Артикуляционная гимнастика. Первые шаги. Артикуляционная гимнастика Упражнения артикуляционной гимнастики для детей раннего возраста

Произнести звуки речи правильно и отчётливо помогает развитый артикуляционный аппарат. Детский речевой аппарат развивается постепенно, так как произношение речи – непростой двигательный навык, овладеть которым в одночасье ребёнку не под силу.

Развивающийся нормально ребёнок к четырём – пяти годам осваивает фонетику родного языка. При этом дефекты речи наблюдаются даже у школьников. Опасность здесь заключается в том, что ребёнок с плохим произношением испытывает трудности при общении со сверстниками, появляются проблемы в учёбе. Для устранения или предотвращения подобных затруднений нужна своевременная консультация специалиста.

Артикуляционная гимнастика для малышей призвана сделать речевой аппарат сильным, подвижным и упругим. Это позволит произносить слова отчётливо, красиво и правильно.

Особую значимость при произношении имеет подвижность артикуляционного аппарата. С помощью проведения для малыша специальных занятий можно укрепить и развить правильные движения речевого аппарата, улучшить дикцию. Также отчётливое произнесение звуков служит базой при обучении письму. Особенно необходимо выполнение артикуляционных упражнений детям с дефектами речи. Специальная литература по развитию речи и видео в интернете помогут выбрать упражнения и делать их правильно.

Правила выполнения гимнастики

  • Систематичность: дважды в день по 5–10 минут, повторяя каждое упражнение 7 раз.
  • Упражнения выполняются плавно, чётко и медленно, перед зеркалом.
  • Лучше выполнить меньшее количество повторений, но правильно.
  • Научиться делать упражнения правильно поможет просмотр видео, папка передвижка и презентация.
  • Для ребёнка большое значение имеет похвала. Нужно поощрять малыша за малейшее достижение.
  • Для ребёнка упражнения преподносятся в виде игры. В этом помогут папка передвижка и презентация, предназначенная для занятий артикуляционной гимнастикой. Они сделают уроки или занятия дома увлекательными.

Артикуляционная гимнастика для детей сделает артикуляционный аппарат подвижным, подготовит его к безошибочному проговариванию звуков. При этом заменить занятия с логопедом упражнения не смогут. Консультация специалиста понадобится для того, чтобы индивидуально и правильно подобрать комплекс, направленный на развитие речи дома, в детском саду, школе.

Занятия дома под руководством родителей ускорят развитие ребёнка, устранение дефектов речи произойдёт намного быстрее. Заниматься с ребёнком в раннем возрасте нужно самостоятельно, если есть признаки несовершенства произношения.

  • Выполнение гимнастики лучше всего проводить в положении сидя, так как в подобном случае у ребёнка прямая спина, тело расслаблено.
  • Мама или папа рассказывает об упражнении, представляя его в виде игры или сказки, затем показывает упражнение. Далее ребёнок делает упражнение, а взрослый следит за безошибочностью выполнения.
  • Во время выполнения гимнастики ребёнок не должен напрягать лишние мышцы: напрягать лоб, «выпучивать» глаза или поднимать плечи.
  • Специальная литература и видео разъяснят тонкости выполнения упражнений.
  • Обязательна симметричность проделывания упражнений правой и левой частью лица иначе эффекта от комплекса не будет.
  • Гимнастику желательно подбирать индивидуально для коррекции произношения определённых звуков.

Для маленького ребёнка речевая гимнастика – это большой труд, поэтому важно превратить выполнение упражнений в интересную игру.

Вспомогательные материалы для занятий

Папка передвижка – это красочно оформленный на листах бумаги учебный материал, предназначенный для родителей, педагогов и детей. Это распечатанные из интернета интересные статьи, иллюстрации, собранная информация на определённую тему в виде текстов, стихов и картинок для проведения увлекательных занятий. Используемая папка передвижка для родителей позволит на занятиях с детьми дома облегчить запоминание упражнений, поможет выполнять их правильно.

Презентация – это методика, направленная на развитие детского речевого аппарата в картинках и стихах. Состоит из слайдов, подобранных с учётом развития детей в определённом возрасте. Методика предназначена для родителей детей в дошкольном возрасте и воспитателей.

Артикуляционная гимнастика для малышей и дошкольников преподносится в слайдах, стихах, сказках, считалках, загадках, а правильность выполнения упражнений – в картинках и видео. В подобной атмосфере проведения занятий ребёнок не замечает, что его учат, развитие речи происходит быстрее и приносит немало удовольствия детям и взрослым.

В каком возрасте артикуляционная гимнастика наиболее эффективна

Артикуляционная гимнастика служит не только средством исправления появившихся недостатков произношения. Она отличный способ профилактики дефектов речи, так как обеспечивает развитие подвижности речевого аппарата. Нарушенное произношение у ребёнка трёх лет свидетельствует о неразвитом артикуляционном аппарате. Появившиеся дефекты по мере взросления закрепятся в речи, если меры по их устранению не будут приняты.

Выполнение упражнений на развитие речевого аппарата нужно начинать в самом раннем возрасте. С малышами до года нужно заниматься во время бодрствования. Простейшее цоканье, уханье, фырканье, писк, разговор разными голосами и с различной громкостью принесут пользу ребёнку, обусловят развитие речи в раннем возрасте и до года.

Занятия с ребёнком 2–3 лет проводятся в качестве профилактики дефектов произношения и устранения уже появившихся нарушений речи. Рекомендуются простые упражнения:

  • Обычный поцелуй.
  • Ребёнок улыбается и задерживает улыбку дольше.
  • Малыш открывает ротик как можно шире на несколько секунд.
  • Прятать язычок в «домик» (в рот) и высовывать его наружу на три-четыре секунды. Повторить 5 или больше раз.

Комплекс для детей 3–5 лет (развитие произношения звуков ш, ж, ч, щ, л, р, с, з, ц)

  • «Заборчик». Широко улыбнуться, обнажая сжатые зубы. Задержаться в этом положении примерно на 7 секунд. Расслабиться и повторить до пяти раз.
  • «Слоник». Удерживать 7 секунд вытянутые вперёд и сложенные трубочкой губы. Зубы при этом сомкнуты. Проделать 4 или 5 раз.
  • Поочерёдно выполнять «Заборчик» и «Слоник» только губами, зубы остаются неподвижными. Проделать примерно 5 или 6 раз.
  • «Чистим зубы». Широко улыбнуться, открыв рот и обнажая зубы. Кончиком языка водить вправо и влево по нижнему и верхнему ряду зубов, как бы «очищая» зубы внутри. Нижняя челюсть остаётся неподвижной, губы сложены в улыбку. Выполнить 5 или 6 раз в каждую сторону.
  • «Непокорный язык». Проговаривая «пя-пя-пя» пошлёпать губами плоский кончик языка 4 или 5 раз.
  • «Аппетитное варенье». Оттянуть нижнюю губу вниз, зубы не касаются языка. Плоским кончиком языка провести по верхней губе сверху вниз. Проделать от трёх до пяти раз.
  • «Индюк». Сделать глубокий вдох. Кончиком языка быстро двигать по верхней губе вперёд-назад, держа рот приоткрытым и проговаривая «бл-бл-бл» в течение пяти – семи секунд.
  • «Подуть на чёлку». Поднять высунутый к верхней губе кончик языка и подуть вверх на чёлку. Щёки не надувать, сделать 5 или 6 раз.
  • «Чашка». Открыть рот широко и улыбнуться, обнажая зубы. Высунуть язык, образуя из него при помощи краёв и кончика подобие чашки. Задержаться в этом положении от пяти до десяти секунд, сделать 5 раз.
  • «Лошадь». Цокать языком попеременно увеличивая и замедляя темп, изображая звук копыт лошади при беге и ходьбе. Нижняя челюсть неподвижна на протяжении всего упражнения. Делать перерывы для отдыха.
  • «Болит пальчик». Губами слегка придерживать широкий плоский кончик языка, через отверстие между верхней губой и языком подуть на пальчик. Щёки при выполнении упражнения не надувать, делать медленный вдох и медленный плавный выдох. Проделать 4 или 5 раз.
  • «Горка». Упереться языком (кончиком) в нижний ряд зубов широко при этом улыбаясь и обнажив зубы. Спинка языка приподнята, но не ложится на зубы. На счёт до пяти удерживать такое положение. Выполнить 4 или 5 раз.
  • «Горка открывается и закрывается». Сделать горку как в предыдущем упражнении. Затем сомкнуть зубы. Губы при этом улыбаются, обнажая зубы. Сжимать зубы и открывать рот, удерживая каждое положение на счёт до пяти. Проделать 4 или 5 раз.

В раннем дошкольном возрасте разговорные навыки только начинают формироваться. Появившиеся дефекты речи легко исправимы с помощью специальных упражнений. Делать гимнастику не допуская ошибок, поможет просмотр видео. В норме к пяти годам эволюция произношения заканчивается. Иногда этот процесс затягивается и без специальной гимнастики уже не обойтись.

Развитие дошкольников в 5–6 лет направлено на подготовку к школе. Ребёнок с дефектами речи попадает в неравное положение со сверстниками. Если, несмотря на продолжительные занятия, дефекты произношения не исчезли – нужна консультация квалифицированного логопеда, который поможет выявить причины нарушений речи.

От рождения до трёх лет в развитии речи ребёнка наблюдается сензитивный период – самое ответственное и благоприятное время в формировании речевых навыков. Уделяя внимание малышу в таком возрасте, вы избавитесь от проблем с развитием. Правильная речь ребёнка обуславливает успешное общение со сверстниками и взрослыми, успеваемость в школе.

Что такое мелкая моторика? Это способность малыша выполнять последовательно мелкие и точные движения кистями, а также пальцами ног и рук. В простонародье это понятие, называется просто "ловкость". К мелкой моторики относят разные движения: от простых(просто взять игрушку) до сложных(рисовать и писать).

Упражнения для развития артикуляции

Упражнения, которые помогают ребенку развивать артикуляцию и усовершенствовать движение тех органов, которые непосредственно участвуют в произношении звуков и слов, нужно проводить на начальном этапе развития малыша, причем ежедневно. Это нужно для того, чтобы те двигательные навыки, которые изучаются и усваиваются, могли стать более прочными и закрепиться надолго.

Продолжительность самого занятия при этом не должна перевешать 5 минут, так как занятия, которые длятся больше, вызывают у ребенка усталость, что приводит не к усвоению материала, а к исчезновению общего интереса к упражнениям. Для начала время занятий вообще следует сократить до нескольких минут. Чтобы упражнения не были для малыша слишком сложными, следует учитывать его возраст и выбирать легкие материалы, такие которые были бы доступными для развития ребенка.

Гимнастику и ее упражнения, которые развивают артикуляцию малыша, можно проводить как группами, так и индивидуально, главное, чтобы при выполнении всех упражнений, ребенок мог смотреть в зеркало и на своего педагога и мог видеть те движения и мимику, которые происходят при разговоре, чтобы сравнивать с тем, как это получается у него. Специалисты, которые разрабатывают подобные упражнения, не рекомендуют выполнять их сразу же после еды, а выполнение всех заданий и гимнастических упражнений в игровой форме – только приветствуется.

Все упражнения, развивающие артикуляцию ребенка, выполняются в некой последовательности, которую, прежде всего, определяет возраст малыша. Сначала это должен быть рассказ какой-нибудь сказки или истории, который бы отвечал теме упражнений. После этого педагог, воспитатель показывает ребенку технику выполнения задания или упражнения, после чего ребенок начинает сам пробовать его исполнить, контролируя движение органов речи перед зеркалом. Все это время воспитатель наблюдает за малышом, и если он делает что-нибудь неверно, то тот указывает на неточности, после чего ребенок может попробовать выполнить упражнения самостоятельно и уже без помощи зеркала. Но так как маленькие дети зачастую не могут выполнить задание без зеркала, то для них этот пункт можно упустить.

Игры на развитие артикуляции у детей

Для игр можно использовать разные картинки и изготовить простые пособия, о которых поговорим ниже.

Взрослый – тот, кто проводит артикуляционную гимнастику, должен очень внимательно следить за малышом, допуская выполнение только правильной технологии упражнений, и тогда ребенок быстрее сможет усвоить все нужные для правильной артикуляции детали.

«Весёлые лягушки» (выполняйте упражнения в соответствии с текстом)

Квака любит улыбаться.

Тянуть губы прямо к ушкам20

Очень нравится лягушкам.

Рот у Кваки до ушей,

Хоть завязочки пришей.

Улыбаются, смеются,

А глаза у них, как блюдца.

«Трубочка»

Мои губы – трубочка –

превратились в дудочку.

Громко я дудеть могу:

Ду-ду, ду-ду-ду, ду-ду, ду-ду-ду.

«Обезьянки»

Попросите малыша повторять за вами: вытягивайте губы в улыбке, посылайте поцелуйчики. Попробуйте показывать пасть крокодила, с открытым ртом предложите малышу высунуть и удержать язык несколько секунд. Складывайте губки трубочкой и цокайте, как лошадка.

«Пузырь»

Надувайте обе щёки и лопайте пузырь. Игра очень увлекает малыша. Потом попытайтесь научить ребёнка надувать одну щеку, а потом другую.

«Котёнок»

Пусть малыш покажет, как котёнок лакает молоко, облизывает губки (ах как вкусно). Для развития правильного речевого дыхания (короткий вдох, удлиненный выдох) вам необходимо изготовить простые атрибуты.Возьмите трубочку для коктейля и проденьте в ней нитку. Завяжите нитку, чтобы удобно было держать и повесить игру на крючок. Вырежьте из цветной бумаги листочки, цветочки или бабочек (предметы выбирайте в соответствии с темой ваших занятий). Возьмите нитку. Один край нитки привяжите к трубочке, а на другой конец закрепите бабочку. На одну трубочку можно привязать несколько бабочек на разной высоте. Играя с малышом, предложите ему подуть на бабочек. Это упражнение очень нравится детям.

Можно на конец трубочки привязать комочек ваты или пёрышко, или ласкуток лёгкой ткани. На все это ребёнок может дуть с разной силой (лёгкий ветерок, сильный ветер).

Можно изготовить маленькие воротца и пытаться задуть в них комочки ваты.

Для развития дыхания подойдут вертушки, надувные шары, дудочки и т.д., а так же речёвки на гласные звуки, например:

Девочка плачет – а-а-а-а (длительное произнесение);23

Мышонок смеётся – и-и-и-и;

Волк зовёт другого волка – у-у-у-у;

Лось трубит в лесу – о-о-о-о;

Ребёнок маленький плачет – уа-уа-уа-уа;

Дети в лесу перекликаются – ау-ау-ау-ау.

Артикуляционные упражнения

Можно так же использовать следующие упражнения:

  1. Вдох и выдох через нос (стоя или сидя на стуле)
  2. Вдох через нос, выдох через рот.
  3. Вдох через рот, выдох через нос.
  4. Вдох и выдох через левую половину носа (тоже через правую)
  5. Вдох через одну половину носа, выдох через другую.
  6. Глубокий вдох, выдох через нос толчками.

Артикуляционная гимнастика

Язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.

Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее "поставить" правильное звукопроизношение. Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.

«Болтун-болботун» - упражнения для языка

Сначала объясните ребёнку, кто такой «болтун», ведь язычку предстоит в него превратиться.

Чтобы это превращение прошло успешно, надо сделать язык широком-широким! Не получается? Путь ребёнок положит язык на нижнюю губу и пошлёпает, «накажет» его, произнося при этом: «пя-пя-пя-пя…». Теперь язык стал послушным и широким? Самое время превращать его в болтуна-болботуна! Широкий язык выбрасывается изо рта и бьёт по верхней губе, издавая характерные звуки: «бл-бл-бл-бл- …».

У этого упражнения есть и другое название: «Индюк». Ведь правда же, похоже на то, как болбочет рассерженный индюк?

Упражнение для языка и нижней челюсти «Печём блинчики»

Кто сказал, что блинчики можно испечь только на сковородке? На нижней губе они тоже неплохо получаются, особенно если в качестве «блинчика» выступает сам язычок!

Итак, «печём блинчики». Рот приоткрыт, губы не напряжены и расслаблены. Широкий, плоский язык-блинчик спокойно лежит ни нижней губе: остывает… Удерживать это положение не менее 10 секунд. Один блинчик остыл? Печём второй, третий, четвёртый… Одним словом, пока не устанем.

Упражнение для языка «Вкусно!»

Блинчики испекли? Поели? Ах, как же было вкусно!!! А ели-то, наверное, со сметаной или с вареньем? Вот и перемазали верхнюю губку. Теперь с верхней губы надо слизать остатки варенья или сметаны.

Облизываем верхнюю губу широким языком движением сверху-вниз. Рот при этом приоткрыт, а нижняя губа не помогает, не «подсаживает» язык. К сожалению, ребёнку не всегда удаётся правильно выполнить это упражнение: нижняя губа не слушается… Достичь желаемого результата удаётся после нескольких неудачных попыток.

Упражнение для языка и нижней челюсти «Волна»

Ребёнок видел морскую волну? Она то накатывает на берег, то убегает от него.

Вот сейчас – волна как раз «накатила». Рот широко открыт. Кончик языка крепко упирается в нижние резцы. Прилив… Подержав какое-то время язык в этом положении, убрать его глубоко-глубоко в рот. Отлив. …

Повторить это чередование несколько раз.

Если выполнить только первую часть упражнения, название его можно изменить на «Горочку», «Катушечку». В отличие от «Волны», эти упражнения - статические.

Упражнение для языка и нижней челюсти «На море штиль»

Море бывает не только бурным, но и спокойным. А вот может ли быть какое-то время спокойным язык ребёнка?

Рот открыт. Язык укладывается на дно ротовой полости и становится абсолютно неподвижным.

При всей простоте, упражнение очень сложное! В этом родители и педагоги могут убедиться, заглянув в рот ребёнка. В мышцах языка – подёргивания и «зыбь»? Ведь так? Добиваемся полного «штиля»!

Естественное желание любой любящей мамы - чтобы малыш как можно раньше научился говорить , четко произносить звуки. Для этого мало постоянно разговаривать с ребенком, хотя это безусловно, необходимо для становления и понимания речи. Но чтобы кроха мог освоить речь и правильно проговаривать звуки - очень важно развивать у него речевое дыхание и проводить с ним артикуляционную гимнастику.

Эти простые упражнения помогут Вам также на ранней стадии определить какие-то речевые или физиологические нарушения, которые впоследствии можно устранить, обратившись к специалистам.

«Сеансы» артикуляционной гимнастики
также позволяют справиться с возможными проблемами в будущем: устранить вялость языка (как мы говорим - «каша во рту»), а также улучшить его кровоснабжение.

Артикуляционная гимнастика для детей первого года жизни

Для самых маленьких

Уже с первых месяцев жизни малыша можно начать, при переодевании ребенка, во время игры с ним, фыркать, цокать, делать губы трубочкой, вытягивать язык, шлепать губами.

Произносите разные звуки, в том числе неречевые: писк, фырканье, уханье и т. д. При этом старайтесь утрированно произносить слоги: широко открывайте рот, вытягививайте губы в трубочку и тому подобное, чтобы кроха не просто слышал, но и наглядно видел, чем «ко-ко» отличается от «ку-ка-ре-ку»!

На разные голоса

Расскажите крохе, как «говорят» разные животные: как мяукает кошка, как блеет барашек, как поет кукушка. Делайте это нужно с чувством, различными интонациями и на разные голоса. Эти несложные занятия станут и демонстрацией артикуляционных упражнений, и развитием речевого фонетического слуха у младенца.

Игровые упражнения

Когда малыш станет немного постарше, пора приступать к специальным упражнениям - в непринужденной игровой форме. Эти занятия займут всего несколько минут - а пользу от них трудно переоценить.

Хорошо будет делать их перед зеркалом, но не пренебрегайте и временем одевания, купания, прогулки и трапезы (например: облизать по кругу губки, ложку, попытаться достать до носа языком и подобное, в том же духе).
Постарайтесь для этого выбирать время, когда ребенок находится в хорошем настроении.

Вы, как никто другой хорошо знаете индивидуальность своего ребенка, поэтому не требуйте от него того, что он заведомо сделать не сможет, начинайте с самых простых упражнений. С другой стороны - чем больше растет ребенок, тем интереснее можно упражнения усложнять.

В процессе игры Вы объясняете движение и показываете, как его делать. Привлекайте к гимнастике сюжеты, рассказы, игрушки - так, чтобы ребенок был активно заинтересован происходящим. И тогда он с увлечением будет повторять за Вами. Вот некоторые примеры игровых упражнений для развития артикуляции:

. Упражнение «Жарко-холодно»

Широко откройте рот (жарко), затем закройте рот (холодно).

. Упражнение «Шарик во рту»

«Показать фокус? Смотри малыш - у меня во рту шарик!» Надуйте щеки, через 2 секунды - сдуйте щеки, как будто проглотили шарик - «Я его проглотила!». Откройте широко рот. «А ты так сможешь?»

. Упражнение «Вкусное варенье»

Оближите сами себе губы по кругу, попробуйте дотянуться до носа, подбородка, щек языком (представьте, что вы выпачкались в варенье).

. Упражнение «Киска-лакомка»

«Киска любит лакать молочко - вот так!» Оближите тарелочку, как это делают кошки.

. Упражнение «Зайчик-барабанщик»

Приоткройте рот и побарабаньте язычком по верхним и нижним зубам (будто барабанщик).

. Упражнение «Слон на водопое»

«Киска пьет водичку язычком - а как это делает слоник? Вот так!» Вытяните вперед губы трубочкой, образуя «хобот», и сделайте вид, что Вы набираете водичку - втягиваете в себя воздух, слегка причмокивая.

. Упражнение «Хомячок спрятал орешки»

Расскажите малышу, как хомячок любит прятать орешки за щеки. Завлеките интерес крохи словами: «Хочешь, я покажу тебе, как он это делает? А у тебя получится?» «Перекатывайте орешки» так: с закрытым ртом с напряжением упираем кончик языка в щеки - то одну, то другую. Получается со стороны это выглядит так, будто за щеками у нас твердые шарики-«орешки».

. Упражнение «Лошадка»

У Вас есть игрушечная лошадка? Просто поиграйте с ней: цокайте языком - «Цок! Цок! Цок» (лошадка скачет), «Но-Но, лошадка!», а она в ответ: «Фыр! Фыр!» (пофыркайте). Затем спросите у ребенка: «Как скачет лошадка? Как она фыркает?»

. Упражнение «Заборчик»

Улыбнитесь, с напряжением обнажив зубы (похоже на заборчик) - «У моего язычка есть заборчик!»

. Упражнение «Паровозик»

Покажите в книжке на картинке, или поиграйте паравозиком-игрушкой, погудите: «ТУ-ТУ», сложив губы трубочкой.

. Упражнение «Пароходик»

Пароход гудит - приоткрыв рот, тяните звук «ы-ы-ы».

. Упражнение «Ходики»

Если есть возможность - покажите малышу часы с маятником, и в то же время - подвигайте языком: вправо-влево, в уголки рта, как это делают ходики.

. Упражнение «Море волнуется»

Изобразите ребенку море - на вдохе плавно поднимаем руки вверх, на выдохе - опускаем, тянем звук «ш-ш-ш».

Игровые упражнения - в сказке

Расскажите и наглядно покажите малышу сказку, например такую:

«Наступило утро, язычок проснулся и открыл свое окошко (открываем рот), смотрит язычок вверх, «Где же наше солнышко?» (попытаемся дотянуться до носа). «А кто у нас гуляет во дворе?» - смотрит язычок налево (вытягиваем язык к левой щеке), потом - смотрит направо (вытягиваем к правой щеке). «А где же наш Сереженька (имя ребенка)? Тут наш Сереженька! (имя ребенка) - Приве-е-ет!!» - приветственно «помашите» язычком из стороны в сторону. «Пока!» - помашите языком вверх-вниз».

Вскоре Ваш кроха начнет за вами повторять - и это будет для него самая настоящая артикуляционная гимнастика.

Развитие речевого дыхания

Для чего нужны тренировки речевого дыхания?

В образовании звуков принимают прямое участие так же и легкие, правильное дыхание - дает силу звучания нашему голосу. У детей младшего возраста часто бывает сбивчивое, прерывистое дыхание. А некоторым - трудно сделать длинный выдох, также чередовать выдох и вдох носом, затем ртом и т.д. Конечно же, это мешает ребенку правильно и выразительно говорить. Предотвратить, а также исправить эти проблемы могут тренировки речевого дыхания.

Тренировки речевого дыхания в игре

Тренировки речевого дыхания , как и артикуляционную гимнастику можно проводить в любое время и при разных ситуациях. Например: когда читаете малышу сказки, стихотворения. Если, к примеру, в тексте упоминается ветер - тут Вы учите кроху дуть - дуйте в воздух со звуком, он наверняка начнет вторить Вам. А также научите ребенка дуть на горячее, вдыхать нужно носом, а выдыхать - ртом, также можно научить согревать дыханием поднесенные к губам замерзшие ручки.

Примеры игровых упражнений для развития речевого дыхания:

. Упражнение «Снежинка»

Сделайте для ребенка крохотный кусочек распушенной ватки, или вырежьте из бумажки: «Это снежинка! Когда дует ветер - она летает!» - дуйте на нее (округленными губами, плавно), а вдыхайте через нос.

. Упражнение «Бабочка»

Вырежьте из бумаги бабочку, прикрепите к ее на ниточку, она очень натурально порхает, если на нее подуть. Дуть нужно долго, стараться плавно выдыхать весь воздух.

. Упражнение «Дерево»

Достаточно вырезать из бумаги несколько полосок, приклеить их к палочке или карандашу - вот и получилось дерево! И пусть Ваш «ветер» будет колыхать «листья».

. Упражнение «Задуваем свечку»

Тренируемся к предстоящему дню рождения - подуйте вместе на пламя свечки. Дуйте плавно и легко. Выдох не был резким,

. Упражнение «Ветряная мельница»

Приобретите вертушку или игрушечную мельницу, и научите кроху дуть на нее так, чтобы ее крылья-лопасти быстро и долго вертелись.

. Упражнение «Перелеты птиц»

Для этого упражнения нужно вырезать из бумаги птичек, положить их у самого края стола. При команде: «птички полетели», дуйте вместе. Дуть нужно стараться только один раз, и выдох должен быть максимально долгим, выиграет та птичка - которая улетит дальше других.

. Упражнение «Играем в собачку»

Покажите малышу, как дышит собачка, если ей жарко: высуните язык, дышите шумно, быстро. А затем покажите - как она может обнюхивать носиком - учащенно дыша носом.

. Упражнение «Дудочка»

Дуть в дудочку или свисток - замечательное развлечение для любого малыша!!!

. Упражнение «Одуванчик»

На прогулке сорвите отцветший одуванчик и научите ребенка дуть на него, сдувая пушинки-семена. Следите за тем, чтобы ребенок упруго и хорошо надувал щечки.

. Упражнение с водой «Буря»

Эксперимент: малыш дует в соломинку (для коктейлей), а другой ее конец опущен в воду (или напиток) - вот какая «буря» в стакане получается!

. Упражнение «Ароматный цветочек»

Часто дети не различают понятия вдох и выдох, а также вдох и выдох - ртом и носом. Попробуйте научить кроху нюхать цветочек - сделайте утрированный вдох носом, а затем с блаженством выдохните: «А-а-а!».

На этом все - не огорчайтесь, если с первого раза у Вашего ребенка не получается то или иное упражнение. Будьте терпеливы, и чаще хвалите действия малыша. Будьте уверенны - при регулярных занятиях по артикуляционной гимнастике и развитию речевого дыхания - Вас ждет непременный успех.

Развивать речь ребенка с раннего возраста, значит помочь ему быстрее научиться выражать словами свои мысли и желания! Чем лучше вы будете понимать друг друга, тем меньше у малыша останется поводов для капризов и истерик.

Чтобы ребёнок научился говорить, т.е. произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика. Мы предлагаем Вам примеры такой гимнастики для развития речи у ребенка.

Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно регулярно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.

2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

6. Лучше всего артикуляционную гимнастику выполнять сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом, но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Упражнения для развития речи ребенка (артикуляционная гимнастика)

Статические упражнения для языка

1. Птенчики

Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

2. Лопаточка

Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

3. Иголочка (Стрелочка. Жало)

Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

4. Горка (Киска сердится).

Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

5. Грибок.

Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

Динамические упражнения для языка

Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.

Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

3. Футбол (Спрячь конфетку)

Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.

4. Лошадка

Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

5. Оближем губки

Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

Упражнения для развития подвижности нижней челюсти

1. Трусливый птенчик

Широко открывать и закрывать рот, так чтобы тянулись уголки губ. Челюсть опускается примерно на расстояние ширины двух пальцев. Язычок-«птенчик» сидит в гнездышке и не высовывается. Упражнение выполняется ритмично.

На счет «один» челюсть опускается, на «два» – челюсть двигается вправо (рот раскрыт), на счет «три» – челюсть опущена на место, на «четыре» – челюсть двигается влево, на «пять» – челюсть опущена, на «шесть» – челюсть выдвигается вперед, на «семь» – подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты. Делать упражнение нужно медленно и осторожно, избегая резких движений.

3. Обезьяна

Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку.

4. Дразнилки

Широко, часто открывать рот и произносить: па-па-па.

5. Протяжно (на одном выдохе) произнесите гласные звуки:

яяяяяяяяяяяяяя

ооооооооооооо

иииииииииииии

аааааэээээ

ооооояяяяя

аааааиииииэээээоооооо

Следите за тем, чтобы при произнесении звуков раскрытие рта было достаточно полным.

В процессе выполнения упражнений следите за тем, чтобы нижняя челюсть опускалась свободно вниз, гласные звуки сначала произносите немного подчеркнуто.

Тренировка мышц глотки и мягкого неба

1. Имитировать полоскание горла с запрокинутой головой. Полоскать горло тяжелой жидкостью (киселем, соком с мякотью, кефиром).

2. Глотать воду маленькими порциями (20 – 30 глотков). Глотать капли воды, сока.

3. Подражать:

– мычанию,

– свисту.

4. Выдвинуть язык к подбородку, втягивать его в рот с преодолением сопротивления. Взрослый пытается удержать язык ребенка вне рта.

5. Надувать резиновые игрушки, пускать мыльные пузыри.

Не огорчайтесь, если некоторые упражнения из артикуляционной гимнастики по развитию речи не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: «Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем». Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится.

Марина Суздалева

Мамы, всерьез занимающиеся развитием речевых навыков своих детей, знают, что формирование и становление речи во многом обусловлено уровнем развития мышц артикуляционного аппарата. В логопедической практике существуют специальные комплексы упражнений, направленные на тренировку мышц, входящих в артикуляционный аппарат, а именно губ, языка, щек, челюстей, неба и т.д. Такие комплексы упражнений получили название артикуляционная гимнастика .

Помимо тренировки и укрепления мышц артикуляционного аппарата, в ходе данной гимнастики отрабатываются необходимые компоненты составляющих артикуляции звука, тем самым происходит коррекция неправильного произношения.

Когда и как делать артикуляционную гимнастику

Артикуляционной гимнастикой можно заниматься с детками в возрасте примерно от 2-х лет с целью профилактики нарушений звукопроизношения, а в более старшем возрасте для корректировки уже имеющихся нарушений.

Важное условие эффективности логопедической гимнастики – регулярность. Лучше всего проводить короткие упражнения для губ и язычка несколько раз в день буквально по несколько минут. Желательно делать это перед зеркалом, обращая особое внимание на соблюдение техники выполнения упражнений. Во время выполнения движений артикуляционной гимнастики не следует излишне напрягать мышцы артикуляционного аппарата и сопровождать упражнения лишними движениями. Важна плавность и четкая координация движений губ, языка и других органов артикуляции.

Для детей раннего возраста упражнения артикуляционной гимнастики необходимо сопровождать игровым компонентом, чтобы повысить мотивацию ребенка к правильному выполнению движений. Например, Вы можете вместе:

  • надувать щеки как хомячки
  • вытягивать губы трубочкой как хоботок у бабочки
  • фыркать как лошадка и т.д.

Игровые упражнения для артикуляционной гимнастики

Варенье

Рот открыт. Губы растянуты в улыбке. Широким передним крем языка нужно облизать верхнюю губу (язык двигается сверху вниз), затем язык втянуть в рот, к центру неба.

Внимание! При втягивании боковые края языка скользят по зубам, кончик языка поднят. Нижняя челюсть неподвижна, губы не натягиваются на зубы.

Качели

Рот открыт. Губы — в улыбке. Широким языком выполнять следующие движения:

— поднимать к верхней губе и опускать к нижней губе;

— вставить между верхними зубами и губой, потом между нижними зубами и губой;

Пирожок

Рот открыт. Губы растянуты в улыбке. Высунуть широкий язык, подняв его боковые края вверх (при этом посередине языка образуется продольная впадина). Удерживать такое положение языка на счет от 1 до 5.

Внимание! Губы неподвижны.

Снежинки

Губы растянуты в улыбке. Удерживая широкий кончик языка на нижней губе сдувать ватку или перышко.

Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?

Внимание! Нижняя губа не натягивается на нижние зубы. Щеки не надуваются, струя воздуха узкая, идет по средней линии языка.

Чистим зубки

Рот открыт. Губы растянуты в улыбке, зубы видны. «Чистим» кончиком языка нижние зубы с внутренней стороны, выполняя движения из стороны в сторону, затем сверху вниз.

Внимание! Губы неподвижны. Язык движется у десен, а не скользит по верхнему краю зубов.

Маляр

Рот открыт. Губы растянуты в улыбке. «Рисовать» на небе широким кончиком языка, делая движения назад — вперед (от зубов к мягкому небу (горлу) и обратно).

Внимание! Язык не сужается, доходит до внутренней поверхности верхних резцов и не высовывается изо рта, губы не натягиваются на зубы, нижняя челюсть неподвижна.

Достань язычком до кончика носа

Рот открыт. Губы растянуты в улыбке. Широкий язык поднимать к носу, одновременно прижимая его к верхней губе.

Внимание! Язык не сужается, губы и нижняя челюсть неподвижны.

Фокусник

Рот открыт. Губы растянуты в улыбке. На кончик носа положить ватку. Сдувать ее, удерживая язык в положении — боковые края и кончик подняты, средняя часть спинки языка прогибается вниз.

Внимание! Нижняя челюсть неподвижна, губы не натягиваются на зубы, ватка летит вверх.

Выполняйте по 2-3 упражнения из предложенного комплекса артикуляционной гимнастики несколько раз в день.

Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков в этом видео:

Вам также может быть интересно:

А Вашему малышу нравится делать зарядку для язычка? Поделитесь в комментариях!