Как отличить заикание от запинок. Что такое итерации? Чем отличаютмся запинки от заикания? Практический материал, используемый в работе с заиканием

Можно ли отличить заикание от психологических запинок в речи. Внешние признаки у этих явлений похожи, но причины, а, следовательно, и действия взрослых, контактирующих с детьми с заиканием или с психологическими запинками в речи, будут отличаться. С точки зрения логопедии, заикание - это нарушение темпа, ритма и плавности устной речи в результате судорожного состояния мышц речевого аппарата. Иначе говоря, это наличие в речи судорожных запинок, которые мешают её плавности.

Что влияет на степень тяжести заикания? Кажется, что тяжесть судорог в речевых мышцах влияет на количество запинок в речи. Однако это не так. Есть как заикающиеся с очень тяжёлыми судорогами, которые прекрасно общаются, так и люди с легкими и редкими запинками, которым это состояние очень сильно мешает эффективно взаимодействовать с другими людьми из-за психологических реакций на речевые трудности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ «Школа №1847»

структурное подразделение

«Детский сад № 994»

«Утверждаю»

_________________________

_________________________

«___»________________2015г.

Заикание или психологические запинки в речи

Консультация

Подготовил учитель –логопед

Султанова Наталия Витальевна

г. Москва

2015 год

Можно ли отличить заикание от психологических запинок в речи. Внешние признаки у этих явлений похожи, но причины, а, следовательно, и действия взрослых, контактирующих с детьми с заиканием или с психологическими запинками в речи, будут отличаться. С точки зрения логопедии, заикание - это нарушение темпа, ритма и плавности устной речи в результате судорожного состояния мышц речевого аппарата. Иначе говоря, это наличие в речи судорожных запинок, которые мешают её плавности.

Что влияет на степень тяжести заикания? Кажется, что тяжесть судорог в речевых мышцах влияет на количество запинок в речи. Однако это не так. Есть как заикающиеся с очень тяжёлыми судорогами, которые прекрасно общаются, так и люди с легкими и редкими запинками, которым это состояние очень сильно мешает эффективно взаимодействовать с другими людьми из-за психологических реакций на речевые трудности.

Исходя из этого многие ученые считают, что степень тяжести заикания определяется в целом степенью фиксации заикающихся на особенностях своей речи (В.И. Селиверстов, 1994). Именно эта фиксация в основном и создает трудности в общении.

Еще в начале XX в. Т. Гепфнер и Э. Фрешельс подчеркивали, что «специфической основой заикания» является то психическое состояние, на основании которого возникает «сознание расстройства речи». Впоследствии Ф. Штоккерт, Ю. А. Флоренская, М. И. Пайкин, М. Е. Хватцев, А. М. Смирнова, Н. А. Власова, Н. И. Жинкин и другие также отмечали ту роль, которую играет зафиксированное внимание заикающихся на своих речевых трудностях в ухудшении их состояния.

Одним из основных явлений, из которых развивается невротическое расстройство, является чувство собственной неполноценности. И чем больше фиксируется человеком внимание на своем болезненном симптоме, тем более упорным этот симптом становится. Так образуется порочный круг, из которого заикающийся никак не в состоянии выбраться: болезненный симптом заставляет его фиксировать на нем свое внимание, а вследствие этого симптом еще усиливается и еще более приковывает к себе внимание больного. Н. И. Жинкин, рассматривая заикание как расстройство речевой саморегулировки, отмечает, что чем больше возрастает опасение за исход речи и чем в большей мере произнесение оценивается как дефектное, тем сильнее нарушается речевая саморегуляция. Это состояние через несколько повторений превращается в патологический условный рефлекс и возникает все чаще, теперь уже перед началом речи.

В упрощенном виде процесс можно описать так: появление запинок – осознание состояния – фиксация на нём – предвосхищение трудностей перед началом речи – усиление судорог и увеличение количества запинок. Человек переживает из-за своего состояния, а эти переживания вызывают уже более сильные судороги.

Исследователи заикания в понятие фиксированности на речевых проблемах вкладывают разное содержание: особое свойство внимания (устойчивое, застревающее навязчивое, концентрированное), осознание речевого состояния, представление о нем, разное эмоциональное отношение к нему (переживание, тревожность, боязливость, страх).

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что различие между детьми с заиканием и детьми с психологическими запинками, заключается в степени фиксации на речевом дефекте и наличии судорожной симптоматики в мышцах речевого аппарата. От первой непроизвольной эмоциональной реакции на речевые трудности у заикающихся детей постепенно формируется свое отношение к ней, связанное с эмоциональными переживаниями.

Оно, в частности, может выражаться в волевых усилиях (действиях и поступках), направленных на самостоятельную и безуспешную борьбу с заиканием.

Важно найти критерии, которые характеризуют нарастающую сложность разных уровней (степеней) фиксированности на нарушении. В качестве такого критерия могут быть использованы три варианта эмоциональной реакции заикающихся на состояние своей речи (безразличная, умеренно-сдержанная и безнадежно-отчаянная) и три варианта волевых усилий, направленных на преодоление этих трудностей (их отсутствие, наличие и перерастание в навязчивые действия и состояния). Исследователи выделяют три группы заикающихся по уровню фиксации на своём нарушении (Белякова Л.И. , Дьякова Е.А. « Заикание») :

1. Нулевая степень фиксации: дети не замечают свои трудности или их наличие их не ущемляет. Отсутствуют элементы стеснения, обидчивости за свою неправильную речь, какие-либо попытки к преодолению трудностей.

2. Умеренная степень фиксации: дети внутренне переживают свое состояние, стесняются его, скрывают, прибегают к различным уловкам, стараются меньше общаться. Они знают о своем заикании, испытывают от этого ряд неудобств, стараются замаскировать свой недостаток.

3. Выраженная степень фиксации: у заикающихся переживания по поводу речевых проблем выливаются в постоянно присутствующее чувство неполноценности, когда каждый поступок осмысливается через наличие речевых трудностей. Они концентрируют внимание на речевых неудачах, глубоко переживают их, для них характерен уход в болезнь, болезненная мнительность, страх перед речью, людьми, ситуациями и пр.

Эффективность коррекционной работы с заикающимися детьми находится в зависимости от степени их фиксированности на речевом состоянии: чем она выше, тем ниже результаты логопедической работы, и наоборот.

Поэтому в случае появления у ребёнка заикания можно порекомендовать следующее:

1) не обращать внимание ребёнка на состояние его речи и не поправлять его;

2) по возможности внешне не проявлять своей реакции на запинки; на начальном этапе дети, как правило, не осознают своё состояние, а пугаться своей речи начинают, увидев эмоции взрослых.

Таким образом, можно уменьшить вероятность возникновения фиксированности ребёнка на запинках и ухудшения тяжести его состояния.


Правильная, красивая речь завораживает. Особенно умиляет, когда маленькие дети говорят четко и без запинок. Но бывает, что двух-трехлетние малыши резко начинают говорить, как-то странно повторяясь: «Да-да-да, хочу эту кашу!». У каждой мамы в этот миг замирает сердце, и появляются страшные мысли: «Моя малютка заикается!». Встревоженному взрослому сразу же рисуется неприятная картина и те ограничения, которые эта особенность речи накладывает на нормальное речевое общение. Но поддаваться панике рано! Заикание часто путают с «запинками» (физиологическими итерациями). Оба недуга очень похожи в проявлениях. Давайте научимся их различать. Ведь от правильной постановки диагноза зависит дальнейшее лечение.

Братья по несчастью

Разберемся со значением и, собственно, различием этих двух схожих недугов.

Заикание - нарушение ритма и темпа речи при судорожном состоянии мышц речевого аппарата. Приступы заикания - судороги — могут быть различной локализации: дыхательные, артикуляционные, голосовые.

Запинки или итерации - частое явление в речи малышей 2-5 лет, которое требует абсолютно иной коррекции, нежели заикание. Чаще всего запинки появляются в речи малышей, когда их мышление опережает речевые возможности. При этом ребенок хорошо развит физически и умственно. Риск появления этого недуга высок у эмоциональных, очень впечатлительных и развитых детей.

Как отличить запинки от заикания?

Как только вы услышали в речи ребенка «спотыкания» стоит сразу же разобраться, что это. И так, определяем: заикание или запинки.

Правило первое. Когда ребенок заикается, видны судороги в области шеи, рта. При запинках этого нет.

Правило второе. Услышав тревожные сигналы, попросите ребенка повторить предложение или слово медленнее, лучшее, плавнее. Если у чада заикание, то его речь после просьбы ухудшится, у малыша с запинками - улучшится. Как правило, у заикающихся детей наблюдается болезненная фиксация на своем недуге, что дополнительно приводит к ухудшению речи.

Правило третье. Понаблюдайте за ребенком и проанализируйте причины возникновения недуга. Корни запинок уходят в область эмоций, проблем детско-родительских отношений, особенностей нервной системы. Часто это нарушение речи является симптомом невроза. Если наблюдать за ребенком, то вы увидите, что запинки появляются в тот момент, когда ребенок напряжен (к примеру, говорит что-то новое, трудное и длинное) или возбужден. Побочным эффектом таких трудностей могут быть неосознанные действия: накручивания волос на палец, кусание ногтей, краснота. А с заиканием все немного по-другому. Принято считать, что этот недуг даже имеет наследственные корни (от прадедушки, дедушки, мамы, папы и другое). Заикание - это неврологическая проблема, которая поддается коррекции гораздо труднее, чем запинки.

После того, как вы услышали в речи ребенка «спотыкания», понаблюдали за поведением малыша, засекайте время - запинки проходят через две-три недели. Если же речь, наоборот, ухудшилась, то пора принимать меры. В первую очередь, логопеду и психоневрологу. Оба врача помогут поставить верный диагноз и, скорей всего, это будет заикание (его иногда еще называют логоневрозом). Психоневролог пропишет ребенку препараты, которые необходимо принимать, если у малыша заикание средней или тяжелой степени. При запинках же никакие лекарства не нужны, ну, за исключением только тех ситуаций, когда они возникли из-за сильнейшего стресса.

Коррекционная работа

После того, как вы выяснили, каким недугом болен ваш ребенок, самое время приступать к коррекционной работе. Если врач поставил диагноз - запинки, то следует выполнять следующие:

Обязательно запишитесь к детскому психологу. Он поможет подобрать конкретный метод детской психотерапии для вашего малыша: песочная терапия, сказкотерапия, арттерапия. Не бойтесь уточнять информацию у психолога на наличие сертификатов по проходимому курсу лечения.

Занимайтесь с логопедом. В игровой форме логопед научит ребенка дыхательной гимнастике, контролю за плавностью речи и релаксации.

Нужен будет курс расслабляющего массажа.

Запишите ребенка в бассейн. На крайний случай, позволяйте малышу играть с водой дома каждый день. Есть такое негласное правило: чем возбудимее малыш, тем больший объем воды ему нужен.

Если же врачи установили, что у ребенка заикание, то методы лечения будут другие:

Обязательное посещение психоневролога.

Обязательные занятия с логопедом. Заикание — коварный недуг, который имеет свойство возвращаться, особенно в стрессовых ситуациях. Поэтому будьте бдительны и внимательны, если заикание было устранено до школы, в первом классе оно может вернуться.

Обязательный курс расслабляющего массажа. Желательно не один.

Обязательное посещение психолога.

Послесловие

Если в речи ребенка есть дефекты, то стоит, в первую очередь, пересмотреть свое поведение в отношении воспитания ребенка. Возможно, вы слишком требовательны, часто его критикуете или высмеиваете или же постоянно раздражительны и отчуждены. Малыши очень чувствительны. Они нуждаются в вашей любви, уважении и нежности. Особенно те крохи, кто только учится говорить. Чувствуя себя неуверенно, они замыкаются в своем мире, теряют связь с родителями и окружающим миром. Не упустите своих детей, помогите им стать счастливыми и полноценными.

Александра Заиченко
«Если у ребёнка появились запинки в речи». Консультация для родителей

Запинки в речи детей могут возникнуть в период активного формирования лексико-грамматического строя высказывания в возрасте 2,5-4 лет. К этому времени у ребёнка накапливается определённый объём информации, но он ещё не готов к тому, чтобы в достаточной степени осмыслить и самостоятельно выразить её из-за несовершенства владения координированными движениями органов артикуляции. Чаще, чем у других, запинки могут возникнуть у ослабленных детей с неустойчивой нервной системой и неблагоприятной наследственностью (заикание у близких родственников) в так называемый «межсезонный» период (осень, весна) . Спровоцировать запинки в речи могут и стрессовые ситуации (ссоры родителей , перемена места жительства или детского сада).

Родителям следует :

1. Проконсультироваться с невропатологом и логопедом.

2. Никогда не акцентировать внимание ребёнка на его проблеме , не говорить ему : «Не запинайся , не заикайся» .

3. Постарайться выдерживать режимные моменты (достаточный ночной и дневной сон, прогулки на свежем воздухе) .

За 1-1,5 часа до ночного сна исключить подвижные игры. Почитать знакомую ребёнку книгу с положительным развитием событий. При беспокойном сне можно дать лёгкие успокоительные (свежезаваренный корень валерианы, успокоительный чай, тёплое молоко с добавлением мёда).

4. Ограничить поступление новой информации, связанной с высокой эмоциональной нагрузкой (чтение, просмотр мультфильмов, посещение театров, цирковых представлений).

5. Не разговаривать с ребёнком и даже в его присутствии громко и, тем более, раздражённо. Те же требования предъявляйте к его речи . Ваш тон должен быть спокойным и доброжелательным, Говорить следует короткими понятными фразами, не допускайте очень быстрого темпа речи . Первое слово во фразе произносите тише, низким голосом, чуть медленнее обычного.

6. Если у ребёнка затруднения в высказывании, помогите ему коротко и отчётливо проговорите предполагаемую фразу и предложите повторить её (отражённая речь) .

7. Полезны упражнения в сопряжённой речи . В этом случае ребёнок говори вместе со взрослым.

8. Поощряйте негромкое пение, чтение стихов, с ритмичными шагами или хлопками в ладоши.

9. Стимулируйте уместными вопросами и дополнительными атрибутами речь ребёнка во время самостоятельной игры. Вы убедитесь, что вовремя такой деятельности в его речи не будет запинок .

10. Следите за осанкой детей, опущенные плечи, нерациональное расслабление является препятствием для свободного дыхания.

11. Если ребенок сопротивляется выполнению каких-либо Ваших требований, следует переключить его внимание на другую деятельность.

12. Полезно зачитывать и заучивать детям короткие, простые стихотворения, которые соответствуют возрасту ребенка.

В заикании, на первый взгляд, нет ничего страшного , ребенок может вполне сносно изъясняется, отставание в развитии на первом этапе развития заболевания отсутствует.

Заикание - это патология , в ходе которой происходит нарушение плавности и ритма речи, ее ровное течение прерывается задержками, а иногда и повторением отдельных звуков или слогов.

Явление возникает вследствие сокращения мышц на разных участках речевого аппарата.

Вдох при сокращении мышц дыхательного аппарата сравним с икотой , что и послужило причиной названия явления.

С медицинской точки зрения заикание считается отклонением от нормы высшей нервной деятельности организма. В группу риска входят дети с разными поражениями головного мозга и неврологическими проблемами.

Что необходимо знать?

Связь с генетикой

В соответствии с последними исследованиями наследственные факторы играют в развитии заболевания важную роль , в научной литературе встречается информация, подтверждающая факт неблагоприятной наследственности по этому речевому нарушению в течение нескольких поколений.

Вероятность возникновения патологии у братьев и сестер составляет 18%, у однояйцевых близнецов этот показатель равняется 77%, у разнояйцевых - 32%.

У заикающихся родителей риск появления детей, страдающих от недуга, выше, по сравнению со здоровыми парами.

Если заикается отец , вероятность появления сына с нарушением составляет 22%, дочери - 9%.

У заикающейся матери девочка с патологией родится в 17% случаев, мальчик - в 36%.

Существуют также данные, в соответствии с которыми, фактором риска является также наличие в семье хотя бы одного близкого родственника с заиканием.

Виды, формы, степени

Впервые патология проявляется в возрасте 3-4 года. Существует несколько классификаций патологии, самой распространенной считается патогенетическая .

Виды заикания:

  • эволюционное , связанное с развитием речевого аппарата, возникает от 3 до 5 лет;
  • реактивное , проявляющееся у взрослых и подростков на фоне нервных срывов и психических заболеваний;
  • симптоматическое заикание возникает в зрелом возрасте при органических поражениях ЦНС.

Родители должны как можно больше знать об эволюционной разновидности заикания, которое также делится на несколько форм:

  • невротическое;
  • неврозоподобное;
  • смешанное.

Степени заикания:

  • легкая - нарушения возникают только в стрессовых ситуациях;
  • средняя - судороги возникают при эмоциональном перевозбуждении, волнении;
  • тяжелая - заикание проявляется постоянно, патология сопровождается судорожными движениями мышц ног, рук, лица и т.д.

Стоит отметить, что при отсутствии адекватного лечения заикание усиливается, устранить нарушение поможет ранняя диагностика и терапия.

Заикание или запинки?

Физиологические запинки часто встречаются у малышей в возрасте 2-5 лет, патология не требует коррекции и возникает при опережении мышления речевых возможностей.

Речевые запинки могут возникать при нормальном физическом и умственном развитии. Волноваться в такой ситуации не следует, так как запинки никак не связаны с заиканием .

Как отличить запинки и заикание:

  • при просьбе повторить слово лучше речь у ребенка с запинками улучшается, с заиканием - ухудшается;
  • при заикании происходит спазмирование голосовых складок, мышц губ, шеи и щек.

Причины возникновения дефектов также разные : заикание считается невралгической проблемой и труднее поддается коррекции, по сравнению с запинками.

Запинки имеют эмоциональную природу , для исправления требуется помощь логопеда и психолога. Физиологические запинки исчезают из речи навсегда, заикание может возвращаться.

Заикание - программа «Осторожно: дети»

Диагностика заболевания

Признаки

Первые признаки заикания появляются у детей в возрасте 2-5 лет , именно в этот период происходит наиболее интенсивное формирование речевого аппарата.

По мере роста и взросления вероятность возникновения патологии неуклонно снижается. Для успешного проведения лечения очень важно своевременно обратиться к специалисту.

Признаки:

  • внезапное замолкание и отказ говорить, молчание может продлиться от 2 до 24 часов, после чего речь возобновляется, но уже с заиканием, (при обращении к врачу на данном этапе возможно избежание появления дефекта);
  • использование перед отдельными словами лишних звуков («а» или «и»);
  • повторение первых слогов и слов в начале фразы;
  • отсутствие пауз в середине фразы или слова;
  • затруднения с началом речи.

Причины

Заикание появляется в следующих случаях:

  • психологическая травма или сильное потрясение;
  • травмы головы;
  • переутомление или истощение нервной системы, в результате интоксикаций и болезней, негативно влияющих на речевой аппарат (заболевания ЛОР-органов, коклюш, рахит, корь, тиф, глисты, нарушения внутренней секреции и обмена);
  • физическая слабость;
  • неправильное воспитание, слишком строгое общение или избалованность;
  • неправильное формирование речи (речь на вдохе, нарушение звукопроизношения), ускоренное или слишком раннее развитие речи;
  • высокие интеллектуальные нагрузки;
  • обучение одновременно нескольким языкам;
  • переучивание левши, связанное с эмоциональным напряжением у ребенка;
  • неразвитая моторика;
  • подражание заикающемуся.

Мальчики заикаются в три раза чаще, чем девочки - специалисты объясняют это более ранним формированием моторных функций, чем у мальчиков.

В связи с этим у девочек наблюдается повышенная устойчивость пред негативными влияниями извне.

Заикание от испуга - реально ли?

Распространенной причиной речевых дефектов у дошкольников является внезапный испуг или сильный стресс , патология может появиться вследствие резкого ухудшения обстановки в семье, при частных ссорах, происходящих на глазах у малыша.

Причиной возникновения патологии может также стать постоянное несправедливое отношение, угрозы и грубые окрики .

Заикание - программа «Жить здорово!»

Методики лечения

К какому врачу обращаться?

Родители должны знать, что заикание не проходит само по себе , при первом подозрении на логоневроз необходимо посетить невролога , который после обследования назначит лечение.

Прием медикаментов показан не всегда, лекарственная терапия направлена в первую очередь на устранение выявленных первичных заболеваний, на фоне которых возникло заикание.

Необходимо также обратиться с логопеду и детскому психологу , которые выявят причину патологии и научат малыша правильно выстраивать свою речь.

Важную роль играет также домашняя обстановка, на таких детей нельзя кричать, особенно когда они стараются правильно произнести слово, такая мера может только усугубить ситуацию.

Важную роль играет соблюдение режима дня, ребенок должен соблюдать следующие правила:

  • подъем и отход ко сну в одно время;
  • отказ от просмотра мультфильмов и шумных игр перед сном;
  • занятия физическими упражнениями, плаванием.

Речь родителей при общении с ребенком должна быть спокойной, медленной, малышу не рекомендуется читать много сказок перед сном, особенно если они чем-то его могут напугать.

Ребенок должен общаться со сверстниками, требования к нему должны быть такие же, как и к другим детям.

Медикаментозная терапия

В рамках медикаментозного лечения назначаются следующие препараты:

  • транквилизаторы, средства, действие которых направлено на активизацию мозговых процессов;
  • успокаивающие препараты;
  • витамины.

Родители не должны полагаться только на таблетки , часто после завершения курса терапии заболевание возвращается снова.

Массаж

Одним из способов лечения заикания считается

логопедический массаж , который должен выполнять только специалист.

Курс состоит из десяти процедур , который повторяется после двухнедельного перерыва.

В рамках лечения используется также точечный массаж , методика предполагает воздействие на определенные точки.

Дыхательная гимнастика

Высокую эффективность при лечении патологии показывает также дыхательная гимнастика , упражнения направлены на нормализацию процесса дыхания (носового и ротового), они укрепляют мышцы и диафрагму, помогают обрести контроль над своим состоянием.

Дыхательные упражнения не только укрепляют речевой аппарат, но и улучшают мозговое кровообращение, заниматься необходимо ежедневно, предпочтительно в утреннее время .

Народные средства

Народные рецепты предполагают доступные и недорогие способы лечения заикания в домашних условиях.

  1. Щепотку травы гусиной лапчатки смешать в стакане охлажденного вина или молока, довести до кипения, охладить. Процеженную смесь пить в подогретом виде по утрам.

    Отвар способствует снятию спазмов сосудов мозга, при растворении травы в воде лечебные свойства отсутствуют.

  2. Смешать 3 капли сока цветков и листьев белого ясенца и 3 капли сока жгучей крапивы, держать на языке в течение 5 мин., повторять процедуру в течение 2 недель каждые 2 часа.
  3. 5 гр руты душистой залить 0,5 л кипятка, держать на небольшом огне в течение 5 мин, использовать процеженный отвар для полоскания горла и рта, не глотать. Процедуру повторять несколько раз в день ежедневно в течение 2-3 недель.

Особенности психического и эмоционального развития ребенка, страдающего заиканием

Врожденные отклонения в интеллектуальном и психологическом развитии у людей с заиканием отсутствуют, но патология серьезно влияет на развитие познавательной сферы в дошкольном и школьном возрасте.

Языковые трудности приводят к проблемам в общении со взрослыми и сверстниками, что вызывает сложности при получении и усвоении информации.

Особенности эмоционально-волевой сферы детей с заиканием:

  • низкий самоконтроль;
  • эмоциональная неустойчивость;
  • постоянные переживания из-за заикания;
  • частое пребывание в состоянии эмоционального напряжения;
  • преобладание астенических эмоций (страх, печаль и т.д.).

Сфера социально-психологических отношений

У большинства пациентов с логоневрозом присутствуют затруднения при налаживании контактов .

Характерные поведенческие черты:

  • замкнутость;
  • избегание общения;
  • стремление к одиночеству;
  • закрытость перед новыми социальными контактами;
  • нервная неустойчивость;
  • раздражительность, тревожность;
  • страх говорить;
  • скованность в присутствии других людей.

Заикание может стать серьезной проблемой при создании социальных связей, так как успех в коммуникативной сфере считается одним из важных условий профессионального, семейного и личностного благополучия.

Профилактика

Предотвратить возникновение заикание позволяют следующие профилактические меры :

  • правильная атмосфера в семье, отсутствие скандалов и неурядиц;
  • правильная речь у взрослых, речь ребенка не должна быть перегружена сложными словами, вызывающими затруднения при произношении;
  • не рекомендуется читать на ночь страшные сказки, это может привести к ослаблению нервной системы, на фоне которой возникает заикание;
  • соблюдение режима дня, регулярные физические нагрузки;
  • отсутствие эмоционального перевозбуждения, которое может привести к сбивчивости и захлебываниям в речи;
  • своевременное лечение простудных и инфекционных заболеваний;
  • ограничение общения с заикающимися родственниками и знакомыми.

Чаще всего заикание появляется у детей в двух-, пятилетнем возрасте, особенно активно патология развивается на фоне ослабленной иммунной системы.

Важную роль играет также обстановка в семье, спровоцировать речевые дефекты может грубое обращение окрики, постоянная критика.

При появлении первых признаков заболевания необходимо обратиться к неврологу, логопеду и психологу .

В настоящее время существует множество способов лечения патологии: прием медикаментов, массаж, гипноз, народные методы, дыхательная гимнастика.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Формирование устной речи у ребенка начинается еще до года и продолжается вплоть до школьного возраста. В период от двух до пяти лет, то есть когда малыш начинает произносить осмысленные слова и фразы, у некоторых детей можно обнаружить заикание или по-научному логоневроз.

Заикание проявляется повторением звуков, слогов, вынужденными остановками во время произнесения отдельных фраз. Выявлено, что заикание возникает вследствие разных нарушений в работе речевого аппарата и вызвана такая патология может быть несколькими провоцирующими факторами.

Заикание впервые появляется у детей, перешагнувших двухлетний рубеж. Связано это с активным формированием речи в этот период, усилением мышления и чувствительностью нервной системы.

Мальчики болеют почти в 4 раза больше чем девочки, и очень часто логоневроз из детства переходит

во взрослую жизнь

Справиться с заиканием проще всего на самом первом этапе формирования неправильной речи и помощь в этом могут неврологи, психологи и логопеды.

Причины появления заикания

Заикание – это нарушение в деятельности нервной системы, которое не дает речевому аппарату полностью выполнять свою функцию. Подразделить основные причины, приводящие к развитию логоневроза, можно на две группы – предрасполагающие и внешние.

  1. Предрасполагающие причины , это те факторы, которые при определенном внешнем воздействии в какого-либо момент жизни ребенка приводят к проблемам с речью. К предрасполагающим причинам заикания принято относить:
    • Внутриутробные инфекции, влияющие на формирование структур головного мозга.
    • Гипоксию плода.
    • Травмы ребенка в родах и во время беременности.
    • Недоношенность разной степени.
    • Характер ребенка. Эмоциональный и впечатлительный малыш больше подвержен неправильному формированию речи, чем спокойный ребенок – флегматик.
  2. Внешнее негативное воздействие , это те факторы, которые усиливают влияние предрасполагающих причин или могут быть первопричиной логоневроза, к ним относят:
    • Перенесенные инфекционные заболевания головного мозга – энцефалиты, менингиты.
    • Травмы – ушибы головного мозга, сотрясения.
    • Соматические заболевания, воздействующие на головной мозг, к ним можно отнести сахарный диабет.
    • Инфекции дыхательных путей, отиты.
    • Заболевания, снижающие работу иммунитета – частые простуды, рахит, наличие гельминтов в организме.
    • Невротические особенности характера ребенка – подверженность страхам, эмоциональная напряженность, энурез, плохой ночной сон.
    • Кратковременный, сильный и внезапный испуг. Заикание часто возникает после нападения собаки, неадекватного поведения родителей.
    • Неровный стиль воспитания. Логоневроз может быть у ребенка, если родители в воспитании перепрыгивают из крайности в крайности – от моментов избалованности переходят к жестким наказаниям, постоянным крикам, запугиваниям.
    • Несоблюдение правильности этапов формирования речи. Заикание может быть спровоцировано особенностями слишком быстрой речи родителей, обильным поступлением речевой информации извне, перегрузкой нервной системы малыша занятиями.

В редких случаях логоневроз возникает и под влиянием неожиданного и чрезмерного радостного для ребенка события. В старшем возрасте, то есть когда малыш пошел в школу, в появление заикания во многом виноват учитель. Строгое отношение, окрики, выставление заниженных оценок приводят к развитию невроза у детей. Особенно часто в этом возрасте страдают дети, которые не ходили в садик, а дома получали только похвалу.

Если ищите реабилитационный центр для восстановления,

Где проводится реабилитация при неврологических заболеваний, в комплекс занятий входит логотерапия, физиотерапия, гидротерапия и роботизированные технологии.

Признаки

Заикание у взрослого человека определить довольно легко – запинки в речи, повторение слогов или звуков, паузы. У детей не все так однозначно и логоневроз может протекать не только по привычной схеме. Некоторые признаки развития заикания родители не принимают всерьез, а это неправильно, во многих случаях именно раннее обращение к врачу за помощью поможет малышу в правильном формировании его речи.

Заикание у детей младшего дошкольного возраста (2-3 года)

Для детей двух – трех лет характерно проглатывание начала или окончание слова, быстрая, невнятная речь, длинные паузы. Такие явления нормальны и с возрастом проходят. Заикание можно отделить от нормального процесса формирования речи по следующим признакам:

  • Малыш во время своего диалога часто делает паузы , при этом видно, что мышцы шеи и лица у него напрягаются.
  • Испытывая трудности в произношении, малыш может сжимать кулачки, размахивать руками, переступать с ноги на ногу . Этими движениями он как бы старается выразить то, что ему не удается с помощью слов.
  • Нередко хорошо разговаривающие дети замолкают на несколько часов.
  • У ребенка при заикании в момент произнесения трудных слов могут дрожать губы , быстро двигаться глазные яблоки.

Не стоит путать истинное заикание с подражанием. Дети младшего дошкольного возраста часто копируют речь и интонации взрослых и если в ближайшем окружении есть человек с логоневрозом, то малыш может полностью копировать его произношение слов.

Заикание у младших школьников (от 4-5 лет)

В тот период жизни, когда малыш уже полностью владеет свои речевым аппаратом, произносит осмысленные фразы, может строить разговор, заикание проявляется более выражено. Основным проявлением логоневроза в этом возрасте становится появление судорог мышц языка, голосовой щели в момент произнесения слов. Судороги могут быть тоническими, клоническими или смешанными.

  • Тонические судороги возникают при спазмировании голосовых мышц, и слово произносится толчкообразно с паузой между отдельными буквами или слогами (ма..шина).
  • Клонические судороги связаны с ритмичным повторением однотипных движений голосовыми мышцами. При этом происходит повторение слогов в слове или первой буквы.
  • Смешанные судороги – это и паузы в слове и повторение слогов и звуков.

Произнесение слов при заикании требует от ребенка больших физических усилий, поэтому он может потеть, краснеть, а после речи наоборот бледнеть. Дети старшего возраста уже понимают свою непохожесть, и поэтому заикание влияет и на их психоэмоциональное развитие.

Ребенок может замкнуться, родители замечают, что он предпочитает играть в одиночестве. Усиливает заикание и необычная обстановка, присутствие дома незнакомых людей.

Как малыш будет относиться к своей проблеме, во многом зависит от родителей. Доброжелательная обстановка, желание всегда выслушать и помочь, отсутствие сравнивание со здоровыми детьми помогает заикающемуся малышу чувствовать себя уверенным и не реагировать на колкие замечания сверстников.

Если в семье тяжелая обстановка, а родители при этом постоянно одергивают ребенка, не дают ему высказаться, то итог может быть не утешительным – малыш замкнется в себе, а в школьном возрасте будет бояться отвечать на вопросы учителя, что приведет к низкой успеваемости.

Методики лечения заикания

Родителям не стоит думать, что заикание с возрастом пройдет само по себе, таких случаев насчитывается единицы и потому при подозрении на логоневроз первое что необходимо сделать – это посетить невролога, который проведет соответствующее обследование и назначит лечение. Прием медикаментов требуется не всем деткам, чаще всего лекарства назначаются при выявленных первичных заболеваниях, способствующих логоневрозу.

Родителям желательно найти хорошего детского психолога и логопеда, которые помогут выявить причину подобной патологии и научат малыша грамотно выстраивать свою речь. Для заикающихся детей важна и обстановка в доме, на них никогда нельзя кричать в тот момент, когда они не могут произнести слово, это только усугубит ситуацию. Нужно и пересмотреть режим дня таких детей, неврологи обычно советуют придерживаться таких правил:

  1. Ежедневно соблюдать режим – ложиться и вставать в одно и то же время.
  2. Перед сном не нужно развлекать ребенка мультфильмами или шумными играми.
  3. Речь родителей должна быть плавной и спокойной, по возможности замедленной. Малышу с заиканием не нужно читать много сказок, особенно, если они чем-то пугают ребенка.
  4. Занятия плаванием, физические упражнения, прогулки на свежем воздухе способствуют и укреплению нервной системы.
  5. Малыша с логоневрозом не нужно и постоянно опекать, требования к нему должны быть такие же, как и для здоровых детей. Не нужно ограничивать и общение со сверстниками. Особенно хорошо адаптироваться в обществе и не чувствовать при этом свою ущербность могут дети дошкольного возраста, поэтому ребенка нужно поощрять на то, чтобы он завел себе друзей.

Медикаментозное

Медикаментозную терапию выбирают в зависимости от степени заикания и выявленных неврологических заболеваний. Врач может назначить транквилизаторы, средства, способствующие активизации мозговых процессов. Широко используются успокаивающие препараты, витаминотерапия. Не стоит полагаться на одни таблетки, часто после окончания курса через некоторое время заикание может вернуться вновь.

Массаж

Детям с заиканием часто назначают логопедический массаж, выполнять его должен только специалист. Логопед должен знать механизм нарушения, разбираться в анатомическом расположении артикуляционных мышц, черепно – мозговых нервов. Важно подготовить малыша к массажу, создать спокойную, умиротворяющую обстановку. Массаж выполняется из положения тела лежа или полусидя. Используют:

  • Поглаживание.
  • Разминание.
  • Растирание.
  • Поколачивание или вибрацию.

Первые сеансы начинают с пяти – семи минут и постепенно доводят до 30 минут. Курс состоит из 10 процедур, затем делают перерыв на две недели и снова его повторяют.

Кроме логопедического массажа используют и точечный, при котором воздействие осуществляют на определенные точки на теле. Массаж помогает успокоиться, благоприятно влияет на нервную систему, расслабляет. Воздействие на артикуляционные мышцы помогает их настроить на правильную работу.

Часто после первого курса заикание у малыша усиливается, что говорит о тяжелом протекании патологического процесса, прекращать сеансы не стоит, но только если вы уверены в компетентности специалиста.

Упражнения

При заикании хорошие результаты лечения возникают, если постоянно проводить с ребенком дыхательную гимнастику. Такие упражнения позволяют нормализовать процесс носового и ротового дыхания, способствуют укреплению мышц и диафрагмы, учат контролю над своим состоянием. Нужно научить ребенка производить выдох спокойно, а вдох совершать только во время выполнения движения.

  • Ребенка нужно поставить прямо, согнутые локти опустить вниз, при этом раскрытые ладошки должны быть направлены вверх. На вдохе ладошки сжимаются в кулачки, на бесшумном выдохе разжимаются. Упражнение повторяется до 10 раз.
  • Ребенок стоит, руки вытянуты вдоль тела, ноги раздвинуты. На вдохе нужно присесть с одновременным поворотом туловища сначала в одну сторону, затем в другую.
  • Положение – стоя, ноги раздвинуты. Нужно наклонять голову в разные стороны так чтобы ухо прижималось к плечу, при наклоне делать вдох. Совершив по 4-5 наклонов нужно покачать головой из стороны в сторону. При выполнении всех движений глаза должны смотреть прямо.
  • Положение тела такое же, как в предыдущем комплексе, но только голову теперь необходимо опускать вниз или поднимать вверх, совершая при этом шумный вдох. Выдох делают при возвращении головы в исходную позицию.

Дыхательные упражнения способствуют укреплению речевого аппарата и также улучшают мозговое кровообращение. Делать комплекс упражнений нужно ежедневно и лучше в утренние часы.

Для наглядности посмотрите видео упражнений:

Методик избавления от заикания в настоящее время разработано сотни и потому врачи советуют не останавливаться на одной, особенно, если заметного результата не видно. При желании всегда можно найти такую схему лечения, которая поможет именно вашему ребенку.

Взрослые боятся, что это заикание. Но логопед чаще всего делает заключение – «физиологические итерации». Что же это такое, и чем это явление отличается от заикания, мы и поговорим.

Специальная терминология

Физиологическими итерациями называется повторение детьми некоторых звуков или слогов, которое обусловлено возрастным несовершенством деятельности слухового и речедвигательных анализаторов. Это несовершенство обычно проявляется в период становления речи, причем ученые считают, что итерации могут проявиться не только в дошкольном возрасте, но и гораздо раньше – в период появления у ребенка первых слов, а иногда и еще раньше – в период «агуканья».

В литературе можно встретить и другое название физиологических итераций – персеверации, что дословно переводится как «застревания». Причина персевераций кроется в особенностях закрепления в памяти слов, понятий и явлений. Дело в том, что в дошкольном возрасте слуховые и кинестетические образы целого ряда слов недостаточно четкие, поэтому ребенок просто напросто ошибочно может их воспроизводить, исправлять сам себя, повторять более точную версию, а потому переставлять или повторять звуки, слоги и т.д.

Такие неточности и повторения специалисты относят к возрастным нарушениям темпо-ритмической стороны устной речи, когда итерации являются наиболее характерными и яркими недостатками в период формирования фразы, то есть после двух лет.

Почему?

Когда ребенок растет, его восприятие не ограничивается минимумом: вокруг столько всего интересного и нового, названия которому малыш пока просто не знает, но очень хочет знать, а потому все слова, произносимые взрослыми, соотносятся с предметами, обозначаемыми этими словами, и усваиваются (запоминаются именно в звуковом и предметном соотношении).

В сенситивный период речи, то есть, в момент ее развития и становления, нервная система испытывает колоссальные напряжения. Судите сами: кроха знает уже много предметов и явлений, но его речевой аппарат еще не до конца сформирован, а потому мышление просто опережает речевые возможности говоруна, из-за этого он и совершает эти самые физиологические запинки и повторы, поправляя сам себя. К тому же речевое дыхание так же несовершенно (оно еще не оформлено), и возможность произнесения длинных фраз затруднена психологически по причине того, что моторная реализация речи отстает от психической стороны речевой активности.

Как?

На этапе формирования речи логопеды, психологи и внимательные родители отмечают такие особенности детской речи, как повторы отдельных слогов или слов. Сами же говоруны не замечают за собой эти недостатки, так как для них это просто самосовершенствование речи. Именно поэтому логопеды говорят о том, что итерации подобного рода не влияют на процесс становления речи и коммуникативные навыки ребенка, и речевое общение остается в норме.

Для ребенка в возрасте от 2 до 5 лет важным становится познание мира: он уже много знает, но интерес распространяется на другие незнакомые предметы и явления – это классический вариант «почемучек». Стремление узнать гораздо больше, чем уже есть в памяти, провоцирует высокую эмоциональную насыщенность познавательной и речевой деятельности: пассивный словарь обогащается, ряд слов входит в активный словарный запас, но речевой аппарат еще физиологически не может выговорить все правильно. Или память выуживает незнакомое слово, которое очень знакомо по звуковому или зрительному восприятию, поэтому его хочется ввести в активную речь, а потому ребенок тренируется, «спотыкается», переставляет звуки и слоги, некоторые слова произносит нечетко, повторяет их снова и снова, доводя до нормы (в детском понимании).

С точки зрения взрослого человека, не посвященного в тайны развития речи маленького говоруна, это выглядит как хаос слов и слогов, разбросанность их в предложении, нечеткое произношение и неверное оформление фразы. А посвященные родители понимают, что это особенность речевого периода растущего ребенка.

Поправлять? НАДО!

Чтобы эта особенность не переросла в патологию, ребенку требуется постоянное общение с окружающими: слыша нормальную в плане фонетики, грамматики и синтаксического оформления речь, карапуз совершенствует свои речевые навыки. Кроме того, важно и педагогическое воздействие взрослого человека: ненавязчиво поправляя ребенка, подсказывая правильные варианты слов и синтаксических конструкций, сами родители помогают закреплению в памяти правильных, четких и прочных слуховых и кинестетических образов слов, словосочетаний и даже отдельных предложений.

В результате такого воспитательного воздействия итерации как явления переходного периода становления речи проходят. И уже к 4-5 годам ребенок способен самостоятельно управлять своим речевым потоком и в плане артикуляции, и в плане соотношения «слово-предмет». При правильном родительском отношении к физиологическим итерациям самоконтроль становится для ребенка нормой, и он при необходимости сам уже вполне спокойно и без запинок исправляет допущенные фонетические ошибки.

Если же ребенок ослаблен постоянными болезнями, если в анамнезе имеется родовая травма, или беременность была осложненной, если в период становления речи родителями допускались систематические речевые ошибки, или педагогические приемы были выбраны неверно, физиологические итерации могут задержаться на более длительный срок или даже перейти в заикание.

Отличие от заикания

Внешние проявления заикания весьма напоминают итерации: ребенок многократно повторяет слоги или звуки, при этом напряжение при повторе звука-слога-слова очевидно и носит судорожный характер. Речь может внезапно прерываться достаточно длительной паузой. Большое количество таких запинок или сочетание различных «спотыканий» и пауз характерно для детей с невротической формой заикания.

При этом запинки и паузы проявляются и после периода становления речи, то есть с 2 до 6 лет, и сохраняются более долгое время (более 2-3 месяцев) и очевидны на фоне хорошо развитой фразовой речи. Если итерации появляются в речи как показатель развития и совершенствования познавательной активности и формирования словаря и грамматической стороны речи ребенка, то заикание чаще всего появляется остро и чаще всего после перенесенной психической травмы.

Если внимательно наблюдать за речью своего ребенка, вы поймете, что он вступил в фазу становления и совершенствования своего умения говорить. Следите за «почемучками», отвечайте на их вопросы просто, но в то же время правдиво, ненавязчиво поправляйте ошибки и просите правильно повторить слово. Со временем ребенок научится повторять за вами правильный вариант произношения и будет использовать привычный (нормальный) вариант слов. Если же вы видите, что задержка фразы, неправильное произношение или длительные паузы в речи связаны с судорожными явлениями, если ребенок мучительно пытается начать фразу и не может, возможно, это заикание, для лечения которого важно своевременное обращение к логопеду.

Если вы сомневаетесь, физиологические итерации у крохи или заикание, не стесняйтесь обращаться к специалистам – ваш ребенок важнее комплексов, и его здоровье и успешность должны побороть все ваши родительские стеснения. Совершенствуйте свои и детские коммуникативные навыки, расширяйте словарный запас и будьте уверены: в будущем такая работа принесет свои плоды.

Хотите читать всё самое интересное о красоте и здоровье, подпишитесь на рассылку !

Заикание не зря считается чрезвычайно сложным и многогранным заболеванием. Очень тяжело выявить причины его возникновения. Трудно спрогнозировать результаты лечения. А проявления заикания настолько разнообразны, что, иногда, врачу приходится пол-листа исписать, чтобы сформулировать диагноз маленькому пациенту с жалобами на запинки в речи. Это и не удивительно. Ведь, когда доктор ставит ребенку диагноз – заикание , он учитывает:





Из предыдущего поста - - вы узнали, как классифицируется заикание. Теперь же мы более подробно рассмотрим, от чего зависит эта классификация. И первый фактор, влияющий на постановку диагноза – это происхождение заболевания, или, еще можно сказать, причины возникновения заикания. У врачей формулировка эта звучит так: виды заикания в зависимости от этиологии заболевания.

Какие бывают виды заикания?


1. Невротическое заикание (логоневроз) .


2. Неврозоподобное или органическое заикание .


Давайте рассмотрим каждый вид заикания, тогда вам легче будет понять, чем логоневроз отличается от органического заикания.

Что такое невротическое заикание (логоневроз)?

Логоневроз или невротическое заикание – это заикание, при котором у ребенка, практически, отсутствуют ярко выраженные нарушения со стороны невралгии. Исследования головного мозга не выявляют значимых отклонений в его функционировании. Речевое и моторное развитие – нормальное или раннее. При логоневрозе малыш может совсем не заикаться в спокойной обстановке, но, в том случае, если он начинает волноваться, заикание усиливается. Часто наблюдается проявление логофобии (боязни говорить), а также избегающего поведения. Все эти симптомы очень похожи на проявления невроза. Поэтому такой вид заикания и стали называть логоневрозом. Невротическому заиканию свойственна сезонность. Как и у всех хронических заболеваний, обострения, зачастую, случаются осенью и весной.


Чаще всего заикание дает о себе знать в период активного становления речи, а именно в 2-3 года. В возрасте же 4-6 лет, когда у ребенка развивается фразовая речь, расширяется кругозор и, соответственно, обогащается словарный запас, у некоторых деток артикуляционный аппарат и головной мозг подвергаются повышенной нагрузке, к которой они, по сути, еще не готовы. И достаточно, как говорится, искры, чтобы вся система дала сбой. В роли искры здесь может выступить любое сильное переживание или стресс.


Кратковременное заикание в период активного формирования мышления наблюдается у 4% детей в возрасте от 2 до 4 лет. Его так и называют – «заикание развития». У 1% деток заикание стойкое. И связано оно, обычно, с психологическими факторами.


В каждом отдельном случае совокупность этих факторов своя:


- Кто-то из родителей перестарался с обучением. Так сказать, форсировал события. А детская психика оказалась к такому объему информации еще не готовой.


- Кто-то сильно опекает своего малыша и не дает ему почувствовать себя значимым и самостоятельным членом общества.


- Один ребенок боится ходить в детский сад, потому, что его там кто-то обижает.


- А другой – испугался собаки или кого-нибудь из мультяшных героев. Да-да! Мамы-папы, обратите на это свое особое внимание! Ведь не все родители контролируют, что смотрят их дети. А герои современных мультфильмов, иногда, бывают гораздо страшнее любой собаки.


Именно, учитывая возможность возникновения подобных обстоятельств, так важно, если вы заметили первые симптомы заикания у вашего малыша, обратиться не только к невропатологу и психиатру, но и к психологу.


Чаще всего, назвать одну единственную причину, приведшую к тому, что ваш ребенок заболел логоневрозом, просто невозможно. Это целая причинно-следственная цепочка, которая может начинаться с генетических и наследственных заболеваний, прослеживаться во время и родов, и заканчиваться ослаблением детского организма частыми простудными заболеваниями и нестабильным морально-психологическим состоянием.


Одно, в случае с невротическим заиканием, можно сказать определенно. Побороть его – вполне реально. И это в ваших силах. Укрепляйте иммунную и нервную системы ребенка, активно занимайтесь с логопедом, выполняйте все рекомендации психиатра и психолога. И результаты вы увидите совсем скоро. С органическим или неврозоподобным заиканием ситуация обстоит совсем по-другому. И сложность этой ситуации заключается вот в чем.

Что такое неврозоподобное или органическое заикание?


Неврозоподобное заикание – это, обычно, следствие выраженной неврологической патологии. ЭЭГ, в таких случаях, выявляет отклонения в функционировании головного мозга. То есть, причины заикания – физиологические. У таких деток наблюдается нарушения моторики, что отражается и на артикуляции. Они поздно начинают говорить. Характер заикания у них не меняется, в зависимости от эмоционального состояния, смены ситуаций или сезонов. Органическое заикание часто сопровождается нервными тиками, навязчивыми движениями и выраженной судорожностью речи. Методики лечения неврозоподобного заикания включают в себя не только комплекс терапевтических мероприятий по коррекции заикания, но и меры по борьбе с патологией, ставшей его причиной.


Органическое заикание проявляется, как правило, у детей на 3-4 году жизни. Оно усиливается постепенно. В отличие от логоневроза, характеризуется постоянностью симтоматики. Детки с неврозоподобным заиканием беспокойны, непоседливы и суетливы. Они отличаются моторной неловкостью и плохой координацией движений. У них наблюдается нарушение произношения многих букв. Сложности с фонематическим слухом, да и с музыкальным тоже. Опять же, как и в случае с логоневрозом, здесь четко прослеживается причинно-следственная связь между наследственностью, тяжелой беременностью и родами и возникновением заболевания.


Хотелось бы еще отметить, что деление заикания на невротическое и неврозоподобное, весьма и весьма условно. Очень редко можно встретить ребенка с логоневрозом, не страдающего каким-нибудь расстройством соматического характера. И наоборот. Так что, не стоит удивляться, если вы обнаружите, что методики лечения разных видов заикания очень похожи, если не сказать – совершенно идентичны. В связи со сложностью самого заболевания в целом, и его диагностирования, в частности, комплексы борьбы с заиканием, в большинстве своем, универсальны.


Что касается классификации заикания в зависимости от его этиологии, то, я надеюсь, вы поняли, чем отличается логоневроз от неврозоподобного заикания. Если же что-то неясно, задавайте вопросы в комментариях. Будем разбираться вместе. А в следующем посте мы с вами продолжим знакомство с классификацией заикания, и узнаем, каким оно бывает по типу, форме, и месту локализации судорог артикуляционного аппарата.