что это именно то, что вам нужно.

Ораторское мастерство

Для того, чтобы улучшить коммуникативные навыки, можно поработать над своим мастерством в произношении. Пройдите курс ораторского мастерства, это значительно увеличит ваш вес в кллективе и повысит вашу ценность в глазах руководства. А для начала возьмите 45 поговорок единым текстом (читать вслух).
Сохраните себе, чтобы не забыть..

В четверг четвертого числа в четыре с четвертью часа лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии, но тридцать три корабля лавировали, лавировали, да так и не вылавировали, а потом протокол про протокол протоколом запротоколировал, как интервьюером интервьюируемый лигурийский регулировщик речисто, да не чисто рапортовал, да не дорапортовал дорапортовывал да так зарапортовался про размокропогодившуюся погоду что, дабы инцидент не стал претендентом на судебный прецедент, лигурийский регулировщик акклиматизировался в неконституционном Константинополе, где хохлатые хохотушки хохотом хохотали и кричали турке, который начерно обкурен трубкой: не кури, турка, трубку, купи лучше кипу пик, лучше пик кипу купи, а то придет бомбардир из Бранденбурга - бомбами забомбардирует за то, что некто чернорылый у него полдвора рылом изрыл, вырыл и подрыл; но на самом деле турка не был в деле, да и Клара-к крале в то время кралась к ларю, пока Карл у Клары кораллы крал, за что Клара у Карла украла кларнет, а потом на дворе деготниковой вдовы Варвары два этих вора дрова воровали; но грех - не смех - не уложить в орех: о Кларе с Карлом во мраке все раки шумели в драке, — вот и не до бомбардира ворам было, и не до деготниковой вдовы, и не до деготниковых детей; зато рассердившаяся вдова убрала в сарай дрова: раз дрова, два дрова, три дрова - не вместились все дрова, и два дровосека, два- дровокола- дроворуба для расчувствовавшейся Варвары выдворили дрова вширь двора обратно на дровяной двор, где цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла; цыпленок же цапли цепко цеплялся за цепь; молодец против овец, против молодца сам овца, которой носит Сеня сено в сани, потом везет Сеньку Соньку с Санькой на санках: санки- скок, Сеньку- в бок, Соньку- в лоб, все- в сугроб, а Сашка только шапкой шишки сшиб, затем по шоссе Саша пошел, Саша на шоссе саше нашел; Сонька же - Сашкина подружка шла по шоссе и сосала сушку, да притом у Соньки-вертушки во рту еще и три ватрушки - аккурат в медовик, но ей не до медовика - Сонька и с ватрушками во рту пономаря перепономарит, — перевыпономарит: жужжит, как жужелица, жужжит, да кружится: была у Фрола - Фролу на Лавра наврала, пойдет к Лавру на Фрола Лавру наврет, что - вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей, что у ужа - ужата, а у ежа- ежата, а у него высокопоставленный гость унес трость, и вскоре опять пять ребят съели пять опят с полчетвертью четверика чечевицы без червоточины, и тысячу шестьсот шестьдесят шесть пирогов с творогом из сыворотки из-под простокваши, — о всем о том около кола колокола звоном раззванивали, да так, что даже Константин - зальцбуржский бесперспективняк из-под бронетранспортера констатировал: как все колокола не переколоколовать, не перевыколоколовать, так и всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить; но попытка - не пытка.

Научись печатать быстро

Эффективность вашей работы, особенно если вам приходится печатать на компьютере, повысит прохождение курса слепой печати на клавиатуре. Перечитайте об этом способе обучения в статье На самом деле, сложного ничего нет. Если в двух словах, то скачайте с официального сайта (ссылка в статье) программу, установите себе на компьютер, и проходите 10 или 11 уроков бесплатно. Затем оплатите Шахиджаняну 200 или 300 рублей на сотовый телефон, и тренируйтесь еще 90 уроков подряд. Курс настолько захватывающий, что помню, я печатала ночами, чтобы продвинуться дальше. Честно сказать, продвигалось все с трудом, так как допустив 3 ошибки, приходилось перепечатывать текст заново, а с каждым уроком тексты становились все длиннее и длиннее. Но это так увлекательно — напечатать лучше, чем другие, или чем ты вчера! Завидую тем, кто еще только будет учиться.

Второе высшее образование

Используя возможности Интернета, можно получить второе или дополнительное высшее образование. делает невозможное — учит нас на расстоянии. Вот где придется попотеть самостоятельно — знаем же, что в Интернете списывать не получиться, придется ломать свою голову.

Книги

Книги, электронные книги, электронные журналы… Отличный источник знаний — мы всегда обращаемся к книгам, когда есть потребность и необходимость. В сети, кстати, совсем недорого можно покупать понравившиеся книги, можно зайти на Озон, и посмотреть каталог. Посмотрите, что читают те люди, которые вам нравятся, на кого хотелось бы равняться.

Финансовая грамотность

Странно, почему люди всегда так тщательно считают деньги на своей работе, и совершенно не делают этого в домашней бухгалтерии? Да и бухгалтерия, как таковая, может вообще отсутствовать дома. Возьмите тетрадку, расчертите в ней колонки: дата, приход, расход, наименование, остаток — и будет вам счастье! Вы наконец-то узнаете, сколько денег в месяц вы тратите на питание, или на другие статьи расходов, и сможете сделать соответствующие выводы. Поучаствуйте в вебинарах разных авторов, сравните, пополните свои знания о том, как стать финансово грамотным человеком — в школе этому не учат. Не пускайте бедность в свою жизнь — учитесь считать.

Дополнительные навыки

Это будет все то, что именно вы считаете дополнительным, например, вы талантливо пишите статьи, а фотографии оптимизировать совершенно не умеете. Научитесь, и имея дополнительные навыки, вы будете иметь возможность дополнительного дохода. Для тех, кто хочет обучиться какому-либо ремеслу (вязание, вышивка, кулинария, кондитерское искусство) — в сети есть огромное количество интересных людей и курсов, которые будут незаменимым источником информации для получения эффективного результата. Найдите в сети примеры, где опытные мастера с успехом продают свои работы, и вы увидите, что спрос пока превышает предложение. В качестве примера могу привести Нелли Федосенко, она всегда очень интересно пишет о новых идеях бизнеса, наверняка для кого-то из вас ее рассылка станет источником воодушевления и новых идей.

Новая профессия

Бывает, что профессия, как говорится, приелась, и хочется чего-то новенького. Посмотрите, как другие люди умеют зарабатывать деньги, используя свое время в сети и в социальных сетях. , например профессию контент-менеджера, или администратора социальных сетей, и приносите ощутимую пользу не только другим людям, но и себе в качестве финансовой выгоды.

Учи других!

Наверняка вы хорошо знаете то, что не знают другие люди. Возможно, вы опытный бухгалтер, или опытный юрист, и умеете переводить на русский язык законы и объяснять, как поступить в той или иной сложной ситуации. Возможно, что вы умеете лучше других не только хорошо делать ремонт, но и объяснить, как можно, например, поклеить обои правильно. Создайте свой сайт, делитесь с людьми полезной и бесплатной информацией, и по скайпу проводите платные консультации. Если вы расположите к себе людей, и убедите других в том, что вы компетентный специалист, то от клиентов не будет отбоя. Используйте эту возможность, не упускайте ее.

Иностранные языки

Наверное, только в России большинство ее граждан знают всего один язык — родной. А между тем, изучить иностранный язык через интернет вполне реально — нужно только захотеть и сделать. Найдите себе такого учителя, у которого вам бы хотелось учиться. Сегодня обучаться иностранному языку несложно: к нашим услугам — широкие возможности текстовой информации, аудио и видео, было бы желание. Поразите себя, своих родных и друзей своими способностями в изучении иностранного языка.

Сильные стороны — это те стороны, которые приносят деньги

Как-то я прочитала хорошую фразу:

Сильные стороны — это те стороны, которые приносят деньги.

Несомненно, к этому нужно стремиться, так как взрослого человека зачастую мотивируют довольно прозаические вещи. И тем не менее, понимая, что возможности самообразования безграничны, оставаться за бортом происходящих процессов придется многим не по вкусу. Если есть интерес, и человек думает о том, как применить полученные знания, то самообразование начинает работать. А если он находит сочетание самообразования со своими глубинными творческими программами, то получается уникальный специалист.

Я согласен на обработку моих персональных данных в соответствии с

На форуме по проблемам дистанционного обучения я заспорил с одним уважаемым специалистом, о том, что же такое «учить учащихся учиться».Спорили много, в итоге я пообещал, что изложу свою точку зрения по данному вопросу, что и делаю.
Самообучение - не новая тенденция, видимо еще в древности существовали подобные методы. Слово «студент» происходит от латинского «studiosus» – самообучающийся. Однако до сих пор курсов или технологий обучающих эффективному саморазвитию не существует.
В основе любого обучения лежит познавательная активность . Это наше врожденное, инстинктивное свойство, другими словами -любопытство. Оно заставляет нас дергать за погремушку в коляске и совать пальцы в розетку. Становясь взрослыми, мы можем утратить это качество. К сожалению, есть много людей за 25, которым ничего нового неинтересно, и учатся они только тогда, когда их вынуждает к этому сложившаяся ситуация. Стимулировать познавательную активность на разных этапах жизни могут разные факторы. В школе - страх наказания, в ВУЗе - желание не обидеть родителей и получить профессию, а также за компанию, при обучении по программе МВА – стремление больше зарабатывать в дальнейшем, но надо сказать, что подобное стимулирование в разы слабее любопытства.

Учат ли нас где-нибудь учиться?

Ни в детском саду, не школе, ни в училище, ни университете, никто не учит нас этому. Нам не рассказывают, как правильно получать знания и развивать навыки – педагоги попросту преподают основы своих предметов, это в лучшем случае, в худшем они читают эти основы по бумажке, в самом ужасном случае – с интонацией пономаря.
Из своего опыта, единственное, что я помню, на первом курсе университета в библиотеке нам прочитали лекцию: «Как пользоваться системой каталогов», а также вкратце рассказали, как правильно делать конспекты, без подчеркивания в книгах. Это были действительно полезные знания, учитывая то, что в интернете тогда еще не было книг, Рунет только-только зарождался. Однако библиотекарем двигало не желание научить нас получать знания, он хотел сберечь книги от бесконечного варварского выделения в них участков текста, однако, все равно ему большое спасибо.

Как же научиться учиться?

На мой взгляд, самым главными тут является совокупность навыков, которые позволяют эффективно запоминать и систематизировать полученную информацию.

Представьте себе ситуацию: Аня и Валя решили выучить английский язык. Ане он нужен, чтобы найти работу в «западной» компании, а Валя летом собирается поехать в Лондон, ей просто хочется чувствовать себя комфортно. Обе девушки пошли на самые обыкновенные курсы и через полгода успешно завершили обучение, сдав экзамены. Только вот одно маленькое «но», Аня так и не смогла устроиться на работу, туда куда хотела - не хватило знаний. Учить язык полгода по 8 часов в неделю не достаточно, чтобы говорить свободно. А вот Валя во время поездки в Лондон неплохо понимала речь, могла поддержать разговор на простые темы; спросить куда идти, поругаться на качество обслуживания. Но ей могло бы хватить экспресс-курсов, и на сэкономленные деньги она могла бы купить себе ни одну пару туфель.
Ни одна из девушек не смогла правильно поставить задачу. Поэтому одним из важнейших компонентов обучения учению является анализ ситуации и определение правильных критериев, по которым будет оцениваться результат.
Сейчас-то Аня понимает, что ей нужно было учить английский язык с преподавателем, отдавая этим урокам больше времени, средств и сил.
Именно умение выделить критерии успеха и четко поставить цели важны в самообучении. Ориентиром правильного пути служат наши собственные планы и описание необходимого результата.

Развиваем навыки и получаем знания

Условным «нулевым» этапом я бы выделил заинтересованность в предмете , иначе говоря, либо этот предмет у Вас вызывает любопытство, либо у Вас другая, скорее всего более прозаичная мотивация, например последующий крупный заработок. Без мотивации, друзья мои, никуда.
Первый этап , как уже говорилось ранее, правильное определение критериев (уровня) получаемых знаний . Кому-то достаточно получить минимум, а кому-то нужно непременно стать экспертом в выбранной области.
Вторым этапом, осваиваем необходимый и достаточный объем информации по данному предмету, как бы костяк наших знаний и навыков. Мы можем вычленить его несколькими способами: сделав запрос экспертам или с помощью анализа программ обучения по данному предмету.
Третьим этапом становится составление программы самообучения по предмету . Не нужно думать, что оно будет происходить только по книгам. Вы можете самостоятельно выбрать источники получения знаний. Главное тут составить такой учебный план, чтобы он подходил именно Вам. Вы воспринимаете на слух? - тогда Вам дорога на лекции; с листа – книги, коих теперь, Слава Интернету, полно, не нужно тащиться в библиотеку «три километра зимой в гору»; не воспринимаете, пока не попробуете сами, Ваш путь - тренинги. Не будем также забывать о творении прогресса – вебинарах и онлайн тренингах на нашем сайте.
Заключительный этап - практика , без нее никак. Вспомним наших девочек Аню и Валю. Не примени Валя свои знания языка в Лондоне сразу после окончания курсов, они бы благополучно улетучились из ее головы уже через год.
Можно, конечно, найти талантливого педагога. Наш учитель истории, например, учил нас на основе материала основной программы таким вещам, как отбор «мух от котлет» в исторических документах, составления тезисной системы доклада, правильной критики ложного тезиса и многим другим вещам. Во-первых, нам интересно было учиться, и мы запоминали весь материал на уроках, даже не залезая дома в книги, а во-вторых, мы параллельно научились многим важным в жизни вещам, которые можно задействовать и в других областях. Но я вас, наверное, расстрою тем, что скажу, не зря дают такие премии, как «Учитель Года» - таких преподавателей единицы. Так что, самоучиться, самоучиться и еще раз самоучиться, почти как завещал великий Ленин. Если тема интересна, я готов расширить статью и сделать базовые схемы по методам самообучения. Жду Ваших комментариев.
Николай Александрович Рубакин

С тем, что образование играет достаточно важную роль в нашей жизни, вроде бы согласны все. У нас может быть разное мнение относительно того, каким именно должно быть образование, как в плане преследуемых им целей, так и в плане тех методов, с помощью которых они достигаются, но при этом мы все согласны с тем, что оно нам необходимо. Без знаний, навыков и умений, в этой жизни очень сложно обойтись. Однако по поводу самообразования мнение у людей уже не такое однозначное, кто-то видит в нем необходимость, а кто-то нет. Интуитивно мы все конечно понимаем, что самообразование нам необходимо, что самому себя учить чему-то новому нужно, что это правильно и полезно. Но при этом, довольно-таки немалое число людей, судя по их образу жизни, полагают, что без самообразования они вполне могут обойтись. Но давайте задумаемся, а что вообще такое самообразование? И действительно ли без него можно обойтись?

Самообразование – это приобретение человеком нужных ему с его точки зрения знаний, навыков и умений посредством самостоятельных занятий вне какого бы то ни было учебного заведения и без помощи преподавателя, учителя. Хотя на мой взгляд, наличие учителя при самообразовании вполне допустимо. Я считаю, что главное, чтобы человек сам захотел чему-то научиться, что-то освоить, что-то узнать. А уж как он это будет делать, с помощью чего или кого – это не так важно. В любом случае, инициатива в этом деле должна исходить от самого человека – он должен хотеть учиться, используя для этого все доступные ему возможности.

Вообще, если более глубоко взглянуть на процесс самообразования, то в нем можно много всего интересного обнаружить, что имеет отношение к человеческим качествам, возможностям, желаниям и потребностям. Вот обо всем этом мы с вами и поговорим в данной статье. После ее прочтения вы, дорогие друзья, узнаете о самообразовании все самое важное, что вам, с моей точки зрения, нужно о нем знать, чтобы начать заниматься им и делать это правильно.

Итак, давайте еще раз задумаемся над тем, действительно ли можно обойтись без самообразования в этой жизни, как полагают некоторые люди? Обойтись-то конечно можно, — в этой жизни вообще без многого можно обойтись, если захотеть. Вопрос только в том, какой она будет, эта ваша жизнь, если вы в ней предпочтете обходиться без таких важных вещей, как самообразование? Скорее всего, не самой успешной и интересной, поскольку без новых знаний и без умения ими пользоваться – вы просто будете слабее тех, кто знает больше вас и у кого мышление лучше развито. Да и потом, зачем без него обходиться, если оно ничего особенного от человека не требует, кроме разве что его времени и определенных волевых усилий? На что-то же мы все равно тратим свое свободное время, например, на те же развлечения. Почему бы его не потратить и на самообразование, ведь учиться новому тоже очень весело и интересно? Вам нужно только почувствовать этот интерес, эту радость, это удовольствие от самообразования, чтобы всерьез заинтересоваться им и пристраститься к нему. А необходимо самообразование потому и для того, что тех знаний, которые человек может получить, обучаясь в школе, институте, университете и прочих учебных заведениях – ему вряд ли будет хватать в современном, постоянно меняющемся мире. Собственно говоря, потребность в новых знаниях была и раньше, но не такой острой как сейчас, поскольку мир раньше менялся не так быстро, как сегодня.

Но с моей точки зрения, даже не потребность в новых знаниях придает важность самообразованию, а элементарный человеческий интерес и любопытство. Подумайте, неужели вам не интересно узнать об этом мире больше, раскрыть его тайны, найти что-то новое, о чем вы еще не знаете, пусть даже без какого-то практического применения полученных знаний, а просто для себя, для наполнения своего внутреннего мира новыми представлениями о мире внешнем? Это же так возбуждает! Знаете, говорят, что большинство людей не любопытны и ленивы, поэтому их ничто не интересует, кроме того, что имеет отношение к их базовым потребностям и они ни к чему новому не стремятся. Но я так не считаю. Я считаю, что любопытство в силу разных обстоятельств в человеке может просто уснуть, поэтому он и ужимается в определенные рамки, чтобы чувствовать себя комфортно. Однако если пробудить в человеке его чувство любопытства, его любознательность, его интерес ко всему новому и неизведанному, тогда самообразование станет для него одним из смыслов жизни. Мы уже проделывали это с некоторыми людьми – пробуждая в них интерес и любопытство, после чего они кардинально меняли свою жизнь, начав активно заниматься самообразованием и к чему-то стремиться. Мне часто приходится работать с людьми в этом направлении. Так что не спешите давать однозначный ответ на вопрос о том, нужно вам самообразование или нет. Давайте лучше посмотрим на то, что оно может дать человеку еще и с практической точки зрения.

Образование и самообразование

Но прежде, друзья, давайте немного поговорим о том, чем самообразование отличается от образования, от того стандартного обучения, с которым большинство из нас хорошо знакомы. Это очень важно, потому что от понимания этой разницы будет зависеть отношение человека к самому себе и к своей жизни. Так вот, образование – это прежде всего передача человеку знаний с помощью учителя, с целью чему-то его научить, что по мнению учителя ученик должен знать. И только потом образование – это процесс усвоения человеком полученных знаний. То есть, понимаете, в образовании на первое место ставится учитель, который определенным образом учит чему-то других людей или отдельно взятого человека. Тогда как в самообразовании в центре внимания находится сам ученик, то есть тот, кто чему-то самостоятельно обучается. Ученик в таком случае одновременно является и учеником, и учителем, и вся ответственность за процесс получения знаний лежит именно на нем. И это позволяет человеку самому решать, чему и как он будет учиться. Совсем необязательно, что самообразование должно проходить исключительно без учителя, важно то, кто управляет этим процессом – ученик или учитель.

Также необходимо заметить, что образование часто допускает получение учеником таких знаний, которые могут быть ему не нужны. Тогда как другие знания, в которых он в гораздо большей степени нуждается, по тем или иным причинам ему могут не давать. Другими словами, в образовании не ученик устанавливает правила, а те, кто его учит. Это не то, чтобы плохо, это просто не всегда и не для всех хорошо. Поэтому обычного образования человеку может быть просто недостаточно. Или оно может не соответствовать его целям. Вот допустим, государству нужны инженеры и оно влияет на систему образования таким образом, чтобы она выпускала больше инженеров для страны. Но дело в том, что сами вы можете быть не заинтересованы в том, чтобы быть инженером, неважно по каким причинам, вы можете быть заинтересованы, скажем, в том, чтобы стать экономистом или юристом, или вот, например, психологом, но никак не инженером. Потому что вы не хотите готовить себя к рынку труда, вам – не нужна работа! Вы хотите сами создавать рабочие места, хотите работать на себя, поэтому и образование вам может понадобиться соответствующее. Но при этом вы вынуждены подстраиваться под существующую модель образования, под те правила, которые в ней действуют, под методы обучения, под обучающий материал, под действующую проверку знаний и так далее и тому подобное. И если выбрать, на кого учиться, а на кого нет, сегодня, в принципе, не проблема – не хотите быть инженерами, ради бога, можете учиться на кого пожелаете, поступив в соответствующее учебное заведение, то вот что касается методов обучения, и я бы даже сказал, правил обучения, то их выбрать вам будет уже значительно сложнее. И в целом, качество вашего образования не всегда зависит от вас.

Я вот помню, когда учился – я много задавал вопросов своим учителям и преподавателем, когда с чем-то был не согласен или что-то мне было просто интересно уточнить. Но меня, обычно, если можно так выразиться, затыкали и заставляли в основном слушать и запомнить, а не думать и рассуждать, и тем более спорить. Не все учителя и преподаватели так поступали, но тем не менее – меня не устраивало такое образование, в котором нельзя было в своих рассуждениях делать шаг влево или шаг вправо, нельзя было обсуждать ту или иную тему с позиции критики, к тому же я хотел знать больше, я хотел выяснить, почему что-то устроено так, а не иначе. Но в итоге я был вынужден вести себя так, как это было нужно моим учителям и преподавателям и в целом системе образования. Вот в этом и заключается особенность образования – вас учат, по кем-то разработанной программе тому, что нужно в первую очередь кому-то другому, а не вам, мало учитывая или совсем не учитывая ваши интересы, желания и жизненные цели.

А вот самообразование может быть для вас таким, каким вы сами захотите его видеть. Вы можете учить себя всему, чему пожелаете и так, как считаете нужным это делать – используя самые разные источники информации, а не те, которые кем-то для какой-то цели были отобраны. Это огромная разница между образованием и самообразованием. Самообразование основывается на свободе выбора, а образование в основном на потребности общества в тех или иных специалистах.

Целевое самообразование

Я, друзья, разделяю самообразование на целевое и нецелевое, или как мне больше нравится говорить во втором случае – на свободное самообразование. Свободным самообразованием я называю такое самообразование, которое свободно от всяких целей, обязательств, от всякой необходимости чему-то научиться для какой-то конкретной цели и построено исключительно на интересе и любопытстве. А вот целевое самообразование, всегда направлено на решение какой-то конкретной проблемы, задачи. То есть, допустим, надо вам повысить свою квалификацию или чему-то новому научиться для работы, для какого-то дела, для какой-то задачи – вы ставите перед собой цель выучить что-то конкретное в течение определенного срока. Например, надо вам изучить иностранный язык для работы с иностранцами – вы либо сами его изучаете, с помощью книг, видео, либо записываетесь на специальные курсы и изучаете язык на них. Главное, что вы точно знаете, зачем вы это делаете и у вас есть определенные сроки, в которые вам нужно уложиться. Со сроками, конечно, не все так просто – тут никогда на все сто процентов не рассчитаешь, за какое время тебе удастся чему-то как следует научиться, но они важны для дисциплины, потому что человеку нужно нужно стремиться к тому, что в них уложиться. Вот дальше мы с вами будем исходить из этих двух подходов к самообразованию – из целевого и нецелевого самообразования.

План самообразования

Таким образом, чтобы с помощью самообразования достичь какой-то конкретной цели, — чему-то научиться и затем к чему-то свои знания приложить – вам необходимо будет составить подробный план самообразования и начать по нему работать. Давайте посмотрим, каким должен быть план при целевом самообразовании, тогда как нецелевое, то есть, свободное самообразование в плане, в принципе, не нуждается.

Сложного тут ничего нет – вам нужно просто определить конкретные цели, которых вы хотите достичь, затем подобрать необходимый учебный материал и определить время, в течение которого вы будете его изучать. Ну, скажем, если вы решили выучить иностранный язык, то вам нужно каждый день тратить на занятия определенное время, например, два часа, и придерживаться такого графика до тех пор, пока вы не заметите реальные положительные результаты от своего обучения. Если вы хотите изучить психологию, тогда вам нужно понять, с чего следует начать ее изучение, какие книги и другие источники информации лучше всего для этого подойдут, с кем можно на этот счет пообщаться, чтобы вам помогли сориентироваться в этом вопросе. Можно, конечно, начать читать все подряд, но это не очень эффективный способ обучения, а иногда и вредный, так как, во-первых, он займет у вас очень много времени, прежде чем вы что-то поймете и чему-то научитесь, а во-вторых, не исключено, что из-за изучения всего подряд у вас образуется каша в голове и вы просто запутаетесь в полученных знаниях. Все-таки, в любом обучении, в том числе и самообучении – должна быть какая-то система, чтобы все знания, которые человек получает – упорядоченно укладывались в его голове и образовывали целостную картину того, что он изучает, а не являлись отдельными кусками информации, которая ничего толком не объясняет, а иногда и вовсе является противоречивой. Также следует понимать, что в зависимости от того, что именно вы хотите изучить, ваше самообразование может делиться на теоретическое и практическое. В любом случае, теорию следует стремиться проверять практикой, чтобы не иметь ложного представления о собственной образованности.

Так что повторю, план самообразования разработать не сложно – вам просто нужно будет найти все необходимые учебные материалы – книги, статьи, видео/аудио материалы, также возможно людей найти нужных, которые смогут вас чему-то научить, и затем начать активно учиться тому, что вас интересует, двигаясь от простого к сложному. Еще раз хочу заметить, что под самообразованием совсем необязательно следует понимать самостоятельное обучение человеком самого себя – он вполне может прибегнуть и к помощи других людей, тех, кто станет для него учителем, главное, чтобы инициатива чему-то научиться – исходила от него, то есть, от ученика. Естественно, что для этого нелегкого подчас дела нужно находить время, силы, информацию, людей. И терпением, конечно, тоже нужно запастись, все-таки учиться нелегко, а учить себя еще сложнее, особенно если вы раньше этого не делали. Но по собственному опыту могу сказать вам, что стоит только раз начать это делать и в будущем самообразование станет для вас привычным делом – вы будете учиться уже не только по необходимости, но и по желанию. И вот теперь давайте именно об этом и поговорим.

Свободное самообразование

Свободное самообразование не преследует каких-то конкретных целей и не придерживается каких-то определенных сроков, в течение которых человеку нужно чему-то научиться – оно утоляет наше любопытство и позволяет нам приобретать знания, что называется, про запас. При свободном самообразовании – мы получаем удовольствие от того, что узнаем что-то новое, мы не заставляем себя учиться – мы хотим учиться, хотим многое понимать и все знать. Вот так я понимаю этот процесс, при котором человек, можно сказать, учится ради самой учебы. Главное здесь, повторю – быть любопытным. Чтобы стремиться к новым знаниям. Вот прям как дети, которым все интересно, и они хотят обо всем знать – вот таким должен быть человек. К сожалению, многим взрослым любопытство, ну не сказать, чтобы полностью отбивают, но по крайней мере загоняют его куда-то очень глубоко. Поэтому многие взрослые люди мало чем интересуются, они не умеют получать удовольствие от приобретения новых знаний и умений. Лишь немногие из них не просто готовы, а хотят, очень хотят постоянно учиться. Но я надеюсь, что после этой статьи, у людей это желание станет еще сильнее.

Я считаю, друзья, что первичным все-таки является желание человека учиться, а затем уже какая-то необходимость в этом. Хотя мы с вами прекрасно понимаем, что наши желания зависят от внешней среды, от наших потребностей, от тех условий, в которых каждый из нас находится. Тем не менее, разница между тем, когда ты сам чему-то хочешь научиться, просто ради интереса, ради расширения своего кругозора или для улучшения своей жизни, и тем, когда тебя заставляют или вынуждают это делать, все же существенная. В одном случае мы понимаем, почему мы хотим заниматься самообразованием, потому что нам этого хочется, а в другом, мы чему-то учимся не столько для себя, сколько для других. К сожалению, большинство людей привыкли учиться для кого-то или для чего-то – потому что их приучают к этому. Например, человек может имитировать обучение, ради диплома и прочей макулатуры, а не реально учиться ради знаний. Дальше эта привычка учиться ради кого-то, а не ради себя, вынуждает людей искать внешний, а не внутренний стимул к обучению, к самообразованию. Не будем сейчас разбираться с тем, почему нас приучают учиться для кого-то, отчасти я об этом уже сказал выше, просто сделаем для себя вывод, что занимаются самообразованием по собственной воле очень немногие, и гораздо большее число людей делает это по необходимости или иначе говоря, под воздействием внешних факторов. Тем не менее, если человек сам себя учит – он вне всяких сомнений занимается самообразованием. И оно непременно приносит ему пользу.

Самообразование – это прежде всего открытость к новым знаниям, это желание эти новые знания получать, это любовь к знаниям. Вот этой открытости, этого желания, очень не хватает многим людям. С одной стороны, люди так устроены, что многое могут делать только из под палки, даже если речь идет о чем-то, что полезно для них самих. А самообразование определенно приносит пользу любому человеку. Но с другой стороны, наша система образования тоже часто отбивает у людей желание учиться чему-то самостоятельно, поскольку оно неправильно, я считаю, мотивирует к обучению, поэтому многие люди чему-то учатся только за счет внешних стимулов. Хотя бывают и исключения, когда людей обучают так, что потом они сами всю жизнь с удовольствием чему-то новому учатся. Человека надо приучить тянуться к знаниям – это, я считаю, самая важная задача для образования. Вот к удовольствию и развлечениям тянутся все, а учиться и получать от этого удовольствие, хотят и могут немногие. Поэтому, если привить человеку в детстве интерес к учебе, то велика вероятность, что он будет учиться всю жизнь, он будет сам постоянно себя образовывать, независимо от внешних условий и стимулов.

Мотивация

Нужна ли для свободного самообразования какая-то мотивация? Безусловно. Только это должна быть преимущественно внутренняя мотивация, чтобы человек не насиловал себя, желая научиться чему-то новому, а делал это со страстью и увлеченностью. А что стоит за мотивацией? За мотивацией стоят эмоции, а за ними либо внутренние, либо, что встречается гораздо чаще, внешние факторы. Что-то должно человека возбуждать, волновать, цеплять, раздражать. Нередко к самообразованию человека приводят трудности в его жизни, а не любопытство, не интерес. Но при этом, занимаясь самообразованием ради решения своих проблем, человек может влюбиться в это дело, и впоследствии учиться уже не из-за необходимости, а из-за интереса и ради удовольствия. Так что иногда тяжелая жизнь и различные проблемы идут людям только на пользу. Ведь когда у человека жизнь складывается очень хорошо, то интерес к учебе у него конечно может присутствовать, если это достаточно любопытный и целеустремленный человек, но чаще всего люди в таких случаях предпочитают сильно не напрягаться, ни умственно, ни физически. И совсем другое дело, когда что-то в жизни человека идет не так, как ему хотелось бы, вот тогда он начинает задаваться вопросами и искать что-то, что может ему помочь – информацию, знания, людей, которые могут его чему-то научить. Так что внутренняя мотивация, вызванная неблагоприятными внешними факторами – это очень благодатная почва для самообразования.

Чему учиться?

Знания – сила. А мышление – это умение этой силой пользоваться. Таково мое убеждение. В наше время, когда многие знания очень быстро устаревают и еще большее количество знаний являются, скажем так, не очень качественными или откровенно вредными – человек без хорошо развитого мышления, как корабль без капитана – любой может увлечь его за собой, любой может сбить его с толку, любой может навязать ему свою точку зрения, ввести в заблуждение и так далее. Посмотрите сами, как часто многие люди принимают вредные для них решения, которые со стороны выглядят достаточно глупыми. А ведь многие полезные знания людям сегодня доступны – интернет, библиотеки и даже умные люди, которые многое знают и многому могут научить – все это находится вокруг нас. Казалось бы – бери и пользуйся. Но, к сожалению, воспользоваться этим добром могут далеко не все. И не только потому, что времени у людей на это нет, время-то как раз найти можно, а потому, что в океане информации – нужно уметь ориентироваться. Вот если раньше многие знания были недоступны, поэтому одни люди, которые знали много, имели преимущество над другими людьми, у которых знаний было меньше, то сегодня преуспевают те, кто умеет работать с информацией. Так что мышление нужно развивать – именно оно сделает вас сильнее и приспособленнее к современному миру.

Ну и в связи с вышесказанным, я не могу не предложить вам свою услугу в виде программы развития мышления. В последнее время я уделяю этому вопросу очень много внимания, так как считаю, что в будущем именно качественное мышление будет цениться превыше всего. Не то, чтобы раньше мышление не было важным для человека, просто в будущем оно станет нашим единственным преимуществом перед системами искусственного интеллекта, которые потихонечку начинают вытеснять нас из многих областей. Уже сегодня некоторыми компьютерными программами можно полностью заменить людей, а в будущем роль человека в решении разного рода задач еще больше снизится. Но дело не только в этом, дело еще и в нашем собственном отношении к себе. Я думаю, что не ошибусь, если предположу, что большинство из вас, уважаемые читатели – хотели бы соображать очень хорошо, чтобы быстро и эффективно решать свои повседневные задачи и справляться с различными проблемами, которые постоянно возникают в жизни каждого человека. Поэтому интерес к мышлению, и в частности к способам его развития – у умных людей был всегда. Впрочем, и у не умных тоже. Я все это понимаю и сам, как я уже сказал, проявляю большой интерес именно к мышлению, к способам его развития. И поэтому я разработал специальную программу и продолжаю ее развивать и совершенствовать, которая позволяет очень интересным способом развивать мышление – с помощью умения ставить вопросы и искать на них ответы. Она, с одной стороны не нова, ибо еще Сократ в свое время докапывался до истины или опровергал ее с помощью грамотно поставленных вопросов, но с другой стороны, я разработал свою программу исходя из собственного представления о том, какими вопросами и в какой последовательности человек должен задаваться, чтобы приходить к нужным ему знаниям, мыслям, решениям, или создавать новые полезные знания. Так что я в праве утверждать, что аналогов моя программа развития мышления на сегодняшний день не имеет. Собственно говоря, если бы эти аналоги были, тогда какой смысл создавать что-то похожее. Попугаем быть неприятно и часто невыгодно.

А завершая разговор о самообразовании, пожалуй, скажу самое главное – этим стоит заниматься всем, всегда и любым доступным способом. Я считаю, что пока мы учимся чему-то новому, как в детстве, когда нам все было интересно, когда мы активно познавали окружающий нас мир – мы, друзья, живем. Неважно, сколько вам лет, где вы живете, чем занимаетесь, какие у вас интересы – учитесь, образовывайтесь, узнавайте больше нового, общайтесь с умными людьми, у которых можно чему-то научиться и поддерживайте в себе таким образом любовь к жизни, которая у нас не такая уж и длинная, чтобы мы отказывали себе в этом великом счастье.

Хочешь от жизни большего?

Подпишись и получай больше интересных статей вместе с подарками и бонусами.

Более 2000 человек уже подписались на лучшие материалы недели

Отлично, теперь проверь почту и подтверди подписку.

Ой, что-то пошло не так попробуйте еще раз 🙁

Если правильно организовать свою деятельность, самообразование вполне может стать альтернативой традиционному способу обучения. Кроме того, занимаясь самообразованием вы сами выбираете, чему и когда учиться.

Заняться самообразованием стоит как тем, кто хочет получить новые знания и навыки для конкретных целей - например, сменить род деятельности или повысить квалификацию, так и просто тем, кто «заскучал», чувствует жизненный ступор и давно не узнавал чего-то нового.

Шаг 1/7 Выделите или найдите время для себя

Используй любую возможность чтобы заниматься самообразованием. Оно у вас есть, вы просто не задумывались.

Где можно заниматься самообразованием:

В транспорте Дорога в метро занимает много времени? Отличный повод почитать умную книжку. Можно бумажную или электронную, но читайте обязательно. Игра «собери алмазики в линию» не сделает вас лучше.

На прогулке По вечерам долго гуляете с собакой, или бегаете по утрам - используйте это время чтобы слушать лекции или аудиокниги.​

Совет: если вы выделите всего 2 час в день на самообразование, то прослушаете 100-150 полезных аудиокниг в год

В кафе Копите хорошие статьи и читайте их залпом в кафе или когда пьете кофе во время перерыва. Социальные сети и новостные издания переживут несколько часов без вас.

На работе или дома Делаете какие то рутинные действия не требующие внимания? Включайте полезные аудио книги или лекции с You Tube, например, во время уборки по дому. Все это - часть самообразования, даже несмотря на то, что оно фоновое.

Подробности в статье:

Шаг 2/7 Вместе с мышцами качайте и память

Раз и навсегда осознайте для себя, что любая проблема или вопрос - лишний повод узнать что-то новое. Это касается как споров с друзьями о причинах распада Австро-Венгерской империи, так и вполне насущных проблем, вроде самостоятельной починки велосипеда.

Совет: тренируйте память — старайтесь максимально запоминать заинтересовавшие вас факты и истории. Во-первых это крутая тренировка мозга, а во-вторых в удобный момент всегда можно блеснуть неожиданными знаниями на вечеринке или в соцсетях

Подробности в статье:

Шаг 3/7 Изучайте языки

Лучше всего начать самообразование с английского - без него никуда. В любой непонятной ситуации - учи языки.

И дело даже не в том, что все умные люди проживают исключительно за рубежом, а в том, что многие новые идеи, исследования и работы, если они достаточно хороши, чтобы претендовать на мировой уровень, раньше всего появляются именно на английском языке.

Так что, если хотите быть в курсе последних событий из мира знаний и начать эффективное самообразование - учите языки.

Совет: запоминание 10-20 новых слов способствует сохранению молодости мозга и препятствует возрастным изменениям.

Шаг 4/7 Общайтесь с теми, кто хочет узнать то же, что и вы. Или уже знает больше

Общайтесь с теми людьми, которые изучают то же, что и вы. Если это интернет - есть форумы, тематические сообщества в соцсетях и публичные эксперты, готовые ответить на любой вопрос.

По-возможности старайтесь, чтобы общение было живым. Личное общение дает человеку не только знания, но и определенные навыки, повышает его эмоциональный интеллект, развивает способность быть хорошим собеседником, преодолевать конфликты и уважать позицию другого человека.

Нужные мероприятия всегда есть в вашем городе, вам надо только их поискать. В худшем случае, все всегда можно организовать самому. Вы найдете единомышленников, и тогда процесс самообразования будет идти значительно легче.

Совет: отпишитесь от всех развлекательных групп и подпишитесь на блоги, емейл рассылки, тематические сообщества в соцсетях - масса полезной информации по теме, в которой вы хотите развиваться, будет вам обеспечена. Гораздо полезнее для саморазвития видеть в ленте мемы про блокчейн, чем про очередную собачку или кошечку.

Шаг 5/7 Практика и повторение - почему это важно?

Практика - 100% успеха. В любом обучении важнее всего то, как вы сможете применять свои знания в реальной жизни и реальной ситуации. Найдите любую возможность тренироваться, так вы лучше будете понимать, что еще необходимо узнать и на что делать акценты для развития в выбранном вами направлении.

Конечно, этот совет действителен только в том случае, если предмет вашего обучения не настолько абстрактен как «способы ухода за космическим кораблём в условиях нападения повстанцев».

Совет: найдите бесплатные события будь-то общение с носителями языка, мастер-классы или презентации новой книги. Так вы расширите свой кругозор и может быть заведете новые контакты, которые помогут вам в дальнейшем.

Шаг 6/7 Что не запланировано, того и не будет

Составляйте списки своего саморазвития - прокрастинация погубила не один миллион человек. Поняв какая у вас цель, и чему вы хотите научиться, распишите по пунктам, что и в какой последовательности вы хотите освоить или изучить.

Важна каждая минута нашей жизни, нет времени впадать в прострацию и уныло пересматривать сериальчики. Чтобы избежать «выпадения из реальности» заведите дневник, блокнот или мобильное приложение. Всегда держите перед глазами список того, чем можно заняться сегодня, на неделе и в течение месяца.

Надоело слушать лекции про успешные примеры в вашей профессии? Поучите английские неправильные глаголы в прошедшем времени или поиграйте в игры на тематических сайтах по изучению языка. Устали от глаголов? Почитайте про шумерскую цивилизацию или жизнь Наполеона. В конце концов, может в действиях великих из прошлого вы сможете найти идею для изменения своей жизни.

Самообразовывайтесь каждую секунду!

Совет: попробуйте спланировать свое самообразование хотя бы на 3 месяца вперед, с детализацией до недели. Вы удивитесь, как быстро пролетят эти три месяца, а знания уже будут в вашей голове.

Шаг 7/7 Откуда взять силы и найти пример для подражания?

Кстати, про списки. В условиях самообразования, самый главный источник знаний - это люди. Найдите людей, которые вдохновляют вас заниматься тем, чем вы занимаетесь, которые знают больше чем вы.

Мы живём в мире, в котором можно связаться с любым человеком и задать вопросы можно практически любому, используйте этот шанс.

Большинство сильных личностей и отраслевых экспертов охотно согласятся ответить на короткий и конкретный вопрос, если вы их грамотно и с уважением спросите.

Совет: Найдите в соцсетях профили вдохновляющих вас людей и начните следить за их деятельностью. Читайте и смотрите интервью с ними - помимо вдохновения от харизмы личности, вы узнаете много новой и интересной для себя информации.

Самообразование - прекрасный способ оставаться в форме, повышать свой профессиональный уровень и просто быть более интересным собеседником. Поэтому многие люди всерьез задумываются над тем, с чего начинать самообразование. Увы, отсутствие силы воли в сумме с накопленными ошибками приводит к тому, что время тратится впустую, человек, еще недавно полный энтузиазма, расстраивается и бросает весьма полезное начало. Как же избежать подобных ошибок?

Ставим перед собой цель

Для начала нужно определиться с целью. Ни один человек не начинает самообразование просто так. Едва ли кому-то взбредет в голову просто так изучать особенности строения ганглия у крупных муравьев или склонение неправильных глаголов в ирландском языке. Большинство людей ищет ответ на вопрос: "С чего начинать самообразование?", в тот момент, когда понимает, что необходимо знать больше в какой-то определенной сфере.

Именно поэтому очень важно поставить перед собой цель, достигнув которой, вы сможете гордиться собой. Цель может быть самой разной: одному достаточно просто стать более интересным человеком с широким кругозором. А другому необходимо срочно выучить иностранный язык или основы юриспруденции, чтобы к концу года иметь возможность занять освободившееся место в компании.

Впрочем, не всегда человек, занимающийся самообразованием, стремится к столь сложным и высоким целям. Зачастую все значительно проще, например, научиться самому ремонтировать автомобиль, горный велосипед или компьютер. А может, и освоить основы кулинарного дела.

В любом случае вам нужна цель, чтобы было на что ориентироваться. Ее следует назначать в зависимости от того, чего же вы хотите добиться. Стать разносторонним человеком? Найдите топ-100 лучших мировых книг и прочтите к концу года (хотя бы следующего) все те, которые еще не читали. Хотите выучить иностранный язык? Решите, к какому моменту вы должны свободно читать на нем, а к какому - общаться с другими людьми. Давно мечтаете научиться готовить? Значит, до конца месяца приготовьте десять новых блюд, а до конца года освойте целую сотню.

Цель не обязательно должна быть глобальной, она может быть и небольшой, главное, чтобы она была достижимой. Ведь достижение поднимет вашу самооценку, позволит поверить в свои силы.

Создаем план

Многих людей интересует, с чего начать самообразование. План, а точнее его составление, является важнейшим этапом, фундаментом, без которого все помыслы просто рухнут и не будут воплощены в жизнь.

Конечно, вершиной вашего плана должна стать цель, выбранная перед тем, как приступать к самообразованию. Но ее достижение - очень сложный и долгий процесс. Невозможно вот так сразу добраться до самой вершины горы. Нужно делать привалы, и желательно назначить их места самостоятельно.

Хотите знать устройство двигателя автомобиля? На одной неделе изучите устройство карбюратора. На следующей - уделите внимание коробке передач и так далее. В результате через несколько недель вы сможете с закрытыми глазами рассказать о том, как устроен двигатель, как он работает.

То же самое и с языками. Например, каждый день вы должны изучать по 5 новых слов, а раз в неделю - новое правило. Такая нагрузка кажется (да и является) очень небольшой. Но представьте себе, что будет через год: зная почти 2 тысячи новых слов и 50 правил, вы уже без труда сможете общаться с обычным носителем этого языка, пусть и не на профессиональные темы.

Тот же принцип действует, если вам интересно, с чего начать самообразование юриста. Возьмите за правило изучать по десять статей в день. Не обязательно дословно, главное помнить их номер и смысл.

И самое важное - график составляется для вашего удобства. Но выбиваться из него нельзя, ведь именно самодисциплина является единственным способом получить пользу от самообразования. Любая прокрастинация, утверждения типа "сегодня не буду делать, зато завтра сделаю двойную норму", хотя и оправданы в некоторых случаях, чаще всего просто является началом конца. Ну а забросив самообразование на полпути, не стоит надеяться, что оно принесет пользу.

Ищем единомышленников

Некоторые эксперты ответят на вопрос: "С чего начинать самообразование?", довольно оригинально: с поиска единомышленников. Они не обязательно должны быть рядом физически. Знакомства в Интернете (сегодня существует множество специализированных форумов) также помогут. Причем это касается любого человека. Неважно, какую цель имеет самообразование - формирование начал экологической культуры дошкольников или же обучение виртуозной резьбе по дереву.

Без единомышленников изучать новое значительно сложнее. Ведь большинство людей скорее будет смеяться над вашими попытками стать лучше, сами-то они наверняка таких попыток никогда не предпринимали и не предпримут. А вот человек, с которым можно поговорить на новую общую тему, всегда поддержит.

Если же вы начали изучать новое одновременно, появляется еще и соревновательный эффект: каждому хочется обойти товарища, показать, что он лучше справляется с поставленной задачей.

Наконец, очень эффективный прием: пообещать единомышленнику "не сходить с трассы". Перед собой всегда можно оправдаться, почему вы не приготовили новое блюдо или не выучили слова, как планировали. А обманывая другого человека, вы всегда будете испытывать дискомфорт. А значит, постараетесь не допускать этого.

Выбираем время

Если продолжать тему "С чего начать самообразование человеку", то ни в коем случае нельзя обойти стороной выбор оптимального времени. Не стоит надеяться, что вы станете читать нужную литературу или слушать лекции тогда, когда будет время. Это заранее провальный путь. Времени не будет никогда, можете поверить. Всегда найдется какое-нибудь неотложное и крайне важное дело.

Поэтому решите, что каждый день (или только в будни) вы будете читать или слушать подобранные книги во время пробежки, поездки на работу или с работы, один час перед сном. Очень важно не выбиваться из этого графика. Со временем обязательно появится желание отложить дело или дать себе небольшую поблажку. Пойдете на поводу у своей лени - можете сразу бросать самообразование, значит, это не для вас.

Плюсы

Преимущества, какие дает человеку самообразование, вполне очевидны. Но расскажем коротко о них.

Во-первых, вы получаете возможность не подстраиваться ни под кого. Вы занимаетесь самообразованием тогда, когда время есть у вас, а не у преподавателя и группы учеников.

Во-вторых, всегда можно корректировать курс, игнорируя те сферы, которые вам не очень интересны или уже знакомы. Это экономит много времени.

В-третьих, вы сами задаете себе темп. В группе учитель подстраивается под среднего или даже самого слабого ученика. Но ведь вы не такой? А значит, именно ваше время будет использоваться нерационально. Если же вы обучаетесь сами, то сможете притормозить на теме, которая сложна для вас и, наоборот, ускориться, изучив несколько тем, если все дается необычно быстро.

Используем Интернет

Рассказывая, с чего начать самообразование взрослому человеку, нельзя не упомянуть об Интернете. Ведь это не просто куча социальных сетей и сайтов с интересными фактами или фотографиями котиков. Это безграничная копилка знаний, где собрана вся мудрость человечества. Главное, ее найти.

Подберите нужные вам книги. Многие из них можно скачать с бесплатных сайтов или купить за символическую стоимость в несколько десятков рублей. Это гораздо легче, чем искать узкоспециализированную литературу в небольшом городке, платить сотни или даже тысячи рублей.

Не стоит игнорировать вебинары. Либо бесплатно, либо за несколько сотен рублей вы получаете возможность пообщаться с экспертами в интересном вам деле, задать им вопросы, получить исчерпывающие ответы.

Не забываем повторять

Повторение - мать учения. Об этом помнят все, но на практике применяют лишь те, кто добиваются успеха. При первом прочтении большинство людей запоминает примерно половину материала, и львиная доля этой информации вскоре забудется. Если же через какое-то время перечитать интересный вам материал, то усвоится уже до 90-95 % информации, а риск забыть что-то резко снизится.

Составьте подходящее расписание. Например, 20-25 % времени, выделенного на самообразование, надо уделять повторению пройденного материала. Кому-то может показаться, что глупо тратить столько драгоценного времени, за которое можно усвоить дополнительную важную информацию. Но помните: вы ведь работаете на себя. А значит, весь важный материал должен запоминаться, а не читаться и тут же забываться. Здесь не будет экзамена, после которого бесполезные знания можно забыть. Вы сами составляете программу и знаете, что все данные, прочитанные (прослушанные или просмотренные) вами, должны усвоиться если не навсегда, то на многие годы.

Научитесь скорочтению

Если вам интересно, с чего можно начать самообразование, то в первую очередь получите этот бесценный навык. Сегодня существует большое количество действительно работающих методик. Да, чтобы научиться читать целую страницу за считанные секунды, придется потратить несколько недель или месяцев. Зато в результате вы сэкономите гораздо больше времени, буквально глотая книги, а не читая их строку за строкой.

Заключение

Теперь вы знаете, с чего начинать самообразование, поэтому наверняка сможете добиться своей цели. Ну а приведенные выше советы позволят сделать обучение еще более эффективным, а также избежать наиболее распространенных ошибок.